Конспект образовательной ситуации в средней группе на тему: «Добро пожаловать в русскую избу»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Малиновская Ольга Павловна

познакомить детей с русской избой, ее устройством; с предметами русского быта; с домашней утварью;

- обогащать словарь детей названиями предметов старинного русского быта (самовар, ухват, чугун, прялка, сундук, коромысло); 

- воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной ситуации в средней группе на тему:

«Добро пожаловать в русскую избу»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Программные задачи:

-  познакомить детей с русской избой, ее устройством; с предметами русского быта; с домашней утварью;

- обогащать словарь детей названиями предметов старинного русского быта (самовар, ухват, чугун, прялка, сундук, коромысло);  

- воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

Интеграция образовательных областей:

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Программные задачи:

- воспитывать интерес к русскому народному творчеству, вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Программные задачи:

- познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, прялка, самовар, и др.);

- продолжать знакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками.

Образовательная область: «Речевое развитие»

Программные задачи: 

- развивать связную монологическую речь через устное народное творчество;

- развивать коммуникативные умения с помощью народных игр;

- упражнять в разгадывание загадок.

Образовательная область «Физическое развитие»

 Программные задачи:

- развивать двигательные качества;

- развивать координацию, умение действовать по правилам.

Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугунок, самовар, половик.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Знакомство с пословицами, поговорками по теме; работа по их содержанию; работа с русскими народными загадками о предметах быта. Чтение русских народных сказок. Знакомство с народными праздниками, играми, хороводами.

Оборудование и материалы: «Русская изба» с предметами быта (печь, лавки, стол, самовар, прялка, половики, ухват, коромысло, чугунок и др.), деревянные ложки, кукла Машенька в русском народном костюме. Музыкальные произведения: хороводная игра «У дядюшки Трифона»; «Край березовый», муз. А. Броневицкого, сл. И. Резника.

Ход образовательной ситуации

Мотивационно-ориентировочный этап

Звучит фонограмма русской народной песни. Дети собираются в гости.

Детей встречает кукла Машенька - «хозяйка избы», одетая в русский народный костюм.

Машенька: Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Хочу я рассказать вам сегодня о том, как жили русские люди в стародавние времена. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

Желание узнать, как жили раньше на Руси определяет цель предстоящей работы детей.

Поисковый этап

Воспитатель предлагает детям принять приглашение Машеньки «хозяюшки» избы и узнать, как жили русские люди в стародавние времена.

Практический этап

Познавательный рассказ «Не красна изба углами»

Машенька «хозяюшка» приглашает гостей в горницу русской избы (в музее ДОО), рассказывает им о том, что раньше на Руси все постройки – жилые дома, мостовые, церкви – рубились, то есть строились из дерева. Дома строили деревянные не потому, что не умели строить каменные, а потому, что деревянный дом теплее и потому, что на Руси леса хватало, он был главным строительным материалом. Называли дома избами. Срублены они из сосновых бревен без единого гвоздя, а строились на века. Воздух в них всегда смолой пахнет. В деревянных домах – сухо, тепло и дышится легко. Жить в них очень полезно для здоровья. А ещё дерево удивительно красиво. Зайдём внутрь русской избы и узнаем, как она устроена.

Разгадывание загадок.

Машенька: «Послушайте, да отгадайте мои загадки»:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает»

Печка.

Машенька: Печка всегда стояла посреди избы, она была главной в доме. Можно было обойтись без кровати или шкафа, но без печки обойтись было никак нельзя. Про неё в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная». Печь согревала всех в долгую зиму. На печи – лучшее место для старого дедушки и доброй бабушки: уютно, тепло, спокойно. Наверху под потолком тепло, весело и бабушкину сказку послушать можно. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

Вопросы к детям:

- Чем же могла печь накормить своих хозяев? (в русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги).

- Какую поговорку вы знаете? («Щи да каша- пища наша»).

Машенька: Какие же предметы еще находились в русской избе?

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…»

Самовар.

Машенька: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Издавна славяне на Руси отличались гостеприимством. Гостей приветливо встречали, усаживали за широкий стол.

«Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?»

Чугунок.

Машенька: Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Но чугунок в печи горячий, да еще и тяжелый. Попробуйте, подержите.

Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт»

Ухват.

Машенька: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Посмотрите, как ухватом достать чугунок (показ).

Вопросы к детям:

- Для чего нужен чугунок?

- Что ты доставал из печи?

- Чем ты достал чугунок?

Машенька: Слушайте загадку.

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая»

Ложка.

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть.

Игра – импровизация на народных музыкальных инструментах

«Шумовой оркестр»

        Детям предлагается при помощи народных инструментов оркестровать знакомые мелодии.

Машенька: а какие пели песни малышам в люльках.

Вам наверняка мамы пели такие песенки. Как они называются? (Эти песенки называются- колыбельные).

Давайте вместе споем:

«Котя, котенька – коток,

Котя, серенький хвосток!

Приди, котя, ночевать,

Нашу деточку качать.

Баю-баю, баю-бай,

Ты скорее засыпай!

Баю-баю, баю-бай,

Ты скорее засыпай».

Машенька «хозяюшка» предлагает детям рассмотреть половики и коврики, обсудить из чего они сделаны и для чего они нужны в русской избе. Хозяюшка дополняет рассказы детей, обращает внимание на то, что многое в избе сделано руками хозяев. Все делалось с любовью, кроме того изделие должно было быть не только полезным, но и красивым, радующим глаз. В русской избе на полу стелили половики и коврики. Красивые, цветные. Половики прямоугольные, длинные, а коврики круглые.

Вечерами женщины садились и пряли шерсть овечью, козью, собачью. Вытягивали из шерсти и скатывали пальцами длинные нити, пряжу. А потом вязали носки, варежки. А из ниток ткали полотно и шили одежду. На чем же ткали вы узнаете, отгадав загадку:

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?»

Прялка.

Машенька: Сейчас я покажу вам один предмет, а вы скажите мне как он называется и для чего он был нужен. (показывает сундук). (в сундуке русские люди хранили одежду, ткани, ценные вещи).

Сундуки, ларцы, шкатулки, скрыни – богато украшались, их разрисовывали красками. В сундуках хранили так же приданое для девочек: подушки, одеяла, перины, полотенца, домашнюю утварь или посуду.

- Ребята, я хочу подарить вам подарок. Это сундучок. Давайте откроем его и посмотрим, что там лежит.

- Скок, скок-поскок,

Молодой дроздок

По водичку ходил,

Коромысло носил.

Да неловко ступил,

Сапожок водой залил.

Зацепил ногой ведро —

Всё вокруг залило.

Испугался дроздок

И пустился наутек.

Воду люди носили из колодца. А чтобы было удобно, несли ведра с помощью коромысла. Коромысло можно носить на одном плече или на двух (показ). Его делали из дерева. По краям прикрепляли крючки или делали выемки для ведер — вот такая утварь была в старинной русской избе.

Русская народная игра «У дядюшки Трифона».

«А у дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!»

Заводите круг (играющие идут по кругу, говорят слова, водящий в центре, по окончании слов водящий показывает движение, дети повторяют, водящий выбирает, кто лучше всех показывал, тот становится водящим).

Рефлексивно-оценочный этап

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что находилось в русской избе?

 - Какие предметы русского быта вы запомнили?

- Что вам больше всего запомнилось?

- Где готовили еду в старину? (в печи)

- В чем варили кашу? (в чугунке)

- Что стелили на полу? (половики, коврики)

- В чем готовили чай? (в самоваре)

- Зачем нужно коромысло? (носить воду)

- А для чего прялка? (для изготовления пряжи)

Машенька: Спасибо вам, что побывали у меня в гостях, приходите ещё!

Вы хозяюшку потешьте,

Пирогов моих поешьте!

Красна изба углами

Да славиться пирогами!

Благодарим «хозяюшку» за гостеприимство и пироги.

Воспитатель: Дети, «хозяюшка» очень просила узнать, понравилось вам у нее в гостях или нет. Подойдите к разносу, на котором лежат грустные и веселые матрешки. Кому понравилось, то кладет в конверт веселую матрешку, а кому не понравилось – грустную матрешку. Я отправлю это письмо «хозяюшке», а вам всем спасибо. До свидания.

Литература:

  1. Белгородоведение.         Парциальная         программа         для         дошкольных образовательных организаций /Т.М.Стручаева, Н.Д.Епанчинцева, и др. – Белгород: ООО «Эпицентр», 2015. – 16 с.
  2. Электронный ресурс - сайт «maam.ru» (интернет).
  3. Планирование образовательной деятельности в ДОО Л.Л. Тимофеева, Е.Е. Корнеичева, Н.И. Грачева. Методическое пособие. Составлено в соответствии с ФГОС ДО. Центр педагогического образования, Москва 2015.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной ситуации в средней группе на тему «Разноцветное шоу»

Конспект образовательной ситуации с конкурса "Воспитатель года"...

Конспект образовательной ситуации в средней группе на тему: «Петрушка спешит на ярмарку»

Формировать навык ориентирования по дорожным знакам и сигналам светофора....

Конспект образовательной ситуации в средней группе на тему:«Салют победы»

Формировать у детей представление о празднике День Победы, о мире во всем мире....

Конспект образовательной ситуации в средней группе на тему: «Весенние секреты»

Конспект образовательной ситуации в средней группе...

Конспект образовательной ситуации в средней группе на тему: «Посадка лука»

Конспект образовательной ситуации в средней группе...

Конспект образовательной ситуации в средней группе на тему: «Весенние секреты»

Конспект образовательной ситуации всредней группена тему: «Весенние секреты»...