Программа "Духовно-нравственное развитие дошкольников"
рабочая программа (старшая группа) по теме

Соловьева Ольга Викторовна

Если планировать воспитательный процесс в соответствии с проектом данной программы, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию  детей, повысит компетентность педагогов, обучающихся, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.

     Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

     В старшем дошкольном возрасте  происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов  воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,- писал Н.И. Пирогов.

     Основная цель заключается  в том, чтобы на основе сотрудничества семьи и ДОУ воспитать личность, стремящуюся к духовному росту, доброте, способную противостоять злу, сохранить нравственное здоровье детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к нравственным ценностям, возрождение лучших традиций семейного воспитания.

     Данная программа - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых  решений в воспитании и развитии  у детей духовности и нравственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konechnaya_tsel_razumnogo_vospitaniya_detey.docx352.25 КБ

Предварительный просмотр:


Конечная цель разумного воспитания детей

 заключается в постепенном образовании в ребенке

 ясного понимания вещей окружающего мира.

 Затем результатом понимания должно стать

 возведение добрых инстинктов детской натуры

 в сознательном стремлении к идеалам добра

 и правды и, наконец,

            постепенное образование твердой и свободной воли. 

Н.И. Пирогов

Аннотация.

        Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.

Именно сегодня материальные ценности возвышаются над духовными,  поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.  Продолжается разрушение института семьи: через  телевизионное  «половое просвещение» у детей формируются несупружеские, антиродительские и антисемейные установки.

Смещение акцентов в развитии дошкольников в  сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие  маленького человека, без которых накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

Данная программа   даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания, стоящие перед нашим обществом.

Пояснительная записка

        Духовно-нравственное развитие в педагогике - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

        Духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

        Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении и развития личности. Это период первоначального вхождения ребенка в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. У ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, город, страна).

        Духовно – нравственное развитие происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

        В настоящее время проблема духовно-нравственного развития  детей стоит особенно остро. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.

        Особенное место в духовно-нравственном развитии является воспитание чувства патриотизма, а оно многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

        В формировании нравственных представлений важную роль играет знакомство с родным языком, образцы которого представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т.д.), так как  именно они вмещают в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей.

        Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

        В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи.

        Особым жанром, влияющим на духовно-нравственное воспитание детей, являются пословицы и поговорки. Концентрированность, емкость образа в пословицах и поговорках активно воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. Противоречие, которое в них заложено, много вариантность,  возможной интерпретации помогают создать проблемную ситуацию с нравственным содержанием, что рождает у ребенка потребность найти ее решение. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Они несут ярко выраженный нравственно-поучительный характер. Поговорки и пословицы содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о духовно-нравственном воспитании.

        Итак, в формировании нового человека исключительно велико значение нравственного воспитания. И большая роль в этом принадлежит семье дошкольным учреждениям, воспитателям.  Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия, слова и дела. Одна  из  проблем  современного  образования состоит  в  том, что в воспитании  не соблюдается   историческая преемственность  поколений.

        Многим  родителям  неизвестно,  что  именно   в дошкольном  возрасте  происходит  усвоение  социальных  норм,  моральных требований  и образцов  поведения  на основе  подражания.

        Поэтому  необходимо  помочь  родителям  осознать,  что в  семье,  в  первую  очередь  должны  сохраняться  и  передаваться  нравственные и  духовные  обычаи  и ценности, созданные  дедами и  прадедами,  и  что  именно  родители  ответственны  за  воспитание  детей.

Гипотеза. Если планировать воспитательный процесс в соответствии с проектом данной программы, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию  детей, повысит компетентность педагогов, обучающихся, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.

        Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

        В старшем дошкольном возрасте  происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов  воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,- писал Н.И. Пирогов.

        Основная цель заключается  в том, чтобы на основе сотрудничества семьи и ДОУ воспитать личность, стремящуюся к духовному росту, доброте, способную противостоять злу, сохранить нравственное здоровье детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к нравственным ценностям, возрождение лучших традиций семейного воспитания.

        Данная программа - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых  решений в воспитании и развитии  у детей духовности и нравственности.

Тип программы:  образовательная.

Программа по своей направленности является светской и имеет интегрированный характер, который обеспечивает её взаимосвязь с основными направлениями воспитания и обучения детей дошкольного возраста: формированием экологического мышления, краеведением, основами логического мышления, экологией межличностных отношений, художественно - эстетическим и патриотическим воспитанием, родной речью, здоровым образом жизни.

Программа составлена с учетом межпредметных связей по областям:

Социально-коммуникативное развитие, где проводятся занятия, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, беседы, игры на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

 Познавательное развитие, где используются дидактические, сюжетно-ролевые игры; проводятся экскурсии, посещение музеев в целях развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Художественно-эстетическое развитие, где используются произведения живописи о природе по сезонам, изготавливаются различные изделия в соответствии с тематикой занятий. Проводятся выставки детского творчества, мастер – классы; используются музыкальные произведения в соответствии с тематикой занятия; проводятся праздники (в том числе и фольклорные, фестивали, музыкальные игры).

Речевое развитие, где используются произведения познавательной направленности (сказки, притчи, стихи, сказания, легенды); рассматривание иллюстраций, картинок.

Физическое развитие, где проводятся подвижные игры, развлечения, спортивные праздники, досуги в целях становления ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Отличительные особенности: содержание данной программы охватывает весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, с учетом учебного плана ДОУ.

Условия реализации программы.

Данная программа рассчитана на две возрастные группы с 4 до 5лет  и  с 5 до 7лет. Занятия проводятся в течение девяти месяцев в период с сентября по май, один раз в неделю. Продолжительность занятий: 20-25 минут в старшей группе, 25-30 минут в подготовительной. Кроме теоретической работы программа предполагает также практическое закрепление полученной информации. Рисунок, аппликация, создание игрушек, коллективное панно и другие виды практической работы позволяют лучше запомнить и осознать пройденный материал. Просмотр диафильмов и слайдов на занятиях поможет педагогам в создании ярких художественных образов.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста, направлена на воспитание в каждом ребёнке  гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов детей, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется дошкольным образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями детей, с другими субъектами социализации: муниципальным бюджетным учреждением "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" (МБУ "ЦСО") п. Савинский.

Цель и задачи

духовно-нравственного развития и воспитания.

Программа духовно - нравственного развития дошкольников является целенаправленным  воспитательным процессом  и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности, которая способствует перенаправлению энергии дошкольника из деструктивного направления в конструктивное.

Общей целью программы является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи духовно-нравственного воспитания и развития:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • углублять и уточнять представления о Родине — России. Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения.
  • закреплять знания о флаге, гербе и гимне России;
  • расширять представления о Москве — главном городе, столице России.
  • продолжать расширять  знания о  государственных праздниках.
  • элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
  • ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
  • начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
  • любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
  • уважение к защитникам Родины;

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • различение хороших и плохих поступков;
  • представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
  • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  • элементарные представления об основных профессиях;
  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебно-трудовых заданий;
  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде, небережливому отношению к результатам труда людей.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  • элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, здоровьесберегающие технологии, соблюдение  режима дня;
  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
  • первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
  • отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;
  • бережное отношение к растениям и животным.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • представления о душевной и физической красоте человека,
  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
  • интерес к занятиям художественным творчеством;
  • стремление к опрятному внешнему виду;
  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми  являются следующие ценности:

патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и  семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования  опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.  

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников.

        Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник детского сада, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

  • в содержании и построении непосредственно образовательной деятельности;
  • в способах организации совместной деятельности взрослых и детей, в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
  • в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности детей;
  • в специальных событиях, спроектированных с  учетом определенной ценности и смысла;
  • в личном  примере детям.

Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России, нравственного уклада жизни дошкольников осуществляется на основе следующих принципов:

  • нравственного примера педагога – нравственность воспитателя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к детям, коллегам;
  • принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного развития  в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
  • педагогический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого ребенка, предоставление им возможности удовлетворить свои познавательные интересы.
  • культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия  дошкольника.
  •  краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.
  • принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и школе на основе сотрудничества.
  • принцип результативности: предполагает обязательность общения воспитателя с ребенком, выяснения того, что и как он понял, почувствовал. С этой целью педагоги разрабатывают анкеты, тесты, игры.
  • принцип развития самоценных форм активности. В соответствии с этим принципом наши воспитанники получают возможность познавать мир через те виды деятельности, которые для них наиболее привлекательные.

Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников.

Воспитательные процессы, положенные в основу программы призваны помочь  ребенку сформулировать свою систему интересов, которые в его жизни в социальном развитии выполняют две важные общественные функции. Во-первых, интересы являются внутренними социальными стимулами, побуждающими его к определенным действиям; во-вторых, сближают его со своими сверстниками, с другими людьми, с обществом, что и является основой для социализации личности ребенка.

Данная программа  многоаспектна и интегрирует в себя  подпрограммы: «По сказочным тропинкам» - театральная деятельность; «Изонить» и «Народные традиции» - художественно-эстетическое направление; «Я и моя Родина» - нравственно-патриотическое направление; «Я выбираю здоровье» - физкультурно-оздоровительное направление.  И это все является основой планирования работы педагогов во взаимодействии со всеми составными частями воспитательной деятельности детского сада.  Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга, обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Программа включает в себя 8 разделов (циклов) на основе сотрудничества, сотворчества, совместного поиска ДОУ, семьи, музея, библиотеки,  учреждения здравоохранения и Муниципального бюджетного учреждения "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" (МБУ "ЦСО") п. Савинский.

1. «Я в мире». В данном цикле проводится диагностика воспитателей, воспитанников, их родителей о духовно-нравственных ценностях; изучение семей, семейных традиций, взаимоотношений в семье; тестирование, анкетирование, опрос,  творческие работы,   воспитательские наблюдения, беседы.

2. «Мир – прекрасное творение». Через знакомство с окружающим миром данного цикла открывается дошкольникам путь к нравственно-духовной стороне познания окружающего мира,  обращая внимание детей на богатство, красоту и разнообразие. Учим видеть отличие мира созданного руками человека от мира природы.  Воспитываем чувства ответственности по отношению к природе, подводим к пониманию взаимосвязи живой и неживой природы. Формируем средствами предметов художественно-эстетического цикла духовно-нравственную личность, способную отличать внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармонии.

3. «Добро и зло». Занятия данного цикла на примере произведений (сказок, рассказов, стихотворений) учим детей различать понятия добра и зла, даем представление  о нравственной свободе человека, помогаем увидеть красоту нравственных поступков. Основными задачами таких занятий являются – научить ребёнка в себе видеть эти движения к добру и злу и различать их, воспитывать у детей делать выбор в пользу добра, следовать за добрым влечением сердца и совести, формировать христианское отношение к ближним. В данном цикле имеет место чтение художественной литературы по духовно-нравственной теме, этические беседы, совместные экскурсии, часы общения,  выставки, семейные чтения, семейные посиделки.

4. «В здоровом теле – здоровый дух». Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему; профилактика вредных привычек;  на примерах семьи, средствами художественно-эстетического цикла  воспитывать нравственную личность, стремящуюся к правде, добру, красоте внутренней и внешней. Совместные прогулки, кроссы, спортивные соревнования, праздники, беседы-практикумы,  походы, эстафеты, турниры, акции, встречи и пр.

5. «Край, в котором я живу». На  занятиях  данных циклов  знакомим  дошкольников  с родным  городом:  историей,  памятниками архитектуры,  историческим  значением  города в  жизни России,  со  святынями  и памятными  местами  родного  края. На  занятиях  с детьми  просматриваем  страницы истории  Российского  государства, узнаем  об  историческом  прошлом  и  настоящем  Родины, государственной  символики,  русских героев,  великих полководцев,  святых  подвижников, досточтимых  людей  русской  земли. Основные задачи  циклов  а) воспитываем  у  детей  чувства  любви  к  своему  городу,  к своей  стране, б) уважение  и  признательность  к основателям  города, его  защитникам,  к  людям,  прославившим  Россию,

 в)  гордость  к историческому  прошлому  п. Савинский, Архангельской области, Русского  государства.

6. «Труд и порядок».  Формирование ценности знания, ориентированного на идею педагогики сотрудничества; воспитание положительного отношения к труду как важной ценности, развитие потребности в творческом труде; формирование единства знания и духовности направленного на благо человека, Отечества.

В данном цикле проводятся беседы, экскурсии, праздники,  ролевые и деловые игры, встречи с интересными людьми, выставки, конкурсы и т.д.

7. «Я гражданин своей страны». Воспитание любви к родному краю, чувства благоговения к святыням, уважения к защитникам Отечества; знакомство с изменениями в общественно-политической жизни страны, развитие чувства патриотизма;  развитие личности гражданина, защитника Отечества, ответственного отношения к семье, к людям,  поддержка стремления семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству. На данном этапе проводятся экскурсии в храм, музеи, знакомство с подвигами святых и героев своей Земли, этические беседы, встречи с семьями,  просмотр и обсуждение фильмов, и т.д.

8. «Моя семья - мой мир».  На  занятиях  данного  цикла знакомим  детей с духовно-нравственными традициями и  укладом  жизни в семье,  осмысленным  и  целесообразным устройством  предметной  среды  русского  дома,  особенностями  мужских  и  женских  домашних  трудов, традиционной  подготовкой  и проведения  праздничных  дней,  содействуем формированию  представлений  детей об  особенностях разных  материалов  и  правила  пользования  простыми  инструментами  при  изготовлении  поделок. Основные  задачи  циклов: а) воспитание  любви,  уважения   и  милосердного  отношения  к  ближним,  понимать  свое  место  в  семье,  деятельно  участвовать  в  домашних  делах, б) ориентировать  дошкольников  на  мужественные  и  женские образцы поведения.

Учебно-тематический план

духовно-нравственного воспитания и развития дошкольников.

Раздел, цикл

Тематика занятий цикла

Описание

I.«Я в мире»

1. «Кто я?».

2. «Каким я хочу быть?».

3. «Моя семья».

4. «Мои увлечения».

5. «Волшебное зеркальце».

Проведение диагностики, тестирования, анкетирование и наблюдение за детьми и их отношениями в семье.

II. «Мир – прекрасное творение»

1. «Живая и не живая природа».

2.«Неизведанный космос».

3.  «Природные явления».

4.«  Животный  мир».

4. «Многообразие  растений».

5. «Птицы. Зачем птице  крылья?».

6. «Вода. Водоворот в природе.

Зачем  нужна  вода?».

7. «Воздух. Если  бы  не было воздуха».

8. «Наша планета – наш дом».

9. «Осень».

10. «Зима».

11. «Весна».

12. «Лето».

13. «Рыбы».

14. «Насекомые».

15. «Пресмыкающиеся».

ЦЕЛЬ: Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

Включает игровую, занимательную форму проведения занятий, которая

отвечает психологическим особенностям, особенностям развития познавательных интересов. Самостоятельная деятельность детей

строится с учетом их интересов, на свободном выборе и меняется в

зависимости от изменений, происходящих в увлечениях, личных предпочтениях. Самостоятельная деятельность способствует накапливанию и совершенствованию знаний, а также обогащению досуга детей, наполняя его социально-ценностным содержанием.

Реализация данного цикла позволяет в свободной, ненавязчивой форме

воспитывать у дошкольников читательский вкус, интерес к знаниям, создает атмосферу интеллектуального поиска.

Деятельность педагогов предусматривает: взаимодействие воспитателей и других педагогов детского сада по созданию максимально комфортных условий развития ребенка.

III. «Добро и зло»

1. «Добро  и  зло,  справедливость».

2.«Правила поведения: Послушание и непослушание».

3. «Мои  друзья,  верность».

4. «Кто  мой  ближний?».

5. «Жадность и  щедрость».

6. «Правда  и ложь».

7. «Совесть, порядочность».

8. «Когда говорим мы спасибо?»

9. «Милосердие, сочувствие».

10. «Уроки доброты».

11. «По страницам добрых книг».

14. «Умение прощать».

15. «О  дружбе».

16. «Храбрость  и  трусость».

17. «Добрые  слова  и  добрые  поступки».

 18. «Книги – наши  друзья»

ЦЕЛЬ: формирование личности, усвоившей духовные ценности истории и культуры родного края, имеющей сознательную и нравственную позиции.

Включает опыт проживания ситуаций гуманного, нравственного поведения; развитие навыка проявлять заботу в отношении близких и дальних, быть уважительным к другим людям. Деятельность педагогов предусматривает: взаимодействия педагога и ребенка через ситуацию планирования, организацию общих традиционных мероприятий; разработку ключевых творческих дел, предусматривающих интеграцию деятельности детских объединений.

IV. «В здоровом теле – здоровый дух».

1. «Здоровая и вкусная еда».

2. «Вредные привычки».

3. «Самомассаж. Волшебные точки».

4. «Если хочешь быть здоров - закаляйся».

5. «Витамины и минералы».

6. «Спорт – это здоровье».

7. «Мойдодыр».

8. «Оказание первой помощи».

9. «Прививки и обследование».

ЦЕЛЬ: формирование физической культуры, навыков здорового образа жизни.  Валеологическое

обеспечение на физиологическом, психологическом и социальном уровнях путем сохранения, укрепления и формирования здоровья. Исходя из  необходимости развития у детей представлений о здоровье как многоаспектном явлении, в данном цикле используются

здоровьесберегающие технологии.

Создание психологического

Благополучия предусматривает использование психогимнастики на занятиях, релаксацию, изучение психологического состояния детей в группе, стиля общения с взрослыми.

V. «Край в котором я живу»

1. «История  возникновения    города Ачинска».

2. «Знакомство с гербом города и его гимном».

3. «Улицы  и  здания  города».

4. «Парки  нашего  города».

5. «Памятники  нашего  города».

6. «Город – село».

7. «Храмы и соборы нашего города».

8. «Казанский  собор».

9. «Страницы  истории».

10 «Архитектура нашего города».

11. «Современный и забытый Савинский».

12. «Люди нашего города и края».

 ЦЕЛЬ: воспитание общей культуры, верности духовным традициям России, чувства ответственности.

Включает участие детей в общественно-полезных делах. Педагоги, используя экскурсии, целевые прогулки, организуя народные праздники,

вечера встреч, рассказывают своим воспитанникам о позитивных событиях в истории страны, родного города, культурных, научных,

спортивных и трудовых достижений россиян, победах русского народа. Мероприятия проводятся в соответствии с календарем

памятных дат истории и культуры нашего отечества.

Деятельность педагогов предусматривает: взаимодействия педагога и

ребенка по развитию социально значимых качеств и компетенций;

организацию встреч с интересными людьми.

VI. «Труд и порядок».

1. «Что такое труд и трудолюбие?».

2. « Все профессии нужны, все профессии важны»

3. « Любовь к труду у всех на виду»

4. « Выбирая профессию (на основе сюжетно-ролевых игр)».

5. «Русский фольклор о труде».

6. «Битый не битого везет».

ЦЕЛЬ: воспитание трудолюбия, ответственности, уважительного

отношения к труду, к людям различных профессий.

Включает работу по вовлечению детей в посильный, развивающий труд, который предполагает обучение обслуживающим видам труда, занятия ручным и художественным трудом, общественно-полезный труд,

профориентацию. Полученные навыки являются для большинства детей основой в дальнейшей профессиональной деятельности, повышают

уровень их социально-бытовой адаптации, расширяют возможности трудового устройства. Деятельность педагогов предусматривает: взаимодействия воспитателя и ребенка на основе развития навыков практически полезной социально значимой деятельности; поиск путей стимулирования и создания ситуаций успеха для самореализации личности.

VII. «Я гражданин своей страны»

1. «Мы маленькие дети на большой планете».

2.  «Наша Родина - Россия».

3. «Мой край».

4. «Защитники нашей Родины».

5. «Наши космонавты».

6. «Этот День Победы».

7. «Наша страна одна из самых больших на планете».

Цель: воспитывать чувства любви к своей стране, уважения и признательности к основателям города, его защитникам, к людям, прославившим Россию; гордости за историческое прошлое  русского государства. Занятия данного цикла знакомит детей с Россией, гимном и гербом страны, со столицей нашей Родины;  памятниками архитектуры, природно-географическими особенностями; святынями  и памятными места нашей страны), с историей Российского государства, государственной символикой, жизнью русских героев, великих полководцев, святых подвижников, досточтимых людей земли русской.

VIII. «Моя семья – мой мир».

1. «Моя семья».

2. «Приходите в мой дом».

3. «Дом, в котором я живу».

4. «Моя дружная семья».

5. «Моя родословная».

Цель: воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах. На занятиях данного цикла дети знакомятся с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней, узнают об особенностях разных материалов и правилах пользования простыми инструментами при изготовлении поделок. 

Виды деятельности и формы занятий с воспитанниками.

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. «Я гражданин своей страны».

Беседы: «Давайте поиграем»; «На всей земле ищу России имена»; «День народного единства», «Истории нашего города», «Русская осень», «Их помнит вся Россия», «Что такое герб», «Флаг – символ государственной власти», «Государственный гимн Российской Федерации», «Президент РФ – правитель, защитник интересов России в мире», «История российской армии», «Я – будущий избиратель», «Что такое героизм?», «Ордена и медали России»; «Терроризм - угроза обществу»;  «День славянской письменности и культуры»

Познавательные игры: «История – дорога во времени», «Русь летописная».

Экскурсии по историческим и памятным местам: в краеведческий музей, экскурсии по улицам поселка.

Тематические вечера: Исторический вечер «Столица нашей Родины – Москва»; игровая программа: «Полёт в космос»; вечер памяти «День Победы».

Просмотр кинофильмов и презентаций: «Они сражались за Родину».

Чтение книг: книги об истории России и другие.

Творческие конкурсы, фестивали, праздники: Фольклорный праздник «Мы - Россияне», Конкурсная программа «Праздник русского фольклора».

Театрализация: Рассказ с элементами театрализации «Боевое прошлое русского народа». Спортивные соревнования: «Богатырская игра».

Встреча с ветеранами и военнослужащими. Деятельность вне детского сада: забота о памятниках защитникам Отечества.

 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. «Добро и зло».

Беседы: «Этика», Этичные и неэтичные поступки, «Чем я богат», «Что такое

хорошо и что такое плохо?», «Моральный облик человека. Клевета, ложь, сплетня», «Речь – зеркало души человека», «Культурная среда», «Честность – прежде всего».

Досуги - путешествия: Игра-путешествие «Дорога к доброму здоровью».

Тренинги общения: «Разыгрывание ситуаций», «Волшебный стул», «Способы повышения настроения», на релаксацию.

Творческая деятельность (театральные постановки, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России): Кукольные спектакли по мотивам русских народных сказок «Репка», «Колобок», «Теремок», «Под грибом», «Кто сказал «мяу»?» (по мотивам сказки В. Сутеева), «Как медвежонок Проша говорил неправду», «Трудолюбивая курочка»; «Обманом не проживешь».

Праздники: «Празднование Рождества на Руси», Праздник народных игр «Святки», «Душа моя Масленица», «Колядки» и другие.

Мероприятия направленные на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения: Диалог-тренинг по теме: "Улыбка. В чем ее секрет?", «Можно ли справиться со злом?», «Агрессивное поведение дошкольников», игры и тренинги на саморегуляцию поведения, на формирование сознательного контроля агрессии, «Всегда ли я хороший: мой характер; мои достоинства и недостатки», «И на солнце есть пятна: принятие себя», «Каким я хочу быть: умение властвовать собой», «Культура спора», «Я как друг» или «Отчего бывает одиноко», Международный женский день. Накроем праздничный стол; Мой дом - моя крепость. Правила поведения в нем; «Зачем человеку чувство стыда?».

Игровой тренинг: «Давайте говорить друг другу комплименты», «Открытое сердце», Урок общения: «Возьми немного света моего…», «Конфликты. Как избегать конфликтов», Тренинги общения: «Зеркало», «Психологический автопортрет», «Кто Я?», «Назови свои сильные стороны»,  «Плохо одному: речь как основное средство общения», «Искусство общения: слушали, услышали, прослушали».

Тренинги общения: «В двух словах», «Если я тебя правильно понял», «Коммуникация», «Слово веселит, огорчает, утешает…», Тренинги общения: «Цветик-семицветик», «Разыгрывание ситуаций», «Комплимент», «С детства дружбой дорожить учат в школе…», «Я и другие», «Как поступить?», «Как правильно дружить», «Кого мы называем другом», «Если дружбой дорожить»;

Правила поведения в общественных местах: улице, театре, музее, библиотеке.

Игра-путешествие по станциям; «Учимся справляться с чувством обиды», «Передай добро по кругу!»; «Подарок коллективу»; «В дела ты добрые вложи все лучшее своей души».

Открытые семейные праздники: «День именинника», календарные праздники и др. Деятельность вне детского сада: посильное участие в оказании помощи другим людям: подготовка праздников, концертов для людей с ограниченными возможностями.

 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. «Труд и порядок».

 Экскурсии: по улицам города «Моя дорога в детский сад», в пищеблок детского сада, в универсальный магазин «Эконом», «Почта» и др.  

Самообслуживание: поддержание чистоты, опрятности во внешнем виде в течение дня; уборка постели, смена постельного белья; содержание в порядке и чистоте одежды и принадлежностей личной гигиены; уборка со стола; поддержание порядка в кабинке с верхней одеждой; выполнение гигиенических процедур.

Хозяйственно-бытовой труд: поддержание чистоты и порядка в группе; поддержание чистоты на участке; поддержание порядка в музыкальном и спортивном залах; забота о сохранности спортивного и музыкального

инвентаря; заливка горок и ледяных дорожек, посыпание дорожек песком;

дежурство по столовой и групповому блоку.

Ручной труд: работа с природным материалом (жёлуди, шишки, косточки и т.п.); самостоятельное изготовление игрушек для игр; ремонт книг, настольно-печатных игр; активное участие в оформлении музыкального зала, групповой комнаты, коридора к праздникам (изготовление украшений); изготовление кормушек для птиц из бросового материала, готовых частей; изготовление игрушек-забав для малышей; изготовление подарка для мамы; изготовление сувениров для сотрудников детского сада.

Проведение презентаций «Труд наших родных».

 

 4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. «В здоровом теле – здоровый дух».

 Беседы, занятия: Марафон “Поезд здоровья”. Устный журнал «Если хочешь

быть здоров!". «Открытое сердце». Занятие с элементами практических действий «Как сохранить хорошее зрение». Релаксационная программа «Хорошего настроения!», витаминиада «Школа здоровья для детей».

Игры, тематические вечера: Познавательная викторина «Олимпийские игры: прошлое, настоящее и будущее». Урок здоровья «Путешествие на остров здорового образа жизни». Своя игра «Человек и его здоровье». Ток-шоу «Суд над вредными привычками». Тематический вечер «Формула здоровья». Практическое задание – тест «Оцени свое здоровье» (игра по станциям). Познавательно-спортивная игра «Как мы спасали солнышко».

Спортивные праздники, подвижные игры: спортивно-развлекательная игра «Олимпионик». Физкультурный досуг «Поле чудес». Веселые старты «Ловкие, веселые, умелые». Оздоровительный досуг «Зимняя олимпиада». Физкультурно-познавательный досуг «Значение осанки в жизни олимпиоников».

Праздник народных игр «Вокруг света». Спортивный досуг «Физкультпривет».

Дни здоровья: «Спорт в жизни людей».«Путешествие на планету здоровья». «Без режима, друзья, нам и дня прожить нельзя!» «Зимняя сказка». «Путешествие в Спортландию». «Волшебная страна игр». «Дружные ребята». «Движение есть жизнь». Конкурс рисунков: «Здоровому – все здорово». Рисование на тему: «Нет-курению! Да-здоровью!»

Театрализованное представление по теме: «Чисто жить – здоровым быть».

Демонстрация слайдов: «Полезные привычки».

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

(экологическое воспитание) «Мир прекрасное творение».

 Беседы: «Береги все живое», «Прогулки в природу», «Планета Земля в опасности», «Бесценная и всем необходимая вода», «Беседа об осени», «Беседа о лесе», «Как люди помогают лесным обитателям», «Внутренние органы человека», «Берегите природу», « Летопись природы родного края».

Наблюдения: наблюдение за цветущими травянистыми растениями участка.

Наблюдения за погодой, за сезонными изменениями в природе. Растения в  уголке природы. Что мы знаем о птицах? Наблюдение за птицами на прогулке. Наблюдение за попугаем. Наблюдение за аквариумными рыбками. Наблюдения за водой, снегом и льдом. Наблюдение за солнцем. Наблюдения за ветками в вазе. Рассматривание первоцветов. Наблюдение за божьей коровкой.

Игры: овощи и фрукты на нашем столе. Дидактическая игра «Что едят в сыром виде, а что в варёном?».  Викторина «Знатоки природы». Экологическая викторина. Интеллектуально-познавательная игра «В мире этикеток». Брейн-ринг «Что ты знаешь о природе и её обитателях?». Деловая игра «Проблемы загрязнения окружающей среды. Как я их вижу». Экологическая игра «Природа – это наши корни, начало нашей жизни». Знакомство с природой: Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях. «Зеленая елочка – живая иголочка». Воздух. Размножение животных и растений. «Наши четвероногие друзья» Неживая природа. «Во саду ли, в огороде».

Экскурсии: в парковую зону «Как растения готовятся к зиме?», в пригородный лес.

Труд в природе: уход за комнатными растениями, уборка огородных гряд и цветочных клумб; сбор овощей и семян цветов на клумбе; вскапывание огорода, формирование гряд, посадка овощей, уход за корнеплодами; дежурство в уголке природы; пересадка комнатных растений, подкормка, разведение новых видов; посадка семян и клубней цветов на территории детского сада, уход за ними.

Деятельность вне детского сада: опыт практической заботы о сохранении чистоты природы: участие в посильных экологических акциях в местах отдыха людей на природе: посадка растений, очистка территории от мусора, подкормка птиц и т. д.

 

Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста.

По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания детей на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов: 

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения,
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • ценностное отношение к природе;
  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в детском саду, на участке, по месту жительства;
  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания детей оцениваются в рамках мониторинга, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, педагогов детского сада); анкеты, позволяющие  анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;  различные тесты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения  детей, наблюдения за детьми педагогом.

Оценка и развитие этих и других личностных результатов образовательной деятельности детей осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ребенка.

В ходе реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников можно прогнозировать повышение уровня воспитательной подготовки воспитанников, обеспечивающей развитие нравственных качеств личности вне учебной деятельности.

Список литературы.

  1.  Феоктистова Т.К., Шестякова Н.П. «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников»
  2. Аверина Н.Г. О духовно – нравственном воспитании младших школьников./Н.Г. Аверина // Начальная школа – 2005 - №11
  3. Журнал «Современный детский сад» №5 2008 г.
  4. И.А. Каирова, О.С. Богданова «Азбука нравственного воспитания»: Пособие для учителя./ М.: Просвещение, 1997;
  5. Даведьянова Н.С. «О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность». – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;
  6. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры.-  М.: Издательский дом «Покров», 2004;
  7.  Макаренко А.С. Книга для родителей./ - М.: «Педагогика», 1988;
  8.  Интернет-ресурсы.

        

Программа «Духовно-нравственное развитие дошкольников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребёнка-дошкольника"

Эта консультация поможет Вам, родители, понять следующее -для чего, зачем  и почему необходимо развивать творческие способности вашего ребёнка....

Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ)

Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...

03.02.2020 Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника".

Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников    "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника". ...