"Посиделки в русской избе"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Светлячок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 «Посиделки в русской избе»                                  

 

 

 

 

 

 

Разработал воспитатель 1  категории

Мухортова Ирина Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Кемцы 2014 год.

                

 

 

 

 

Цель:

- познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

·                                 Продолжать знакомить кухонными принадлежностями : ложка ,ухват , чугунок,  самовар;

·                                 обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;

·                                 воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;

·                                 развивать художественно-творческие способности детей.

 

Оборудование: Декорации для русской избы, домашняя утварь: горшки, крынки, самовар, ухват, чугунок. Деревянные лавки, сундук, . Предметы народных умельцев: глиняные, расписные игрушки фигурки, яблоки (муляжи). Аудиозапись народных мелодий.
Ход занятия:


Дети, одетые в русские народные костюмы
«Хозяйка» посиделок - находится в группе (воспитатель в русском народном костюме).
Звучит мелодия русской народной песни.

.

Воспитатель: Ребята, а хотите  ли вы отправится в прошлое .

Ответы детей

Воспитатель: Что бы попасть в прошлое мы с вами должны  произнести считалку

Дети: Раз, два, три, четыре, пять - хотим в прошлом побывать

.

 

Дети:«Наши прадеды любовно топором тесали бревна,

Гвозди крепко забивали, песни громко распевали».

 

«Что избе – капризы моды, что ей годы непогоды.

В ней хозяевам не тесно, и для гостя хватит места»

 

«Ухмыляются иные, а изба стоит и ныне:

Не сломалась, не сгорела, лишь немного постарела»

 

- На пиру большом и малом, на веселье небывалом, мы вам скажем без утайки: не прожить нам без хозяйки!

- Дорогих гостей встречает, добрым словом привечает! И так вышло, что на днях у неё мы все в гостях!

- Принимай, хозяйка, нас! Начинаем! В добрый час

Хозяйка:

-Добро пожаловать! Всех привечаем, всех встречаем.

Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте с ними поздороваемся по старинному русскому обычаю! Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!

 - Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

 Мы попали, в самую красивую комнату – в Горницу! В Горнице  принимают гостей. Что вы здесь видите?

(Ответы детей)

Хозяйка:

Посиделки не обходились без загадок. А вы, ребятки, любите отгадывать загадки ?Давайте отгадаем загадку и узнаем , что же в избе было самым главным?

Я люблю на ней лежать,

Только это не кровать.

А избы моей сердечко Русская большая …(печка)

 

 (Ответы детей)

 

Ребенок: Самое главное в деревенской избе - это печь . Печь- это сердце дома. Затрещит мороз на дворе, зашумит ветер в трубе, а у печки тепло и уютно.

Русская печь отапливала избу, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду, на ней спали младшие детки и старики,  зимой под печкой держали кур , и даже мылись в печи. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку .Топят печь дровами и лучшими считаются берёзовые и дубовые . Печка — деревенская кормилица.

Хозяйка

 

-Чем же могла печь накормить своих хозяев?

(Ответы детей)

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Хозяйка

 

 Ребята, а в каких сказках встречается русская печка.

(Ответы детей)

 

 Правильно, «Гуси - лебеди», «Колобок», «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой»,

Хозяйка

Русский народ всегда любил песню и хороводы. Они сопровождали людей во время труда и праздников. А давайте мы вместе встанем в хоровод.

 

 Хозяйка: Молодцы, позабавили меня, но и я в долгу не останусь!

                 Отгадайте-ка, ребятки,

                  Вторую загадку.

И шипит и кряхти

Воду быстро кипятит,

Он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов.

Кран на брюхе открывает,

Кипяточек  разливает

 Ребёнок :В каждой избе на столе стоял самовар. Хозяйка дома вставала рано: топила печь, приносила воду и раздувала угли в самоваре. Угли тлели, вода грелась. Пили чай, не спеша с сушками, плюшками и пряниками и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Хозяйка

 

 А вот и еще необходимая вещь в хозяйстве.

 «Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)

 Ребёнок: Это чугунок.  В нем готовили щи да кашу.

 Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился ,вот в нем и готовили еду

 

 Печь горячая, огонь пышет , как поставить туда  чугунок?

 Хозяйка

 

Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунок со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке ?Предложить детям взять чугунок ухватом.(после игры дети садятся к столу

Хозяйка

А теперь, ребятки, самая-самая трудная загадка, слушайте.

Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю.

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду (ложка)

Ребёнок :В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева и расписывали узорами. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит. Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.

Хозяйка

 

Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.

Хозяйка

Пока мы с вами играли, вот уж и тесто подошло,  давайте  приготовим  что-то вкусненькое к чаю. (лепят из теста)

Хозяйка

А вот и осветительные приборы: свечи и керосиновая лампа. Все они давали тусклый, не яркий свет, но и при нём девушки вечерами пряли  и вязали.  Вот и прялка .Так повелось издавна на Руси, что ни одно орудие труда не было столь необычным по форме и не украшалось с такой любовью, как прялка. Прялка была в каждой русской избе. Раньше, в крестьянской семье начинали учиться прясть с детства. Прялка была одним из самых почитаемых предметов в доме. Отец заказывал для своей дочери прялку у лучшего мастера ко дню свадьбы в подарок. Прялки были разных форм и размеров. Русская прялка состоит из лопасти, к которой прикрепляется кудель, а так же донца, на которое садится пряха. Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду

Собирайся детвора, будет русская игра 

Хозяйка

Ребята ,а какую одежду носили наши предки.

Ответ детей.

Небогатый гардероб был у наших предков. Но взялась русская женщина за иглу, одна другой краше стали  выходить девушки в сарафанах, парни в рубахах. Легла на стол вышитая скатерть. Не вянут цветы на старинном полотенце – рушнике.

Одежда русских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой .На  одежде всегда была вышивка, По народному поверяю, вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил, от болезней, бед, несчастий.

В древние времена самой распространенной обувью на Руси были лапти.
Лапти очень легкая, мягкая обувь, ноги в ней «дышат», потому что через дырочки плетения проходит воздух. Секреты плетения лаптей передавались из поколения в поколение, от деда к внуку. Лапти плели из коры липы, липовые лапти. В таких лаптях ходили каждый день. А лапти из коры березы, берестяные, считались праздничными. Лапти можно сплести любого размера. А чтобы они не сваливались с ног, к ним приделывались завязки. Летом лапти носили на намотанную портянку, а зимой еще и на теплые шерстяные носки.

Воспитатель: Вот мы и побывали в прошлом. Узнали, как жили наши предки, какие предметы их окружали. Давайте ещё раз посмотрим на все предметы, которые мы видели в русской  избе. Скажите , что вам больше всего запомнилось ? 

Хозяйка

 Ребята, для вас есть подарок. Бублики, которые мы с вами лепили, оказались в  уже готовые! . Вы вечером будете пить с ними чай.

(Ответы детей

Закончилось наше путешествие, .что мы должны сказать чтобы вернутся

Затем дети встают в круг и говорят слова.

 Дети: Раз, два, три, четыре, пять - возвращаемся в своё время опять

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорное развлечение в старшей группе "Посиделки в русской избе"

Фольклорное развлечение знакомит детей с русской избой, бытом русских людей, их праздниками, занятиями. Воспитывает нравственно-патриотические чувства детей дошкольного возраста....

Конспект НОД "Посиделки в русской избе"

Конспект направлен на изучение детьми подготовительной группы жизни и быта русского народа....

Конспект занятия «Посиделки в русской избе»

Конспект занятия «Посиделки в русской избе»...

Посиделки в русской избе

Обобщающее занятие о представлениях воспитанников о традициях русской народной культуры....

Посиделки в русской избе

«ПОСИДЕЛКИ В РУССКОЙ ИЗБЕ» Открытое занятие по патриотическому воспитанию детей с участием сотрудников Полтавского музеяЦель: формировать у детей представления о русской избе и традициях русского...

Конспект ОД "Посиделки в русской избе"

Конспект ОД для детей старшей группы по познавательному развитию...

«Рождественские посиделки в русской избе» Сценарий русских посиделок для детей средней группы

Цель: Приобщение детей к истокам русской национальной культуры. Задачи:- познакомить с понятием Сочельник и содержанием праздника Рождество;- познакомить с обрядом колядования;- приобщать детей к...