«Влияние стиля воспитания на самооценку дошкольников»
статья (подготовительная группа)

Волкова Елена Александровна

Адекватная самооценка позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень и направленность его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Начав формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей, она продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей и родителей «Влияние стиля воспитания на самооценку дошкольников»

Проблема становления и развития самооценки является одной из центральных в психологии. Любому воспитателю часто приходится сталкиваться с детьми с чрезмерно завышенной, либо заниженной самооценкой. Адекватная самооценка позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень и направленность его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Начав формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей, она продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной.

Традиционно основным институтом воспитания, развития и социализации ребенка считается семья. Именно в семье закладываются основы личностного развития ребенка, его самооценки. При этом семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора ее становления.

На разных стадиях жизни человека последовательно меняются его функции и статусы в семье. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка превышает любое другое воспитательное воздействие, преломляет через призму собственных ценностей и норм влияние образовательных учреждений, общественных организаций, друзей, литературы и искусства. Родители, являясь первичной социальной средой для ребенка, оказывают наиболее весомое влияние на становление и формирование многих черт личности, а также и на формирование самооценки.

Всё чаще заметны дети, родители которых выбирают крайние, дисгармоничные стили воспитания, забывая о «золотой середине». Авторитарный и либеральный стили воспитания в семье несут в себе «бомбу замедленного действия».

Так, дисгармоничные стили семейного воспитания, проявляющиеся в авторитарном отношении к детям, а именно в проявлении гиперопеки, отношения к детям по типу «симбиоза», формировании у ребенка чувства тревожности, конфликтности в семье и чувства его неполноценности в семейной ситуации или либеральном (попустительском) отношении к дошкольнику (проявлении гипопротекции, эмоциональном отвержении и т.п.) обусловливают формирование неадекватной (завышенной или заниженной) самооценки у детей дошкольного возраста.

В качестве конкретных рекомендаций родителям по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста можно предложить следующее.

Необходимо убрать из обихода негативное оценивание личности ребенка, его качеств, возможностей и т.д.

Критике должны подвергаться только те действия, которые являются неверными, ошибочными и являются результатом необдуманного выбора и поступка.

Родителям следует научиться проводить грань между оцениванием личности ребенка и его поступков. Здесь речь идет о том, что, если ребенок совершил тот или иной поступок, то оценку необходимо давать именно ему, а не в целом говорить ребенку, что он плохой, ни на что неспособен и т.д.

Сам же процесс оценивания со стороны родителей, придерживающихся авторитарного стиля воспитания, должен быть ослаблен.

Необходимо дать возможность детям наслаждаться процессом игры, освоения образовательной программы и т.д. Если постоянно давать оценку его действиям, то это чревато поселением в ребенке неуверенности в собственных силах, отсутствие ощущения благоприятной обстановки в семье и т.д., что наблюдается у ряда испытуемых детей.

Следует понимать, что попытки отдельными детьми компенсировать эту неуверенность и неверие в него, могут привести к появлению у него, наоборот, неадекватно завышенной самооценки, что наравне с заниженной не является нормой.

Родители детей, которые практикуют авторитарный стиль воспитания, должны отказаться от навешивания ярлыков на своих детей. Родители именно с таким стилем воспитания наиболее часто это делают.

Любовь к детям не должна измеряться тем, насколько он, по мнению родителей, хорош, способен и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние стиля воспитания матери на развитие самостоятельности детей младшего дошкольного возраста.

Личностное развитие ребёнка, как известно, начинается от рождения и заканчивается после окончания школы приобритением социально - психологической самостоятельности и независимости. Самостоятельность -...

Влияние стиля воспитания на уровень агрессивности детей

Консультация для родителей на тему:«ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ НА УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Консультация для родителей "Влияние стиля воспитания в семье на поведение и личностное развитие ребенка

Большинство современных исследований сводится к установлению зависимости между родительским стилем воспитания и поведением ребенка....

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКОВ

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Влияние эмоциональной тревожности на самооценку дошкольника

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетво...

Консультация для родителей «Влияние стиля воспитания в семье на формирование личности ребенка»

"Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание —  это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед дру­гими людьми» А.С. Макарен...

Консультация для родителей «Влияние стиля воспитания на самооценку дошкольников»

Проблема становления и развития самооценки является одной из центральных в психологии. Любому воспитателю часто приходится сталкиваться с детьми с чрезмерно завышенной, либо заниженной самооценкой...