Родительское собрание "На пороге школьной жизни"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Донцова Елена Васильевна

Сценарий родительского собрания для родителей будущих первоклассников. Материал полезен для педагогов дошкольных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsel_roditelskogo_sobraniya.doc468 КБ

Предварительный просмотр:

Цель родительского собрания:

Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Задачи

  • Познакомить родителей друг с другом.
  • Познакомить с трудностями адаптации ребенка к школе и дать рекомендации  данной теме.
  • Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

Слайд 2

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе –  значит быть готовым всему этому научиться». 

 Венгер Л.А.

 

Ход собрания

(Родители перед началом собрания берут жетончики определенного цвета и рассаживаются группами по цвету.) Звучит песня на школьную тему. Родители занимают места за столами.

Воспитатель. Скоро, очень скоро наступит для ваших детей торжественный, волнующий день 1 сентября. В стенах школы начнется их путешествие по стране знаний. Как сделать, чтобы учитель, принимая вашего ребенка, был благодарен вам за помощь, за хорошую подготовку ребенка к школе, за успехи с самого начала обучения, за зажженную у детей искру интереса к учебе?

В результате анализа анкет мы выяснили, что в понятие «готовность ребенка к школе» 20% родителей считают, что важным является желание идти ребенка в школу, 65% - сформированность психических процессов( памяти, внимания, мышления, воображения, речи), 30% - умение читать, писать, считать. 

Что же такое готовность к школе? Почему так необходимо определить готовность ребёнка до поступления в школу? Попробуем разобраться.

Ведущий читает правила игры и проверяет, все ли их запомнили, затем предлагает небольшую разминку.

Правила игры

  1. Ведущий задаёт вопрос. В группах идёт обсуждение. Затем представитель от каждой группы высказывает мнение группы по данному вопросу. Эксперты подводят итог высказанным мнениям.
  2. В игре нет зрителей, все участники.
  3. Нельзя повторять ранее сказанное.
  4. Выступления должны быть корректными, мнение каждого участника заслуживает уважения.

Проблема готовности к школе возникла несколько десятилетий назад  в связи  обострением  проблем  сохранения  здоровья  и  влияния   дезадаптации  на личностное развитие  первоклассника. Что же такое «готовность к школе»?  

       Психологическая готовность содержит в себе следующие компоненты:

  • интеллектуальная
  • мотивационная готовность
  • волевая
  • коммуникативная
  • физиологическая

Интеллектуальная готовность предполагает развитость основных психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления; (ребёнок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнить их, видеть сходное и отличное, он должен научиться рассуждать, делать выводы).

Мотивационная готовность предполагает у школьника желание принять новую социальную роль – роль ученика. Для этого важно, чтобы школа привлекала своей главной деятельностью – учёбой.

Волевая готовность предполагает, что ребёнок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определённые усилия, оценить результат своего усилия; а так же уметь слушать и выполнять указания взрослого.

Коммуникативная готовность предполагает потребность ребёнка в общении, в том числе в общении с взрослым на новом уровне, умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться.

Физиологическая готовность это уровень развития основных функциональных систем организма и состояния его здоровья.

С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка. Систематическая учебная работа, большой объем новой информации, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменение привычного распорядка дня, пребывание в большом школьном коллективе требуют значительного напряжения умственных и физических сил маленького школьника.

На ваших столах лежат описания жизненных ситуаций (по 1 ситуации у каждой команды). Определите к какому из компонентов готовности относится ваша ситуация.

Рекомендации по развитию мотивационной готовности 

 Расскажите ребёнку о том, как вы сами учились в школе

 Примите участие в экскурсии по школе

 Обсудите с ребенком, чем отличается школьник от дошкольника

 Читайте с ребёнком

 Проговорите с ребёнком, что он будет делать если возникнет не предвиденная ситуация в школе (потерял шапку, не знал где находится туалет)

По результатам анкетирования стало ясно, что 80% родителей считают, что их ребенок имеет желание учиться в школе, 5% считают, что нет и затрудняются ответить 15%.

Просмотр видеозаписи беседы с детьми о школе.

Анализ рисунков детей педагогом-психологов.

Общие рекомендации по формированию воли ребенка

Итак, родители, стремящиеся воспитать волю у ребенка, должны соблюдать следующие правила:

1)    не делать за ребенка то, чему он должен научиться, а лишь обеспечить условия для успеха его деятельности;

2)    активизировать самостоятельную деятельность ребенка, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать веру ребенка в его способность преодолевать трудности;

3)    даже маленькому ребенку полезно объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые взрослые предъявляют ребенку, и постепенно учить ребенка самостоятельно принимать разумные решения.

4)Обращайте внимание ребёнка на обязательность точного выполнения инструкций как в игре, так и в жизни

5) Если вы хотите, чтобы ребёнок привык выполнять самостоятельно ваши поручения, ежедневно утром (или с вечера) готовьте вместе с ним список дел на весь день. Если пока ещё ребёнок не умеет читать, список может быть составлен с помощью рисунков.

6)Можно поиграть с ребёнком в молчанку: в течение 2-3 минут предложите ему не разговаривать

7) Игра «Да» и «Нет» не говорите - отличный способ развития волевых качеств ребёнка

Рекомендации по развитию интеллектуальной готовности

  • Предлагайте ребенку игры, которые требуют умения анализировать, сравнивать, классифицировать. Все эти задания формируют у ребенка мысль о существенных признаках. Создание понятий – это результат сложной мыслительной деятельности.
  • Читайте ребенку вслух. Слушая вас, ребенок учится фиксировать свое внимание, у него развивается речь, мышление. Со временем ребенок сам захочет читать, а ваша задача привить ему любовь к чтению.
  • Разучивайте стихи. Это занятие поможет развить непосредственное запоминание.
  • Раскрашивайте вместе с ребенком картинки, обводите по контуру, вырезайте фигуры, занимайтесь «оригами», лепите животных из пластилина, используйте в занятиях с ребенком пальчиковую гимнастику – все эти занятия отлично развивают мелкую моторику рук.
  • Уделяйте время на развитие памяти, внимания (Это основные процессы, на которых строится обучение). Например, попросите ребенка пересказать вам фильм, книгу, составить связный текст на основе картинки, рассказать о том, что интересного у ребенка произошло за день, с кем он играл и что узнал нового. Так же ребенку просто необходимо знать свое имя, фамилию, адрес и имена родителей.

Результаты психологической диагностики

По результатам интеллектуальной готовности к школе выявлено: высокий уровень -13 детей (43%), хороший уровень – 12 детей (40%), средний уровень – 5 детей (17%), низкий уровень – нет.

Рекомендации по развитию коммуникативной готовности

  1. Посещайте с ребенком детскую площадку во дворе дома, так как она также выступает территорией, на которой дети учатся общаться. Объясните малышу, как сделать первый шаг для того, чтобы познакомиться. Возьмите его за руку и познакомьтесь с другим ребенком. Пусть это произойдет сначала с вашей помощью.
  2. Учите ребенка не конфликтовать с детьми, не быть жадным, развивайте в нем зачатки великодушия. Ведь довольно часто можно наблюдать «бои» за ведерко или совочек на детской площадке. Такое «общение» может отбить охоту у более слабого ребенка («проигравшего») к установлению контактов с другими детьми. Не стойте пассивно в стороне в таких ситуациях, обязательно вмешивайтесь и сглаживайте ситуацию.
  3. Проводите дома различные беседы с ребенком о том, что нужно уметь слушать других, сочувствовать им, сопереживать, если что-то случилось нехорошее, пытаться помочь. В мальчике развивайте мужественность, джентльменское отношение к девочкам, в девочке – скромность и женственность.
  4. Читайте ребенку больше сказок, стихов, рассказов о дружбе вообще, о дружеских отношениях между детьми. Смотрите мультфильмы на подобную тематику. Обсуждайте прочитанное и увиденное.
  5. Чаще ходите в гости к друзьям, у которых есть маленькие дети. Глядя на ваше общение, ребенок будет брать с вас пример. Положительный же пример будет ему только на пользу, так как дети любят копировать взрослых.

Отмечайте дни рождения ребенка, приглашайте на праздник его знакомых сверстников из детского сада, соседских детей, друзей по кружку и т.д. Устраивайте «сладкие столы», придумывайте веселые игры, конкурсы. Но не стремитесь все время быть посредником между вашим ребенком и другими детьми, давайте ему возможность проявлять самостоятельность в поступках и действиях. 

На карточке написана фраза, довольно часто используемая взрослыми. Попробуйте предугадать, как повлияют эти фразы на будущего первоклассника. Какие чувства и переживания они вызовут у него? Обсудите свои предложения. Время 1,5 минуты. Представитель группы отвечает на вопрос.

Карточки с фразами

  • Вот пойдёшь в школу там тебе … Ты, наверное, будешь двоечником?

Они могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, нежелание идти в школу.

  • Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты будешь учиться только на пятёрки.

Родительские притязания основаны не на реальных   возможностях сына или дочери, а на неких абстрактных представлениях об идеальном ребёнке. Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, привести к потере уверенности в родительской любви, а значит, уверенности в себе.

  • Учись так, чтобы за тебя не приходилось краснеть.

Такому взрослому кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок, которые получает ребёнок. Иными словами взрослый человек, испытывая страх перед «унижением», делает ответственным за свою самооценку ребёнка: «Только от тебя зависит, придётся мне испытывать стыд  или нет, ты несёшь ответственность за моё внутреннее состояние». Чувство вины – на ребёнка взваливается бремя двойной нагрузки – психологический груз может стать причиной невроза.

  • Попробуй мне только сделай ещё раз такую глупую ошибку.

Вызывает унижение, заниженную самооценку – может привести к комплексу неполноценности. У ребёнка, которому постоянно угрожают, могут возникнуть враждебные чувства к родителям.

 

        Снова обратимся к нашим анкетам. На вопрос «Какую позицию вы готовы занять в связи с тем, что школьная жизнь потребует от ребенка умение справляться с новыми обязанностями 60 % родителей считают, что нужно усилить требовательность к ребенку и контроль, а 40 % считают, что нужно взять на себя заботу о новых обязанностях ребенка.

 Очень важно, что вы родители понимаете, нельзя всю ответственность возложить на учителя. Этот вариант ответа не выбрал никто. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Вам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Учиться - значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель.  

       - Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка.  Хлопок – это результат действия двух ладоней. Учитель - это только одна ладошка.  И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) учитель бессилен. Отсюда можно вывести первое правило:

-  только сообща, все вместе, возможно преодолеть все трудности в воспитании и учебе детей.

        - Возьмите все по цветку. Раскрасьте их. (На столах лежат одинаковые цветы по размеру, по цвету, по форме, цветные карандаши, фломастеры.) А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по размеру, цвету, форме. Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? (Нет.) Мы – взрослые люди ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному. Отсюда второе наше правило:

-  никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ! Вы будете сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Причем не только учебу, но и поступки.

 

        - А сейчас я предлагаю вам всем известную сказку “Колобок” на психологический лад и попрошу вас принять активное участие в ее разборе.

Итак, начали. (Родители помогают в пересказе сказки по картинкам.)

        Жили-были дед со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко, и решили они испечь колобок. Что они сделали? Правильно. По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок.

Первая заповедь: Родившийся ребенок в семье должен быть всегда желанным.

         По сусекам поскребли, по коробу помели, и получился у них колобок. Положили они его на подоконник остужаться.

Вторая заповедь: Не оставляйте маленьких детей без присмотра.

        Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.

Третья заповедь: Научите ребенка общаться с окружающим миром.

       Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.

Заповедь четвертая: Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.

        Съела лиса колобка.

Заповедь пятая: Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить их сложных жизненных ситуаций.

        Вот такая всем известная сказка у нас с вами получилась с пятью важными заповедями для вашего ребенка.

    - Ну вот,  подошла к концу наша с вами встреча. Мы – родители, педагоги должны поддержать ребёнка в этот сложный период. Будьте спокойны и уверены в себе и в своем ребенке, и не позволяйте страхам омрачать это важное событие в жизни ребенка. Это значит и то, что следует любить ребёнка не за то, что он красивый, умный, а просто так, за то, что он есть.

        Поделитесь, пожалуйста, впечатлением о сегодняшней игре.


                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Семья на пороге школьной жизни ребенка"

Поступление ребёнка в школу – это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений. ...

На пороге школьной жизни (родительское собрание)

Обсуждение точек зрения родителей, воспитателей и учителей на роль семьи в предшкольный период жизни ребенка; помощь родителям в подготовке детей к школьному обучению....

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: «СЕМЬЯ НА ПОРОГЕ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ»

Звучит спокойная музыка. Садятся за столы, пьют чай. Воспитатель: Добрый вечер мамы и папы, наши гости. Мы очень рады встрече с нашими уважаемыми учителями. Сегодня мы постараемся совместны...

Родительское собрание "Семья на пороге школьной жизни"

Родительское собрание в подготовительной группе "Семья на пороге школьной жизни"...

Родительское собрание Подготовительная группа Тема собрания: «Семья на пороге школьной жизни ребенка» Подготовила воспитатель: Стрельникова В.В.

Родительское собраниеПодготовительная группа Тема собрания:«Семья на пороге школьной жизни ребенка»Подготовила воспитатель: Стрельникова В.В....