Парциальная программа по экологическому воспитанию для детей 4-7 лет «Чудесница природа» (Воспитатель Неретина Т.П.)
презентация

Неретина Татьяна Петровна

     Сегодня перед всем человечеством остро стоит вопрос решения важнейших проблем экологии и сохранения экосистемы земли для будущих поколений. И решение основных экологических проблем нашей планеты зависит не только от целенаправленной политики мировых держав, но и каждого человека в отдельности.                

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Чудесница природа"84.31 КБ

Предварительный просмотр:

4.3. Парциальная программа по экологическому воспитанию

для детей 4-7 лет «Чудесница природа»

(Воспитатель Неретина Т.П.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Сегодня перед всем человечеством остро стоит вопрос решения важнейших проблем экологии и сохранения экосистемы земли для будущих поколений. И решение основных экологических проблем нашей планеты зависит не только от целенаправленной политики мировых держав, но и каждого человека в отдельности.

     Дошкольный возраст – сензитивный для развития экологической культуры. Экологическое развитие необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно – экологических позиций личности.

    Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряженная экологическая обстановка, на мой взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды.  Мне близка позиция доктора биологических наук Т.В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не только в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».

     Я думаю что, переживания, полученное в детстве и связанное с представлениями о ценности жизни всего живого вокруг, способного тоже ощущать боль, может изменить отношение о ценности жизни всего живого вокруг, способного тоже ощущать боль, может изменить отношение к нашему Зелённому дому. Так как знания, полученные  с первых лет жизни, могут в дальнейшем преобразовываться в прочные убеждения. Чтобы мир явился нашим детям красивым и одухотворённым, чтобы представление о нём были иные, мы, взрослые, должны оказать помощь.

 Актуальность данной программы.

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,

с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

                                                                                         В. Сухомлинский

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Вышли такие важные документы, как «Указ Президента РФ об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды», закон «Об образовании». Авторский коллектив под руководством Л.А. Вержбицкого и С.П. Львовой разработал концепцию «Организация и развитие непрерывного экологического образования». В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое воспитание дошкольников.

Цель экологического воспитания  формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и сам человек, то есть он сам.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном возрасте.

Актуальность данной кружковой работы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Учитывая актуальность экологического воспитания и выявленные проблемы, приоритетным для меня стало «Формирование доброго отношения к окружающей среде дошкольников через экологическое  воспитание».

Мой кружок «Чудесница природа» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования

Новизна данной работы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Кружковой работой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.

Например, для птиц, зимующих в наших краях, мы с детьми и родителями делаем кормушки, организовываем «птичью столовую» до полного схода снежного покрова; планируем развешивать скворечники на территории детского сада.

Данная кружковая работа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Всё выше перечисленное убеждает в педагогической целесообразности данной программы.

Программно-методическое обеспечение.

В основу кружка легла программа С.Н.Николаевой «Юный Эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Материально-технические условия.

На решения задач раннего экологического воспитания детей дошкольного возраста нацелена вся образовательная среда ДОУ №171 «Черничка».

Материально-техническая база МКДОУ  д/с № 171 « Черничка» соответствует санитарным нормам, педагогическим требованиям, современному уровню образования. В  группе создан дидактический центр в экологическом уголке «Чудесница природа», оснащен и пополняется «Центр познавательного развития и труда», в котором дети знакомятся с объектами живой природы (растениями), организована мини-лаборатория для организации экспериментальной деятельности детей, оформлена библиотека познавательной и художественной литературы экологического содержания. В достаточном количестве имеется разнообразное оборудование, пособия, игры, гербарии и др. Место, организация, оснащение и санитарное состояние нашего детского сада отвечают требованиям СанПиН. Закрепление знаний осуществляется в совместной деятельности. Все материалы периодически обновляются и доступны детям в любое время.

Создание условий для реализации кружковой работы:

Психологические и социально-педагогические условия организации работы учитывать социальный опыт ребенка учитывать его возможности, способности, интересы строить педагогический процесс как диалоговый.

Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.

Я стараюсь расширить представления детей о многообразии природных явлениях. Закрепить представления о сезонных изменениях в природе. Учу различать и называть овощи, фрукты, ягоды.

Расширяю представления о животных, их детёнышах. Даю представления о существовании разных сред обитания. Включаю детей под своим руководством в деятельность по уходу за растениями, цветником, огородом. Воспитываю любознательность по отношению к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных. Продолжаю воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Но, чтобы интереснее было заниматься в кружке «Чудесница природа» детям, я сделала мини – экологическую комнату. Функциональная роль комнаты обучающая, познавательная, эколого – эстетическая, формирование нравственных качеств, приобретение навыков ухода за живой природой и воспитание бережного отношения к ней.

Экологическая развивающая среда – это место для осуществления детей деятельности экологической направленности.

В комнате есть центр «Живой уголок» - изготовлен сухой аквариум. Цент «Искусства» в нём детям предложены различные материалы для рисования, лепки, аппликации. Также есть маленькая «экологическая лаборатория» - в ней предоставлены наборы для исследования. Центр «песка и воды», центр «Огород на подоконнике».

В экологической зоне оборудованы:

- мини – огород,

- уголок -  садовода,

- уголок цветов (эстетически оформлен),

- уголок календаря наблюдений,

Но самое главное – это дидактическая стена. На ней я нарисовала дубок и берёзу, ручей, мостик, тучи, солнца. Изюминка моей стены – это то что всё меняется по временам года, а именно листочки на деревьях зелёные, красные, жёлтые, а потом с приходом зимы я их убираю и ложиться снег. Также травка, цветы  подснежники, потом летние цветы. На наши деревья прилетают птицы , также по сезонам. Здесь живут звери, насекомые. Все материалы для нашей стены мы собираем с детьми ( листочки, травинки, палочки и другой природный материал).

На данный момент у нас летняя тематика и наша стена превратилась в летний  лес. Мы наблюдаем не только на улице за происходящими изменениями в природе но и нашей стене. Дети очень любят находиться в экологической комнате, проводить там время. В этой комнате у нас проходят выставки, конкурсы, игры развлечения, проекты и не только по экологии, летом мы путешествовали с колобком по сказочному лесу, и встречались с животными. Детям интересно смотреть и наблюдать все изменения не по маленькой картинке, а у дидактической стены они как будто сами попадают в наш лес и путешествуют по нему. Также я проводила занятия по познанию формирование элементарных математических представлений, мы собирали грибы и шишки и считали. Чтение художественной литературы, не говоря уже об окружающем мире. Оформления гербария растений, коллекции семян, плодов. Изготовление с детьми наглядных пособий. Организация продуктивной деятельности детей.

Когда я начинала создавать свою мини – экологическую комнату родители сначало наблюдали, потом стали внимательно всё рассматривать, так как комната находиться  в приёмной они оттуда просто не выходят. Им очень понравилась наша комната и родители стали приносить разный природный материал, цветы, муляжи животных. Родители с нетерпением ждут когда у нас появиться  новенькое в нашей комнате. Также там есть стена с календарём природы, стихи, поговорки, приметы про каждый месяц, картины. Мне нравиться работать в этом направления и я буду дальше стараться и развивать свою экологическую комнату.

 В своей работе я стараюсь чтобы общение с природой приносило детям радость, обогащала психику ребёнка, совершенствовало его органы чувств, развитию эстетического вкуса.

Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для ребят посещающих наше дошкольное учреждение.

Расписание кружка «Чудесница природа»:

В средней группе занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность занятия 15–20 минут.

В старшей группе занятия проводятся 1раз в неделю, продолжительность занятия 20–25 минут.

В подготовительной к школе группе занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия 25–30 минут.

Диагностика детей проводится 2 раза в год, в начале и в конце учебного года. На основе диагностики можно проследить результативность программы.

Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Дополнительные цели:

  • Продолжать развивать образное эстетическое восприятие;
  • Учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения и рисовании, лепке, аппликации.

Работа кружка «Чудесница  природа» призвана решать следующие задачи:

  • Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
  • Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
  • Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

Методы, используемые для реализации работы кружка:

        Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.

        В педагогическом процессе детского сада используются различные методы обучения: наглядные, практические, словесные. При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы.

        К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения.

        Практические методы – это организация продуктивной деятельности детей, оформление гербария растений, постановка сказок, отрывков литературных произведений, изготовление с детьми наглядных пособий.

        Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. 

        Игровые методы- проведение разнообразных игр, загадывание загадок, проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

        В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

      При построении системы работы  кружка  обратила особое внимание на следующие основные направления:

​ Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

​ Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).

​ Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).

Рассмотрев и проанализировав программы экологического воспитания, я выделила для себя основные требования  в каждой возрастной группе.

Средняя группа (4-5 лет):

  • -расширить представления детей о многообразии природных явлений.
  • - закреплять представления о сезонных изменениях в природе.
  • - Учить различать и называть овощи, фрукты, ягоды.
  • - расширить представления о животных, и их детёнышах.
  • - дать представление о признаках и свойствах растений, животных, птиц и человека как живых организмов – двигаются, питаются, дышат, растут.
  • - дать общие представления о существовании разных сред обитания.
  • - включать детей под руководством взрослого в деятельность по уходу за растениями, животными, цветника, огорода.
  • - воспитывать любознательность по отношению к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных.
  • - продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Для работы по формированию нравственно-экологического воспитания дошкольников был разработан перспективный план работы с детьми.

Перспективный план работы кружка «Чудесница природа»  средняя группа.

блок

тема

задачи

«Подготовка к

 кружковой

работе»

 Разработать план кружковой работы

 по экологическому воспитанию детей  

в средней группе в соответствие с ФГОС и общеобразовательной программой ДОУ.

Выявить уровень способностей участников

кружка, планировать работу кружка  на основании диагностики.

 Растения, осень

«Осенние

 цветы»

Закрепить знания детей об осенних

садовых цветах: отличие по внешнему

виду. Уточнить представления детей о

садовых работах осенью. Активизировать

 словарь детей словами, означающими

названия садовых цветов.

«Труд в

 природе»

Вызвать желание собирать растения

для поделок и гербария, дать

понимание того, что собирать нужно

 только опавшие листья.

«Плоды»

Уточнить знания детей о плодах

 растений, учить различать по

внешнему виду фрукты, овощи,

ягоды, закреплять их названия в речи

 детей.

Растения, осень

 «Осень в

 белые туманы»

Уточнить знания детей о таком

природном явлении, как туман.

Развить познавательную активность.

Активизировать словарь детей: туман,

 сыро, влажно, густой покров.

«В гостях у

 осени»

Вызвать желание у детей и родителей

 принять участие в фотовыставке,

 сделать свою фотографию на фоне

осенней природы, учить восхищаться

красотой природы в любое время года.

Дикие и домашние животные

«Домашние животные»

Формировать у детей обобщенные

представления о домашних животных:

 как за ними надо ухаживать, какую

пользу приносят, какие условия нужны

 для жизни.

Дикие и домашние животные

«Дикие

 животные»

Формировать у детей обобщенные

 представления о диких животных,

 познакомить с произведениями

 Б.Житкова, К. Ушинского, М.

 Пришвина.

«Зоозарядка»

Воспитывать интерес к животным,

желание заботиться о них. Повышать

двигательную активность детей.

«Мое

 любимое животное»

Формировать у детей желание

 по-доброму относиться к животным.

Учить составлять рассказ по описанию,

развивать связную речь.

 Зима

«Зимою

белой, белой»

Вызвать у детей интерес к созданию

коллажа на зимнюю тему, развивать

у детей творчество, фантазию,

воспитывать любовь к природе.

«Волшебница

 зима»

Развивать способности наблюдать

 сезонные явления и их изменения,

внимания и памяти, видеть

красоту природы. Активизировать

словарь детей.

Зима

«Снежинка»

Учить вырезать снежинку из салфетка,

развивать чувство прекрасного,

закрепить знания о снеге.

«Мороз – удивительный художник»

Вызывать у детей интерес к зимним

 явлениям природы. Развивать

зрительную наблюдательность,

способность замечать необычное в

окружающем мире и желание отразить

увиденное в своем творчестве.

Развивать воображение и творчество.

Зима

«Зимняя

красавица - ель»

Приобщить к желанию наслаждаться

 запахом хвойного дерева. 

Способствовать развитию умения

 называть характерные особенности

 строения ели, признаки, отличающие

 ее от других деревьев, формированию

умения видеть отличие игрушечной

ели от настоящей; воспитывать

бережное и заботливое отношение

 к живой природе.

Рыбы

«Многообразие рыб»

Познакомить детей с многообразием

морских и речных рыб, закрепить

знания строения их тела, учить

различать их по внешнему виду,

 вызвать желание заботиться о рыбах.

«Раскрась

рыбку»

Закрепить названия рыб, учить

закрашивать картинку по контуру,

 развивать мелкую моторику рук.

Рыбы

«Подводный

 мир»

Показать многообразие и красоту

 подводного мира.

Комнатные растения

«Сад в

комнате»

Познакомить с многообразием

комнатных растений, учить различать

 их по внешнему виду, помочь

запомнить некоторые названия.

 Вызвать желание заботиться о них.

«Уход за комнатными растениями»

Побуждать детей заботиться о растениях,

 познакомить с методами

полива, рыхления, опрыскивания,

протирания листьев. Дать понимание того,

 что без ухода растение погибнет.

Комнатные растения

«Выращиваем

 лук на окошке»

Вызывать интерес к выращиванию

 огорода на окошке, желание наблюдать

 за изменениями в луковицах. Учить

создавать ситуацию опыта.

«Мое

Любимое

 комнатное растение»

Учить рисовать растение,

правильно закрашивать, передавать

 в рисунке его особенности.

Развивать творчество, интерес к

растениям.

Птицы

«Птицы»

Познакомить детей с многообразием птиц,

 дать представление о зимующих и

перелетных птицах, учить различать их

по внешнему виду, помочь запомнить

некоторые названия. Вызвать желание

заботиться о них.

Птицы  

«Голоса

 птиц»

Познакомить детей с голосами птиц,

развивать умение узнавать птицу по голосу.

«Птицы

Красной книги»

Познакомить детей с красной книгой

и птицами, которые в неё занесены,

вызвать желание беречь природу.

«Птичка-  невеличка»

Развивать творчество детей,

побуждать лепить птицу, передавая

 в лепке её особенности.

«Покормим

птиц»

Дать представление, что от птицах

 надо заботиться, побуждать

подкармливать птиц, вызвать

 любовь к ним.

«К нам весна

шагает

быстрыми шагами»

Продолжать учить запоминать

названия весенних месяцев; дать

 представления об изменениях,

происходящих ранней весной в

 природе. Развивать

навыки элементарной

исследовательской деятельности,

 логическое мышление

Весна

«Природа

 весной»

Закрепить представления детей о

 весне, о характерных особенностях

 данного времени года. Обратить

внимание детей на первые признаки

 весны. Воспитывать у детей любовь

 к родному краю. Развивать у детей

 интерес к живой природе,

эмоциональную отзывчивость.

«Огород на

окне»

Закрепить представления детей о

посадке растений, способами ухода

за ними.

Весна

«Весенний

пейзаж»

Закрепить представления детей о весне,

 о характерных особенностях

данного времени года. Обратить

внимание детей на первые признаки

весны. Развивать детское творчество,

желание рисовать природу.

насекомые  

«Божья

 коровка»

Учить детей внимательно относиться

к окружающему миру. Воспитывать

интерес к природным явлениям, уточнить

 представления о внешних особенностях жучка.

Насекомые

«Полезные и

 вредные насекомые»

Дать представление о многообразии насекомых,

 их пользе и вреде для природы и человека.

«Кто это?»

Развивать мышление детей, умение

различать насекомых по внешнему виду.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)

Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

В качестве подведения итогов планируем проводить открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки, экологические вечера…

Старшая группа

 Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно), один раз в неделю. План кружка рассчитан на год.

 Возраст детей: от 5 до 6 лет.

Основными задачами реализации кружка для детей 5-6 лет являются:

образовательные:

  • - дать обобщенные представления о жизни животных и растений, их разнообразии; о
  • взаимосвязях живой и неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в
  • неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;
  • - учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе
  • уточнения представлений; организовать сбор природного материала для дальнейшей
  • творческой работы с ним;
  • - научить детей простейшим правилам поведения в природе;

развивающие:

  • - развивать внимание, память и мыслительные операции (сравнение, обобщение);
  • - развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;
  • - развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные
  • решения по ее улучшению;

воспитательные:

  • - сформировать у детей чувство ответственности за жизнь животных и растений;
  • - сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу
  • действий по её охране и предупреждению насилия над природой;
  • - научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении
  • многообразии форм и красок.

Перспективный план работы кружка «Чудесница природа»  старшая группа.

Тема

Задачи

Содержание

«Цветы на осеннем участке»

 Закрепить знания детей об осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду, стадии созревания семян. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов.

Загадывание загадок, д/игра «Угадай по описанию», наблюдение.

 «Осенний урожай»

Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия.

Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, наблюдение, беседа «Что растет на грядке?»

«Осень в белые туманы»

Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно, густой покров.

Беседа «Что это – туман?», чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение.

«То березка, то рябинка»

Продолжить знакомство детей с характерными особенностями деревьев, сезонными изменениями. Воспитывать любовь к природе.

Чтение стихов: «Березонька», «Рябинка», д/игра «Опиши дерево», загадывание загадок, наблюдение

«Растения и животные»

Подвести детей к пониманию того, что живая природа включает в себя как растительный, так и животный мир; выделить главные отличительные признаки растений и животных; учить детей придумывать отдельные условные обозначения растений и животных; развивать познавательный интерес к природе

Д/игра «Два царства»; поисковая деятельность; придумывание; Д/игра «Растение или животное?»; Д/игра «Путаница»

«Что растения под землёй прячут?»

Выяснить значение корня для растения; познакомить детей с видоизменениями корней в связи с условиями внешней среды;  учить приёмам предметно – схематического моделирования посредством соотнесения корней разнообразных растений с условными знаками – символами.

Беседа; рассказ о разнообразии корней; Д/игра «Вершки и корешки»; рассматривание гербария; посадка лука.

«Зачем растениям стебель (ствол)?»

Расширять представления детей о стебле, его функциях и видоизменениях; познакомить со значением коры и способом определения возраста дерева; выявить отличительные особенности стебля и ствола; продолжать развивать способности к моделированию посредством соотнесения разнообразных растений с условными знаками – символами.

Беседа; чтение сказки «Чей стебель лучше?»; опыт «Запасливые стебли», поисковая деятельность.

«Тайна зелёного листа»

Расширять представления детей о значении листьев для растений и всего живого на Земле; познакомить с видоизменениями листьев в связи с условиями внешней среды; выявить причинную обусловленность природных явлений.

 Беседа; опыт «Бережливые растения»; опыт «Как листья становятся питанием для растений?»; рассказ

«Письмо для Дедушки Дерева»

Уточнить представления детей о процессах, происходящих с деревьями в связи с сезонными изменениями; формировать способность выявлять обусловленность природных явлений; продолжать развивать способности детей к предметно – схематическому моделированию; воспитывать доброжелательность, бережное отношение к деревьям как живым существам; создание эмоционального комфорта и удовлетворения

Загадка; беседа; д/игра «Что сначала? Что потом?»; анализ; релаксация «Я – живое дерево»; чтение стихотворения Э.Мошковской «У Дедушки Дерева добрые руки»

«Для чего растениям цветы?»

Познакомить детей со строением цветка, его функциями, видоизменениями; дать детям понятие «опыление»; учить различать условные знаки – символы, обозначающие цветок.

Демонстрация иллюстрации цветов; знакомство с цветком; игра «Цветок»; рисование условных обозначений,; чтение стихотворения «Если я сорву цветок…»

«Семена – дети растений»

Показать детям чудо произрастающего семени, многообразие семян и способы их распространения; развивать умение моделировать условия, необходимые для прорастания семян.

Демонстрация коллекции семян; рассматривание проросшей фасоли;  чтение рассказа «Цветок»; игра «Живая дорожка»

«Грибное царство»

Формировать представления детей о строении грибов, их значении в природе и жизни человека; продолжать учить распознавать съедобные и несъедобные грибы; сформулировать правила сбора грибов.

Беседа, загадывание загадок о грибах, чтение рассказа «Мухомор», правила сбора грибов, игра с мячом.

«Гости из далёких стран»

Познакомить детей с родиной некоторых комнатных растений; дать представление о светолюбивых, влаголюбивых теневыносливых, засухоустойчивых комнатных растениях, их отличительных признаках; учить различать комнатные растения, запоминать их названия; уточнить правила ухода за комнатными растениями.

Наблюдение, беседа, д/игра  «Найди растение», рассказ о разных комнатных растениях

«Зелёный доктор»

Познакомить детей с лекарственными свойствами растений, формировать умение детей отличать их от простых растений

Загадки, беседа, чтение стихотворения Л.Герасимова «Подорожник», рассматривание гербария

«Детки на ветке» (зимние ветки)

Выяснить вместе с детьми, как приспосабливаются деревья к зимним холодам; обратить внимание детей на сходство и различия между ветками разных деревьев, на цвет, форму и расположение почек на них.

Беседа, наблюдение и сравнение веточек разных деревьев, загадка, исследование «Строение почки»

«Лягушки»

Расширять представление детей об образе жизни лягушек; познакомить со стадиями развития лягушек, с пищевыми пристрастиями, ролью в природе; воспитывать доброжелательное отношение к земноводным

Беседа «Что вы знаете о жизни лягушек?», рассказ воспитателя о лягушках, физминутка «Мы весёлые лягушки», д/игра «Что сначала? Что потом?», д/игра «Продолжи фразу»

«Пернатые друзья»

Развивать умение детей различать птиц нашего региона по внешнему виду, группировать их «зимующие» и «перелётные»; уточнить представления о жизни зимующих птиц, их приспособленности к суровым условиям зимы; доказать необходимость заботы о птицах в это время года.

Рассматривание иллюстраций о наших птицах, д/игра «Какая птица?», чтение рассказа М.Богданова «О чём горевали птички?», беседа «Как помочь птицам зимой?», д/игра «Кому что по вкусу?»

«Птичья столовая»

Развивать способности детей преображать ненужный бросовый материал в полезные вещи; приучать детей заботиться о птицах в зимний период года; дать возможность почувствовать значимость собственного труда.

Чтение стихотворения «Покормите птиц зимой», ручной труд, чтение стихотворения «Кормушка»

«Дятел»

Расширять представления детей о жизни дятлов: разнообразии видов, особенностях добывания пищи, обустройстве жилища; развивать познавательный интерес, способности к моделированию признаков и понятий; воспитывать любознательность.

Загадка о дятле, рассматривание иллюстрации «Дятел», чтение рассказа Т.Д. Нуждиной «Дятел», беседа «За что мне нравится дятел?»,

«Журавль и цапля»

Расширять представления детей о жизни болотных птиц: их образе жизни, особенностях добывания пищи, сезонных приспособлениях; учить различать птиц по внешнему виду; развивать способности к моделированию признаков и понятий; воспитывать любознательность.

Загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, использование худ. слова, беседа об особенностях жизни

«Воробей и синица»

Расширять представления детей о жизни птиц – соседей человека – воробьёв и синиц: месте обитания, характере пищи, сезонных приспособлениях; развивать способности к моделированию признаков и понятий; воспитывать любознательность.

Загадки, рассматривание иллюстраций, беседа «Воробей – наш частый гость», рассказ воспитателя, чтение «Большая синица»

«Сова и попугай»

Углубить познания детей о жизни птиц; развивать аналитические способности детей путём сравнения внешнего облика птиц, объяснения причин местообитания, строения клюва, ног; воспитывать любознательность, доброжелательное  и заботливое отношение к пернатому питомцу.

Загадка, рассматривание иллюстраций, наблюдение за попугаем. Чтение стихотворения Л.Новикова «Попугай», сравнение совы и попугая

«Кукушка»

Познакомить детей с кукушкой: особенностями жизни, характере пищи, отсутствием заботы о потомстве; доказать её принадлежность к перелётным птицам, обосновать роль птицы в природе; воспитывать нравственные качества

Д/игра «Отгадай по описанию», рассматривание иллюстраций, беседа «Что вы знаете о кукушке?», чтение рассказа «Кукушка» Т.Д.Нуждиной

«Мастера без топора»

Расширять представления детей о разнообразии птичьих гнёзд; познакомить со способами строительства гнёзд птицами и используемыми при этом материалами; разъяснить правила поведения при обнаружении гнезда; воспитывать экологическую грамотность.

Беседа, рассматривание иллюстраций, практическая работа

 «Нелетающие птицы»

 Расширять представления детей о птицах; познакомить с нелетающими птицами и их приспособленностью к условиям среды обитания; развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.

Беседа «Кто такие птицы?», рассматривание энциклопедии, рассказ воспитателя, д/игра «Угадай, что за птица?»

«Крылья, ноги и хвосты»

Обобщить представления детей о многообразии и функциональном предназначении для птиц крыльев, ног и хвоста, познакомить с видами и строением перьев, систематизировать представление детей о птицах.

Беседа «Для чего птицам крылья, ноги и хвост?», рассматривание перьев, рассказ воспитателя, д\игра «Крылья, ноги и хвост»

«Маленькие волшебники»

Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста растений, совершенствовать умения детей в посеве семян, выращивании рассады, воспитывать желание ухаживать за растениями.

Беседа, рассматривание семян, посев семян.

«Воздушный океан»

Уточнить и расширить представления детей о воздухе, его составе, о ветре, рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, развивать логическое мышление.

Рассказ о воздухе, опыт «Свойства воздуха», беседа.

«Кому нужна вода?»

Уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, дать представления об основных причинах загрязнения воды, его последствиях.

Беседа по вопросам, рассматривание иллюстраций «Вода нужна всем», опыт, составление рассказа. Рисование природоохранных знаков

«Что такое почва?»

Показать сложность состава почв и многообразие типов, формировать представления о значимости плодородной почвы для произрастания растений, познакомить с животным миром почвы

Загадывание загадок, сравнение, беседа «Для чего нужна почва?», продуктивная деятельность

«Путешествие по глобусу»

Познакомить детей с глобусом – моделью земного шара – и картой, дать элементарные представления о доме человека и доме – природе, воспитывать бережное отношение к Земле – своему дому.

Беседа, рассматривание глобуса, рассказ воспитателя, знакомство детей с картой

«Сбережём удивительный мир растений и животных»

Закрепить знания детей о мире растений и животных, воспитывать у детей бережное отношение  к растительному и животному миру, эмоциональную отзывчивость.

Беседа, д/игра «Какие деревья растут в лесу?», игра «Что? Для чего?», чтение стихотворения К.Бальмонта «За грибами»

«Солнышко на травке»

Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам.

Чтение стихов, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность

«Кто живёт в пруду?»

Познакомить детей с прудом – природным водоемом, его обитателями, растениями,  формировать знания, что пруд не следует засорять; обобщить представления об основных факторах водной среды: природный слой почвы, вода, камни, растения, которые приспособились жить в воде.

Рассматривание картины «Водоем»,  игра «Создай свой водоем». беседа, игра «Подражание», конкурс «Кто готов сохранить водоем?»..

«Цветущие деревья»

Способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев, формировать умения устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде воспитывать интерес к растениям, бережное отношение и заботу.

беседа о яблони, вишни, сирени.

д/игра «От какого дерева цветок, игра - имитация «Собери нектар»

«Что такое облака, дождь, гроза?»

Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Наблюдение,

рассматривание иллюстраций,

чтение.

«Песочные фантазии»

Расширять кругозор детей: познакомить с современным направлением в изоискусстве. Закрепить знания о свойствах песка. Упражнять детей в работе с моделями. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей

Чтение загадок, игра «Песочный телеграф», муз-но рит-кое упр-ние «Волна», пальчиковая гимнастика «На морском песке сижу», самостоятельная деятельность детей

Ожидаемый результат.

  • Развитие навыков самостоятельной исследовательской

работы.

  • Развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания

активно защищать, улучшать, облагораживать природную

среду; воспитание ответственного отношения к природе.

  • Принимать участие в экологических выставках, конкурсах

Дети будут знать:

  • Об экологических системах (лес, луг, водоём, город). О трёх

стадиях развития живых организмов.

  • О природно-климатических зонах Земли и Северного края.
  • Об особенностях внешнего вида растений и животных в

зависимости от среды обитания (лес, тундра, тайга).

  • О приспособляемости растений и животных к условиям

жизни, в том числе и в условиях Крайнего Севера.

  • О роли человека в сохранении взаимосвязей в природе.

Дети будут иметь представления:

  • О соотношении воздуха, воды и суши на Земле. О Солнечной

системе и её планетах. Об особенностях внешнего вида

растений и животных, обитающих в разных природных зонах

(в том числе и на Крайнем Севере). О возникновении жизни

на Земле.

Дети будут уметь:

  • С помощью моделей устанавливать взаимосвязи растений и

животных с условиями жизни в разных природных зонах.

  • Проводить самостоятельно и с помощью взрослого опыты и

эксперименты и делать выводы. Объяснять экологические

зависимости. Устанавливать причинно-следственные связи

между состоянием окружающей среды и жизнью живых

организмов.

Диагностический инструментарий для детей 5-6 лет

по экологическому развитию.

Диагностика сформированности экологических представлений – автор методики Соломенникова О.А.)

Подготовительная группа 6-7 лет.

  Основными задачами реализации кружка для детей 5-6 лет являются:

            Обучающие:

  • -Обогащать представления детей о различных природных зонах, природе родного              края, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы.
  • -Активизировать познавательно-речевую деятельность детей.

Воспитывающие:

  • -Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, ориентацию  на оказание помощи живым существам.
  • -Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе  и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

Форма обучения и режим занятий

Занятия проводятся подгруппой, 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, 36 раз в год.

Занятия проводятся в течение 25-30 минут, во второй половине дня.

Перспективный план работы кружка «Чудесница природа» 

 подготовительная группа .

месяц

№п/п

тема

цель

Октябрь

1

«Что такое природа?»

 Учить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы - от объектов неживой природы.

 2  

«Какие бывают насекомые»

Систематизировать знания детей об насекомых, учить составлять группы по разным основаниям.

3

«Я – человек»

Развивать представление детей, что человек – часть природы.

4

«Планета Земля в опасности»

Дать детям представление о том, что планета Земля –это огромный шар.

Ноябрь

5

«Растение, как  живое существо»

Сформировать представление о приспособлении растений к среде обитания и к сезону.

6

«Речка – реченька»

Расширить представление об окружающем мире: реки и их характерные особенности.

7

«Осень золотая»

 Обобщить и систематизировать знания детей об осени

8

«Самая быстрая улитка в мире»

Познакомить с важным органом чувств – ухом. Дать понятие о его функциях.

9

« Лес наше богатство»

Уточнить и расширить представление детей о лесе.

Декабрь

10

«Кто главный в лесу?»

Дать представление о леснике – человеке, который заботиться о лесе.

11

«Почему белые медведи не живут в лесу?»

Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни.

12

«Снег снежок»

Формировать понимание неживой природы;

закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).

Январь

13

« Что мы знаем     о птицах»

Уточнить представления детей о птицах, условиях их жизни.

14

«Дикие животные зимой в лесу»

Формировать у детей представление о жизни животных в лесу.

15

«Животные жарких стран»

Углубить представления детей о многообразии живых существ.

16

«Наши умные помощники – органы чувств»

Сформировать у детей представления о способах познания окружающего мира.

Февраль

17

« Лук на окошке»

Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах.

18

« Муравьи - санитары леса»

Углубить знания детей о муравьях, сформировать представления об их роли в жизни леса.

19

« Комнатные растения»

 Закрепить знания детей об условиях необходимых для роста комнатных растений, об уходе за ними.

20

«Вода вокруг нас»

 

 Сформировать знания детей о значение воды в нашей жизни.

21

 Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

« Свойства воды»

                         Март

22

« Красная книга – сигнал опасности»

 Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, губят много растений и животных. 

23

«Носы нужны не только для красы»

 Познакомить детей с органом дыхания человека. 

Апрель

24

«Кто живет в воде»

Познакомить детей с представителями водных животных.

25

«Солнце – большая звезда»

 Дать представление о Солнце как о звезде и о планетах Солнечной системы.

26

«Весенний пейзаж»

Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны.

27

«Знакомство со свойствами воздуха»

Познакомить детей с понятием «воздух»,его свойствами и ролью в жизни человека.

                                         Май

28

«Песочные фантазии»

Расширять кругозор детей, закрепить знания  о свойствах песка.

 

29

«Будем беречь  и охранять природу»

Развивать представления детей о том ,какие действия человека вредят природе, а какие способствуют восстановлению и сохранению.

30

«Знатоки природы»

Закрепить знания детей о природе.

31

«Здравствуй лето»

Углубить и обобщить представления детей о лете, его признаках.

Ожидаемый результат .

  • К концу седьмого года жизни ребенок должен знать представителей животного мира и разделять их по видам. Аргументировать свой выбор. Соотносить представителей животного мира со средой обитания. Называть их характерные признаки. Проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к ним. Знать как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимать взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражать свое отношение к представителям животного мира.
  • Ребенок должен знать объекты неживой природы и правильно называть их отличительные характеристики. Самостоятельно приводить примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называть времена года, перечислять их в нужной последовательности, знать характерные признаки каждого времени года.  
  • -Ребенок должен уметь классифицировать растения по видам, знать их характерные признаки. Называть условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знать как правильно нужно ухаживать за ними. У ребенка должны быть сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Ребенок должен проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к растениям.

       Система оценки достижений воспитанников

Каждое задание оценивается по бальной системе:

Высокий уровень – 3 балла;

Средний – 2 балла;

Низкий – 1 балл.

По результатам выполнения всех заданий суммируются баллы и определяется уровень:  

высокий уровень 13-15 баллов

средний уровень 9-12 баллов

низкий уровень 4-8 баллов

Направления работы с родителями по экологическому просвещению

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания.

Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Например, сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот. Нужно выделить основное, что потребует совместных усилий от педагогов и родителей. Нужно рассмотреть и обсудить полученные результаты и принять совместное решение относительно окончательного перечня жизненно важных правил и запретов. Выбрав в качестве образца несколько приемов позитивного регулирования поведения детей, можно раскрыть их на конкретных примерах.

Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это. Именно потому, прежде чем начать экологическую работу с детьми, я приступила к работе с родителями провела анкетирование.

Экологическая информация.

Экологическую информацию взрослые могут получить:

  • на родительских собраниях (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия: ознакомление родителей с работой ДОУ по экологии (открытые занятия, специальные экспозиции, видеофильмы и т. д. ); ;
  • во время проведения «Круглых столов»;  
  • из предлагаемых их вниманию консультаций, буклетов, памяток, папок-передвижек, экологических газет в группе;
  • через ознакомление с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках для родителей и прочее);
  • из предложенного списка детской и познавательной литературы, рекомендованной для совместного чтения;
  • знакомясь с содержанием экологического  стенда в холле детского сада;
  • в процессе посещения территории детского учреждения.
  • - комнатные, лекарственные, пищевые растения;
  • - развитие ребенка как личности в процессе экологического образования.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

   А также создание постоянно действующей творческой группы педагогов и родителей ДОУ вовлеченных в экологическое воспитание детей.

 Экологические мероприятия для педагогов и специалистов ДОУ:

  • выставки поделок и игрушек из бросового материала;
  •  внутрисадовский конкурс педагогического мастерства «Мы – педагоги, мы – экологи»;
  • внутрисадовский экологический конкурс на лучшее оформление групповых участков;
  • преобразование предметно-развивающей среды группы с целью усиления экологического компонента;
  • обновление экологического стенда в группе ДОУ;
  • создание экологической фотогаллереи на сайте ДОУ;

оформление выставки детских творческих работ (рисунки, поделки).         

открытое мероприятий для педагогов и родителей (Костюмированное шоу )

  • проведение на базе МКДОУ №171 мастер - класса по работе с экологическими сказками для педагогов .

Экологические мероприятия для воспитанников ДОУ

  • сказочная гостиная (изучение экологических сказок: «О чем плачет синица», «О чем шепчет ручеек», «Я лесной колобок – колючий бок», «Победим мы злой огонь, или как звери лес спасали (Неволина Г.), «Небо без заплаток», «Кукушкин пруд» (Нагорный А.), «Лесной пожар» (Мирясова В.), «Поучительная история» (Мутик М.);
  • экспедиции «В гости к опасным растениям», «За здоровьем – на лесную поляну!»;
  • экологическая тропинка «Большой мир в миниатюре» (кругосветка по территории ДОУ);
  • дидактические игры «Что нельзя делать в лесу» и т.д.;
  • экологические беседы;
  •  КВН «Знатоки природы»;
  • изоэкология (история пластилиновой яблоньки);
  • исследовательская деятельность дошкольников

экологический карнавал «Костюмы из «мусора».

Технологии:

1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.

2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов       дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.

3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду:                   Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999

4. Организация деятельности детей на прогулке, средняя группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова.– Волгоград: Учитель, 5.2011«Энциклопедия обучения и развития дошкольника», СПб,: Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000.

5. Николаева С. Н.«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М.; 1995

6. Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». -2004

7. О.А.Скоролупова «Весна. Насекомые. Перелётные птицы», Москва – 2006

8. Л.В.Кокуева «Воспитание дошкольников через приобщение к природе», М,; «Аркти» - 2005

9. О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой. Система работы в средней группе детского сада», М.: Мозаика-Синтез, 2012.

10. Н.В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду», М.; ТЦ «Сфера» - 2004

11.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999. - 207 с.

12.Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес: - М; Мозаика-Синтез, 2009. - 79с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экологическому воспитанию для детей 6 - 7 лет

Рабочая программа по экологии для детей 6 - 7 лет разработана на основе программы "Детство"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ВОЛШЕБНИЦА ПРИРОДА»

Краткое содержание программы знакомит читателей с темами  дополнительных занятий по экологии для детей 5 -7 лет....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ВОЛШЕБНИЦА ПРИРОДА»

Краткое содержание программы знакомит читателей с темами  дополнительных занятий по экологии для детей 5 -7 лет....

Сценарий познавательного развлечения по экологическому воспитанию для детей подготовительной к школе группе «Природы жалобная книга»

Сценарий познавательного развлеченияпо экологическому воспитаниюдля детей подготовительной к школе группе «Природы жалобная книга»...

Парциальная программа по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Зелёная планета"

Парциальная программа по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста "Зелёная планета"Главная задача - формирование у детей осознанно правильного отношения к окружающим их объек...