Дидактические игры в детском саду. Их содержание и значение.
статья (средняя группа) на тему

Смирнова Татьяна Викторовна

Теоретический материал о дидактических играх, их значении для развития детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Значение дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста.

                                Их содержание и методика проведения.

Игра — основное и любимое занятие детей, их работа. В игре часто сложное становится доступным. Не отказывайте ребенку в просьбе поиграть с ним. Предложите игру сами, помогите ему в познании окружающего мира. Воспитывайте ребенка пытливым, сильным, находчивым, здоровым. Играя с ребенком, вы сами получите огромное удовольствие. Вспомните свое детство, почувствуете себя моложе и станете лучше понимать своих детей.

Одними из таких игр являются дидактические игры. В детском саду им уделяется особое внимание.

Дидактика — это обучение. Дидактические игры — это обучающие игры. Эти игры созданы народной педагогикой; в разные времена, разные педагоги  по-разному  смотрели на Д.И. Фребель считал ее средством воспитания и обучения; Монтесори — средством развития ощущений; Тихеева считает Д.И. Развивают речь ребенка; Усова- эти игры хороши для сенсорного развития. Все это говорит о том, что дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность. И как средство воспитания различных сторон личности ребенка, т. е. Дидактическая игра представляет собой многоплановое , сложное педагогическое явление. Структура дидактической игры такова: игра имеет игровой замысел или задачу, они различны ( развивают память, мышление, речь и т. д.) игровые действия разнообразны ( подбери, сложи, найди и т. п.)

Дидактическая игра, как средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включается во все системы дошкольного воспитания.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной форме, сами находят решение, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу,как практическую, игровую — это повышает его умственную активность.

В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности. В старшем возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные. Очень велико значение дидактических игр для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть предмет, размер, форму, цвет и другие признаки предмета.

Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнить признаки предметов, устанавливать сходство, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях.

Увлекательные  дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносят им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Все это делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе.

 Умственное воспитание тесно связано с нравственным. Решение дидактической задачи всегда служит упражнением воли. Выполнение правил игры требует от детей выдержки, самообладания, дисциплинированности. Добросовестное выполнение правил приучает к честности, справедливости.

Содержание дидактических игр помогает формированию моральных представлений и понятий, эстетическому воспитанию детей.

В играх со словом  дети учатся тонкостям родного языка и начинают чувствовать его красоту.

Дидактические игры развивают речь детей, пополняется и активизируется словарь, формируется правильное произношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых видовых понятий ( «Назови одним словом», « Назови три предмета»).   Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию — главная задача многих словесных игр. Если ребенку достается роль гида в игре « Путешествие по городу», то он охотно рассказывает туристам о достопримечательностях города. Так развивается монологическая речь ребенка.

 В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. В игре « Угадай, что мы задумали!» необходимо уметь ставить вопросы на которые дети отвечают только двумя словами « да» или « нет». Активизируется речь детей при общении детей в игре, в решении спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои доводы, утверждения.

Из понимания дидактической игры вытекают следующие требования к ним:

  1. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания.
  2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей ( « Игра без усилия, игра без активной деятельности всегда плохая игра» - А.С.Макаренко)
  3. Дидактизм должен сочетаться с занимательностью шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

Некоторые дидактические игры имеют сюжет, требуют разыгрывания ролей ( « Магазин игрушек»,

 « Узнай по голосу», « Путешествие по городу» и др.) Из дидактической игры с сюжетом следует выделить игры — инсценировки ( « Угадай, что за сказка», « Продолжи сказку»,

« Что такое хорошо, что такое плохо» и т. д.)

Многие дидактические игры не имеют сюжета и заключаются только в решении определенных задач. Но и в этих играх содержание черпается из представлений детей об окружающем мире и связано с задачами воспитания.

Каждая дидактическая игра содержит задачу. Задачи дидактических игр разнообразны. Наиболее важны для умственного развития детей следующие: сравнение предметов, отгадывание и загадывание загадок, обобщение предметов, быстрое припоминание, точное определение.

Последовательный ход игры, действия играющих определяются задачей и правилами игры. Правила указывают путь решения задачи, определяют метод предстоящей умственной работы. В некоторой степени правила диктуются материалом ( игрушками, лото, разрезными картинками) Но и с этим материалом могут быть различные игры. Правила игры должны быть строго оговорены. Объяснять правила и создавать к ним интерес необходимо до начала игры. Если правила понятны и интересны детям, они сами строго следят за их выполнением, контролируют действия товарищей. Усваивают дети правила постепенно. Когда у детей имеется достаточный игровой опыт, то можно вводить новые правила в игру, менять прежние. Это делается с общего согласия.

В распоряжении детей находится разнообразный материал , с которым они могут играть по своему желанию индивидуально, небольшими группами, а иногда и всем коллективом.

В плане предусматривается подбор игр и материала для них, в соответствии с общим планом педагогической работы. Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания, уровень умственного развития, особенности поведения. Это подсказывает воспитателю, какие игры полезны ребенку, в чем он силен, в чем отстает.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения:углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов.
  • установление соответствия отобранной игры возрасту детей.
  • определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры .
  • выбор места игры
  • определение количества играющих
  • подготовка необходимого материала для игры
  • подготовка самого воспитателя ( ход игры, методы руководства)
  • подготовка к игре детей: обогащение знаниями, необходимыми  для решения игровой задачи.

Проведение дидактической игры включает в себя:

  • ознакомление с содержанием игры, с дидактическим материалом, используемым в игре:
  • объяснение хода и правил игры ( четкое выполнение правил);
  • показ игровых действий;
  • определение роли воспитателя в игре ( это определяется сложностью задачи, игровых правил, возрастом детей, уровнем их подготовки)
  • подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве игры, т. к. по результатам, которых  дети добиваются в игре, можно судить о ее эффективности.

В дидактических играх применяются разные приемы обучения: наглядные, практические и словесные. Но методика дидактической игры своеобразна. Важно во время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей. В игре неуместны требования, не связанные с ее задачей и правилами.

Дидактические игры кратковременны (10-20 мин.) и важно, чтобы все это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Нельзя допускать, чтобы решением задачи был занят один ребенок, а остальные бездействовали.

Руководство дидактическими играми в разных возрастных группах имеет некоторые особенности. В младших группах воспитатель сам играет с детьми. В старших группах дети до начала игры должны уяснить ее задачу и правила. При выполнении игровой задачи от них требуется полная самостоятельность.

Нужно воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу во время игры, вызывать желание хорошо выполнить задание, ни в коем случае не допускать насмешек над проигравшими, бахвальства выигравших. Надо внушить проигравшему ребенку веру в свои силы, учить детей радоваться успехам товарищей, приучить справедливо решать споры.

Так как в игре проявляются особенности характера ребенка, обнаруживается уровень его развития, игра требует индивидуального подхода к детям. Одному можно задать задачу потруднее, другому легче, одному помочь наводящими вопросами, а от другого требовать вполне самостоятельного решения. Таким образом, в дидактической игре обучение неразрывно связано с воспитанием каждого ребенка и всего детского коллектива.

Для того, чтобы воспитание в игре проходило успешно, необходимо создать соответствующие условия. Отвести играм достаточное время, организовать спокойную обстановку, подобрать игрушки.

Необходимо рационально использовать время  - нельзя допускать сокращения времени игры. Если дети мало играют, они становятся вялыми, раздражительными, отстают в развитии.

Очень важно хорошо организовать игры на участке. Игры на свежем воздухе очень полезны для здоровья ребенка и его развития. Желательно, чтобы на участке в любое время года можно было бы организовать творческие игры. В играх на участке детям даются все виды игрушек, но при этом учитываются особенности сезона.

На прогулке воспитатель чаще, чем в помещении становится активным участником детских игр.

Играйте с детьми и дети вам будут благодарны.