Конспект познавательного занятия "В гости к бабушке Акулинушке" для детей старшего возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Верещагина Ирина Федоровна

Занятие проводится совместно с родителями для ознакомления с бытом и традициями нашего села в мини-музее "Русская изба" на масленичной неделе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_babushke_akulinushke.docx26.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Унэгэтэйский детский сад «Колосок»

Конспект познавательного занятия в старшей группе

 «В гости к бабушке Акулинушке»

Воспитатель: Верещагина Ирина Федоровна

с. Унэгэтэй

Задачи:

Развивающие:

-развивать у детей интерес к традициям и обычаям русского народа

-приобщать детей к народным играм, хороводам и песням

Обучающие:

 - продолжать обогащать детский словарный запас народных терминов, развивая разговорную и связную речь

Воспитательные:

- создать атмосферу доброты, соучастия, сопричастности к культуре своего народа, любовь к прекрасному через устный народный фольклор

Предварительная работа:

- занятия в русской избе

- заучивание пословиц, поговорок о доброте, трудолюбии

- знакомство с русскими обрядами

- рассматривание серии картин «Русские народные сказки» - Шишковской, «Потешки» Лосевой

- разучивание песен «Во кузнице», «Как под наши ворота»

Развивающая среда:

- мини-музей  «Русская  изба»

- подкова,

- кошка

- петух

-лукошко

-наковальня с молотом (2)

-зыбка (дитя)

- музыкальные инструменты– балалайка, трещетка, ложки

-самопрялки – 3

-березка – макет

- лапти для детей в путешествии

 - сарафаны и платки для девочек

- национальные костюмы для мальчиков

Действующие лица:

- воспитатель

- хозяюшка бабушка Акулинушка

- три девицы (рукодельницы)  – три девочки

- кузнецы – 2 мальчика

- воспитанники ДОУ, гости, участники мероприятия

Ход занятия:

В. Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся с вами в необычное путешествие. Прежде чем отправиться, мы поиграем в игру, в которой узнаем – насколько вы дружны.

Проводится игра «Клубочек»

Под спокойную русскую  мелодию, обматываю большой палец правой руки, затем передаю клубок следующему ребенку, называя его п о имени и т.д. Когда песенка заканчивается – все дети и воспитатель соединены ниточкой. Клубок должен вернуться к воспитателю, поделав полный круг. Затем одновременно все аккуратно снимают ниточку с пальцев и кладут ее на стол.

В. Наша ниточка не порвалась и ребята всегда будут также крепко дружить. Когда мы едины – мы непобедимы и можем отправиться в путь, мы ведь дружные ребята. Чтобы отправиться в путешествие вы надели на ноги лапти – обувь которую носили в старину. Послушайте стихотворение:

Великий дар – единожды родиться!

Вдохнуть, раскрыть глаза и на века, увиденному миру удивиться,

Где дом и поле, роща и река.

   Эти замечательные стихи привели нас на русскую землю – с. Унэгэтэй, Республики Бурятия, где вы родились. У вас есть родители – папа и мама. Все близкие, родные и мы с вами, как правило живем недалеко друг от друга на земле, которая называется одним словом- (ответы детей стихотоврениями)

Реб.

И там, где мы родились, где радостно живем,

Края свои родные мы родиной зовем.

Реб.

Родина – это глаза моей мамы, полные слез или в искорках смеха.

Родина – это закат над полями, гор наших синих звонкое эхо.

Реб.

Родина – слова не знаю чудесней.

В нем – наши сказки и славные были.

Дедов далекие грустные песни, те, что и мы до сих пор не забыли.

Реб.

Родина – это земля у порога, где мы впервые узнали свое имя,

Родина – это большая дорога, та по которой пойдешь ты с другими.

В. Спасибо большое за такой прекрасный ответ в стихах про Родину. Мне и нашим гостям очень приятно слышать, как вы отзываетесь о родном крае. Послушайте, что говорили про госте в старину: «Праздник придет-гостей приведет». А пословицы о гостях знаете?

Реб. Гость на двор – хозяину радость.

Реб. Для дорогого гостя и ворота настежь.

В. Доброе слово и железные ворота распахнет. А сегодня мы добрым словом откроем двери в русскую избу. (подходи к дверям и находим подкову).

Ой, подкова!А для чего же она здесь лежит, ребята.

Реб. В старину подкову находили на счастье.

В. Правильно и прибивалась она над дверью, чтобы в доме были счастье, добро и благополучие. Мы тоже подкове место найдем. Мы ее с собой возьмем. А еще ребята в старину являлось символом счастья и чистоты – кошка и петух. Кошку впускали в новый дом, чтобы все темные  силы остались за дверью. А петух все разгребает лапками во дворе и склевывает, что разбросано на земле. Он ровняет все неровности на земле. Клюет все нечистое и люди живут хорошо и счастливо. Вот они здесь кошка и петух в корзине. Теперь все попробуем дверь открыть. (толкаю дверь – не открывается).Не пойму в чем дело? А ну подкова помогай. (берусь за подкову, которая находится в корзине)Вот только взялась за подкову, вспомнила поговорку: «Доброе слово и железные ворота открывают». А вы ребята знаете пословицы о добре?

Реб. Добра желаешь, добро и делай.

Реб. Доброе дело само по себе хвалит.

Реб.  Добро не умрет, а зло пропадет.

Реб. Жизнь дана на добрые дела.

Реб. Доброе дело и в воде не тонет.

В. Вот  теперь попробуем дверь открыть (открываю дверь в избу, впускаю кошку и петуха. Заходим и здороваемся с бабушкой Акулинушкой. Дети передают подкову, чтобы бабушка прибила ее над дверью.

В. Бабушка Акулинушка, а почему ты у печи всегда сидишь.

А. Потому что печь в русской избе самое главное. В старину  о ней говорили:

Ой, ты печка-сударыня.

Помоги нам барыня.

Ты свари, испеки, обогрей, освети, полечи и спаси.

В дом богатство неси.

В. Почему ребята к печке так ласково обращались люди?  (ответы детей)

А теперь отгадайте загадку:

Наша барыня сударыня, толста и бела.

\щей да каши наварила, пирогов напекла.

Д. Печка

В. Правильно, это печка. Светло от печи и тепло. Садитесь девушки у печи да рукоделие свое в руки берите. (девочки усаживаются за самопрялки).

Ребята картину из какой сказки напоминают нам сейчас рукодельницы.

Д. «Сказка о  царе Салтане»  Александра Сергеевича Пушкина.

В. Правильно

1-я рукодельница

Кабы я была царица

Молвит первая девица,

Я б на целый мир одна

Наткала бы полотна.

2-я рукодельница

Кабы я была царица

Говорит ее сестрица.

Я б на весь крещеный мир

Приготовила бы пир.

3-я рукодельница

Кабы я была царица.

Третья молвила девица,

То для батюшки царя

Родила б богатыря.

В. Вот как красиво наши девочки могут говорить, да умело прясть. Мальчикам тоже работа найдется. (подходим к наковальне с молотами)

1-й кузнец

Идут кузнецы из кузнецы

Несут кузнецы два молота.

Хозяева – кузнецы нужны.

В. А что вы умеете делать?

2-й кузнец: А вот что!

Инсценировка русской народной песни «Во кузнице»

В. Обратите внимание, что вся мебель в избе из дерева: и стулья и стол, лавки, посуда, сундуки. Дерево действительно и обувало и обеспечивало жильем и посудой и кормило своими плодами и не давало замерзнуть в мороз и радовало детей игрушками. Послушайте загадку:

Желтый, шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

А внутри секреты есть

Может пять, а может шесть.

Разрумянилась немножко.

Наша русская   (матрешка).

Вот видите и в игре дерево принимало участие. А это, что у меня?

Д. Трещетка- музыкальный инструмент

В. Это замечательная игрушка и музыкальный инструмент. Если его раскрыть, то получится солнышко. Наши предки считали солнце – божеством и поклонялись ему – вышивали, вырезали и рисовали. Попробуем изобразить без красок, ниток и инструментов солнышко.

(дети встают в круг)

Вот и у нас получилось солнышко. А теперь потрите ладонями друг о друга. Раньше ладони называли – ладоши. Жили в то время Лад и Лада. Вместе они несли в мир любовь и понимание и протягивали друг другу ладоши, желая жить в мире и согласии. Изображая солнце в старину водили хороводы вокруг дерева – березы. Береза является символом русского народа. Хоровод – это часть праздничного ритуала, даже сегодня мы не можем обойтись без хоровода.

Хоровод «Во поле березка стояла»

В. Ребята в каждой избе есть красный угол. Вот он. Там находятся иконы. Красный угол – это почетный угол избы. Под иконами всегда сидел хозяин или уважаемый гость. В старину в каждом доме обязательно пекли хлеб и пироги и приговаривали:

«Красна изба не углами, а пирогами»

А в масленицу говорили:

«Без блинов – не Масленица, без пирогов – не именины»

Смысл празднования Масленицы заключается в чествовании Солнца. Хозяйки пекли круглые масленые блины, похожие на маленькое солнышко. Ребята, вы чувствуете, как вкусно запахло?

Как для вас, мои друзья

Наварила, напекла

92 блина, 2 корыта киселя, 50 пирогов – не найдешь едоков.

Хозяйку потешьте, да блины мои поешьте.

Милости прошу гости дорогие к нашему столу. В красный угол, где находятся иконы – это почетное место для гостей. (все проходят за стол)

В. Вот и подошло к концу наше путешествие. Что вам сегодня запомнилось?

- Где мы побывали? (в русской избе)

- Каких животных, птиц в новый дом впускают и что это означает? (кошку и петуха – символ счастья и чистоты)

-Для чего нужна печь? (она и сварит, и испечет, и обогреет)

- Что является почетным местом для уважаемых гостей? (красный угол, где иконы)

- Что такое трещотка? (музыкальный инструмент, символизирующий солнце)

- Какое дерево считается символом нашего народа и что вокруг него водили? (береза – символ нашего народа, вокруг которого водили хороводы)

- Из чего сделаны все предметы в русской избе? (все сделано из дерева и поэтому Русь считалась деревянной)

Спасибо большое за путешествие, в котором мы с вами принимали самое активное участие. В заключении послушайте стихотворение про Русь нашу дорогую.

Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русские  люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные, русские песни поют.

На этом занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия "Музыка и настроение" для детей старшего возраста

Конспект музыкального занятия «Музыка и настроение» для детей старшего возраста      Цель занятия. Учить чувствовать настроение через восприятие музыки, пение...

Конспект подгруппового занятия по коррекции звукопроизношения у детей старшего возраста.

Тема: «В гостях у Лунтика. Автоматизация звука Л.Цели: Коррекционно - образовательные:·         - автоматизировать звук «Л» в словах ....

Конспект познавательного занятия «Мы – защитники Отечества» для детей старшего дошкольного возраста

Формирование у детей нравственно - патриотических чувств, основанных на ознакомлении с традициями нашего народа...

Конспект итогового занятия совместно с родителями для детей старшего возраста с ОНР.

Цель занятия- закрепить знания детей по темам: Грибы, Рыбы, Деревья, так как практика показала, что дети плохо усваивают названия предметов по этим темам....

Конспект НОД по речевому развитию «В гости к бабушке» для детей младшего возраста с 2– 3 лет.

Обогащать активный словарный запас ребёнка путем звукоподражания.      Развивать речевое общение не только с взрослыми, но и со сверстниками . Развивать умение приветство...