Главные вкладки

    Влияние эмоциональной тревожности на самооценку дошкольника
    материал (старшая группа) на тему

    Сошникова Юлия Сергеевна

    В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте. До этого она является производной широкого круга нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму “замкнутого психологического круга”, ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки, способствует увеличению и сохранению тревожности.

    Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти “возрастные пики тревожности” являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей.

    В “возрастные пики тревожности” тревожность выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Но тревога дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Поэтому знания причин возникновения повышенной тревожности, приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей дошкольного возраста.

    Объект изучения: нарушение эмоциональной сферы личности дошкольника.

    Предмет изучения:  методы и приёмы нормализации эмоциональной сферы дошкольников.

    Цель работы: изучить особенности проявления тревожности на самооценку у детей дошкольного возраста.

    Задачи:

    1.     Дать психологическую характеристику детской тревожности и самооценки

    2.     Изучить влияние тревожности на самооценку ребенка.

    3.     Подобрать диагностический и коррекционный материал

    При написании работы использовались методы: анализ и синтез психолого – педагогической и методической литературы по данной теме.

    Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, главы 1 «психолого- педагогическое обоснование тревожности», главы 2 «особенности самосознания и самооценки ребёнка»,  главы   3 «диагностика и коррекция тревожности у детей дошкольного возраста», заключения, списка литературы, приложения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Оглавление

    Введение        3

    Глава 1 . Психолого – педагогические представления о

    тревожности и самооценке.        5

    1.1. Понятие тревожности        5

    1.2.Исследование тревожности и самооценки в трудах ученых        6

    1.3. Психологические особенности тревожного ребёнка        11

    Глава 2. Особенности самосознания и самооценки дошкольника        13

    2.1.Формирование самооценки.        13

    2.2. Влияние мотивационной сферы на изменение самооценки.        16

    2.3.Влияние тревожности на самооценку ребенка и статусное

    положение ребенка в группе.        20

    Глава 3. Диагностика тревожности и самооценки у детей

    дошкольного возраста        23

    3.1. Основные принципы психодиагностической работы с дошкольниками        23

    3.2. Методики по выявлению тревожности у детей дошкольников.        24

    3.3. Результаты исследования        37

    Заключение        43

    Список используемой литературы        45

    Приложение        47


    Введение

    В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте. До этого она является производной широкого круга нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму “замкнутого психологического круга”, ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки, способствует увеличению и сохранению тревожности.

    Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти “возрастные пики тревожности” являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей.

    В “возрастные пики тревожности” тревожность выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Но тревога дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Поэтому знания причин возникновения повышенной тревожности, приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей дошкольного возраста.

    Объект изучения: нарушение эмоциональной сферы личности дошкольника.

    Предмет изучения:  методы и приёмы нормализации эмоциональной сферы дошкольников.

    Цель работы: изучить особенности проявления тревожности на самооценку у детей дошкольного возраста.

    Задачи:

    1. Дать психологическую характеристику детской тревожности и самооценки
    2. Изучить влияние тревожности на самооценку ребенка.
    3. Подобрать диагностический и коррекционный материал

    При написании работы использовались методы: анализ и синтез психолого – педагогической и методической литературы по данной теме.

    Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, главы 1 «психолого- педагогическое обоснование тревожности», главы 2 «особенности самосознания и самооценки ребёнка»,  главы   3 «диагностика и коррекция тревожности у детей дошкольного возраста», заключения, списка литературы, приложения.


    Глава 1.        Психолого – педагогическое обоснование тревожности.

    1. Понятие тревожности

    В психологическом словаре дано следующее определение. Тревожность1 - это "индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают".

    Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства.

    К. Изард2 объясняет различие терминов "страх" и "тревога" таким образом: тревога - это комбинация некоторых эмоций, а страх - лишь одна из них. Страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от одного года до трех лет нередки ночные страхи, на 2-м году жизни, по мнению А. И. Захарова, наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с этим страх медицинских работников). В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. В 5-7 лет ведущим становится страх смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего боятся "быть

    1 - АракеловН., Шишкова Н. “Тревожность: методы ее диагностики и коррекции” // Вестник МУ, сер. Психология – 1998 - №1 – с. 18

    2 - Изард К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой.- М.:Изд-во МГУ, 1980г.

    не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают" (А. И. Захаров). Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка.

    Причины детской тревожности

    До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.

    Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

    Интересен тот факт, что после развода родителей, когда, казалось бы, в семье закончились скандалы, уровень тревожности ребенка не снижается, а, как правило, резко возрастает.

    Психолог Е. Ю. Брель выявила и такую закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет.

    Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка.

    1. Исследование тревожности и самооценки в трудах ученых

    Понимание тревожности было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство черту личности или темперамента.

    По определению Р.С. Немова1 «Тревожность – постоянно или ситуативно  проявляемое  свойство  человека приходить в состоянии беспокойства испытывать страх  и тревогу в специфически социальных ситуациях».

    По определению А.В. Петровского: “Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психологической травмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности”.

    Основатель психоанализа З. Фрейд2  утверждал, что человек имеет несколько врожденных инстинктов, которые являются движущей силой поведения человека, определяют его настроение, а столкновение биологических инстинктов с социальными запретами порождает неврозы и тревожность.

    По мнению Адлера, в основе невроза лежат такие механизмы, как страх, боязнь жизни, боязнь трудностей, а также стремление к определенной позиции в группе людей, которую индивид в силу каких-либо индивидуальных особенностей или социальных условий не мог добиться и это вызывает чувство тревожности.

    В теории К. Хорни главные источники тревоги и беспокойства личности  -  результатат неправильных человеческих отношений. В книге “Невротическая личность нашего времени” Хорни насчитывает 11 невротических потребностей (К. Хорни, 1997):

    1. Невротическая потребность в привязанности и одобрении, желание нравиться другим, быть приятным.

    1 - Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш.пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. - М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995г. -576с.

    2 - Фрейд З. психология бессознательного. – М.; 1989 – с. 57 – 104

    1. Невротическая потребность в “партнере”, который исполняет все желания, ожидания, боязнь остаться в одиночестве.
    2. Невротическая потребность ограничить свою жизнь узкими рамками, оставаться незамеченным.
    3. Невротическая потребность власти над другими посредством ума, предвидения.
    4. Невротическая потребность эксплуатировать других, получать лучшее от них.
    5. Потребность в социальном признании или престиже.
    6. Потребность личного обожания. Раздутый образ себя.
    7. Невротические притязания на личные достижения, потребность превзойти других.
    8. Невротическая потребность в самоудовлетворении и независимости, необходимости ни в ком не нуждаться.
    9. Невротическая потребность в любви.
    10. Невротическая потребность в превосходстве, совершенстве, недосягаемости.

    К. Хорни1 считает, что при помощи удовлетворения этих потребностей человек стремится избавиться от тревоги, но невротические потребности не насыщаемы, удовлетворить их нельзя, а, следовательно, от тревоги нет путей избавления.

    В большой степени К. Хорни близок С. Салливен - создатель “межличностной теории”. Личность не может быть изолирована от других людей. Ребенок с первого дня рождения вступает во взаимоотношение с людьми и в первую очередь с матерью. Все дальнейшее развитие и поведение индивида обусловлено межличностными отношениями. Салливен считает, что у человека

    1 - Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ: Пер. с англ. / Общ. ред. Т.В. /. Бурменской – М.: Изд-кая группа “Прогресс”, 1993 – с. 33 – 48.        

    есть исходное беспокойство, тревога, которая является продуктом межличностных (интерперсональных) отношений.

    Салливен рассматривает тревожность не только как одно из основных свойств личности, но и как фактор, определяющий ее развитие. Возникнув в раннем возрасте, в результате соприкосновения с неблагоприятной социальной средой, тревога постоянно и неизменно присутствует на протяжении всей жизни человека. Избавление от чувства беспокойства для индивида становится “центральной потребностью” и определяющей силой его поведения. Человек вырабатывает различные “динамизмы”, которые являются способом избавления от страха и тревоги.

    Основной конфликт личности и основную тревогу Роджерс выводит из соотношения двух систем личности – сознательной и бессознательной. Если между этими системами имеется полное согласие, то у человека хорошее настроение, он удовлетворен собой, спокоен. И наоборот - это противоречие – основной источник тревожности.

    Объяснение склонности к тревоге с точки зрения физиологических особенностей, свойств нервной системы мы находим у отечественных психологов. Так, в лаборатории Павлова И.П., было обнаружено, что, скорее всего нервный срыв под действием внешних раздражителей происходит у слабого типа, затем у возбудимого  и меньше всего подвержены срывам сильный  уравновешенный тип с хорошей подвижностью.

    Значимый вклад в изучение самооценки внесли С.Л. Рубинштейн (1973), Л.И. Божович (1955, 1979, 1995), А. Н. Леонтьев (1975); И. И. Чеснокова (1977); В. В. Столин (1983); И. С. Кон (1987, 1989); Р. Бернс (1986); К. Роджерс (2007); Л. В. Бороздина, О. Н.  Молчанова (2006), К. Хорни и многие другие1.

    Л.В. Бороздина, предложила модель, где самооценка включена в структуру самосознания и определяется как оценка человеком себя или  собственного потенциала в целом. В отечественной психологии самооценка рассматривается в

    1 - Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). – СПб: Питер Ком, 1999. – 608 с. – (серия «Мастера психологии »).

    связи с развитием самосознания и является, в основном, предметом возрастной психологии. Одним из направлений исследования самооценки является ее связь с различными личностными свойствами, в частности, с личностной тревожностью.

    В работах К. Хорни имеются указания двоякого рода, выходящие на тему самооценки. Во-первых, источником тяжелых переживаний – тревожности и страхов, по её убеждению, является постоянная необходимость сравнения себя с другими, притязания, с одной стороны, и реальные оценки возможности своего неуспеха или успеха других с другой. Во-вторых, обсуждается идеализированная самооценка, как своего рода невротический конфликт, идеализированная оценка ведет к искаженному «образу Я», не дает возможности невротику реально понять и принять себя. Причины подобных конфликтов автор видит в неудачном развитии взаимоотношений в детском возрасте.

    Карл Роджерс, основатель «терапии, центрированной на клиенте», утверждал, что основной проблемой в жизни каждого человека является понимание и принятие самого себя. Роджерс отмечал, что в процессе терапии происходит уменьшение различий между «Я - реальным» (то, чем Я являюсь сейчас) и «Я - идеальным» (то, чем Я хотел бы стать). После терапии происходит снижение внутренней напряженности, многие эмоциональные проблемы разрешаются, меняется представление о себе, появляется внутренние спокойствие, принятие, понимание себя, большая ответственность за свои поступки. «Новый взгляд на индивида был предложен представителями символического интеракционизма

    Ч. Кули и Д. Мид. Индивида они рассматривали в рамках социального взаимодействия.  «Я – каким - меня - видят – другие» и «Я – каким – я сам – себя – вижу» достаточно сходны по своему содержанию. Представление индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияет на его «Я – концепцию».

    Согласно позиции Д. Мид, - индивид воспринимает себя в соответствии с теми характеристиками и ценностями, которые приписывают ему другие. При этом именно общество обусловливает форму и содержание процесса формирования «Я – концепции». Оценки окружающих выступают в качестве существенных факторов, влияющих на самооценку человека, но не предопределяют её.

    1. Психологические особенности тревожного ребёнка

    В группу детского сада (или в класс) входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей. Это тревожный ребенок. Таких детей в детском саду и в школе немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями "проблемных" детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, как на ладошке, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

    Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

    Тревожность окрашивает в мрачные тона отношение к себе, другим людям и действительности. Ребенок уже не только не уверен в себе, но и недоверчив ко всем и к каждому. Для себя тревожный ребенок не ожидает ничего хорошего. И все это при обостренном и больном чувстве собственного достоинства. Теперь он все преломляет через призму тревожности, мнительности. Тревожные дети, если у них хорошо развиты игровые навыки, могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто такие дети крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или же напротив, назойливые, озлобленные. Также причиной непопулярности является их безынициативность из-за своей неуверенности в себе, эти дети не всегда могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности тревожных детей является то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. Также в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Такой ребенок будет обижаться и жаловаться, фальшивить и обманывать. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к  людям вообще.


    Глава 2. Самосознание и самооценка дошкольника

    1. Формирование самооценки

     Одной из сторон развития мотивов поведения в дошкольном возрасте является повышение их осознанности. Ребенок начинает отдавать себе все более ясный отчет в побудительных силах и последствиях своих поступков. Это становится возможным в связи с тем, что у дошкольника развивается самосознание — понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, т. Е. в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности.

    Самооценка, важнейший компонент целостного самосознания личности, выступает необходимым условием гармонических отношений человека, как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общении и взаимодействие.

    Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих  возможностей способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям.

    Для самого человека, субъективно, личность – это «Я». Мы думаем, размышляем о себе, даем себе отчет в своих поступках. Процесс осознания себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств называется самосознанием.

    Предпосылка развития самосознания — отделение себя от других людей, которое происходит уже в конце раннего детства.

    Самосознание личности начинает формироваться очень рано. Оно основывается на тех элементарных ощущениях младенца, которые возникают, когда, он направляет действия на самого себя. Еще И.М. Сеченов выделял возникающее в результате этого «цельное самоощущение», как первичную форму самосознания.

    Самосознание развивается. Ребенок начинает говорить о себе «Я», узнавать себя в зеркале и на фотографиях (это происходит у разных детей в разное время, но, как правило, непозднее 2,5-3 лет). Постепенно он начинает осознавать себя как причину происходящих вокруг него и с ним событий.

    Начинает осознавать себя как субъекта собственных действий и поступков. Понимать свои потребности, желания. Он стремится выразить себя через собственные действия («Я сам!»). С этим связан так называемый кризис трех лет.

    Важное влияние на развитие самосознания оказывает исполнение роли в играх, когда ребенок начинает четко отличать себя от исполняемой им в игре роли. В 6-7 лет происходит еще один существенный сдвиг в самосознании – ребенок начинает смотреть на себя как бы со стороны, представлять, как, он выглядит в глазах окружающих. Он смущается и от этого «кривляется». Недаром этот период носит название «кризиса непосредственности. Важные новообразования в развитии самосознания, связанные с зарождением самооценки, происходят в конце раннего возраста. Ребенок начинает осознавать собственные желания, отличающиеся от желания взрослых, переходит от обозначения себя в третьем лице к личному местоимению первого лица – « Я «. Это ведет к рождению потребности действовать самостоятельно, утверждать, реализовывать свое «Я». На основе представлений ребенка о своем «Я» начинает формироваться самооценка.

    Вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам факт, что он существует, по-настоящему ничего не зная о себе, о своих качествах. Стремясь быть, как взрослый, ребенок раннего возраста не учитывает своих реальных возможностей. Это достаточно явно обнаруживается в период кризиса трех лет.

    В дошкольный период самооценка ребенка интенсивно развивается. Решающее значение в формировании самооценки на первых этапах становления личности имеет общение ребенка со взрослыми. Вследствие отсутствия адекватного знания своих возможностей ребенок первоначально на веру принимает его оценку, отношение и оценивает себя как бы через призму взрослых, целиком ориентируется на мнение воспитывающих его людей.

    Нет еще сколько-нибудь обоснованного и правильного мнения о себе и у младшего дошкольника, который попросту приписывает себе все положительные, одобряемые взрослыми качества, часто даже не зная, в чем они заключаются. Когда одного ребенка, утверждающего, что он аккуратный, спросили, что это значит, он ответил: «Я не боюсь». Другие дети, тоже гордящиеся своей аккуратностью, на этот вопрос отвечали: «Не знаю».

    Для того чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. А это происходит, как мы уже знаем, далеко не сразу. В этот период, оценивая сверстников, ребенок просто повторяет мнения, высказанные о них взрослыми. То же самое происходит и при самооценке («Я хороший, потому что мама так говорит»).

    Самостоятельная оценка ребенком других людей, их поступков и качеств первоначально зависит от его отношения к этим людям. Это проявляется, в частности, в оценке поступков персонажей рассказов, сказок. Любой поступок «хорошего», положительного героя оценивается как хороший, «плохого» — как плохой.

    Но постепенно оценка поступков и качеств персонажей отделяется от общего отношения к ним, начинает строиться на понимании ситуации и того значения, которое имеют эти поступки и качества. Прослушав сказку «Теремок», ребенок отвечает на вопросы: «Хорошо или плохо поступил медведь?» — «Плохо»: «Почему он плохо сделал?» — «Потому что раздавил теремок». «Тебе медведь нравится или нет?» — «Нравится. Я люблю мишек».

    По мере усвоения норм и правил поведения они становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Но приложить эти мерки к себе самому оказывается гораздо труднее. Переживания, захватывающие ребенка, толкающие его на те, или иные поступки, заслоняют от него действительный смысл совершенных поступков, не позволяют беспристрастно их оценивать. Такая оценка становится возможной только на основании сравнения своих поступков, качеств с возможностями, поступками, качествами других. Умением сравнивать себя с другими ребенок овладевает к старшему дошкольному возрасту, и это служит основой правильной самооценки.

    Элементы самостоятельного представления о себе начинают формироваться несколько позже. Впервые появляются они в оценке не личностных, моральных качеств, а предметных и внешних. В этом проявляется неустойчивость представлений о другом и о себе вне ситуации узнавания.

    Постепенно изменяется предмет самооценки. Существенным сдвигом в развитии личности дошкольника является переход от предметной оценки другого человека к оценке его личностных свойств и внутренних состояний самого себя. [10, с. 56] Во всех возрастных группах дети обнаруживают способность объективнее оценивать других, нежели самих себя. Однако здесь наблюдаются определенные возрастные изменения. В старших группах можно заметить детей, которые оценивают себя с положительной стороны косвенным путем. Например, на вопрос «Какая ты: хорошая или плохая?» они обычно отвечают так: - Я не знаю… Я тоже слушаюсь». Ребенок же младшего возраста на этот вопрос ответит: «Я самый хороший».

    1. Влияние мотивационной сферы на изменение самооценки

    Изменения в развитии самооценки дошкольника в значительной степени связаны с развитием мотивационной сферы ребенка. В процессе развития личности ребенка меняется иерархия мотивов. Ребенок переживает борьбу мотивов, принимает решение, затем отказывается от него во имя более высокого мотива. То, какие именно мотивы оказываются ведущими в системе, отчетливо характеризуют личность ребенка. Дети в раннем возрасте совершают поступки по непосредственному указанию взрослых. Совершая объективно положительные поступки, дети не дают себе отчета в их объективной пользе, не осознают своего долга по отношению к другим людям. Чувство долга зарождается под влиянием той оценки, которые дают взрослые поступку, совершенному ребенком. На основе этой оценки у детей начинает развиваться дифференцировка того, что хорошо и что плохо. В первую очередь они учатся оценивать поступки других детей. Позднее дети в состоянии оценить не только поступки сверстников, но и свои собственные поступки.

     Появляется умение сравнивать себя с другими детьми. От самооценки внешнего вида и поведения ребенок к концу дошкольного периода все чаще переходит к оценке своих личностных качеств, отношений с окружающими, внутреннего состояния и оказывается способным в особой форме осознать свое социальное «Я», свое место среди людей. Достигая старшего дошкольного возраста ребенок уже усваивает моральные оценки, начинает учитывать, с этой точки зрения, последовательность своих поступков, предвосхищать результат и оценку со стороны взрослого. Дети шестилетнего возраста начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и окружающих.

    Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам.

    Старшие дошкольники достаточно верно осознают свои достоинства и недостатки, учитывают отношение к ним со стороны окружающих. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам. Вместе с тем ребенок становится способным и к тому, чтобы намеренно пользоваться отношением окружающих к тем или другим его качествам и поступкам. В этом возрасте дети, как правило, прекрасно осознают упрямство как нарушение норм поведения и проявляют упрямство сознательно только по отношению к тем взрослым, которые идут на уступки. Ребенок может в отношениях с матерью играть роль ребенка, подчеркивая свои детские черты, вызывающие у нее любовь и умиление, и добиваться таким способом получения всяких удовольствий.

    В этом возрасте ребенок может нарочито лгать себе на пользу, завидовать и, сознавая зависть как недостаток, скрывать ее от окружающих. При всем том дошкольник не может долго сосредоточиваться на своих недостатках, как, впрочем, и на достоинствах. Рефлексия ребенка хотя и развита в достаточной мере, но он обращен к внешнему миру в большей степени, чем на самого себя.

    Для шестилеток характерна в основном еще не дифференцированная завышенная самооценка. К семилетнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается. Появляется отсутствующая ранее оценка сравнивания себя с другими сверстниками.

    Недифференцированность самооценки приводит к тому, что ребенок шести-семи лет рассматривает оценку взрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, поэтому использование порицаний и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено. В противном случае у них появляется заниженная самооценка, неверие в свои силы, отрицательное отношение        к учению.

    Неадекватная заниженная самооценка также может сформироваться у ребенка как результат частого неуспеха в какой-то значимой деятельности. Существенную роль в ее формировании играет демонстративное подчеркивание этого неуспеха взрослыми или другими детьми.


    Причины появления у ребенка заниженной самооценки:

    Объективные недостатки: низкий рост, непривлекательная внешность и т.д.

    Вымышленные недостатки: мнимая полнота, кажущееся отсутствие способностей, неуспех в общении, низкий социометрический статус в группе, непопулярность среди сверстников, угроза отчуждения в детстве, нелюбовь родителей, воспитание в «ежовых рукавицах» и т.п., чрезмерная чувствительность к внешним оценкам, исходящим от значимых других и т.д.

    Дети с заниженной самооценкой переживают чувство неполноценности, как правило, они не реализуют своих потенций, т.е. неадекватная заниженная самооценка становится фактором, тормозящим развитие личности ребенка.

    Особо надо указать на жизнь ребенка дошкольного возраста во времени. Уже в раннем возрасте малыш, осознав себя как некую самоценную индивидуальность (Я — Петя — хороший — мальчик), начинает активно интересоваться своей персоной в прошлом («Расскажи, как я был маленьким»), относясь к себе в этом прошлом с пониманием, симпатией и снисходительностью. Вместе с тем он стремится видеть себя и в будущем («Когда я буду большим…») в ореоле положительных качеств. В дошкольном возрасте этот интерес к себе во времени (прошлом, настоящем, будущем) возрастает и углубляется. Теперь он не только обращается ко взрослому за рассказами о себе в прошлом, но и вспоминает о себе сам. О себе в прошлом он легче судит объективно (ведь это было, когда он был маленьким), что позволяет ему высказывать о себе и критические замечания. О себе в будущем он судит с надеждой на свершение самых невероятных ожиданий, его будущее светло: ведь в нем он не успел совершить никаких проступков. Для ребенка его прошлое, настоящее и будущее начинают выступать как возможность осознать себя в жизни, оценить себя в прошлом и представить в будущем. Перспектива, которая открывается перед ребенком в жизни, становится его достоянием и по-своему определяет развитие его личности. Ребенок совместно с близким ему взрослым строит установки на себя в будущем. Конечно, он будет хорошим (добрым) и успешным. Будет настоящим — сильным, волевым, умным, если он мальчик, и привлекательной (красивой) умницей-благоразумницей, если девочка. Он, безусловно, всегда будет заботиться о своих близких, всегда любить свою маму. Он сделает все, чтобы на земле был мир и не было бы войны, чтобы все были здоровы и счастливы. Он станет космонавтом, врачом, садовником и даже всемогущим волшебником. Нормально развивающийся ребенок полон благих намерений в будущем, что дает ему основание на положительную самооценку и стремление быть хорошим по отношению к окружающим людям еще сегодня.

    1. Влияние тревожности на самооценку ребенка и статусное положение ребенка в группе

    Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. Существует определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность, назначение которой является обеспечение безопасности субъекта на личностном уровне. Уровень тревожности показывает внутреннее отношение ребенка к определенному типу ситуаций и дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду,        школе.

    Когда же этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о появлении повышенной тревожности. Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. У детей с данным уровнем тревожности формируется установочное отношение к себе как к слабому, неумелому. В свою очередь это порождает общую установку на неуверенность в себе. Ребенок боится совершить ошибку, в нем нет уверенности цельного человека. Неуверенность в себе – одно из проявлений заниженной самооценки. Например, родители внушили ребенку, что он — «гадкий утенок». Сформировалась заниженная установка, и умный ребенок начинает считать себя безнадежно глупым, красивый — безобразным, ладный — нескладным.. Он стесняется самого себя, затаенно и мучительно презирает себя, чувствует вину перед сильными и красивыми родителями. Возникает внутренний конфликт — это столкновение позиций сознания и установок в неосознаваемой сфере психики. Так, к примеру, у ребенка сложился осознаваемый принцип: «Надо помочь другу в беде, потому что он прав».В сознании повелительный стимул — «надо», а из неосознаваемого установка: «не надо, опасно» — и ребенок растерялся. Или, наоборот, в неосознаваемом звучит внушенная отцом установка: «товарища надо выручать из беды любой ценой». Однако сознание этого ребенка ориентировано на невмешательство. И он, решая умом, остается в стороне, не вмешивается, но внушенная отцом установка будоражит его, вызывает у него стыд. И ребенка мучают угрызения совести. Так рождаются нерешительность, тревожность. Ребенок боится совершить ошибку, он не уверен в себе. Внутренний конфликт порождает у него тревогу и депрессию.

    Личность с повышенным уровнем тревожности, а именно с личностной тревожностью склонна воспринимать угрозу своей самооценке. Как правило, у нее формируется неадекватная заниженная самооценка. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе в таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Очевидно, что дети, имеющие такую самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости.


    Педагогические рекомендации

    1.        Чтобы существенно снизить тревожность ребенка, необходимо педагогам и родителям, воспитывающим ребенка, обеспечить реальный успех ребенка в какой-либо деятельности (рисование, игра, помощь по дому и др.). Ребенка нужно меньше ругать и больше хвалить, причем не сравнивая его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов (сегодня нарисовал лучше чем вчера; быстрее убрал игрушки и т.д.);

    2.        Необходим щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребенка невелики. Например, если он медленно одевается, не нужно постоянно фиксировать на этом его внимание. Однако, если появился хотя бы малейший успех, обязательно нужно его отметить;
    3.        Больше обращать внимание на обстановку, которая складывается дома и в детском саду. Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми тоже могут способствовать снижению общей тревожности ребенка.

    4.        Необходимо изучить систему личных отношений детей в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат.

    5.        Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо воспитателю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.


    Глава 3.        Диагностика тревожности и самооценки у детей дошкольного возраста

    1. Основные принципы психодиагностической работы с дошкольниками

    Методические приемы для проведения диагностического обследования ребенка должны быть по возможности краткими — экспресс-методиками, удобными для быстрого изучения той или иной сферы личности ребенка.

    Перед началом диагностического обследования ребенка с целью установления первоначального контакта с ним рекомендуется проводить так называемое диагностическое интервью, которое может касаться любой темы. Психолог должен хорошо владеть методикой его проведения. В книге И.Шванцара «Диагностика психического развития» описаны общие рекомендации к проведению диагностического интервью с детьми. Обычно интервью отличается следующей структурой:

    а)  введение — привлечение ребенка к сотрудничеству «настройка»;

    б)  свободные, неуправляемые высказывания ребенка;

    в)  общие вопросы типа «Ты можешь мне рассказать что-нибудь о себе», «Меня бы интересовало, раз мы уже немного познакомились, как ты играешь с детьми?» и т.п.;

    г) подробное исследование;

    д) попытка ослабить напряжение и заключение с выражением признательности ребенку;

    Во время диагностического интервью обращаться к ребенку нужно только по имени;

    Вопросы, которые задают ребенку, бывают трех видов:

    а)  прямые, непосредственно касающиеся исследуемого предмета, например: «Ты любишь сливы?»;

    б)  косвенные, снижающие опасность внушения, например: «Как ты поступишь, если на столе стоит ваза со сливами?»;

    в)  прожективные вопросы, которые сочетаются с идентифицированием ребенка с группой или каким-то лицом, например: «Дети любят сливы?».

    Диагностическое интервью не должно быть длительным и скучным. Необходимо применять разные модификации1 в соответствии с возрастом детей и задачами диагностики. Хорошо использовать с этой целью игрушки, бумагу, карандаши, фломастеры; так как дети не умеют описывать свои чувства, им легче их выразить в рисунках. Можно предложить ребенку сыграть сценку, отвечая на вопрос.

    Психолог должен выработать соответствующую систему записи для большей объективности результатов, использование магнитофона с этой целью нежелательно, так как требует значительного времени для переписывания и нередко нарушает характер интервью. После проведения первичного знакомства с ребенком можно начинать собственно психодиагностическое обследование.

    1. Методики по выявлению тревожности у детей дошкольников.

    Для выявления изменений в эмоционально-аффективной сфере можно использовать различные рисуночные методики, например, методику «Нарисуй человека», «Рисунок семьи» или «Дом, Дерево, человек», с помощью которых хорошо диагностируется тревожность и наличие агрессивных тенденций

    1 - Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.: ил.


    Диагностика наличия страхов

    Для диагностики наличия страхов с ребенком можно провести опрос по следующей схеме.

    Вначале задается вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься...»:

    1.  Когда остаешься один?

    2.  Заболеть?

    3. Умереть?

    4.  Каких-то детей?

    5.  Воспитателей?

    6.  Того, что они тебя накажут?

    7.  Бабу Ягу, Кащея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча?

    8.  Страшных снов?

    9.  Темноты?

    10.  Волка, медведя, собак, пауков, змей?

    11.  Машин, поездов, самолетов?

    12.  Бури, грозы, урагана, наводнения?

    13.  Когда очень высоко?

    14.  В маленькой тесной комнате, туалете?

    15.  Воды?

    16.  Огня, пожара?

    17.  Войны?

    18.  Врачей (кроме зубных)?

    19.  Крови?

    20.  Уколов?

    21.  Боли?

    22.  Неожиданных резких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет)?

    На основе полученных ответов на перечисленные вопросы психолог делает вывод о наличии страхов у детей. Когда у ребёнка много разнообразных страхов - это важный показатель приневротического состояния. Таких детей следует в ,первую очередь, относить к группе «риска» и проводить с ними специальную коррекционную работу (желательно рекомендовать таких детей проконсультировать у психоневролога).

    Все перечисленные страхи можно разделить на несколько групп: «медицинские» (боль, уколы, врачи, болезни); страхи, связанные с причинением физического ущерба (неожиданные звуки, транспорт, огонь, пожар, стихия, война); страхи смерти (себя); страхи животных и сказочных персонажей; страхи кошмарных снов и темноты, социально опосредованные страхи (людей, детей, наказания, опоздания, одиночества); «пространственные» страхи (высоты, воды, замкнутые пространства).

    Для того, чтобы сделать безошибочное заключение об эмоциональных особенностях ребенка, психологу необходимо учитывать особенности всей жизнедеятельности ребенка в целом.

    Диагностика тревожности

    В некоторых случаях целесообразно использовать тест тревожности, который позволяет диагностировать тревожность ребенка в возрасте от 4 до 7 лет по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.

    Авторы теста рассматривают тревожность как вид эмоционального состояния, назначение которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне. Повышенный уровень тревожности может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Выявление уровня тревожности позволяет оценить внутреннее отношение ребенка к определенному типу ситуаций и дает косвенную информацию о характере взаимоотношения ребенка со сверстниками и взрослыми, в семье, детском саду, Диагностика уровня тревожности ребенка позволяет скорректировать поведение для того, чтобы не травмировать ребенка и при необходимости провести коррекционную работу с целью формирования адекватного уровня тревожности.

    Экспериментальный материал представляет собой 14 рисунков, на которых изображены типичные для жизни дошкольника ситуации:

    1. Игра с младшим ребёнком (ребенок играет с малышом).

    2.  Ребенок и мать с младенцем (ребенок идет рядом с матерью, которая везет коляску с

    младенцем).

    3.  Объект агрессии (ребенок убегает от нападающего на него сверстника).

    4.  Одевание (ребенок сидит на стуле и надевает ботинки).

    5.  Игра со старшим ребёнком.

    6.  Укладывание спать в одиночестве (ребенок идет к своей кроватке, родители сидят в кресле спиной к нему).

    7.  Умывание (ребенок умывается в ванной комнате).

    8.  Выговор (мать, подняв указательный палец, строго выговаривает ребенку за что-то).

    9.  Игнорирование (отец играет с малышом; ребенок стоит в одиночестве).

    10. Агрессивное нападение (сверстник отбирает у ребенка игрушку).

    11.  Собирание игрушек (мать и ребенок собирают игрушки).

    12.  Изоляция (двое сверстников убегают от ребенка, стоящего в одиночестве).

    13.  Ребенок с родителями (ребенок стоит между матерью и отцом).

    14. Еда в одиночестве (ребенок сидит один за столом, держа в руке стакан).

    Каждая из перечисленных жизненных ситуаций выполнена в двух вариантах: для девочки (изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик).

    Рисунки предъявляются ребенку в строго перечисленном порядке. Беседа проводится в отдельной комнате. После предъявления рисунка ребенку психолог спрашивает следующее.

    1.  «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) играет с малышами». (Картинка: «Игра с младшими детьми»).

    2.  «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка, печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом». (Картинка: «Ребенок и мать с младенцем»).

    3. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное?» (Картинка: «Объект агрессии»).

    4. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) одевается». (Картинка: «Одевание»).

    5. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми». (Картинка: «Игра со старшими детьми»).

    6. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) идет спать». (Картинка: «Укладывание спать в одиночестве»).

    7. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) в ванной». (Картинка: «Умывание»).

    8. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное?». (Картинка: «Выговор»).

    9. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное?» (Картинка: «Игнорирование»).

    10.  «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное?» (Картинка: «Агрессивное нападение»).2

    11.  «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки». (Картинка: «Уборка игрушек»).

    12.  «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное?» (Картинка: «Изоляция»).

    13.  «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой». (Картинка: «Ребенок с родителями»).

    14.  «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) ест». (Картинка: «Еда в одиночестве»).

    Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции необходимо чередовать название лица. Не следует задавать ребенку дополнительных вопросов.

    Выбор ребенком соответствующего лица (веселого или грустного) и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе, подготовленном заранее.

    Предлагаемые на рисунках ситуации отличаются по своей эмоциональной окраске.

    Двусмысленные рисунки несут основную проективную нагрузку—то, какой эмоциональный смысл придает им ребенок, указывает на его мироощущение, нормальный или травмирующий опыт общения.

    Протоколы каждого ребенка подвергаются качественному и количественному анализу.

    Количественный анализ. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально-негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

    ИТ=

    Число эмоционально-негативных выборов

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    х

    100%

    14

    По ИТ дети в возрасте от 3,5 до 7 лет подразделяются на 3 группы:

    1.  Высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);

    2.  Средний уровень тревожности (ИТ от 20% до 50%);

    3. Низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

    Качественный анализ. Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 (Одевание), рис. 6 (Укладывание спать в одиночестве) и рис. 14 (Еда в одиночестве): дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, с высокой степенью вероятности будут обладать наивысшим ИТ: дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, предложенных на рис. 2 (Ребенок и мать с младенцем), рис. 7 (Умывание), рис. 9 (Игнорирование) и рис. 11 (Уборка игрушек) с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.

    Наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения «ребенок — ребенок» (Игра с младшими детьми. Объект агрессии. Игра со старшими детьми. Агрессивное нападение. Изоляция). Здесь имеет место наибольшее число отрицательных эмоциональных выборов, причем старшие дети (5—7 лет) проявляют уровень тревожности выше, чем младшие. Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения «ребенок — взрослый» (Ребенок и мать с младенцем. Выговор. Игнорирование. Ребенок с родителями) и в ситуациях, моделирующих повседневные действия (Одевание. Укладывание спать в одиночестве. Умывание. Уборка игрушек. Еда в одиночестве).

    Примечание. Методика показала высокий уровень ее внешней валидности. Уровень тревожности, определяемый на основании методики, высоко коррелирует с уровнем тревожности, полученным на основании отзывов воспитателей и учителей начальных классов (R = 0,56), надежность методики также весьма значительна (г = 0,42).

    Опытный воспитатель, конечно, в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности ( на улице), в общении с другими детьми.

    Чтобы понять ребенка, узнать, чего же он боится, можно попросить родителей, воспитателей заполнить бланк опросника. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут ваше предположение.

    П. Бейкер и М. Алворд советуют присмотреться, характерны ли для поведения ребенка следующие признаки.

    Критерии определения тревожности у ребенка.

    1. Постоянное беспокойство.

     2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

     3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

     4. Раздражительность.

     5. Нарушения сна.

    Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

    С целью выявления тревожного ребенка используется также следующий опросник (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.).

    Признаки тревожности:

    Тревожный ребенок

     1. Не может долго работать, не уставая.

     2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

     3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

     4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

     5. Смущается чаще других.

     6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

     7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

     8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

     9. Руки у него обычно холодные и влажные.

     10. У него нередко бывает расстройство стула.

     11. Сильно потеет, когда волнуется.

     12. Не обладает хорошим аппетитом.

     13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

     14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

     15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

     16. Часто не может сдержать слезы.

     17. Плохо переносит ожидание.

     18. Не любит браться за новое дело.

     19. Не уверен в себе, в своих силах.

     20. Боится сталкиваться с трудностями.


    Суммируйте количество "плюсов", чтобы получить общий балл тревожности.

    Высокая тревожность - 15-20 баллов.

     Средняя - 7-14 баллов.

     Низкая - 1-6 баллов.

    В детском саду дети часто испытывают страх разлуки с родителями. Необходимо помнить, что в возрасте двух-трех лет наличие этой черты допустимо и объяснимо. Но если ребенок и в подготовительной группе постоянно плачет при расставании, не сводит глаз с окна, ожидая каждую секунду появления родителей, на это следует обратить особое внимание. Наличие страха разлуки можно определить по следующим критериям (П. Бейкер, М. Алворд).

    Критерии определения страха разлуки:

    1. Повторяющееся чрезмерное расстройство, печаль при расставании.

     2. Постоянное чрезмерное беспокойство о потере, о том, что взрослому может быть плохо.

     3. Постоянное чрезмерное беспокойство, что какое-либо событие приведет его к разлуке с семьей.

     4. Постоянный отказ идти в детский сад.

     5. Постоянный страх остаться одному.

     6. Постоянный страх засыпать одному.

     7. Постоянные ночные кошмары, в которых ребенок с кем-то разлучается.

     8. Постоянные жалобы на недомогание: головную боль, боль в животе и др. (Дети, страдающие страхом расставания, и в самом деле могут заболеть, если много думают о том, что их тревожит). Если хотя бы три черты проявлялись в поведении ребенка в течение четырех недель, то можно предположить, что у ребенка действительно наблюдается этот вид страха.


    Экспресс-диагностика Павлова и Руденко.

    Тест для определения самооценки «Лесенка».

    Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

     При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.

    Рисунок «лесенки» для изучения самооценки

    Инструкция (индивидуальный вариант)

    При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. ребенку показывают бланк с нарисованной лесенкой. Посмотри на эту лесенку. На саму верхнюю ступеньку ставят самых хороших ребят, на самую нижнюю ступеньку – самых плохих. На средней ступеньке – ни плохих, ни хороших. Чем выше ступенька – тем лучше дети. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? На какую ступеньку тебя поставит воспитательница? На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.

    Обработка результатов и интерпретация

    При анализе полученных данных исходите, из следующего:

    Ступенька 1 – завышенная самооценка.

    Характерна  для детей старшей группы является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).

    В подавляющем своем большинстве принимает отметку воспитателя, как отношение к себе: «Я хорошая, потому что так сказала Марина Ивановна…

    Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка

    У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.

    Ступенька 4 – заниженная самооценка

    Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой . В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и воспитательница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми

    Признаком неблагополучия, как в структуре личности ребёнка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при вопросе куда тебя поставит воспитательница? Помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, тем более если ребёнок действительно плохо себя ведёт и часто получает замечания от воспитательницы.

    Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка

    Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, неудачно наклеенный домик на занятии продуктивной деятельностью… И в беседе ребёнок расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей», «Я плохая, потому что плохо нарисовала рисунок», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).

    Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».

    Воспитателю очень важно знать причину низкой самооценки ребёнка – без этого нельзя ему помочь.  Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку, потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это дошкольник то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, учебных навыков. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.

    Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ребёнка к выполнению работы.

    Искать положительное в деятельности ребёнка, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.

    Ступенька 7 – резко заниженная самооценка

    Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих факторов. Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с одногруппниками и воспитателями – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность воспитателя, педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).

    Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.

    Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ребёнка, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку.


    1. Результаты исследования

    Исследование проводилось на базе МБДОУ детского сада №5 «Семицветик». Количество исследуемых детей 24. Возраст детей от 5 до 6 лет.

    Для исследования уровня тревожности мы использовали тест тревожности (Р. Тэмпл, М. Дорки, В. Амен)

    Для выявления уровня самооценки использовался тест «лесенка» (Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко).

    Цель: наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста для выявления  у них ситуативной тревожности и её взаимосвязи с самооценкой

    Тест тревожности (Р. Тэмпл, М. Дорки, В. Амен) (см. Приложение 2).

    Задачи: исследование тревожности ребёнка, по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций, общения с другими людьми.

    В ходе исследования было выявлено:

    • 13 детей имеют высокий уровень тревожности.
    • 11 детей имеют средний уровень тревожности.
    • Низким уровнем тревожности не обладает ни один ребёнок.

    Качественный анализ.

    1. Игра с младшим ребёнком. (ребенок играет с малышом). Отрицательный ответ на этот вопрос дало 3 ребёнка.

    2. Ребенок и мать с младенцем (ребенок идет рядом с матерью, которая везет коляску с младенцем). отрицательный ответ на этот вопрос дали 10 детей.

    - девочка в коляске злая.

    - нигде поиграть нельзя.

    3.  Объект агрессии (ребенок убегает от нападающего на него сверстника).

    Положительный ответ у 4-х детей. Дети давшие положительный ответ растут окружённые любовью, скорее всего они просто не знают, что значит быть объектом агрессии, что не может не радовать.

    4. Одевание (ребенок сидит на стуле и надевает ботинки).

    Отрицательный ответ дали 15 человек. Отрицательно ответили те дети, у которых недостаточно развиты навыки самообслуживания.

    - можно одеваться на перегонки (положительный ответ).

    5.  Игра со старшим ребёнком. Отрицательный ответ у 3х детей.

    6.  Укладывание спать в одиночестве (ребенок идет к своей кроватке, родители сидят в кресле спиной к нему). Отрицательный ответ дали 17 детей.

    - Он ещё не наигрался , а его кладут спать.

    - потому, что ещё никто не спит.

    - потому, что уже пора спать.

    7.  Умывание (ребенок умывается в ванной комнате).

    Отрицательных ответов 10. Дети вообще любят плескаться в воде, это для них игра, а играть одному скучно. Девочка давшая положительный ответ мотивировала его тем,

    - что просто весело.

    - выйдет и будет играть.

    - можно даже лицо умыть.

    8.  Выговор (мать, подняв указательный палец, строго выговаривает ребенку за что-то). Все дети сделали отрицательный выбор, из чего можно сделать вывод, что все сталкивались с подобной ситуацией.

    - могут в угол поставить.

    9.  Игнорирование (отец играет с малышом; ребенок стоит в одиночестве).

    5 детей дали положительный ответ. Глядя на картинку каждый видит своё, кто-то грусть, а кто-то радость.

    - обидно что не играют с девочкой.

    - девочка грустит потому, что ей не дали поиграть с малышом.

    - радуется, что будет играть с ребёнком.

    10. Агрессивное нападение (сверстник отбирает у ребенка игрушку).

    Положительный ответ дали 2 ребёнка.

    - есть дети, которые любят похулиганить.

    - один из мальчиков из многодетной семьи, где есть старшие братья.

    - Просто ему весело драться.

    - Девочкам надо уступать.

    - С ней не делятся.

    11.  Собирание игрушек (воспитатель и ребенок собирают игрушки). На этот вопрос 10 человек дали положительный ответ. Вообще дети не очень любят убирать игрушки и то, что почти половина дала положительный ответ можно считать заслугой воспитателей, которые используют в своей работе игровые приёмы.

    - как будто всё летает и убирается на места.

    - нельзя поиграть.

    - я всё время за моей сестрой убираю (ответ отрицательный).

    12. Изоляция (двое сверстников убегают от ребенка, стоящего в одиночестве). 3 детей дали положительный ответ.

    - не берут с собой бегать (-)

    13.  Ребенок с родителями (ребенок стоит между матерью и отцом). Отрицательный ответ дали трое детей. Эти дети тестировались с утра. Возможна какая-то ситуация с утра дома испортила настроение.

    14. Еда в одиночестве (ребенок сидит один за столом, держа в руке стакан).

    6 детей дали положительный ответ.

    Аля на все вопросы дала отрицательный ответ, возможно причиной тому плохое настроение. Но вообще это очень хорошая девочка нежная и ранимая. Тестирование проводилось после завтрака.

    Ответы детей показывают нам, что игра является ведущей деятельностью. Отрицательные ответы по большей части от того, что детям хочется больше играть.

    В этом тесте речь идёт о ситуативной тревожности, а не о тревожности, как черте характера.

    Тревожность в разумных пределах должна присутствовать в нашей жизни, для того чтобы в каких-то негативных ситуациях включались функции защиты.


    Тест «лесенка»

    Цель: выявление самооценки ребёнка.

    Инструкция: посмотри на эту лесенку. На самую верхнюю ступеньку ставят самых хороших ребят, на самую нижнюю ступеньку – самых плохих. На средней ступеньке – ни плохих, ни хороших. Чем выше ступенька – тем лучше дети. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? На какую ступеньку тебя поставит воспитательница?

    Критерии оценки:

    Признаком неблагополучия, как в структуре личности ребёнка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при вопросе куда тебя поставит воспитательница? Помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, тем более, если ребёнок действительно плохо себя ведёт и часто получает замечания от воспитательницы.

    Исследование показало (см. Приложение 1):

    1. Самооценка

    На верхнюю ступень 1 себя поставили 10 детей. Это говорит о завышенной самооценке, но для детей старшей группы детского сада она является возрастной нормой.

    На ступени 2 и 3 сверху поставили 2 ребенка - это адекватная самооценка

    Ступень 4 – заниженная самооценка. Сюда себя поставили 11 человек

    Ступени 5 и 6 – низкая самооценка

    На нижнюю ступень 7 себя поставила 1 девочка - резко заниженная самооценка.

    1. Оценка себя воспитателем:

    Ступень 1: 1 ребенок.

    Ступень 2: 4 человека.

    Ступень 4: 11 человек.

    Ступень 5 и 6: 3 ребенка.

    Ступень 7: 4 человека.

    1 человек ответил «не знаю».

    1. Оценка воспитателя:

    Ступень 1: совпадает 1 человек.

    Ступень 2 и 3: 13 человек.

    Ступень 4: 6 человек.

    Ступень 5 и 6: 2 ребенка.

    Ступень 7: 2 человека.

    Проводя опрос по тесту «лесенка» меня заинтересовали причины, по которым дети ставили себя на более низкие ступени, и я спросила об этом у воспитателя. В основном на низкие ступени себя ставят дети, в семье которых незадолго до этого возникали стрессовые ситуации.

    Все дети разные и переживают неприятные события  жизни по-разному. Тестирование проводилось после того, как была проведена работа с детьми. Работали психолог, соц. педагог, воспитатели. Работа проводилась, как с детьми, так и с их ближайшим окружением.


    Заключение

    В системе дошкольного образования назрела необходимость в проведении данного исследования. Для решения этой проблемы выбраны методики: тест тревожности (Р. Тэмпл, М. Дорки, В. Амен), тест «лесенка», которые позволили получить результаты, показывающие, что между тревожностью и самооценкой существует взаимосвязь.

    Между тревожностью и самооценкой существует взаимосвязь (см. Приложение 1). Исследование показало, что индекс тревожности больше связан с оценкой воспитателя, нежели с самооценкой ребенка.

    Тревожность в данном тесте не является свойством личности ребенка, а является ситуативной и ее причинами могут быть плохое настроение, непростые ситуации в семье, недостаточное влияние к личности ребенка со стороны сверстников и педагогов, болезни близких людей. Как только исчезает причина негатива, тревожность входит в норму. Тревожность должно присутствовать в нашей жизни, чтобы мы меньше попадали в сложные ситуации.

    Мы видим, что тревожные дети по большей части нуждаются в поддержке со стороны взрослых (воспитателей, педагогов и родных).

    Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому, если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.

    Тревожные дети подавляют в себе эмоции, иногда замыкаются в себе, им необходима помощь специалистов. Существуют определенные упражнения, которые работают с тревожностью и самооценкой в различных направлениях (см. Приложение 3). Когда после работы со специалистами стабилизируется уровень тревожности, в норму приходит и самооценка.

    Из исследования мы можем видеть, что повышенная тревожность влияет на самооценку частично. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о достижении поставленной цели. Цель достигнута, задачи решены, но всегда есть дальнейшая перспектива для исследования. В дальнейшем можно исследовать существует ли взаимосвязь между тревожностью, импульсивностью и агрессивностью.

    Обучать ребенка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях можно и нужно в повседневной работе с ним. Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребенка.


    Список используемой литературы

    1.АракеловН., Шишкова Н. “Тревожность: методы ее диагностики и коррекции” // Вестник МУ, сер. Психология – 1998 - №1 – с. 18

    2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте

    3.(психологическое исследование) М., Просвещение, 1968 с. 231-235

    4.Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 1990г.

    5.Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М. : Изд-во МГУ, 1976г.

    6. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. ; Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. И доп. -М. : Просвещение, 1979. -288с.

    7. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. - Л. : Медицина, 1990г. -176с.

    8. Детская психология: Учеб. пособие/Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. : под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько – Мн. : Университетское, 19888г. -399с.

    9.Журнал "Семья и школа" № 9, 1988г.- Статья Б.Кочубей, Е.Новикова "Ярлыки для тревожности"

    10.Журнал "Семья и школа" №11, 1988г. - Статья Б. Кочубей, Е. Новикова "Снимем маску с тревоги"        Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр – СПб: Союз, 1997. -224с.

    11.Изард К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой.- М.:Изд-во МГУ, 1980г.

    12.Коломинский Я.Л., Панько Е.А. учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1988.- 190с. – (Психол. наука – школе).

    13.Краткий психологический словарь/Сост. Л.А.Карпенко;под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М.,с.195

    14.Лешли Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Кн. Для воспитателей дет. сада: [Пер. с англ.] – М.: Просвещение,1991г.

    15.Мухина В.С. Детская психология: [Учеб. Для пед. ин-тов] / Под ред. Л.А.Венгера – М.: Просвещение, 1985г.

    16.Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. -М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995г. -576с.

    17.Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности /Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996г.-144с.

    18.Практическая психология: Учебно-методическое пособие/Под. Ред. доктора психологических наук, профессора С. В. Кондратьевой. - Мн. : Ред. Журн. "Адукацыя i выхаванне", 1997г. -212с.

    19.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.: ил.

    20.Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.,1970г.

    21.Савина Е. Тревожные дети // Дошк. воспитание – 1996 - №4 – с. 11-14

    22.Фрейд З. психология бессознательного. – М.; 1989 – с. 57 – 104

    23.Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ: Пер. с англ. / Общ. ред. Т.В. /. Бурменской – М.: Изд-кая группа “Прогресс”, 1993 – с. 33 – 48.

    24.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). – СПб: Питер Ком, 1999. – 608 с. – (серия «Мастера психологии »).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

    Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

    Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

    Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

    Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

    Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

    ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКОВ

    ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКОВ...

    Консультация для родителей «Влияние стиля воспитания на самооценку дошкольников»

    Проблема становления и развития самооценки является одной из центральных в психологии. Любому воспитателю часто приходится сталкиваться с детьми с чрезмерно завышенной, либо заниженной самооценкой...

    ИГРА КАК СРЕДСТВО СНИЖЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ, ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКОВ

    ИГРА КАК СРЕДСТВО СНИЖЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ, ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКОВ«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, ...

    «Влияние стиля воспитания на самооценку дошкольников»

    Адекватная самооценка позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень и направленность его стремлений и ценностей, характер его отношений с окруж...