Игры для детей «Волшебные эксперименты».
картотека (подготовительная группа) на тему

Глушкова  Виктория Владимировна

«Волшебные эксперименты».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_eksperim.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для детей «Волшебные эксперименты».

АВТОМОБИЛЬ БУДУЩЕГО.

Цель: побуждать активно проявлять  стремление к преобразованию, самостоятельно придумывать и осуществлять свои замыслы, творчески  подходить к решению поставленной задачи.

Оборудование: иллюстрации с изображением современных автомобилей , альбомные листы,  карандаши , фломастеры, краски ,кисточки.

Ход занятия – экспериментирования.

1.Постановка исследовательской задачи. Воспитатель организует выставку иллюстраций , на которых изображены автомобили, выступает в роли экскурсовода, рассказывает о новых моделях , их возможностях; предлагает детям определить все положительные и отрицательные  стороны в этом виде транспорта.

2.Выполнение эксперимента. Воспитатель подводит к осознанию необходимости изобретения экологически чистого вида транспорта. Создаёт условия для игры «Конструкторское бюро». В игре дети изобретают автомобиль будущего.

3.Фиксирование результатов эксперимента. Дети зарисовывают автомобиль будущего. Проводится конкурс «Лучшая модель автомобиля» , победителю вручают приз. Для родителей организуется выставка рисунков «Автомобиль будущего глазами детей».

Вывод: Необходимо создание экологически чистого вида транспорта.

 

ЗЕМЛЯ МАГНИТ.

Цель: помочь выявить действия магнитных сил Земли.

Материал: вода, растительное масло.

Оборудование: шар из пластилина с закреплённой на  нём намагниченной английской булавкой, магнит, стакан,  обычные иголки.

Ход занятия – экспериментирования.

1.Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям выявить действия магнитных сил земли.

2.Прогнозирование результата.

Воспитатель: Что будет с булавкой, если  поднести к ней магнит? (Предположения детей).

3.Выполнение  эксперимента.

Воспитатель. Аккуратно обращайтесь со всеми материалами. Дети  под руководством воспитателя проверяют действие магнита на булавку, поднося его разными полюсами, объясняют, увиденное; выясняют, как будет вести себя иголка вблизи  магнита, выполняя опыт по алгоритму: 1) смазывают иголку растительным маслом ; 2) осторожно опускают на поверхность воды ; 3) издалека , медленно, на уровне поверхности воды подносят магнит : игла разворачивается концом к магниту. Дети смазывают намагниченную иголку жиром , аккуратно  опускают на поверхность воды. Замечают направление, осторожно вращают  стакан (иголка возвращается в исходное  положение), объясняют происходящее действие магнитных сил Земли. Затем рассматривают компас, его устройство, сравнивают направление стрелки компаса и иголки в стакане.

4.Фиксирование результатов эксперимента. Дети делают  зарисовки.

Вывод: Стрелка компаса всегда  показывает на север.

 

КАК УВИДЕТЬ МОЛНИЮ.

Цель: выяснить, что гроза- проявление электричества в природе.

Материал: кусочки шерстяной ткани.

Оборудование:  воздушный шар, рупор.

Ход занятия – экспериментирования.

1.Постановка исследовательской задачи. Воспитатель предлагает детям выяснить , что гроза –проявление электричества в природе.

2.Прогнозирование результата. Дети предполагают , как можно «создать» электричество самим.

3.Выполнение эксперимента .Сложенные друг на друга кусочки ткани дети натирают воздушным шаром (или пластмассовым  предметом). Подносят к ним рупор (для усиления звука) и медленно разъединяют ткань. Выясняют, что произошло с тканью при натирании (она наэлектризовалась), появился треск – проявление электричества.

4.Формулирование выводов.

Гроза – это проявление электричества в природе.

 

МИР МЕТАЛЛОВ.

Цель: учить называть разновидности металлов (алюминий, сталь, жесть, медь, бронза, серебро); формировать умение сравнивать их свойства, понимать, что характеристики металлов обуславливают способность их использования в быту и на производстве.

Оборудование:  кусочки алюминиевой, стальной, медной проволоки, полоски жести, кусочки бронзы и серебра, спиртовка, спички , ножницы.

Ход  занятия – экспериментирования.

1.Постановка исследовательской задачи.

Дети под руководством воспитателя рассматривают предлагаемый материал , определяют, из чего он сделан, вспоминают основные, общие свойства металлов (металлический блеск ,ковкость, теплопроводность , твёрдость).

2.Прогнозирование результата.

Воспитатель: Определите, чем отличаются представленные металлы. (предположения детей).

3.Выполнение эксперимента.

 Воспитатель: Аккуратно пользуйтесь всеми материалами. Дети подтверждают или опровергают свои предположения, действуя по алгоритму: 1) оценивают степень проявления металлического блеска;            2) оценивают степень теплопроводности; 3) определяют твёрдость металлов – ковкость (способность металлов приобретать  заданную  форму под  возмездием высокой температуры и без неё); 4) делают выводы о сходстве и различиях металлов. Обсуждают, что  из какого металла можно сделать.

4.Фиксирование результатов эксперимента.

К листу бумаги приклеивают кусочки алюминиевой, стальной, медной  проволоки и рядом приклеивают картинки с изображением предметов из данных материалов.

Вывод: Характеристика металлов обуславливают способы их использования в быту и на производстве.

 

МИР ПЛАСТМАССЫ.

Цель: учить узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс ( полиэтилен, пенопласт, оргстекло, целлулоид), сравнивать их свойства, понимать, что от качественных характеристик зависят способы их использования.

Оборудование: кусочки и игрушки из разного вида пластмасс, спиртовка, спички.

Ход занятия – экспериментирования.

1.Постановка исследовательской задачи.

Дети под руководством воспитателя рассматривают разные виды пластмасс, изделия из них. Обращают внимание на общие свойства (плотность, горение, непрозрачность, твёрдость).

2.Прогнозирование результата.

Воспитатель. Какой вид пластмасс будет более твёрдым, плотны, горючим, прозрачным и т. д ?(Предложения детей).

3.Выполнение эксперимента.

Воспитатель: Аккуратно пользуйтесь всеми материалами. Дети под  руководством воспитателя определяют  алгоритм  деятельности: 1) оценивают прозрачность; 2) выявляют плотность; 3) определяют твёрдость; 4) наблюдают за реакцией горения, сравнивают скорость сгорания.

4.Фиксирование результатов эксперимента.

Под этими кусочками приклеивают картинки с изображением предметов, выполненных из данного вида пластмассы. К листу бумаги дети под руководством воспитателя приклеивают кусочки разного вида пластмасс. Под этими кусочками  приклеивают картинки с изображением предметов, выполненных из данного вида пластмассы.

Вывод: Существуют  различия между разными видами пластмасс. От свойств материала зависит его использование.

 

ОБОНЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА.

Цель: упражнять в различении цветов и пищи  по запаху.

Материал: вазы с розами и ландышами (возможны другие цветы),  продукты с характерным запахом.

 Ход занятия – экспериментирования.

1.Постановка исследовательской задачи. Воспитатель предлагает детям поупражняться в различении цветов и пищи по запаху.

2.Уточнение правил безопасности. Упражнять необходимо проводить крайне осторожно с детьми- аллергиками , исключив продукты – аллергены.

3.Прогнозируемые результаты. Воспитатель : можно ли определить продукты по запаху, не видя их?(Предположения детей).

4.Выполнение эксперимента. Воспитатель предлагает ребёнку определить не глядя, в какой вазе находятся роза, а в какой – ландыши. Можно использовать различные  продукты с  достаточно хорошо выраженным характерным  запахом (чёрный и белый  свежий хлеб , свежая клубника или  апельсин , лук или чеснок, жаренная котлета, кусок жаренной рыбы или селёдки и т.д)

Вывод: цветы и продукты можно определить по запаху.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСТОТЫ ДЫХАНИЯ.

Цель: произвести подсчёт вдохов и выдохов , производимых детьми в течении одной минуты.

Оборудование: часы с секундной стрелкой.

Ход занятия – экспериментирования.

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям , определить , сколько  вдохов и выдохов они делают за  1 минуту.

2.Прогнозирование результата.

Дети предполагают количество вдохов и выдохов.

3.Выполнение эксперимента.

Воспитатель засекает время, а дети считают, сколько вдохов они сделали за 1 минуту, и сообщают полученные цифры ему. У всех результаты будут разными. Чтобы детям не надоело считать целую минуту , подсчёт ведётся в течение 15 секунд  полученная цифра умножается на 4.Вот сколько раз вы вдыхаете за 1 минуту. Далее воспитатель предлагает детям подышать часто. (Методика подсчёта та же). Считают , сколько получилось.

 Вывод: При частом дыхании вдохов делается больше.

 

                                           ОСЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЧЕЛОВЕКА.

Цель: сравнить температуру воды в нескольких ёмкостях.

Материал: ёмкости с водой – холодной, тёплой, горячей.

Ход занятия – экспериментирования.

  1. Выполнение эксперимента.

Воспитатель предлагает ребёнку определить на ощупь температуру воды в каждой банке, расставить их по порядку (от самой холодной до самой тёплой ) и попытаться объяснить , почему удалось выполнить это задание.

2.Фиксирование результатов эксперимента.

Вывод: Ощущение тепла или холода возможно благодаря чувствительности кожи.

 

ПОЛЯРНОЕ СИЯНИЕ.

Цель:  помочь понять, что полярное сияние – проявление магнитных сил Земли.

Оборудование: магнит, металлические опилки, два листа бумаги, трубочки для коктейля, воздушный шар , мелкие кусочки бумаги.

Ход занятия – экспериментирования.

1.Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель: Полярное сияние – проявление магнитных сил Земли. Давайте проверим это явление природы, проведем эксперимент.

2.Выполнение  эксперимента.

Воспитатель: Аккуратно пользуйтесь всеми материалами. Дети кладут под лист бумаги магнит. С другого листа на расстоянии 15 см сдувают через трубочку на бумагу  металлические опилки.

- Что происходит? (Опилки располагаются в соответствии с полюсами магнита).

- Так же действуют магнитные силы Земли, задерживая солнечный ветер, частицы которого , двигаясь к полюсам ,  сталкиваются с частицами воздуха и светятся. Дети под руководством воспитателя наблюдают притягивание   мелких кусочков бумаги к наэлектризованному трением о волосы воздушному шару (кусочки бумаги – частицы солнечного ветра, шар Земля).

Вывод: Магнитные силы Земли притягивают частицы солнечного света.

 

УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕСОК.

Цели: познакомить со свойствами и качествами песка , его происхождением; развивать смекалку , наблюдательность , усидчивость.

Материал: сухой, влажный песок, прозрачная вода.

Оборудование: три стеклянные банки , лопатка, пластинка из оргстекла , магнит, карточка, лупа, карандаши (для каждого ребёнка).

Ход  занятия — экспериментирования.

1.Постановка исследовательской задачи. Воспитатель предлагает познакомиться со свойствами и качествами песка , его происхождением.

2.Уточнение правил безопасности. Воспитатель: Какие правила безопасности при работе с песком вы знаете? (Не брать песок и грязные пальцы в рот. Не тереть грязными руками глаза.)

3.Выполнение эксперимента. Дети под руководством воспитателя обследуют сухой песок пальцами; насыпают его на пластинку, рассматривают в лупу; опускают в песок магнит, появившиеся на нём мелкие частички металла рассматривают в лупу. В  баночку с водой опускают горсть сухого песка , не размешивая его.

Воспитатель: Что происходит? (песок оседает). На поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать лопаткой воду, что произойдёт? (песочная пыль, растворится и окрасит воду). Дети пересыпают сухой песок из одной баночки в другую.-Какой песок?(Песок сыпучий). Попробуйте слепить из сухого песка шар. (Не получается: сухой песок рассыпчатый, шершавый, содержащий пыль). Дети рассматривают влажный  песок.- Какой влажный песок? (Плотный и мягкий). Дети делают из него колечки, оставляют  их на некоторое время (пока песок высохнет). Затем под руководством воспитателя поливают сухой и влажный песок. Что вы наблюдаете?  ( Влажный быстро пропускает влагу, а сухой некоторое время держит её на поверхности, затем она уходит вглубь).

4.Фиксирование результатов эксперимента. Дети называют свойства песка.

Вывод: Песок – это очень- очень мелкие камешки разного цвета , разной формы, разного размера; в песке можно найти мелкие частички металла. Песок тяжёлый – он опускается на дно баночки; пыль лёгкая – осталась на поверхности , при размешивании окрасили воду; мокрый песок меняет цвет . Песок хорошо пропускает воду; из влажного песка можно лепить предметы , а сухой не держит форму.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные игры для детей. "Волшебный счет"

Интерактивные задания для устного счета для детей средней группы....

Конспект занятия "Волшебный эксперимент"

Конспект занятия «Волшебный эксперимент» для средней группы детского садаЦель: Обобщать, уточнять и расширять знания о воде.ЗАДАЧИ:-Развивать мышление, познавательную деятельность.- Вызыва...

Картотека "Волшебные игры" - игры для детей от 2 лет"

Волшебные игры - игры для детей от 2 лет, основаны на методике Монтессори...

"Волшебные эксперименты в старшей группе"

Открытое занятие по экспериментированию с различными материалами «Маленькие волшебники».Цель: развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:-расши...

Картотека. Волшебные игры - игры для детей от 2 лет, основаны на методике Монтессори

Картотека игр с элементами пособий М.Монтессори - развитие мелкой моторики, развитие мускулатуры рук, развитие движение рук, обогащение тактильных ощущений....

Конспект НОД "Волшебный эксперимент" для средней группы детского сада

Цель: Обобщать, уточнять, расширять знания о воде. Проведение опытов с водой. Материалы: стаканы прозрачные (или другие емкости), гуашь, мука, камешек, монетка, гвоздик, зубочистка, капли ва...

Краткосрочный проект в подготовительной группе «Волшебные эксперименты».

Люди, научившиеся наблюдениям  и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы  и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне...