ПУТЕШЕСТВИЕ НА «ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ ХОЛМЫ» К ОБЕЗЬЯНЕ ЛЮБОПЫТНЫЕ РУКИ (конспект)
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Филатова Анастасия Юрьевна

Конспект по программе "Социальный мир", образовательная ситуация направлена на развитие тонкой моторики и тактильных ощущений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПУТЕШЕСТВИЕ НА «ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ ХОЛМЫ» К ОБЕЗЬЯНЕ ЛЮБОПЫТНЫЕ РУКИ

Цель: формирование у детей представлений тактильных ощущениях, как одном из важнейших способов получения информации об окружающем мире и самом себе.

Форма НОД: занятие построено в форме сказочного путешествия с элементами сказкотерапии, песочной терапии и релаксации.

Продолжительность НОД: 30 мин

Количество детей в подгруппе: 5-7 человек.

Необходимые материалы:

  • светильник в форме цветка для погружения в сказочную страну (Волшебное яблоко);
  • карта сказочной страны «Что я могу?»;
  • фигурки домовенка, собаки, орла, слонихи, лягушки, обезьяны;
  • аудиозапись для релаксации «Звук моря»;
  • установка для работы с песком (или емкость с фасолью);
  • «Чудесный мешочек», содержащий различные по фактуре и форме фигуры.

План:

  1. Приветствие
  2. упражнение «Заряд бодрости».
  3. Ритуал входа в Сказочную страну
  4. Сказка про обезьяну Любопытные руки (дети разыгрывают сказку на песке)
  5. Этюд- перевоплощение «Мы веселые мартышки».
  6. Упражнение «Представь себе».
  7. Игра «Пальчики- узнавальчики»
  8. Релаксация «Пляж»
  9. Прощание с Сказочной страной
  10. Ритуал выхода
  11. Обсуждение

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Упражнение «Заряд бодрости», это упражнение, меняющее ход занятия, в данном случае его цель — взбодриться, настроиться на рабочий лад.
  2. Ритуал входа в Сказочную страну...
  3. Перед детьми разворачивается карта волшебной страны. Ребята, вы помните, что это за страна? Кто в ней живет? (Дети называют героев Сказочной страны). Правильно. Сегодня мы с вами отправимся вместе с Лопушком на Чувственные холмы к обезьяне Любопытные руки.

Но прежде, чем мы это сделаем, давайте воссоздадим нашу Сказочную страну на песке (Дети приглашаются к песочнице и вместе с ведущим воссоздают Сказочную страну из песка. Каждый ребенок выбирает себе героя Сказочной страны — разыгрывается сказка).

  1. Сказка:

Отдохнув у озера, испив его вкусной воды, Ветер-ветерок и Лопушок отправились дальше. На их пути встречались луговые цветы, которые, кивая головками, приглашали наших друзей попробовать вкусную пыльцу и ароматный нектар. Ветер с домовенком были рады такому угощению, ведь им нужны были силы, чтобы продолжать свое путешествие. Иногда Лопушок уставал идти, и Ветер сажал его на свою мягкую теплую ладонь и поднимал высоко в небо, неся над землей. Земля внизу была покрыта холмами, похожими по очертанию на руки и ноги человека. С холмов стекали быстрые прохладные ручейки, разбрызгивая капельки воды на горячий песок, гладкие камни и сухую землю. Благодаря живительным каплям земля становилась сырой, а колючая трава - мягкой и пушистой. А звонкие ручейки бежали дальше, к подножию холмов, и впадали в море. Склоны холмов покрывали высокие кудрявые деревья. По их шершавым веткам и стволам, цепляясь своими острыми коготками, прыгали рыжие белки, играя друг с другом в прятки и веселя тем самым других зверей.

  • Ой, куда это мы с тобой прилетели? - спросил у Ветра домовенок.
  • Это «Чувствительные холмы», на которых живет твой пятый помощник - Обезьяна Любопытные руки. Видишь, вон она раскачивается на ветке и приветливо машет нам рукой, - сказав так, Ветер опустил Лопушка на теплую землю. Домовенок с любопытством разглядывал Обезьяну, потому что раньше он никогда не видел такое интересное животное. А Обезьяна, скорчив рожицу, протянула Лопушку банан и, запрыгнув на ветку дерева, стала с интересом рассматривать домовенка.

(Дети создают в песочнице «Чувствительные холмы» и ставят фигурку обезьяны, обращая внимание на ее руки. Сказка разыгрывается на песке.)

  • Ветер, а почему Обезьянку зовут «Любопытные руки»? - поинтересовался домовенок.
  • А все потому, что с ней произошла вот такая забавная история...

На Чувствительных холмах, которые бывают только в Сказочной стране «Что я могу?», жила-была веселая шалунья Обезьянка. Каждый день она находила себе интересные занятия. День у нее начинался с того, что она приводила себя в порядок. Топая ногами по влажной земле, она спускалась к ручью и с радостным визгом бросалась в воду. Вдоволь накупавшись в прохладной воде, Обезьяна выскакивала на берег и с наслаждением растягивалась на теплом сухом песке, подставляя мордочку ласковому солнцу. Подсохнув, она начинала расчесывать свою мягкую шерстку, ловко перебирая каждый волосок своими чувствительными пальцами. Затем она шла в банановую рощу и карабкалась по лохматому стволу пальмы, чтобы сорвать себе связку сладких желтых бананов на завтрак.

Позавтракав, Обезьяна отправлялась к морю. Ей очень нравилось ловить в воде скользких медуз и нащупывать ногами на дне гладкие камешки. Набрав в ладони пригоршню больших и маленьких камешков, она садилась на берегу и бросала их в воду. Затем принималась шлепать по мокрому песку лапами, оставляя на нем свои следы. А затем с интересом рассматривала, что у нее получилось.

И вот однажды, рассматривая свои следы, отпечатавшиеся на песке, она увидела другие следы, совсем не похожие на ее. Обезьяна решила проверить, кому онадгринадлежат и куда ведут. Шла она, шла, и вдруг следы закончились. Она огляделась по сторонам и увидела лежащий на земле клубочек. Не долго думая, Обезьяна схватила его, но, уколовшись, выпустила из рук. Клубок, оказавшись на песке, развернулся, и она поняла, что это был Ежик! От боли и обиды, что она не сразу признала Ежа, Обезьянка громко завизжала. На ее крик сбежались звери и стали ее успокаивать и жалеть. А разобравшись в том, что произошло, решили: в случившемся нет большой беды. Просто Обезьянку подвели любопытные руки. Ведь с их помощью она всегда познает окружающий мир. И тогда звери решили назвать ее Обезьяна Любопытные руки.

Беседа с детьми:

  • С помощью чего Обезьяна познает окружающий мир? Как она это делает?
  • В чем и как вам могут помочь любопытные руки Обезьяны?

5. Этюд-перевоплощение «Мы веселые мартышки» - психогимнастика, развитие умения соотносить стихи с выразительными движениями. Путешественник попал на остров и, едва он сошел на берег, как его окружили жители чудного острова - маленькие обезьянки. Они с любопытством рассматривали и трогали путешественника, хватали его за руки, за ноги, пробовали залезть в карманы его одежды. Путешественник вместе с обезьянками весело смеялся и выполнял забавные движения.

 Игры и упражнения на развитие тактильных ощущений

6. Представь себе

Предложите детям вспомнить вещи, до которых они дотрагивались в течение дня. «Представьте, что вы опять трогаете их руками. Не спешите. Надо хорошо представить, как вы дотрагиваетесь до этих вещей. Какие они на ощупь?»

Представь, что трогаешь ... облако, печаль, смех, музыку. Попробуй свои чувства нарисовать, рассказать о них.

7. Пальчики - узнавальчики

На стол ставится 2-3 предмета, разные по форме и величине. Предложите детям исследовать предметы, проводя по ним пальцами. Затем предметы кладуться в мешочек, а дети закрывают глаза и поочередно прикасаются к предметам, называя и описывая их.

  1. Релаксация пляж. Наши путешественники устали и прилегли отдохнуть на сколне Чувственных холмов. Звучит музыка для релаксации, ведущий читает текст.
  1. Прощание со Сказочной страной. Дети подходят к песочнице.

Ведущий: В любом путешествии мы всегда узнаем много нового и удивительного. Но, как всегда, любое путешествие рано или поздно подходит к концу. Вот и нашему домовенку пришло время возвращаться в свой край: во зеленую дубраву, на цветочную поляну. Но домовенку совсем не хочется расставаться со своими друзьями-помощниками. И он стал уговаривать Ветер-ветерка: «Я не хочу возвращаться к себе, а хочу остаться в этой стране. Здесь так много друзей-помощников, и с ними весело и интересно, они очень много знают и умеют. А в моем мире скучно и тоскливо». Ветер на это ответил: «А тебе и не надо покидать страну "Что я могу?", потому что это твоя страна и ты всегда жил в ней, сам не зная об этом. Посмотри, ведь ты живешь в самой ее середине, а твои друзья-помощники - по соседству с тобой. И встречаешься ты с ними каждый день, сам того не замечая. Каждый раз Орел Зоркий глаз помогает видеть тебе красивые цветы, быстрые реки, высокие горы и яркие звезды. Слониха Чуткие уши ~ услышать пение птиц и сверчков, шум водопада, стрекотание кузнечиков и стрекоз, жужжание жуков, шорох мышей в норах и шуршание листвы под ногами. Собака Острый нюх помогает узнавать, как пахнет парное молоко и яблочный пирог, распустившиеся цветы и почки на деревьях, трава после дождя. Лягушка Умный язык - почувствовать вкус сладкого арбуза и горького перца, соленого огурца и кислого лимона. Обезьяна Любопытные руки помогает ощутить тепло огня и холод снега, гладкость стекла и шершавость песка, мягкую пушистую шерстку кота, твердость камня и мягкость подушки.  Ты еще многое узнаешь о самом себе и окружающем мире с помощью своих помощников. Надо только очень сильно захотеть. Ведь не только ты познакомился со своими помощниками и узнал о том, как они тебе помогают. Но ты еще и ребятам помог узнать много нового и интересного о самих себе и о том, какую помощь оказывают им их помощники. А ребята, в свою очередь, подарили тебе твою страну «Что я могу?», созданную их руками.

Ветер перенес домовенка к его домику и, прощаясь, ласково потрепал его по волосам. А сам полетел по свету собирать новые сказки. Ребят просят подойти к песочнице.

Ведущий: Итак, Сказочная страна «Что я могу?» создана. Мы познакомились с ее жителями: Орлом Зоркий глаз, Слонихой Чуткие уши, Собакой Острый нюх, Лягушкой Умный язык, Обезьяной Любопытные руки. Они поделились с нами своим умением. Мы же с вами получили бесценный опыт, который поможет нам лучше узнать себя и окружающий мир. Все это пригодится нам в нашей жизни. Давайте возьмем с собой из нашей Сказочной страны этот опыт. Для этого протяните руки над страной, почувствуйте тепло, которое идет к нам из Сказочной страны. Возьмите это тепло в свои ладони (кисти рук описывают полукруг, как будто в ладонях появился шар). В ваших руках золотистый шар, в котором находится ваш бесценный опыт. Поднесите шар к своему сердцу. Так он останется с нами (дети повторяют движения за ведущим). Скажите спасибо жителям Сказочной страны и попрощайтесь с ними.

А теперь пришло время возвращаться назад.

  1. Ритуал выхода из сказки
  2. Обсуждение

Беседа с детьми:

Дополнительное упражнение: 

Живые весы

Предложите детям два небольших предмета разного веса. «Представьте, что вы весы: встаньте, расставив руки в стороны ладошками вверх». Положите предметы на ладошки и задайте «весам» вопрос: «Какая вещь тяжелее или легче? »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в образовательной области познание (ФЭМП) Тема: «Путешествие на «Остров Обезьян»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в образовательной  области познание (ФЭМП)Тема: «Путешествие на «Остров Обезьян»  разработала Воспитатель: Скярова М.Г.г. Тагарног...

Путешествие на воздушных шариках (дифференциация звуков [С] [С\']). конспект занятия в подготовительной логопедической группе

Открытое занятие для воспитателей в подготовительной логопедической группе "Путешествие на воздушных шариках (дифференциация звуков [С] [С'])....

Любопытная сорока конспект 2 мл группы

Тема: Любопытная сорока.Цель: Систематизировать знания детей о характерных признаках весны ;продолжать знакомство с живой природой.Образовательные задачи.Закрепить знания детей о птицах, обеспечить уз...

Тема: «Здоровье наших детей в наших руках» Конспект родительского собрания

Создание условий для повышения педагогической грамотности родителей (законных представителей) о здоровом образе жизни семьи и его значении в воспитании детей....

Проект «Путешествие натуралиста в мир природы и мир культуры» Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепке) в группе детей с ОВЗ.

Проект «Путешествие натуралиста в мир природы и мир культуры» Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепке) в группе детей с ОВЗ....

Конспект по математике во 2-ой мл.группе " Путешествие на остров обезьян"

ТЕМА : " ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ОБЕЗЬЯН"ЦЕЛЬ: - ЗАКРЕПИТЬ СЧЁТ В ПРЕДЕЛАХ 5         - ПРОДОЛЖАТЬ УЧИТЬ ДЕТЕЙ РАЗЛИЧАТЬ И НАЗЫВАТЬ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ ( КРУГ, Т...