Конспект познавательного занятия "Русская изба"
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_izba_1.docx29.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Бутурлиновский детский сад №3

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию

с детьми в старшей группе

«Русская изба»

   

                           Воспитатель: Королева Е.Н.

                           

  Цель: 

Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

Задачи:

1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло, зыбка, ухват и т.д.)

2. Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.).

3. Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи народных игр.

4. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.

5. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Методы и приёмы:

 Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов, загадки, прослушивание музыки, вопросы);

Наглядные (рассматривание иллюстраций, презентации, старинных вещей); Практические (дидактическая «Что было, что стало», хороводная игра «Игра с лентой»).

Материалы и оборудование: «Русская изба» с предметами быта (сундук, стол, старинная посуда, утюг, керосиновая лампа, самовар и т.д.); блюдечко с яблочком, слайды с изображением русского быта; шкатулка с загадками; дидактическая игра «Что было, что стало»; атласная ленточка для игры «игра с лентой»; русский народный костюм для воспитателя; музыкальное сопровождение.

                     

                 

Ход занятия.

Воспитатель входит в зал с детьми, рассаживаются на стульчики, под русскую народную музыку зажигает свечу, расставляет тарелки и ложки на столе.

Воспитатель: Ребята, мы пришли побеседовать с вами о русском быте, как жили наши предки в деревне. Садитесь поудобнее.

                  Слава нашей стороне,

                  Слава русской старине!

                  И про эту старину,

                  Я рассказ свой поведу.

                  Чтобы дети знать могли

                  О делах родной земли!

Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей).

Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.

А вы знаете, что было главным в избе? (Ответы детей)

Да, печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.

                   Русской печки нет добрее,

                   Всех накормит, обогреет,

                   Варежки сушить поможет,

                   Деток спать она уложит.

Воспитатель: Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, плели лапти, вязали, вышивали. А ещё песни пели и загадки сочиняли.  Хотите послушать? (достаёт шкатулку с загадками).

  1. Летом спит, зимой горит.

Пасть открывает,

Что дают – глотает.

                           (печь)

  1. Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт.

                          (ухват).

  1. У нас в печурочки,

Золотые чурочки.

                           (дрова в печи)

  1. Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит…

                              (чугунок)

  1. Чёрный конь,

Скачет в огонь.

                        (кочерга).

  1. Выпускает жаркий пар,

Древний чайник…

                          (самовар).

  1. Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра.

На плечах дугой повисло,

Держит вёдра…

                              (коромысло).

  1. Из избы идут пляшут,

А в избу идут – плачут.

                                 (вёдра).

  1. Четыре братца под одной крышей живут,

Одним кушаком подпоясаны.

                                              (стол).

  1.  Сама не ест,

 А людей кормит.

                                  (ложка).

  1.   Верчусь, верчусь – не потею,

  Только более толстею.

                                   (веретено).

  1.   Стригли, щипали, а после чесали.

  Чисто, пушисто – к доске привязали.

                                        (прялка).

  1.   Ходит каток,

  По паре порток.

                                  (утюг).

  1.   Эту обувь не забыли,

  Хоть давным-давно носили.

  Влезут дети на полати,

  У печи оставят…

                                 (лапти).

Воспитатель: Ребята, вам понравились  загадки?

 Что-то засиделись мы с вами ребята, пришла пора и поиграть.

                           А игра наша называется «Игра с лентой».

(Под русскую народную музыку мальчик идёт внутри круга с лентой в руке)

Дети идут хороводом и поют.

                           Вышел Костя погулять,

                           Стал подружку выбирать,

                           Стал подружку выбирать.

                            Кому ленточку отдать.

                          (дети останавливаются).

                           Поклонись, поклонись,

                           Да за ленточку держись.

Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит:

                         «Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т.д.

(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется).

Воспитатель: Ребята, есть у меня чудесное блюдечко и наливное яблочко. Покатим яблочко по блюдечку и увидим, как жили на Руси.

(Просмотр презентации. Презентацию коментируют дети).

1 слайд:

Заголовок (Внутренний мир Русской избы).

2 слайд:

На Руси в старину люди строили избы из дерева. Жили в деревянных избах.

3 слайд:

Почти около каждой избы стоял колодец, из которого люди , с помощью коромысла и ведер, домой носили воду.

4 слайд:

Самая главная в русском доме была печка. Она и кормила людей, и обогревала их в зимние морозы, и спать укладывала.

5 слайд:

Ещё в каждой избе был «Красный угол». Это место находилось в светлом углу дома и стояли в нём разные иконы, украшенные вышитыми полотенцами (рушниками).

6 слайд:

Для малышей люди делали люльки, которые ещё назывались «Зыбкой». Эти зыбки были приделаны к потолку,  и их можно было покачать, укачивая ребёнка.

7 слайд:

Все предметы в доме были сделаны из дерева и немного из металла (деревянные лыжи, музыкальные инструменты, корыто, коромысло, посуда, ухваты, коса и т.д.)

8 слайд:

Посуда была тоже из дерева (ложки).

9 слайд:

Ещё делали посуду из глины (горшки, чугунки, миски).

10 слайд:

Для того, чтобы сшить или связать себе какую-нибудь одежду, русский народ прял пряжу. Для этого использовали веретёна.

11 слайд:

Прялка помогала сучить нить.

12 слайд:

Вот такие сарафаны шили русские умелицы.

13 слайд:

А так красиво вышивали русские женщины полотенца.

14 слайд:

Мужчины долгими вечерами плели лапти, в которых ходила вся семья.

15 слайд:

А для зимы русский народ сучил тёплые валенки, которые и в наше время очень все любят.

Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали,  как жили раньше люди.

 Давайте поиграем в игру «Что было, что стало»

 (Дети находят соответствующие картинки)

(Дети рассказывают по картинкам, если затрудняются, воспитатель задает наводящие вопросы)

  1. Раньше носили лапти, а сейчас…(сапоги)
  2. Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)
  3. Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)
  4. Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)
  5. Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)

Воспитатель: Молодцы! А я продолжу вам рассказывать о жизни русского народа.

Мужчины на полях работали, а хозяюшки хлеб да пироги пекли.

Ребята, самое главное на столе – это хлеб! А выпекали его в русской печи. И говорили о хлебе так: «Хлеб всему голова!»

                   Вот он хлебушек душистый,

                   Вот он тёплый, золотистый.

                   В нём здоровье наше, сила,

                   В нём чудесное тепло.

                   Сколько рук его растило,

                    Охраняло, берегло.

                    В нём земли родимой соки,

                    Солнца свет весёлый в нём.

                    Уплетай за обе щёки,

                    Вырастай богатырём!

Воспитатель: Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками, караваем.

А я для вас хлеб испекла, пышный да румяный. А теперь мне так хочется вас угостить вкусным хлебушком, да чайком из самовара.

(Под весёлую музыку Воспитатель  угощает детей хлебом и наливает чай из самовара).