Формы взаимодействия ДОУ и родителями.
статья на тему

В соответствии с Законом РФ “Об образовании” и “Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении” одной из основных задач стоящих перед детским садом является “взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка”. Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_formy_vzaimodeystviya.docx28.44 КБ

Предварительный просмотр:

Фрицковская Екатерина Андреевна

Учебно-практический семинар

 «Формирование у педагогов коммуникативных навыков по взаимодействию с детьми и родителями»  

2012 год.

Доклад на тему:

               Формы взаимодействия ДОУ и родителями.

В соответствии с Законом РФ “Об образовании” и “Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении” одной из основных задач стоящих перед детским садом является “взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка”. Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от активного сотрудничества семьи и ДОУ. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе ДОУ невозможно. Отсюда, возникает целесообразность и актуальность использования различных форм взаимодействия ДОУ с родителями.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:

-    приобщение родителей к педагогическому процессу;

- расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

-   пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;

- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;

- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;

- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

В настоящее время используются всевозможные формы взаимодействия ДОУ и родителей, как  уже утвердившиеся в этой области,   т.е. традиционные, так и новаторские, нетрадиционные. В своей педагогической деятельности мы щироко  используем некоторые такие формы работы с родителями, считаем их наиболее действенными и эффективными. Например:

Беседы с родителями. Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Беседы  проводим как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Ведь педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Родительские собрания  проводим групповые и общие (для родителей всего учреждения).

Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждаются задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и многие другие вопросы. Предусматриваются выступления родителей, воспитателей, заведующей. В конце собрания предоставляем родителям отчет о проделанной работе в виде презентаций, мультимедиа. Восторг родителей неописуем!!!

Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят несколько вопросов (один вопрос готовит воспитатель, по другим предлагается  выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание посвящаем обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, "Почему наши дети не любят трудиться?", "Как воспитать у детей интерес к книге", "Телевизор - друг или враг в воспитании детей?"и т.д..

Широко используем досуговые  формы (это участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, спортивных досугов, изготовление реквизита и костюмов, совместные походы, экскурсии и т. д., т.е. совместные мероприятия воспитателей, родителей и детей).  Они  призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, и более доверительные отношения между родителями и детьми.

Наглядно - информационная форма. Задачами наглядно-информационной формы является ознакомление родителей с ДОУ, с деятельностью педагогов и т.д. Используя данную форму взаимодействия, мы стараемся сочетать различные виды наглядности. Что позволяет нам не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, фотовыставок, папок-передвижек и т.п., но и непосредственно демонстрировать им весь воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию, а также позволяет родителям правильно оценить и объективнее увидеть деятельность педагогов. Поэтому необходимо серьезно относиться к данной форме работы, правильно осознавать ее роль в педагогическом просвещении родителей, тщательно продумывать содержание, художественное оформление, стремясь к единству текстового и иллюстративного материалов. А сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.

При оформлении наглядной информации мы учитываем такие важные моменты, как:

  • все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, эстетично оформляем;
  • содержание регулярно обновляем, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадает;
  • оформление выполняем таким образом, чтобы привлекалось внимание родителей (например, стенды в виде домика, текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, интересные надписи к фотографиям и т.д.);
  • содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересным для большинства родителей;
  • тема должна привлекать  внимание родителей  не только своей актуальностью, но и оригинальностью ее подачи. Например: «Рады сообщить вам!», «Наши успехи», «Музыкально-поэтический уголок». Вместо привычных заголовков, таких как «Советы родителям», лучше написать: «Секреты воспитания вежливого ребенка», «Что делать, если ребенок кусается» и т.д.. Привычные названия такие как «Меню» заменить на такие как: «Вести из столовой», «Смак», «За обе щечки». А обыденные  названия «Сетка занятий» -  на «Наш день», «С утра до вечера», «Вот как мы живем», «С понедельника до пятницы», «Чем мы занимались», «Наши дела»;
  • информация должна быть интересной, краткой (выборка главных мыслей), актуальной для данной группы, без нравоучений;
  • в  информационных уголках присутствуют рубрики «Благодарим»  (объявляется благодарность тем родителям, которые оказывают помощь в благоустройстве участков, групп, приобретении материалов, изготовлении и ремонте игрушек, в подготовке к родительскому собранию, в расчистке снега и сооружении построек и т. д.) и  «С днем рожденья!».

Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Знакомить родителей с этим лучше всего путем проведения дней открытых дверей. Это дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею родителей и привлечь их к участию. Проводим как экскурсию по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Показываем фрагмент работы дошкольного учреждения (например, коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая или воспитатель беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Самоуправление. Данная форма работы является нововведением в нашем детском саду, Было решено выделить для самоуправления всего один день.  Целью являлось показать родителям многогранность педагогического процесса, дать возможность принять участие в организации  режимных моментов, занятий и игр. Родители с энтузиазмом откликнулись на предложение стать на время воспитателями.  Предварительно проводились с родителями следующие работы:

  • просмотр и обсуждение с родителями занятий и режимных моментов;  
  •  составление плана мероприятий, запись родителей (по желанию) на участие в проведении того или иного занятия или режимного момента;
  • составление конспектов занятий, подготовка необходимых атрибутов и материалов;
  • индивидуальные консультации по использованию различных методических приемов.

 Результаты проведенных мероприятий и  впечатления родителей, которые  принимали участие, были оглашены на общеродительском собрании.  В связи с тем , что многие родители изъявили желание принять участие в данном мероприятии в следующем учебном году – совместно и единогласно постановили: самоуправление продлить до нескольких дней.

Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях нашего детского сада носят ярко выраженный характер сотрудничества. Использование различных форм взаимодействия ДОУ и семей воспитанников способствует активизации родителей, повышению родительской гибкости с позиции матерей и отцов, дает им возможность пересмотреть привычные способы взаимодействия с ребенком, создает эмоционально-бодрый настрой и у детей и у родителей, повышает их заинтересованность. Родители начинают самостоятельно анализировать свои затруднения, реалистичнее оценивают свои отношения с ребенком, чувствуют себя более компетентными в воспитании сына или дочери. Поэтому от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. А педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться. Вывод, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве  и взаимодействии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями

В консультации для воспитателей предлогаются нетрадиционные формы работы с родителями, которые помогут заинтересовать и привлечь родителей к совместную работе в ДОУ....

Формы взаимодействия педагогов с родителями по формированию социальной компетентности у детей

Социальная компетентность, представляющая собой адаптационное явление,  имеет большое значение в поведении человека. Она позволяет не допустить ошибок в жизнедеятельности, оптимизировать эмоциона...

Статья на тему «Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи. Формы взаимодействия ДОУ с родителями»

Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей....

Консультация для родителей "Приоритетные формы взаимодействия педагогов и родителей в условиях реализации ФГОС ДО"

Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое просвещение....