тренируем внимание
консультация (старшая группа) на тему

Сомина Валентина Валентиновна

с помощью игр и игровых упражнеий развиваем внимание у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл somina_vystuplenie.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

XII территориальная ярмарка образовательных ресурсов

«Новое образование – Поволжскому управлению»

«Тренируем внимание»

Выступление подготовила

воспитатель структурного подразделения

ОУ  ООШ № 9

Сомина Валентина Валентиновна

«…Внимание есть именно та дверь, перед которой проходит все,

что входит в душу человека из внешнего мира»

К.Д. Ушинский

     «Будь внимательнее! «Куда ты смотришь?!» «Следи за мной!» - как часто приходится детям слышать такие замечания. На первый взгляд кажется, что они невнимательны. Однако это не так. На самом деле, ведь ребёнку 5-6 лет нелегко быть внимательным и усидчивым. И это обусловлено возрастными особенностями.  

     Внимание относится к психическим процессам, которые помогают малышу познавать мир.

И так, что такое внимание?

      Внимание – это сосредоточенность, направленность человека на конкретные предметы и явления при отвлеченности от всего остального. Именно эта сосредоточенность является основным условием успешного обучения ребёнка.

        Различаются следующие виды внимания: непроизвольное, произвольное, после произвольное.

       Непроизвольное внимание – это направленность на предмет или явления в силу каких-то особенностей (сила, яркость, новизна, общие интересы). Именно этот вид характерен для познавательной деятельности дошкольников. В сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально.

      Произвольное внимание-это более высокая ступень внимания, требующая сосредоточения, сознания и воли. Оно начинает формироваться с возрастом в процессе игры, обучения, общения со взрослыми. Произвольное внимание необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо.    

            В процессе обучения, в процессе работы могут возникнуть интерес, увлеченность, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение. В этом случае говорят о возникновении третьего вида внимания – после произвольное.

         Чтобы быть внимательным, нужно иметь хорошо развитые свойства внимания, к которым относятся: объём (количество предметов, которые могут восприняты одновременно), концентрация (степень сосредоточения на предмете), распределение (возможность выполнять несколько действий одновременно удерживать во внимание несколько предметов ), устойчивость ( длительность сосредоточения на предмете ), переключаемость ( сознательный перенос внимания с одного предмета на другой ).

Наблюдая за своими детьми в группе, я заменила, что у них недостаточно развито произвольное внимание. На занятиях они отвлекаются, не могут сосредоточиться.

Для того, чтобы у детей  группы было меньше проблем с вниманием, я начала проводить с ними простые игры и упражнения. Играя в игры на развития внимания, использовала принцип «от простого к сложному». Следила, чтобы задания были не слишком сложны для ребёнка, чтобы он с ними справлялся и не терял веры в свои силы. Если интерес к игре пропал – не настаивала, предлагала эту игру в следующий раз. Не забывала хвалить малыша за успех и правильное решение. Игры, которые я предлагаю вашему вниманию, можно использовать как с одним ребёнком, так и с группой детей. Вы, уважаемые взрослые можете быть не только ведущие, но и активными участниками, показывая пример детям.  Вот несколько игр на развитие зрительного внимания. Ведь зрительное внимание играет большую роль в умственном развитие ребёнка и уровне интеллекта. Это связано с тем, что большую часть информации из окружающей среды малыш получает с помощью органов зрения. Умение сосредоточится на визуальном объекте особое значение имеет для подготовке ребёнка к школе.

                                                                       «Зачеркни»

Цель: развивать зрительное внимание, формировать у детей самостоятельность, закрепить знания о геометрических фигурах.

 Материал: листы бумаги со строчками, каждая из которых состоит из геометрических фигур, расположенных в произвольном порядке, карандаши.

Ход: дать ребёнку листы и попросить обратить внимание на то, что на них нарисовано, назвать все геометрические фигуры. После этого дать игровое задание, например такое: зачеркнуть каждый круг вертикальной чертой, а квадрат – горизонтальной. Задания могут быть и другие: закрасить каждый квадрат, а внутри овала поставить две точки и так далее.

Ребёнок выполняет задание, после вы проверяете, насколько правильно оно вы полнено.

Постепенно задания можно усложнять, увеличивая число фигур до трёх – четырёх.

                                                «Вспомни как было»

Цель; тренировать зрительное внимание и память.

Материал: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребёнку предметами или 3-4 игрушки.

Ход: вы показываете малышу картинки или игрушки по одной, называя их, затем выкладываете их на столе друг за другом и даёте ему задание их запомнить. После этого ребёнок закрывает глаза, а вы быстро добавляете одну картинку или игрушку. Он должен назвать исходные картинки или игрушки и указать на лишнюю.

                                      «Найди отличия между картинками»

Цель: тренировать зрительное внимание, научить внимательному рассматриванию и сравнению похожих предметов по их деталям, находить сходства и различия между ними.

Материал: пары похожих предметных или сюжетных картинок, которые при внимательном рассмотрение отличаются друг от друга некоторыми деталями, фишки.

Ход: предложить ребёнку рассмотреть пару картинок и найти между ними определённое количество отличий за ограниченное время.

За каждое найденное отличие дать ребёнку фишку. Побеждает то, который набрал больше фишек.

 

                                                «Повтори за мной»

Цель; развивать зрительное внимание, научить последовательному выполнению по образцу, развивать координацию движений, выразительность речи, дикцию.

Материал: для проведения игры дополнительного оборудования не требуется.

Ход: попросить детей встать в круг в центре ведущий. Он произносит любое предложение с определённой интонацией, одновременно выполняя какое-либо движение. После попросить одного из детей повторить его действия. Ребёнок допустивший ошибку, выбывает из игры.

                                     «Запомни – назови – положи»

Цель: развивать зрительное внимание, умение запоминать последовательность картинок (игрушек)

Материал: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребёнку предметами или 3-4 игрушки.

Ход: Вы с ребёнком рассматриваете картинки (игрушки), а затем раскладываете их на столе и просите запомнить, как они лежат друг за другом. После этого он закрывает глаза, а вы смешиваете картинки(игрушки). Ребёнок должен расположить их в исходной последовательности и назвать по порядку. В старшем возрасте следует добиваться от него полного ответа на вопрос. Например: «Слева от куклы появилась машинка (книжка, кубик и т.д.)».                      

                                                 «Чего не хватает»

Цель: тренировать зрительное внимание, определять и называть недостающую часть предмета по картинке, называть его в родительном падеже, употребляя окончания слов.

Материал: серия картинок со знакомыми ребёнку предметами, у которых не хватает какой-либо части (машина без колеса, стол без ножки и т.д.).

Ход: Вы показываете ребёнку картинку и спрашиваете: «Чего не хватает у дома?», ан что он должен ответить: «У дома не хватает окон.

Следите, чтобы ребёнок правильно произносил окончания слов.

     

                                                 «Светофор»

Цель: развивать зрительное внимание, быстроту реакции.

Материал: для проведения игры дополнительного оборудования не требуется.      

Ход: игроки выстраиваются в линию, а вы становитесь на расстоянии десяти шагов лицом к играющим. Назовите какой-нибудь цвет, например, красный. Игрок или игроки в одежде которых есть красный цвет, должны выбежать вперёд и подойти к вам. Остальные игроки не должны зевать: их задача-удержать убегающих на месте. Уходить с линии нельзя, зато они могут раскинуть руки и попытаться не пустить игроков названного цвета Ребёнок, первым добежавший до водящего (т.е. вас) меняется с ним ролями, после чего игра возобновляется.  

                                                                                     «Цифры»

Цель: развивать зрительное внимание, закрепить знания о цифрах

Материал: карточки с цифрами.

Ход: вы в произвольном порядке раскладываете перед ребёнком карточки с цифрами от 1-10 или от 1-25, если ребёнок хорошо знаком с порядком счёта до 25. Его задача- как можно быстрее сложить цифры по порядку. Для усложнения упражнения можно выполнить его на время, тогда ребёнку придётся потренировать и быстроту реакции.

Кроме зрительного внимания важно тренировать и слуховое. Без умения сосредотачиваться на звуке невозможно воспринимать и понимать речь. Большое значение имеет способность различать звуки и анализировать их. Если ваш ребёнок нуждается в развитии слухового внимания, то вам рекомендую обратить внимания на свою речь. Ведь слух и слуховое внимание развиваются у детей на основе подражания взрослым. Задача следующих игр и упражнений- научить ребёнка не просто слушать, но и слышать.

                                                    «Кого поймали?»

Цель: развивать слуховое внимание, умение узнавать другого человека по голосу.

Материал: повязка на глаза.

Ход: Дети стоят вкруг, водящий в центре. Затем тот с завязанными глазами идёт по кругу, пока не натолкнётся на кого-то из играющих. Этот ребёнок подаёт голос, подражая какому-то животному или птице. Водящий должен отгадать, кого поймал, по голосу.  Если угадал, то тот становится водящим. Если нет-попытка повторяется.

                                                             «Отгадай предмет по звуку»

Цель: развивать слуховое внимание, уметь отличать друг от друга звуки, издаваемые окружающими предметами.

Материал: стакан с водой, пустой стеклянный стакан, железная ложка, погремушка, колокольчик, лист бумаги.

Ход: рассмотреть с ребёнком предметы на столе, послушать издаваемые ими звуки. Затем он отворачивается, а вы издаёте звуки с помощью различных предметов со стола (переливаете воду, звените колокольчиком и т. д) ,ребёнок отгадывает и говорит: «Это гремит погремушка, шуршит бумага и т. д.» Шумы должны быть знакомы ребёнку.

 

                                                        «Тихо- громко»

Цель: развивать слуховое внимание, силу голоса, способность изменять его в нужный момент, совершенствовать координацию движений.

Материал: бубен или барабан.

Ход: вы стучите в бубен тихо потом громко и очень громко. Ребёнок соответственно силе стука произносит гласный звук ( А, О, У, Ы, И)   движения: под тихий стук идёт на цыпочках, под громкий-  шагает, под очень громкий-топает. После нескольких повторов можно поменять последовательность звуков и договорится о выполнении других движений.

                                                      «Хлопаем-топаем»

Цель: развивать слуховое внимание, мышление, закрепить знания об окружающем мире.

Материал: для проведения игры дополнительного оборудования не требуется.

Ход: Дети садятся в один ряд, вы садитесь напротив и произносите разные фразы- правильные и неправильные. Если фраза верна, дети хлопают, если нет- топают. Например: «Утром нужно умываться», «Зимой растут цветы» и т. д.

                 

                                                       «Отгадай, кто это?»

Цель: развивать слуховое внимание, закрепить в словаре названия домашних животных и птиц, уметь различать их голоса.

Материал: картинки с изображением домашних животных и птиц.

Ход: вы держите в руках несколько картинок с изображением животных и птиц. Водящий подходит выбирает одну из картинок, не показывая её остальным детям, а затем изображает движения животного. Копирует его голос. Остальные дети должны отгадать, кто это.

       

                                                       «Слушай и рисуй»

Цель: развивать слуховое внимание, графические навыки.

Материал: бумага, карандаши.

Ход: вы не очень быстро хлопаете в ладоши, а ребёнок при этом на листе бумаге рисует кружки и считает хлопки в течении 1 минуты. Затем подсчитывается количество нарисованных кружков с учётом подсчёта хлопков чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.  

Вывод: я надеюсь, что эти игры будут способствовать улучшению внимания – его устойчивости, концентрации, переключению и распределению. Навыки, которые дети обретут, играя в словесные игры, облегчат учебу в школе.  

Чаще импровизируйте, играя с ребенком в развивающие игры, и тогда результат не заставит себя ждать, отразившись в хороших оценках и школьных успехах!

Библиография:

1. Л.Ф. Тихомирова  «Развитие познавательных способностей детей» Ярославль, Академия «Развитие» 1996 год.

2. А.М. Круглова «Тренируем внимание» Москва 2013 год.

3.Борзова В.В. «Развиваем внимание «Чайка» (школа раннего развития), 2012 год.

4.Гаврина С.Е. «Внимание» М, Росмен – Пресс, 2005 год.

5.Завязкин О.В. «Играя, развиваем внимание» Москва: Бао - пресс, 2006 год.