Главные вкладки

    Конспект НОД "Посиделки в русской избе"
    план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

    Гоголева Светлана Петровна

    Конспект направлен на изучение детьми подготовительной группы жизни и быта русского народа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon russkie_posidelki.doc30.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

    детский сад № 36

    Конспект непосредственной образовательной деятельности

    на тему: «Посиделки в русской избе»

    Выполнила воспитатель

    МБДОУ д/с №36

    Гоголева С. П.

    Арзамас 2014

       Цель: формировать у детей представления о русской избе и традициях русского народа;

        Задачи:

    - познакомить детей с внутренним убранством русской избы;

    - познакомить с традициями русского народа;

    - развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, загадкам;

    - обогащать словарный запас новыми и уменьшительно – ласкательными словами;

    - обобщить знания детей о народных промыслах;

    - воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к  русскому фольклору;

    Ход занятия:

    Звучит песня Н.Сорокиной «Милая Россия».

     Воспитатель: Ребята, мы с вами прослушали очень красивую песню о нашей Родине. Какие пословицы вы знаете о Родине?

     Ответы детей:

      «Жить – Родине служить».

      «На родной стороне и ворона родная».

      «В родном краю как в раю».

      «На родной стороне и камушек знаком».

    Воспитатель: А как называется наша страна? Да, правильно, Россия. Давайте мы подойдем к карте и найдем на ней свою страну. Сколько морей, рек и озер, равнин и гор мы видим здесь. Ребята, а вы знаете, как называется самая величественная, полноводная река России?  Это Волга. Послушайте, какие слова посвящены этой реке:

    «…Перед нею путь большой и долгий.

    Из лесного края в край степной.

    И зовут ее рекою Волгой,

    Матушкой, кормилицей родной ».

    Воспитатель: Ребята, мы с вами живём в России. А вам интересно было бы узнать о быте, обычаях, культуре нашей родины? Предлагаю посетить одно необычное место — это русская изба.

     Под мелодию «А я по лугу» дети проходят в ту часть группы, оснащённую под русскую избу.

     Воспитатель: Мы будем знакомиться с жилищем наших прадедушек и прабабушек. Узнаем, как они жили, чем занимались, как весело и задорно умели отдыхать.

       Раньше в избах не было  света, и в старину пользовались лучиной (вот такая палочка), поджигали ее, и она освещала избу и благодаря этому взрослые вечерами могли заниматься своим ремеслом. А каким ремеслом могли заниматься? (шить, вязать, вышивать, прясть пряжу, лапти плести, лепить

    1

    игрушки). Правильно.

       Посмотрите на убранство русской избы. Украшением ее всегда был и остается до сих пор КРАСНЫЙ УГОЛ - это место где стоят иконы, вышитое полотенце покрывает их от пыли, есть лампадка, где зажигали свечу в праздничные и горестные для семьи дни. В этом же углу всегда находился большой стол, где сразу могла разместиться вся семья. Около стола стояли лавки. В центре избы – русская печь, в которой не только готовили, но и спали на ней. Народная мудрость гласит: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Все это хозяйство у печи называлось бабьим углом. Здесь было все, что нужно ей, чтобы приготовить обед и накормить домашних животных. А готовить приходилось много, ведь семьи были большие. Вот и брала хозяюшка в руки ухват и ворочала огромные чугуны. Сейчас я вам загадаю загадки о предметах быта.

    Рогат, да не бык,

    Хватает, да не сыт,

    Людям отдаёт,

    А сам на отдых идёт. (ухват)

    То печет блины,

    То показывает сны. (печка)

    Воду дед носил с утра,

    Каждый раз по два ведра,

    На плечах дугой повисло.

    Держит ведра... (коромысло).

    Он как круглая кастрюля

    Он чумазый, не чистюля.

    Где там, в печке уголёк

    Кашу сварит... (чугунок).

    Выпускает жаркий пар

    Древний чайник... (самовар).

    Эту обувь не забыли,

    Хоть давным-давно носили.

    Влезут дети на полати,

    У печи оставят... (лапти).

    - Взрослые в старину трудились, и детей приучали к труду начиная с 5 лет. Дети помогали взрослым: лаком покрывали изделия, раскрашивали, девочкам дарили маленькие прялки и учили их прясть, а мальчики учились гвозди забивать.

    2

    Посмотрите на эту посуду. Из чего она сделана? (из дерева и глины).  Раньше вся посуда была деревянная и глиняная.  А скажите, какой росписью раскрашена эта посуда? (хохломская и городецкая роспись).

    - В старину в каждой деревне, в каждом селе устраивали посиделки. Парни и девушки - собирались в какой-нибудь избе, чтобы себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах и забавах. На посиделки приходили после трудового дня. Посиделки были праздником. Но молодых людей не всегда отпускали родители. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это. Да если и отпустят – обязательно работу дадут: напрясть пряжи из шерсти, связать кружево. Юноши плели лапти, делали короба, туески.

    - Вот так “всем миром” коротали время долгими зимними вечерами за работой, разговорами, весёлой шуткой, разными сказками. А вы знаете, какие-нибудь шутки-дразнилки?

    -У нас Арина маленька,

    Чуть повыше валенка

    В лапотки обуется,

    Как пузырь надуется.

    - Упал Фома в кадушку,

    Задавил лягушку,

    Задавил мышонка

    И три поросёнка.

    - Обманули простака-

    На четыре кулака,

    На щелбан и на подушку,

    На зелёную лягушку.

    -Коля, Коля, Николай,

    Сиди дома, не гуляй,

    Чисти картошку,

    Ешь понемножку.

    Воспитатель: В русской избе главной была печь. Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев. В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. Если переезжали в другой дом, угли из старой печки

    3

    забирали с собой и помещали их в новую печь.

    - А сейчас мы с вами поиграем в русскую игру «Уголёк»

    В старину любили русские люди почаёвничать, т.е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.

    -Ребята, а вы знаете пословицы про самовар?

    Самовар кипит, уходить не велит.

    Чаем на Руси никто не подавился!

    У самовара я и моя Маша.

    Приходите к чаю – пирогами угощаю.

    Приходите, самоварчик поставим, а уйдёте - чайку попьём.

    С самоваром-буяном чай важнее, беседа веселее.

     Чай не пьешь - откуда силу возьмешь?

     Самовар, что море соловецкое. Пьем из него за здоровье молодецкое.

    - Молодцы, ребята, знаете вы русские пословицы. А сейчас приглашаю вас к самовару пить чай с пирогами и баранками.

    4


    Литература:

    1. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игра и развлечения детей на воздухе. М., 1983.

    2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М., 2001.

    3. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. М., 1979.

    4. Понятийно-терминологический словарь/ Сосот. Белова В.В., Коваль М.В. - М., 1997.-с. 7-8

    5. И. Панкеев Русские народные игры. М. Издательство: Яуза. - 240 с.

    6. Щербак А. К гармонии через движение! // Дошкольное воспитание. - 1998. - №3 - с. 6 - 8.

    5

    Заявка на участие в Региональном конкурсе методических разработок

    Автор: Гоголева Светлана Петровна

    Номинация: «Конспект непосредственной образовательной деятельности»

    Название работы: « Посиделки в русской избе»

    Место работы: МБДОУ д/с № 36, г. Арзамас

    Должность: воспитатель

    Контактный телефон: 89081534833

    Электронный адрес: gogoleva_svetlanka@mail.ru

    Электронный адрес образовательного учреждения: mbdoyds36@mail.ru

     Адрес образовательного учреждения: г. Арзамас, ул. Парковая, д. 18а


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект «Знакомство с русской избой»

    Конспект совместной деятельности с воспитанниками второй младшей группы по образовательной области «Коммуникация»  Тема: «Знакомство с русской избой »...

    конспект интегрированного занятия "Русская изба"

    Интегрируется с областями: коммуникация, социализация, здоровье, физическая культура, музыка, художественное творчество, безопасность...

    Конспект познавательного занятия "Русская изба"

    Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях....

    Конспект образовательной деятельности "Русская изба"

    Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».Задачи:Формировать интерес к русской народной...

    Конспекты занятий в "Русской избе" во второй младшей группе

    Конспекты занятий в "Русской избе" во второй младшей группе...

    Конспект "Посиделки в русской избе"

    Формировать у детей представления о русской избе и традициях русского народа....