Конспект НОД "Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча".
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Рогачева Людмила Александровна

Данный материал способствует приобщению детей к истокам наследия русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stoit_izba.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        Средняя группа

Цели и задачи: развивать речь детей путём приобщения к истокам наследия       

русского народа; развивать связную речь (продолжать учить             отвечать на вопросы полным предложением);                             активизировать словарь (учить пользоваться  словами, обозначающими предмет, признаки предмета, действиями );                      конкретизировать преставления о традиционном убранстве    русской избы;                                                                                           прививать интерес к культуре родного народа;                                  развивать умение применять полученные знания в различных видах деятельности;                                                                             активизировать познавательную деятельность.                

     Материалы: русский народный костюм (одежда для бабушки); убранство русской избы (печь, лавки, самовар, ухват,  кочерга,  чугунок, сундук, прялка ),  игрушка-котёнок.                         

Воспитатель в русском костюме встречает детей у дверей «избы»:

-Добрый день, детушки- касатушки!  Проходите, не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь. Всем ли видно, всем ли слышно? Много у меня ребят, и для каждого доброе слово найдется:

               Наши деточки в дому,

                Что оладушки в меду,

                 Что оладушки в меду,

                 Сладки яблочки в саду.

-Гости мои милые, детушки любимые.Оглядитесь вокруг, да скажите вдруг: что в избе больше всего места занимает?

                Стоит изба из кирпича,

               То холодна, то горяча. (Печка)

(Если дети затрудняются ответить, то загадывается еще одна загадка)

                 Летом спит,

                Зимой горит,

                Пасть открывает,

                Что дают - глотает.

-Верно, это печка - матушка. С утра дед дров нарубил, печку затопил. Стало в доме тепло и уютно.

                 Печка-то тепло хранит.

                 Кот на печке сладко спит.

-Это русская печка. Она очень большая. А теперь скажите мне: для чего нужна русская печь? Печь нужна, чтобы в избе было тепло и чтобы готовить еду. На печи можно полежать и погреться.

-Верно, дети. Печь моя и лечит, и греет, и жарит, и парит. А какие щи да кашу можно сварить в русской печи! Но сегодня я хочу вас картошкой угостить. А в чем я ее буду варить узнаете, если загадку отгадаете:

                 У печи стоит предмет.

                 Он тяжелый, спору нет.

                 Но зато в хозяйстве нужен .

                 В нем сготовить можно ужин.

                                                       (Чугунок)  

-Правильно, это чугунок. Почему он так называется? (Потому что сделан из чугуна- в кузнице отлит)

-Чугунок крепкий, в огне закаленный. Его смело можно в печь ставить. Я в нем и кашу варю, и картошку. А ваши мамы в чем готовят? (В кастрюле)

-А почему не в чугуне? Мама готовит на газовой или электрической плите. Для этого удобнее пользоваться кастрюлями. Они намного легче, у них есть ручки, за которые удобно держать.

-А для меня чугунок удобнее. Его в печь можно ставить, он не запачкается и не пригорит. Для того, чтобы поставить чугунок в печь и не обжечься, я  беру ухват (показывай) Про ухват и загадка есть. Ребята, кто помнит загадку?

                     Стоит в углу палка,

                     А на ней металлическая рогатка.

-Ухвачу я ухват за деревянную палку, подцеплю рогаткой чугунок и поставлю на огонь. Огню мои руки не достать. Но,  чтобы с чугунком и ухватом управляться, нужна ловкость да сноровка. Хотите попробовать каково это - ухватом орудовать? (Дети по желанию пробуют зацепить чугунок ухватом  и приподнять его) Трудно? Трудно! Да только не крестьянам, что с детства у печи управляться  научились. Ну, хватит баклуши бить, давайте картошку варить. Сварим мы картошку в «лупяках » - прямо в кожурах. (Приглашаю  2-3 детей к печи, чтобы наполнили чугунок картофелинами)                                                                        

 - Чтобы картошку сварить, нужно её водой залить. Вот и готово. Куда поставим чугунок? В печку. А какой предмет мне понадобится, чтобы чугунок поставить в печь? Ухват.                                                                

 - Чугунок в печи пристрою и заслонкою закрою. А пока картошка варится, мы с вами позабавимся.

(«Песня про картошку»-дети поют, деревянными ложками выстукивают ритм)                                                                                Из мешка бери картошку

                                                                             И питайся понемножку.                                                                                 Хочешь ешь её варёной

                                                                        И в мундире запеченой.                                                                Из картошки сварим кашу  -                                                                                 Всю родню накормим нашу.                                                                                 Кому каша надоест -                                                                                         Пусть картошку в супе ест.                                                                        

 Есть у меня волшебный волчок. Скажешь ему волшебные слова:                        Крутись волчок, ложись на бочок.                                                

Он покрутится- покрутится и уляжется. Куда «носиком» укажет, туда и смотреть надо: что в той стороне лежит, стоит, висит да как называется. (Дети называют предметы, находящиеся в избе, и объясняют, для чего они предназначены: ступа, скалка, коромысло, сундук, туесок, чугунок, ухват.)                                                                                         

Игра  «Кот и мыши».

-Живу я в этой избе со своими друзьями. С некоторыми из них вы знакомы. Послушайте загадку и отгадайте кто это:

        Он очень ласковый и чистый.

        Лапкой моется пушистой.

        Если пустит когти в ход,

        Страшный зверь - домашний… (кот)

-Помните, как зовут моего кота? Васька мой такой шалунишка. Он очень любит играть, деток забавлять. Собирайся народ! Шире, шире хоровод!

Дети встают в круг, вытягивают руки вперёд и крутят кистями рук        - ( это «мышки» ) Воспитатель  с перчаточной куклой на руке прогуливается мимо детей. С последними словами песни дети должны спрятать руки за спину, а  «кот» старается поймать кого-нибудь за руку. Пойманный выбывает из игры.

                -Утром рано он встаёт,

                Молоко из миски пьёт.

                Любит пеночки лизать,

                Любит с мышками играть.

                Тише, мыши, вдруг придет

                Очень страшный рыжий кот.

-Заигрались мы с вами, и лампу-то я забыла зажечь. Видели вы такой  предмет? Это керосиновая лампа. Очень нужная вещь в хозяйстве. А как она работает, я сейчас покажу. Где у нас маленький амбарчик со спичками?         (Зажигает лампу, объясняет свои действия)

-Оказывается, огонь может жить в керосиновой лампе. Ребята, а где  ещё может жить огонь?

-Конечно, керосиновая лампа в хозяйстве вещь нужная – там, где электричества нет. Но такая ли она удобная? Давайте, ребята, поиграем в игру «Хорошо - плохо» и выясним её преимущества и недостатки.

-Ну, хоть и есть у нашей лампы недостатки, а без неё в хозяйстве не  обойтись.

Ай да молодцы! Ай да умники! За старание, да прилежание расскажу вам сказку.

                По поднебесью, братцы, медведь летит,

                Медведь летит, хвостом вертит.

Свинья на дереве гнездо свила,

Гнездо свила, деток вывела!

Не утяточек, не цыпляточек,-

Малых детушек - поросяточек!  

Поросяточки на сучках висят,

На сучках висят – полететь хотят!

                Вот и сказка вся – повторить нельзя!

Ай да сказка небылица! И могло же такое случиться!

А теперь ребята споют песенки – небылицы:

                Вот послушайте сейчас мы

                Нескладушки будем петь.

                На дубу свинья пасётся,

                В бане парится медведь.

Между небом и землёй

Поросёнок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился.

                Чепуха, чепуха,

                Это просто враки!

                Сено косят у реки

                   Молотками раки.

    Сидит ежик на березе-

    Новая рубашечка,

    На головке сапожок,

    На ноге фуражечка.

Хороши наши частушки

И напев у них простой

На сегодня петь кончаем,

Ставим точку с запятой.

-А теперь я с детишками поиграю,  пословицы им загадаю. (Игра «Ты начни, а я закончу») бабушка начинает пословицу, дети подсказывают ее продолжение.

  • Без дела жить…только небо коптить.
  • Под лежачий камень…и вода не течет.
  • Кто любит труд,…того люди чтут.
  • Красивое слово-серебро,…а хорошее дело-золото.
  • Кто весной не пролежит…весь год будет сыт.
  • Без труда…не вытащишь и рыбку из пруда.

-Ой, заигрались мы с вами. Картошка-то в чугунке сварилась. Чем же мне чугунок с печи снять? (Ухватом). Сегодня я вам о печи рассказала, чугунок и ухватку показала, познакомились с керосиновой лампой. Делу время, потехе, час. Угощу картошкой в  «лупяках» вас.