Методический проект «Особый ребенок в детском саду»
методическая разработка на тему

Тимофеева Тамара Владимировна

материал по реализации проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_krs_origenal.docx47.18 КБ

Предварительный просмотр:

Методический проект «Особый ребенок в детском саду»

Вид проекта: информационно-образовательный, долгосрочный.

Руководитель проекта: Тимофеева Тамара Владимировна – заместитель заведующего по ВМР

Координатор проекта: Терехова Светлана Григорьевна – заведующий

Участники проекта: узкие специалисты и воспитатели, родители, дети

Сроки реализации проекта: 2010 г. – 2013 г.

Актуальность проекта

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) рассматривается как приоритетное направление современной политики в образовании. В связи с этим возникает необходимость анализа проблемной ситуации, связанной с образованием, интеграцией, социальной адаптацией лиц с ОВЗ, определение современных принципов и организационных подходов к ее решению. В соответствии с Конституцией РФ и Законом «Об образовании», дети с ОВЗ имеют равное со всеми право на образование. Для них предусматривается создание специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия, оздоровление, реабилитацию и социальную адаптацию. Государственная политика в отношении детей с ОВЗ является важнейшей составляющей социокультурной политики страны.

Проблемы специального образования в нашем городе актуальны. Это связано с неуклонным ростом количества детей с нарушением в развитии. Выявление детей с ОВЗ привело к созданию единого развивающего пространства в детском саду: открытие групп комбинированной направленности (4 группы в д/с).

Цель проекта: создание системы коррекционно-развивающего сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями развития (дети с общим недоразвитием речи) как одно из условий повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Деятельность сопровождения направлена на обеспечение двух согласованных процессов:

  1. Индивидуальное сопровождение воспитанников, которое предполагает создание условий для выявления «групп риска» и гарантированную помощь тем детям, которые в ней нуждаются.
  2.  Системное сопровождение – направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом.

Ключевым направлением деятельности методической службы детского сада выступает: разработка и научно-методическое обеспечение процессов обновления и внедрения содержания коррекционного образования, модернизация технологий образования и развития воспитанников с общим недоразвитием речи; оказание методической помощи в решении профессиональных проблем педагога специального образования; развитие и саморазвитие профессионального мастерства педагогов с учётом изменений и особенностей образовательного пространства.

Системное сопровождение осуществляется в нескольких направлениях:

  • участие в разработке и реализации основной образовательной программы детского с учетом ФГТ для создания более благоприятных условий развития ребенка;
  • создание коррекционной программы, направленной на преодоление речевых проблем у детей с ОВЗ.

Таблица 1 – Задачи проекта и ожидаемы результаты

Задачи

Ожидаемый результат

1

Обеспечить повышение квалификации педагогов детского сада по комплексному коррекционно-развивающему сопровождению детей с ОВЗ

  • Повышение квалификации у  75% педагогов.
  • Разработанная система комплексного взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающего сопровождения детей с ОВЗ в условиях детского сада

2

Создать в детском саду специальное, коррекционно-развивающее пространство

  • Открытие  в детском саду центр коррекционно-развивающего сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Оборудованные  речевые центры и логоуголки в группах

3

Обеспечить комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение каждого ребенка с ОВЗ в соответствии со спецификой его речевого нарушения

  • Разработанные  коррекционно-развивающие индивидуальные программы развития детей с ОВЗ
  • Снижение количества детей с ОВЗ на выходе из детского сада
  • Социально адаптированный ребенок в социуме

4

Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь семьям, имеющим детей с ОВЗ и привлекать родителей к непосредственному участию в развитии своего ребенка

  • Включенность родителей в коррекционную работу с детьми

Методы реализации проекта

Научно-теоретические:

  • изучение нормативных документов, инструктивно-методических рекомендаций;
  • изучение и анализ литературы по избранной теме.

Эмпирические:

  • биографический метод (изучение предоставленной родителями документации (медицинских сведений, заключений ПМПК, психолого-педагогических характеристик);
  • психодиагностический метод (анкетирование);
  • педагогическое наблюдение, беседа с ребенком и родителями;
  • психолого-педагогическая диагностика детей
  • анализ продуктов деятельности.

Обрабатывающие:

  • количественная и качественная обработка данных.

Таблица 2 – Возможные риски проекта

Возможный риск

Возможный способ преодоления

1

Отсутствие специальной коррекционной подготовки воспитателей и узких специалистов

Курсы повышения квалификации

2

Пассивность родителей в преодолении проблем развития своего ребенка

Использование разных форм работы с родителями для привлечения их к совместной работе

3

Недостаточная осведомленность родителей о комплексном коррекционном процессе

Консультативно-разъяснительная работа узких специалистов

4

Увеличение срока коррекции из-за сопутствующих проблем здоровья

Рекомендации по обследованию и лечению сопутствующих заболеваний

5

Недостаточное финансирование

Привлечение спонсорских средств

6

Пассивность педагогов в реализации коррекционно-развивающего сопровождения

Повышение мотивации педагогов посредством организации смотров-конкурсов, стимулирующих выплат.

Таблица 3 – Этапы реализации проекта

Содержание работы

Срок исполнения

Ответственные

Подготовительный: сентябрь 2010 – август 2011 г.

Цель:  создание условий для внедрения модели коррекционно-развивающего сопровождения ребенка с общим недоразвитием речи в условиях групп комбинированной направленности детского сада

1.

Изучить нормативные документы, научно-методическую литературу по теме проекта.

сентябрь

Зам. заведующего

воспитатели

2.

Определить состав специалистов психолого-медико-педагогического сопровождения.

сентябрь

Воспитатели

3.

Разработать модель коррекционно-развивающего сопровождения ребенка с общим недоразвитием речи в условиях групп комбинированной направленности детского сада.

октябрь

Зам. заведующего

Воспитатели

4.

Определить алгоритм и основные направления деятельности специалистов коррекционно-развивающего сопровождения.

октябрь

Воспитатели

5.

Определить область деятельности каждого специалиста в процессе коррекционно-развивающей работы.

октябрь

Заведующий

Зам. заведующего

6.

Определить показатели, отражающие динамику речевого развития.

ноябрь

Зам. заведующего

7.

Мастер-класс для педагогов: «Использование метода проектов в формировании развитии у дошкольников социально-коммуникативной компетентности

ноябрь

Зам. заведующего

8.

Тематический контроль на тему: «Анализ коррекционно-развивающего сопровождения дошкольников в детском саду»

январь-февраль

Заведующий

Зам. заведующего

9.

Подобрать и разработать мультимедийные презентации по каждой лексической теме        

декабрь

Зам. заведующего

Учителя-логопеды

10.

Разработать комплекс игр и игровых упражнений, направленных:

  • на развитие речи и познавательной деятельности,
  • мелкой моторики,
  • развитие пространственной ориентации,
  • развитие физиологического и речевого дыхания,
  • развитие просодических компонентов речи

май

Зам. заведующего

Учителя-логопеды

11.

Методические рекомендации:

  • «Инновационные компоненты предметно-развивающей среды».
  • «Книжный уголок в ДОУ».
  • «Новые подходы в ознакомлении детей с  художественной литературой»

декабрь

февраль

апрель

Зам. заведующего

12.

Выявление детей с нарушениями речи и направление их на городскую ПМПК для уточнения диагноза и определения дальнейшей  формы обучения

май

Зам. заведующего

Учителя-логопеды

13

Мониторинг речевого развития детей с ОНР

сентябрь

январь

май

Учителя-логопеды

14.

Общее родительское собрание: «Проблема раннего выявления дефектов произношения и оказание специальной коррекционной помощи детям»

февраль

Учителя-логопеды

15

Анкетирование родителей на тему: «Роль семьи в формировании коммуникативной активности дошкольников»

март

Учителя-логопеды

16.

Консультация на тему: «Роль семьи в формировании коммуникативной активности дошкольников»

апрель

Учителя-логопеды

17.

Привлечение родителей к обогащению развивающей среды в группе

в теч. года

Воспитатели

Учителя-логопеды

18

Заключить договор о сотрудничестве с городской психолого-медико-педагогической комиссией.

январь

Заведующий

19.

Заключить договор о сотрудничестве с Тольяттинской городской творческо-театральной общественной организацией «Браво».

октябрь

Заведующий

20.

Привлечение спонсорских средств на оснащение логопедического кабинета.

в теч. года

Заведующий

Основной этап: сентябрь 2011г. – июнь 2012г.

Цель: обеспечение тактики внедрения модели коррекционно-развивающего сопровождения детей с общим недоразвитием речи в условиях групп комбинированной направленности детского сада

1.

Разработать структуру комплексного обследования детей в логике коррекционно-развивающего сопровождения

сентябрь

Зам. заведующего

Учителя-логопеды

2.

Провести диагностику индивидуальных показателей здоровья; психофизического, личностного, речевого развития, развития познавательной активности детей

сентябрь

Зам. заведующего

Учителя-логопеды

Воспитатели

3.

Организовать работу психолого-медико-педагогический консилиума

октябрь

февраль

май

Зам. заведующего

Воспитатели

Узкие специалисты

4.

Разработать индивидуальный образовательный маршрут ребенка с учетом рекомендаций всех специалистов

октябрь

Зам. заведующего

Учителя-логопеды

Воспитатели

Специалисты

5.

Составить комплексно-тематические планы работы по речевому развитию дошкольников на год

октябрь

Зам. заведующего

Учителя-логопеды

Воспитатели

Специалисты

6.

Обновить и пополнить речевые центры во всех группах

в теч. года

Учителя-логопеды

Воспитатели

7.

Пополнить методический кабинет и группы специальной методической, детской литературой и наглядными пособиями

в теч. года

Зам. заведующего

Учителя-логопеды

Воспитатели

8.

Составить и пополнить картотеки: по логоритмике, дыхательной, пальчиковой и артикуляционной гимнастик.

ноябрь

Зам. заведующего

Узкие специалисты Воспитатели

9.

Применять инновационные компьютерные технологии в воспитательно-образовательный процесс.

постоянно

Учителя-логопеды

Воспитатели

10.

Использовать разные виды логопедического массажа: классический и зондовый (массажный и постановочный).

постоянно

Учителя-логопеды

11.

Провести промежуточную диагностику индивидуальных показателей здоровья; психофизического, личностного, речевого развития, развития познавательной активности детей.

январь

Узкие специалисты Воспитатели

12.

Педсовет на тему: «Формирование социально- коммуникативной  компетентности у детей дошкольного возраста».

декабрь

Заведующий

Зам. заведующего

13.

Консультация на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности дошкольников».

март

Воспитатели

14

Постоянно действующий практикум «Говори правильно!»

1 раз

в 2 месяца

Учителя-логопеды

15.

Смотр-конкурс «Лучший речевой центр»

февраль

Воспитатели

16.

Окружной семинар-практикум

для воспитателей ДОУ на тему: «Развитие социально-коммуникативной компетентности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

Апрель

Заведующий

Зам. заведующего Узкие специалисты Воспитатели

17.

Всероссийский конкурс инновационных идей и проектов обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста «Росточек: мир спасут дети».

февраль

Зам. заведующего

18.

Тематический контроль на тему: «Результативность коррекционно-развивающего сопровождения дошкольников в условиях комбинированных групп».

декабрь

Заведующий

Зам. заведующего

19.

Провести мониторинг эффективности применения модели психолого-педагогического сопровождения.

1 раз в месяц

Зам. заведующего

Учителя-логопеды

20.

Организовать дополнительные образовательные услуги:

  • речевые кружки: «Мир сказок» и «Грамотейка»,
  • психологический кружок «Азбука эмоций».

в теч. года

Учителя-логопеды

Педагог-психолог

21.

Родительское собрание: «Развитие правильной речи – важное условие умственного воспитания и подготовки к школе».

февраль

Учителя-логопеды

22.

Оформление наглядной информации:

  • папки-передвижки:
  • «Параметры речевого развития дошкольников»
  • «Говорите ли вы с ребенком?»
  •  «Игры на кухне»
  • «Читаем вместе с детьми»
  • Оформление альбома: «Мое речевое творчество»
  • Изготовление книжек-малышек.

октябрь

декабрь

февраль

апрель

май

декабрь

Зам. заведующего

Учителя-логопеды Воспитатели

23.

Консультация на тему: «Как помочь ребенку заговорить».

март

Учителя-логопеды

24.

Памятки:

  • «Играйте вместе с детьми»,
  • «Рекомендации по организации развивающей среды в семье».

ноябрь

январь

Воспитатели Учителя-логопеды

25.

Рекомендации:

«Проведите с детьми дома» (проведение артикуляционной гимнастики, чтение и заучивание наизусть художественного слова по тематике недели, работа в логопедическом альбоме).

в теч. года

Учителя-логопеды

26.

Участие родителей в подготовке и проведении речевых мероприятий с детьми в детском саду.

в теч. года

Учителя-логопеды

Воспитатели

27.

Участие представителей Центральной библиотеки  г.о. Жигулевск:

  • оказание помощи в организации тематических выставок для детей, педагогов и родителей;
  • совместное проведение литературных салонов.

в теч. года

Заведующий

Зам. заведующего

Воспитатели

Заключительный: июль 2012 г. – май 2013г

Цель: анализ и систематизация материалов, формулировка общих выводов

1.

Провести сравнительный анализ показателей, отражающих динамику речевого и познавательного развития детей

сентябрь

Зам. заведующего

Учителя-логопеды

2.

Обобщить и представить к распространению опыт работы специалистов коррекционно-развивающего сопровождения

в теч. года

Зам. заведующего

Учителя-логопеды

3.

Разработать рекомендации для всех специалистов коррекционно-развивающего сопровождения

январь

Зам. заведующего

Учителя-логопеды

Таблица 4 – Ресурсное обеспечение

Методическая служба

Является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план

Медицинская служба

Изучение и оценка соматического здоровья и состояния нервной системы ребенка с ОНР в соответствии со средневозрастными критериями

Логопедическая служба

  • Объективная, развернутая, комплексная многоуровневая диагностика детей.
  • Составление, реализация и корректировка комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ.
  • Коррекция звукопроизношения.
  • Формирование и совершенствование лексико-грамматических категорий.
  • Развитие связной речи детей.
  • Включение речевого материала в режимные моменты и НОД, способствующего практическому применению полученных навыков.
  • Консультативно-методическая работа. 

Психологическая служба

  • Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОНР по развитию высших психических функций.
  • Разработка методов и способов коррекции микроклимата группы (при необходимости) и ознакомление с ними воспитателей группы и специалистов.
  •  Выявление детей, имеющих трудности: в общении (агрессивные, робкие, застенчивые); в поведении (упрямые, капризные, конфликтные, непослушные); в обучении (не усваивающие учебного содержания, соответствующего возрастным возможностям); в эмоциональном развитии (с постоянно пониженным фоном настроения, тревожные, возбудимые и т. д.); а так же детей, имеющих специфические психофизиологические отклонения (гиперактивные, гипоактивные, инфантильные и т. д.).
  • В случае необходимости направление этих детей на консультацию в психологические, медицинские, медико-педагогические центры города.

Воспитатели

Закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (в игровую, трудовую, познавательно-исследовательскую и др. виды детской деятельности), в содержание НОД (математику, художественное творчество, изобразительную деятельность, развитие речи, ознакомление с окружающим миром через наблюдения за явлениями природы и экспериментальную деятельность), а так же в режимные моменты.

Музыкальный руководитель

Осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыкотерапевтических произведений, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление. На логоритмических мероприятиях совершенствуется общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, просодическая сторона речи (темп, тембр, мелодика, логическое ударение, выразительность, сила голоса). По мере речевого развития ребёнка с ОНР усложняется лингвистический материал – от пропевания гласных звуков до участия детей в театрализованной деятельности, играх-драматизациях, инсценировках, музыкальных сказках.

Инструктор

по физической культуре

Решает традиционные задачи по общему физическому воспитанию и развитию (укрепление здоровья, развитие двигательных умений и навыков), способствующие формированию психомоторных функций; а также специальные коррекционно-развивающие (развитие моторной памяти, способности к восприятию и передаче движений по пространственно-временным характеристикам, совершенствование ориентировки в пространстве). Особое внимание обращается на возможность закрепления лексико-грамматических средств языка путём специально подобранных, с учётом изучаемой лексической темы, подвижных игр и упражнений.

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, медицины, педагогики и коррекционной педагогики позволит обеспечить систему комплексного сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка с речевыми нарушениями.

Предполагаемые результаты реализации проекта:

  • создание эффективной службы комплексного сопровождения;
  • ранняя диагностика выявления различного рода проблем у детей, определения причин их возникновения, использование наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления;
  • индивидуальное сопровождение развития ребенка, направленное на преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения, общения;
  • реализация системно-ориентированных программ сопровождения, направленных на профилактику проблем в познавательной, социальной и эмоционально-волевой сферах, сохранение здоровья детей;
  • повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса;
  • повышение качества воспитательно-образовательного процесса и уровня комфортности ребенка в образовательном учреждении;
  • обеспечение психологической безопасности образовательного пространства;
  • распространение опыта сопровождения.

Заключение

Построение эффективной системы коррекционно-развивающего сопровождения в образовательном учреждении позволит решать проблемы развития и образования детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам, повысить адаптационные возможности участников образовательного процесса, в центре которого интересы ребенка как формирующейся личности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Особый ребенок в детском саду"

Создать условия для осуществления интегративного и инклюзивного воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями....

Методические рекомендации "Адаптация ребенка в детском саду".

laquo;Адаптация ребёнка в детском саду».Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомы...

Городской семинар для воспитателей "Особый ребенок в детском саду"

Городской семинар для воспитателей "Особый ребенок в детском саду"...

Верещагина Н. В. «Особый ребенок» в детском саду:

Материал взят с сайта ДЕФЕКТОЛОГОГИЯ ПРОФhttps://www.defectologiya.pro/biblioteka/nejropsixologicheskoe_izuchenie_detej_s_tyazhelyimi_narusheniyami_rechi/...

Сообщение для педагогов «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК В ДЕТСКОМ САДУ»

Если вы знаете одного человека с аутизмом,то вы знаете одного человека с аутизмом.Стивен Шор,профессор Университета Адельфи (США),имеет диагноз «аутизм»Ребенок аутист в детском саду. Эти д...