Конспект образовательной деятельности "Русская изба"
план-конспект занятия на тему

Мыльникова Ирина Анатольевна

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Задачи:

  1. Формировать интерес к русской народной культуре, к традициям и обычаям русского народа («Социализация»).
  2. Расширять представления о русской избе, как национальном достоянии, о быте сельских жителей. Закреплять знания детей о русских народных праздниках; показать самобытность русского народа, проявляющуюся в детском народном творчестве(колядки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки («Познание»).  
  3. Продолжать расширять представление детей о разнообразии народного искусства, художественных промыслов. Совершенствовать художественные, творческие способности детей в мастерской «Умельцы России». Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, к Родине («Художественное творчество»).
  4. Создать условия для положительного восприятия пословиц и поговорок, для чтения литературных произведений по теме («Чтение художественной литературы»).
  5. Совершенствовать умения детей использовать в речи выразительные средства языка. Помогать правильно, строить сложноподчиненные предложения. Активизировать словарь детей словами: заклички, прялка, веретено, небылицы, гусляры , колыбель («Коммуникация»).
  6.    («Музыка»).

 

 

 

Методы и приемы:

         Практические: игра с элементами ТРИЗ «Хорошо плохо», игра «Сложи сказку», физкультминутка, создание художественного продукта – куклы в мастерской «Умельцы России».

         Наглядные: предметы русского быта: деревянная и глиняная посуда, прялка, колыбелька, разрезные картинки по сказкам. 

        Словесные: загадки, пословицы и поговорки, частушки, весенние заклички, колыбельные.

Материалы и оборудование:

       Предметы домашнего обихода, утварь: скалка, кринки, чашки, миски, ложки, чугунки, прялка, веретено, пряжа, колыбель, куклы, разрезные картинки.

 

Деятельность воспитателя

 

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Произносит заклички:

«Эй, добры молодцы,

Да красны девицы,

Собирайтеся, снаряжайтеся,

Солнце красное встречать,

Весну - красну зазывать»

 

 

 

 

 

 

 

 

Приглашает детей в русскую избу. Задает вопрос:

- Как еще можно назвать избу?

 

Загадывает загадку про печь: «Посреди избы  стоит, а внутри огонь горит, согревает, освещает, пирогами угощает»

Говорят поочередно:

«Весна, Весна красная,

Приди, Весна, с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным,

С урожаем сильным.

Ты свети, сияй, ясно солнышко,

Освещай дорогу  Весне – матушке,

Растопите вы снега сильные,

Подарите нам хлеба обильные!»

 

Дети проходят в «избу», садятся на стулья, отвечают на вопросы.

 

 

 

Отгадывают загадку.

Произведен настрой на положительное восприятие образовательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформировано представление о русской избе, как о национальном достоянии человека.

2

Игра с элементами ТРИЗ «Хорошо – плохо».

Печь – это хорошо…

Печь – это плохо…

 

Задает вопрос:

В каких сказках встречается печь?

Отвечают на вопросы, предлагают свои рассуждения.

 

 

 

Называют сказки, где встречается печь: «По щучьему велению», «Гуси- лебеди», «Колобок».

Закреплены умения детей думать нестандартно, находить собственные решения, выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

3

Игра «Сложи сказку».

 

 

 

Беседа о том, чему нас учат сказки (о морали).

 

 

 

 

Беседа о небылицах.

Складывают на ковре из отдельных картинок сказки, называют их.

 

Рассказывают о том, чему нас учат сказки: «Колобок», «Красная шапочка», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».

 

Исполняют небылицу «Ехала деревня мимо мужика»

Закреплены знания детей о русских народных сказках.

 

Сформировано умение мыслить логически для выявления морали сказок.

 

 

Сформировано умения правильно понимать шуточный смысл небылиц.

4

Задает детям вопросы:

- Из чего раньше делали посуду на Руси?

- Какую посуду делали из глины?

 

Предлагает детям загадать загадки про деревянную посуду.

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы воспитателя.

 

 

 

 

Рассматривают деревянную посуду, загадывают друг другу загадки:

- Утка в воде – хвост на горе.

- Новая посудина, а вся в дырах.

- Тесто на столе лежит,

Палка по нему бежит,

Там, где палка пробегает,

Тесто тонко раскатает.

- Сама не ем, а всех кормлю.

Активизирован и расширен словарь по теме.

 

 

 

Закреплено умение самостоятельно загадывать загадки своим товарищам, быстро находить ответ.

5

Физкультминутка «Ложки хохломские».

«Наши ложки хохломские

Самый лучший сувенир,

С позолотой, расписные,

Прогремели на весь мир».

Дети под музыку выполняют ритмические движения в соответствии с текстом, играют на деревянных ложках.

Закреплены двигательные умения детей, навыки координации с движением.

6

Загадывает загадку:

«Я трудится мастерица,

Не люблю в избе лениться,

Из пуха ниточка спускается,

На веретенышко мотается».

 

 

Предлагает детям вспомнить русские пословицы и поговорки.

Рассматривают прялку и веретено, отгадывают загадку.

 

 

 

 

 

 

 

 

Один ребенок говорит начало пословицы, остальные дети хором договаривают её:

- Делу время… (а потехе час).

- Без труда… (не выловишь и рыбку их пруда).

- Мал золотник… (да дорог).

- Ученье свет… (а не ученье тьма).

- Волков бояться… (в лес не ходить).

- Любишь кататься… (люби и саночки возить).

- Кто не работает… (тот не ест).

- Где песня поется… (там весело живется).

Сформированы знания о быте русского народа, о занятиях в зимний период в сельской местности: пряли пряжу, вязали теплые вещи, расписывали деревянную и глиняную посуду.

 

Сформированы знания детей о русских пословицах и поговорках.

 

7

Рассказ воспитателя о колыбельных песнях, которые складывались для самых маленьких.

Девочки поют для своих кукол колыбельные песни:

«Баю баю баюшки, да прискакали заюшки.

Люли люли люлюшки,

Да прилетели гулюшки.

Стали гули гулевать,

Стал мой сыночек засыпать».

«Вы коты,  коты, коты,

У вас белые хвосты,

Вы коты,  коты, коты,

Принесите дремоты».

 

Активизирован словарь детей словами: колыбельная, младенец, колыбель, люлька.

8

Беседа о старинных русских праздниках, предлагает детям рассказать о них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приглашают детей на праздник весенний, предлагают послушать русскую народную песню.

Дети рассказывают:

- Покров. На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается, а в деревнях свадьбы играются.

- Рождество. На Рождество и стар, и млад все дворы обходили, пели колядки, да Христа славили.

- Крещение. На Крещение девушки гадали, да суженного, ряженого выбирали, а еще в ледяной купели купались, да здоровьем заряжались.

- Масленица. На Масленицу зиму провожали, весну красную встречали, на горках катались, да блинами объедались.

- Весенний праздник «Жаворонки».

В этот  день пекут забавные фигурки из теста, друзей угощают, да птиц в родные края приглашают.

 

Русскую народную песню «Ой сад на дворе» исполняет воспитанница Табакова Ульяна, аккомпанирует на гуслях её папа Табаков В. И.

 

Сформированы знания детей о русских народных праздниках, об их самобытности, об обычаях и традициях русского народа.

9

Физкультминутка «Веселые частушки».

Дети исполняют задорные частушки «Стенка на стенку» и выполняют движения в соответствии с текстом.

Созданы условия для удовлетворения детской потребности в движении, снятия статического напряжения.

10

Приглашает детей в мастерскую «Умельцы России».

Дети мастерят кукол из мочала, украшают их разноцветными лоскутками, лентами.

Сформированы представления детей о разнообразии художественных промыслов на Руси.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_russkaya_izba_-_kopiya.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Задачи:

  1. Формировать интерес к русской народной культуре, к традициям и обычаям русского народа («Социализация»).
  2. Расширять представления о русской избе, как национальном достоянии, о быте сельских жителей. Закреплять знания детей о русских народных праздниках; показать самобытность русского народа, проявляющуюся в детском народном творчестве(колядки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки («Познание»).  
  3. Продолжать расширять представление детей о разнообразии народного искусства, художественных промыслов. Совершенствовать художественные, творческие способности детей в мастерской «Умельцы России». Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, к Родине («Художественное творчество»).
  4. Создать условия для положительного восприятия пословиц и поговорок, для чтения литературных произведений по теме («Чтение художественной литературы»).
  5. Совершенствовать умения детей использовать в речи выразительные средства языка. Помогать правильно, строить сложноподчиненные предложения. Активизировать словарь детей словами: заклички, прялка, веретено, небылицы, гусляры , колыбель («Коммуникация»).
  6.    («Музыка»).

Методы и приемы:

         Практические: игра с элементами ТРИЗ «Хорошо плохо», игра «Сложи сказку», физкультминутка, создание художественного продукта – куклы в мастерской «Умельцы России».

         Наглядные: предметы русского быта: деревянная и глиняная посуда, прялка, колыбелька, разрезные картинки по сказкам.  

        Словесные: загадки, пословицы и поговорки, частушки, весенние заклички, колыбельные.

Материалы и оборудование:

       Предметы домашнего обихода, утварь: скалка, кринки, чашки, миски, ложки, чугунки, прялка, веретено, пряжа, колыбель, куклы, разрезные картинки.