Усвоение дошкольником звукового строения слова.
консультация на тему

Шумкина Елена Вячеславовна

Усвоение дошкольником звуковой стороны слова – длительный процесс. Он осуществляется в различных видах деятельности детей

Задача взрослого состоит в том, чтобы слово ,которое ребенок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, сделать объектом специального внимания, наблюдения и изучения. В дошкольном периоде ребенок усваивает звуковое строение слова и его слоговой состав.

Знакомство детей со звуковой стороной слова начинается с момента прихода их в детский сад, еще в младших группах, когда дошкольников приучают при выполнении упражнений на занятиях и в речевых играх отчетливо и внятно произносить гласные и согласные звуки, отдельные слова, вслушиваться в звучание слова.

У детей среднего возраста интерес к звучанию слова еще более возрастает. Они с довольствием вслушиваются в слова, находя сходства и различия в их звучании, отмечают интонационную выразительность речи, выделяют рифмующиеся слова, гласные и согласные звуки. Дети старшего возраста уже произносят все звуки: их артикуляционный аппарат готов к произнесению даже самых трудных звуков.

Нам, воспитателям, необходимо уделять особое внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата воспитанников: следить за выразительностью  интонаций, правильностью ударения.

Детей подготовительной к школе группы учат делить двусложные и трехсложные слова на слоги, находить и называть каждую часть слова, составлять слова из слогов и т.д. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usvoenie_doshkolnikom_zvukovogo_stroeniya_slova.docx12.66 КБ

Предварительный просмотр:

Усвоение дошкольником звукового строения слова.

Усвоение дошкольником звуковой стороны слова – длительный процесс. Он осуществляется в различных видах деятельности детей

Задача взрослого состоит в том, чтобы слово ,которое ребенок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, сделать объектом специального внимания, наблюдения и изучения. В дошкольном периоде ребенок усваивает звуковое строение слова и его слоговой состав.

Знакомство детей со звуковой стороной слова начинается с момента прихода их в детский сад, еще в младших группах, когда дошкольников приучают при выполнении упражнений на занятиях и в речевых играх отчетливо и внятно произносить гласные и согласные звуки, отдельные слова, вслушиваться в звучание слова.

У детей среднего возраста интерес к звучанию слова еще более возрастает. Они с довольствием вслушиваются в слова, находя сходства и различия в их звучании, отмечают интонационную выразительность речи, выделяют рифмующиеся слова, гласные и согласные звуки. Дети старшего возраста уже произносят все звуки: их артикуляционный аппарат готов к произнесению даже самых трудных звуков.

Нам, воспитателям, необходимо уделять особое внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата воспитанников: следить за выразительностью  интонаций, правильностью ударения.

Детей подготовительной к школе группы учат делить двусложные и трехсложные слова на слоги, находить и называть каждую часть слова, составлять слова из слогов и т.д.

При  формирование умения вслушиваться в звучание разных слов, умения слышать слова и звуки нужно, прежде всего, обучить дошкольников правильному употреблению и пониманию терминов «слово», «звук», «слог».

Особое место в работе с детьми по развитию речи должно быть отведено наглядной демонстрации звучания слова: разности и схожести звучания отдельных слов, последовательной смене одного звука другим.

В любой возрастной группе работа воспитателя по ознакомлению дошкольника  со звучащим словом тесно связывается  с развитием других сторон речи. Важно в играх и упражнениях продолжать работать по активизации и уточнению словаря детей, закреплять грамматический срой речи.

Умело подбирая лексический материал, необходимо применять разнообразные занимательные наглядные средства при работе с детьми .

В работе  с  детьми по развитию речи, большое значение имеют вопросы воспитателя к детям и вопросы самих ребят, задаваемые взрослому и сверстникам, о предмете или явлении.

Действуя под наблюдением взрослого с занимательным материалом, требующим компактного, сжатого описания, употребления метких и точных слов и разных конструкций предложений, ребенок учится думать над словом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ознакомление дошкольников со звуковым строением слова"

В данном НОД я предоставила материал для  ознакомления со звуковым строением слова детей старшей группы. Подобрала Д/И по этой теме....

Обучение старших дошкольников звуковому анализу слова

Необхoдимой ступенью в oвладении грамотой является фoрмирование звукo-слогового анализа. Как же научить дошкольника слышать звуки и слоги? Наиболее органичным способом обучения дошкольников разумеется...

Методическая разработка: Подготовка детей к обучению грамоте "Ознакомление со звуковым строением слова"

В статье узнаете о сущности подготовки детей к обучению грамоте; о развитиии фонематического слуха и фонематического восприятия и его влияния на овладение навыкам чтения. О задачах и содержании подгот...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты»  (схемы для звукового анализа слов)...

Мастер-класс для педагогов "Обучение дошкольников звуковому анализу слов"

Вниманию коллег представляется мастер- класс для воспитателей по обучению дошкольников  звуковому анализу слов....