Главные вкладки

    КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей младшей группы «Сказочное путешествие с матрешкой в русскую избу».
    план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме

    Белоусова Валентина Алексеевна

    Сформировать образные представления о мудром устроении внутреннего пространства избы;

    Познакомить детей со старинными предметами быта (печь, ухват, чугунки, сундук, люлька или колыбелька);

    Познакомить детей с матрешкой как предметом народного творчества;

    Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл russkaya_izba.docx23.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    Центр развития ребенка-детский сад «Сказка»

    КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

    для детей младшей группы

    «Сказочное путешествие с матрешкой в русскую избу»

                                              воспитателя 1 категории

                                            Белоусовой Валентины                                                                                                                                  

                                                                Алексеевны        

    Мичуринск-Наукоград

    ЦЕЛЬ: Содействовать патриотическому воспитанию дошкольников.

    ЗАДАЧИ:

    Сформировать образные представления о мудром устроении внутреннего пространства избы;

    Познакомить детей со старинными предметами быта (печь, ухват, чугунки, сундук, люлька или колыбелька);

    Познакомить детей с матрешкой как предметом народного творчества;

    Воспитывать интерес к устному народному творчеству;

    Формировать начальные представления о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, загадки, колыбельные);

    Способствовать формированию выразительной интонационной речи детей младшего дошкольного возраста;

    Вызвать радость от повторения знакомых потешек, колыбельных песен вместе с воспитателем;

    Учить детей отгадывать загадки, построенные на описании;

    Способствовать развитию интереса к участию в игровых импровизациях;

    Пополнить словарь детей новыми словами: чугунок, ухват, люлька, сундук, русская печка, самовар, подсвечник, лучина и т.д.

    ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

    Чтение потешек о коте, о петушке;

    пение колыбельных песен для кукол;

    рассматривание матрешек, чтение стихов о них.

    МАТЕРИАЛЫ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

    Матрешки.

    Костюм матрешки для воспитателя.

    Игрушка кота.

    Люлька с куклой-малышом.

    Игрушки в сундуке: матрешка, мышка, петушок.

    Угощение – петушки на палочке.

    Платочки по количеству детей.

    СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

    Воспитатель:

    Как под наши ворота

    Разливается вода.

    Это присказка, не сказка,

    Сказка будет впереди,

    Ты садись, дружок, и жди.

    Ребята! Велено до вас

    Довести сейчас указ,

    Заготовленный самой

    Нашей матушкой-Зимой.

    Приглашает всех она

    В гости в избу русскую,

    А помогут довести вас

    Нам матрешки русские.

    Восемь кукол деревянных,

    Круглолицых и румяных,

    В разноцветных сарафанах

    На столе у нас живут,

    Всех матрешками зовут. (Воспитатель показывает матрешки). Эта кукла не простая, у неё есть тайна.

     - Скажите, ребята, а какой главный секрет матрешки? (Дети отвечают).

    Да, эта кукла с сюрпризом: внутри большой матрешки сидит поменьше, а в ней еще меньше, и еще меньше. (Показ воспитателя).

     - А из чего она сделана? Подойдите, возьмите матрешки в руки, пощупайте.

    Да, куклы эти деревянные. Матрешек делают из березы, из липы, ведь дерево хорошо раскрашивается.

     - А сейчас давайте скажем все вместе: « Раз, два, три, матрешка-кукла, оживи!» (Дети с воспитателем повторяют слова, воспитатель идет к двери, в руке у неё матрешка, из двери появляется нарядная Матрешка (переодетая воспитательница).

    Матрешка: Здравствуйте, ребята!

    Я – Матрешка-красавица,

    Обо всем я знаю

    И в русскую избу вас приглашаю.

    (Матрешка ведет детей хороводным шагом в русскую избу).

    Матрешка: В Российском государстве,

    В Мичуринске-Наукограде,

    В нашем саду

    Создали мы русскую избу.

    Собирали все по крупицам,

    Чтобы детям было чему удивиться.

    В углу чудо-печка беленая,

    В ней душа русская, мудреная.

    Лавки и столы дубовые,

    А половики тканые, разрисованные.

    Изба диковинами украшена,

    Ставенки резные на окна навешены,

    Постелька мягкая одеяльцем вышитым укрытая,

    И прялка стоит, всеми забытая.

    Матрешки избу украшают,

    Ребятишек в гости приглашают.

    (Дети проходят и садятся за стол на скамейки).

    Воспитатель: Вот мы и оказались в русской избе. Посмотрите вокруг. Так люди жили давным-давно. Тогда не было многоэтажных домов, а стояли маленькие домики. Не было в них воды, не было света, не было газа. За водой люди ходили на реку или брали воду в колодце. А что же люди делали, чтобы не замерзнуть холодной осенью или морозной зимой? (Ответы детей).

    Для того, чтобы было тепло, в каждой крестьянской избе была печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Про печку мы знаем из сказок «Гуси-лебеди», «По щучьему велению», в них она главный персонаж.

    Давайте рассмотрим печку. «Что есть в печи, все на стол мечи» - говорит русская пословица. Что же такое есть в печи? Угольки и головешки, что ли? Оказывается, на печи люди готовили, тогда ведь не было газовых плит. И щи, и каши, и кисели варили в чугунках (показ), они заменяли что? Да, раньше не было кастрюль, вместо них были чугуны (емкость, сделанная из чугуна – очень прочного металла). Чтобы чугунки ставить в печку и вынимать их из печи, нужен был ухват. (Показ ухвата). А еще печь служила для сушки одежды, валенок, рукавичек после зимних прогулок. Снизу печи было углубление для хранения дров. А еще на печи можно было и «косточки погреть» старикам, для этого она была снабжена лежанкой. (Показ).

     - Ой, кто это на печи спрятался? Отгадайте загадку.

    Я умею чисто мыться,

    Не водой, а язычком.

    Мяу, как мне часто снится

    Блюдце с теплым молочком!

    (Ответы детей).

     - Да, это котик. (Достает с печи игрушечного кота).

     - Давайте вспомним про него потешки и расскажем Матрешке.

    А потешки – это маленькие смешные истории, чтобы потешить или рассмешить, или заговорить маленьких деток.

    Как у нашего кота

    Шубка очень хороша.

    Как у котика усы

    Удивительной красы.

    Глаза смелые,

    Зубки белые.

     - Давайте поиграем с котиком.

    Подвижная игра «Васька-кот» (Воспитатель с котиком сидит на кровати, дети потихоньку подходят, проговаривая слова потешки. Как только кот замяукает, дети бегут на скамейку(в домик).

     - А вот еще одна потешка. Давайте расскажем её все вместе.

    Котя, котенька, коток,

    Котя – серенький лобок.

    Приди, котя, ночевать,

    Мою детыньку качать.

     - Ребята, а кто знает, где спали маленькие детки? Ведь колясок тогда тоже не было. (Ответы).

    Воспитатель: Для грудных деток мастера делали люльки или колыбельки. Их подвешивали к потолку, качали, чтобы дети поскорее засыпали, пели колыбельные песни. Что же это за песни? Для чего их поют? (Ответы) Колыбельные – это песни, которые поют мамы и бабушки деткам, когда укладывают их спать. Малыши успокаивались и засыпали спокойным здоровым сном. А вам дома поют колыбельные? Как их надо петь? (тихо, мелодично, медленно, ласково). Вот мы положим в колыбельку нашу дочку, покачаем её и споем ей колыбельную. Матрешка, спой с нами. (Матрешка качает люльку и поет вместе с детьми).

    Баю-баюшки-баю,

    Не ложися на краю,

    Придет серенький волчок,

    Он ухватит за бочок,

    И утащит во лесок.

    Он утащит во лесок,

    Под ракитовый кусток.

    К нам, волчок, не ходи,

    Нашу детку не буди.

    Воспитатель: В переднем углу избы находится красный угол – это значит красивый, нарядный. В углу висели иконы, украшенные вышитыми полотенцами. Стоял стол со скамейками. Самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол. А на столе самовар. Что из него пили? Да, чай. От всех хворей и простуд помогал чай, заваренный на смородине, землянике, целебных травах, малине. Пили чай и на печку греться! Сразу поправлялись!

     - Чтобы в доме светло было, тоже печь помогала. А еще зажигали лучины, а позже свечи в подсвечниках ставили.

     - В русской избе шкафов и шифоньерок не было совсем. Где же русские люди одежду хранили? Кто догадается? Для этого служили сундуки. Их делали прочными, в них и вещи хранили, на них и спали.

    Матрешка: А вот наш сундучок, он у нас не простой, а волшебный, в нем загадки живут. Отгадаете, покажет сундучок отгадку.

    1. Я с таинственной игрушкой

    Заигралась допоздна,

    Разбираю, собираю,

    То их восемь, то одна.   (Матрешка).

    1. Маленький рост,

    Длинный хвост,

    Серенькая шубка,

    Остренькие зубки.  (Мышка).

    1. На голове красный гребешок,

    Под носом красная бородка,

    На хвосте узоры,

    На ногах шпоры.  (Петушок).        

    Воспитатель: Давайте расскажем матрешке потешку о петушке.

    Петя, Петя, петушок,

    Золотой гребешок,

    Масляна головушка,

    Шелкова бородушка.

    Что ты рано встаешь?

    Голосисто поешь?

    Деткам спать не даешь?

    (Потешку можно прочитать всем вместе или дети читают по желанию).

    Матрешка: Весь народ глядит в окошки,

    Танцевать пошли матрешки.

    Восемь водят хоровод,

    А девятая поет. (Матрешка раздает детям платочки и приглашает их поплясать).

    «Веселые матрешки» (Муз. Ю.Слонова, сл. Л.Некрасовой).

    Мы – веселые матрешки,

    Ладушки, ладушки.

    На ногах у нас сапожки,

    Ладушки, ладушки.

    В сарафанах ходим пестрых,

    Ладушки, ладушки.

    Мы похожи, словно сестры,

    Ладушки, ладушки.

    Завязали мы платочки,

    Ладушки, ладушки.

    Раскраснелись наши щечки,

    Ладушки, ладушки.

    (Дети пляшут по показу воспитателя и Матрешки).

    Воспитатель: У каждого народа есть свои замечательные куклы. В России такой куклой стала матрешка. И хотя постепенно она превратилась в предмет искусства, но по-прежнему радует и детей, и взрослых своей красотой и теплотой, готова раскрыть свою тайну и подарить людям хорошее настроение.

    Матрешка: И я хочу подарить вам хорошее настроение.

    Наши детки очень любят

    Чупа-чупсы сосать.

    И совсем уж разучились

    Русский петушок лизать.

    Русская забава – сахар да вода –

    Будет петушок всегда! (Вынимает из сундука «Петушки на палочке», угощает детей)

    Воспитатель: Славилась  русская изба гостеприимством всегда!

    Воспитатель и матрешка отводят детей в группу, Матрешка прощается с детьми.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

    Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей младшей группы «Мыло душистое, пенка пушистая»

    Данный материал будет полезен воспитателям при работе с детьми младшего дошкольного возраста. Познавательное развитие является одной из образовательных областей ФГОС дошкольного образования. Данное за...

    Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 2 группы раннего возраста “Путешествие колобка”

    Развитие сенсорных навыков у детей Обучающие (образовательные):Продолжать формировать умения различать четыре основных цвета(красный, синий, желтый, зеленый); умение выбирать заданный цвет из нес...

    Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе "Путешествие с зайчонком"

    Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе. Тема: "Путешествие с зайчонком" Задачи:       1. Закреплять знание п...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей младшей группы «Подарок для Медведя»

    Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей младшей группы «Подарок для Медведя»

    Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности....