Главные вкладки

    Конспект познавательного занятия «В гости в мордовскую избу»
    план-конспект занятия (средняя группа) на тему

    Чугунова Надежда Николаевна

    Наш край - Мордовия! Дети должны знать историю своих предков, их обычаи, традиции.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytoe_zanyatie._izba.docx17.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия «В гости в мордовскую избу»

    Входят в избу.

    -Здравствуйте, любимые мои детки! Шумбратада кельгома иднят!

    - Я вас приглашаю к себе в избу. Милости прошу. Проходите.

      Изба у меня небольшая, да красивая какая! В ней много интересных и незнакомых вам вещей. Отгадайте, о каком предмете я вам говорю. (Загадка про сундук)       

                                             Прячет бабушка в нем вещи

    Сапоги, кафтан, сюртук.

    Вы мне дружно все скажите,

    Этот шкаф зовут   ….  (сундук)

    - Правильно! Давайте вспомним, как будет сундук по-мокшански (ларь).

    - Молодцы! Скажите мне, как выглядит сундук? Какой он? Что может лежать в    сундуке? С чем можно сравнить сундук? Где мы сейчас храним вещи?

        Давайте посмотрим, что лежит в сундуке.

        (достает по 1 вещи, называет по-русски и по-мокшански; и снова кладет в сундук)

    - А сейчас, отгадайте, что еще есть у меня в сундуке. (Загадка про платок)

                                                Мы в лесок шагаем с мамой,

    Я как гриб надел панаму,

    А на маме как цветок

    Яркий ситцевый …..(платок)

     - А, как будет платок по-мокшански? (руцене)

       Посмотрите, какой красивый платок хранится у меня в сундуке. Раньше все девочки    ходили в платочках.

    - Давайте закроем наш сундук.

    !!!  Плач ребенка!!!

    - Ой, слышите! Это плачет младенец в люльке. Люлька по-мокшански называется нюрямне. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы ребенок успокоился?

    (покачать люльку, спеть песню).

    - Давайте вы будете качать люльку, а я петь колыбельную песенку. (Качают, поют).                 Вай, Вармава, Вармава,

    Аф нолдате вальмава.

    Аф нолдате кенкшка,

    Шабанезе кенчшка.

    Тютю-балю, баю-бай,

    Вармась пялонк аф сувай.

    А-а-а-а-а-а-а-а-ай

    Удок лефкскяняй – идняй.

    - Все, уснул наш младенец.

      !!! Мяуканье кошки!!!

    - Ой, а вот и мой котик-коток, котя беленький лобок. (Достает из-под лавки)

    Посмотрите,  кот какой? (белый, пушистый,ласковый….)

    Этот котик очень любит спать там, где тепло. Отгадайте где? (загадка про печь.)

                                                  Стоит изба из кирпича,

    То холодна, то горяча.   (Печь)

    - Правильно! Давайте посадим его на печь. А вы садитесь на лавки за стол. (Садятся)

    Физминутка.                      Хорошо сидит коток,

    Котя маленький роток

    Дремлет котик на печи,

    Ждет, румяны калачи.

    -А как будет кошечка по-мокшански? (Катане)

    Пусть кот греется на печи, а вы подумайте и скажите, для чего в избе нужна печь? (ответы)

    - По-мокшански печь будет - пенакуд

    (дети повторяют хором, по одному.)

    -Печку всегда держали в чистоте, украшали разными узорами и ласково называли матушкой.

    - Посмотрите, что у нас стоит у печи? (Чугунок)

    А по-мокшански будет – цюгуння.

    Для чего нужен чугунок? На что он похож?

    -Как вы думаете, можно вытащить чугунок из печи руками? А почему?

    -Правильно! А поможет мне достать горячий чугунок – ухват.

     По-мокшански ухват – фатуння.

    -А вот и каша подоспела. Сейчас я ее ухватом достану, да на стол поставлю. Осторожнее, чугунок очень горячий.

    А вот и кургоне готовы. Кургоне – это мокшанская национальная ватрушка с творогом и картошкой.

     

    -Понравилось вам у меня в избе? Мы с вами много узнали, познакомились с новыми вещами в моей избе. Давайте вспомним, с чем познакомились?

    Повторить слова!!!

    -А сейчас давайте с вами угощаться вкусной кашей и кургоне.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ "В гостях у Феи Природы"

    Цель: 1. Продолжать учить этажи леса.2. Обобщать представления об органах растений и их функциях3. Развивать умения доказательно строить суждения детей, используя модели4. Закреплять знания о правилах...

    Конспект познавательного занятия "Русская изба"

    Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях....

    Конспект познавательного занятия "Путешествие в коми избу".

    Вводное занятие сдетьми подготовительной группы на конкурсе "Сердце отдаю детям"....

    Конспект познавательного занятия "В гости к бабушке Акулинушке" для детей старшего возраста

    Занятие проводится совместно с родителями для ознакомления с бытом и традициями нашего села в мини-музее "Русская изба" на масленичной неделе....

    Интегрированное занятие «В гости к мордовской матрешке»

    Программное содержание: Продолжать знакомить детей с историей народной игрушки, ее внешним обликом, особенностями росписи Мордовских матрешек (колорит, композиция, элементы). Учить рисовать узор ...

    Конспект познавательного занятия "В гости с колобком"

    Цель:  Знакомить детей с основными направлениями по ОБЖ:-      нельзя трогать незнакомых собак и кошек;-      есть незнакомые ягоды и грибы;-...

    Конспект познавательного занятия "В гостях у Хозяйке-дачницы"

    Предлагаю вашему вниманию конспект познавательного занятия....