Рекомендации педагогам по воспитанию у детей некоторых качеств мотивационно-волевой готовности к обучению в школе
консультация (подготовительная группа) на тему

Гудкова Татьяна Николаевна

Рекомендации педагогам по воспитанию у детей

 некоторых    качеств мотивационно-волевой готовности

к обучению в школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогам по воспитанию у детей

 некоторых    качеств мотивационно-волевой готовности

к обучению в школе

Дети с задержкой психического развития имеют особенности психических процессов, делящихся на познавательные, эмоциональные и волевые. Эмоции воздействуют на все компоненты познавательной деятельности. Положительные эмоции тесно связаны с волевыми процессами. Настроение отражается на всех этапах волевого акта: на осознании мотива, принятии решения и развертывания процесса достижения цели, завершающегося (или могущего завершиться) выполнением принятого решения. Способность к волевому усилию у детей равнодушных, находящихся в угнетенном состоянии, с тусклыми эмоциями снижена. Для психического здоровья и успешного обучения в школе необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций у детей с задержкой психического развития важно не просто научить их стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества.

Для коррекции и воспитания у детей с ЗПР качеств, входящих в состав мотивационно-волевой готовности к обучению в школе, можно использовать знакомство с художественной литературой, упражнения в выполнении различных заданий, игры, а также эмоциональные этюды, применяемые в психогимнастике.

«Кто не умеет управлять мускулатурой, не способен и к вниманию» (Р.М.Гриновская, 1984). Для развития у детей произвольного изменения мышечного тонуса рекомендуются следующие игры и этюды.

  1. «Насос и мяч».  Играют двое. Один – большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, шея и руки расслаблены. Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». с каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямляется туловище, после третьего у мяча поднимается голова, после четвертого надуваются щеки и даже руки отходят от боков. Мяч надут. Насос перестает накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса… из мяча с силой выходит создух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Играющие меняются ролями.
  2. «Капитан».   Ребенок представляет себя капитаном. Капитан стоит на мостике корабля и смотрит вперед. Вокруг темное небо, высокие круглые волны, свистит ветер. Но капитан не боится бури. Он чувствует себя сильным, смелым, уверенным. Он доведет свой корабль до порта назначения.

Выразительные движения: спина прямая, ноги расставлены, взгляд устремлен вперед, иногда капитан подносит к глазам воображаемый бинокль.

3.          «Робкий ребенок».     Ребенок первый день в школе. Он робеет.

Ему кажется, что учительница им недовольна, а дети вот-вот обидят.

Выразительные движения: сидеть на кончике стула, очень прямо, колени сдвинуты, пятки и носки сомкнуты, локти прижаты к телу, ладони лежат на коленях, голова опущена. Во время этюда звучит музыка Н.Римского-Корсакова «Сидел Ваня» (русская народная песня).

  1.        «Смелый заяц».  Заяц любил стоять на пеньке громко петь                песни и читать стихи. Он не боялся, что его может услышать волк.

Выразительные движения, поза: положение стоя, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину, подбородок поднят.

Мимика: уверенный взгляд.

5.        Игра «Канон». Цель игры: развивать волевое внимание. Игра    

             идет под музыку Ф.Бургмюллера «Кавалькада» (отрывок). Дети

стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. Услышав первый такт музыки, поднимает правую руку вверх первый ребенок, на второй – второй и т.д. когда правую руку поднимут все дети, на очередной такт начинают поднимать в том же порядке левую руку. Подняв левую руку, дети также под музыку по очереди опускают руки вниз.

Кроме этюдов «Капитан» и «Смелый заяц», воспитать у детей, боящихся школы, положительное отношение к ней, желание учиться, поможет игра в «Школу для зверей» и «Школу для людей». В «звериной» школе разрешается любое фантазирование, дети могут играть роли обиженных, униженных, боящихся учеников или злобных. Агрессивных зверей-учителей. «Школа для людей» - нечто светлое, возвышенное, доброе. Уроки в этой школе имитируют школьные предметы, на переменах создаются ситуации, которые моделируют различные взаимоотношения школьников.        

                                                                Учитель-дефектолог, логопед

                                                                 Гудкова Т.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников психологической готовности к обучению в школе в процессе музыкального воспитания

     Музыка оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве ...

Рекомендации для педагогов по формированию у детей подготовительных групп мотивационной готовности к обучению в школе.

Даны рекомедации по формированию мотивационной готовности к обучению в школе у будущих первоклассников....

Рекомендации для воспитателей по формированию мотивационной готовности к обучению в школе

Рекомендации для воспитателей по формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста...

«Рекомендации для воспитателей по формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста»

Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста и начинается задолго до поступления в школу. Формирование мотивов учения и положи...

Консультация для родителей; "Влияние развития высших психических функций и навыков, связанных с готовностью к обучению в школе: приемы, рекомендации, игры."

Подготовка к школе - серьезный и продолжительный процесс, над которым, на самом деле, родители работают с самого рождения. Потому что, школьная зрелость,  это не умение считать, писать и читать, ...

Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовности

Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовностиПсихологическая готовность к обучению в школе является одни...

Рекомендации для родителей «Формирование мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста»

Рекомендации для родителей«Формирование мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста»...