Инновации в повышении квалификации педагогов в дошкольном учреждении. Семинар-практикум.
консультация на тему

Цыпкина Ульяна Александровна

Тема:"Система повышения квалификации и её роль в формировании педагога нового типа".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система повышения квалификации и ее роль в формировании педагога нового типа - педагога-исследователя

Концепция модернизации Российского образования, направленная на  повышение качества образования в целом и качества подготовки специалистов, в частности, требует обновления содержания и методов образовательной деятельности, повышения квалификации  педагогов.

«Обновление содержания во всех ветвях  образования требует и обновления профессиональной компетентности»

Возросла потребность в педагоге, способном реализовывать педагогическую деятельность посредством творческого её освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта.          Современные проблемы потребовали от педагога новых профессиональных и личностных качеств, таких, как системное творческое мышление, информационная, коммуникативная культура, конкурентоспособность, лидерские качества, жизненный оптимизм, умение  создавать свой  положительный имидж, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, наличие навыков сохранения и укрепления здоровья, выживаемость, стрессоустойчивость.

Создание образовательных учреждений нового типа,  необходимость обновления содержания дошкольного образования, выдвижение на передний план управленческих аспектов профессиональной деятельности, определяет необходимость повышения профессионально- педагогической квалификации педагогов ДОУ.

Качество педагогических кадров – самый важный компонент образовательной системы потому, что реализация всех остальных компонентов напрямую зависит от тех человеческих ресурсов, которыми обеспечена та или иная  образовательная  система.

Именно на педагогов возложена функция реализации образовательных программ нового поколения на основе передовых педагогических технологий, им определена миссия подготовки подрастающего поколения к жизни в будущем и воспитания человека с современным мышлением, способного успешно самореализовать себя в жизни.

Внимание к проблеме повышения квалификации объясняется  многими факторами:

-нарастающим объемом научной информации;

-прогрессом в области техники и технологии;

-интеграцией образования, наук и производства;

-углубляющимися глобальными (демографическими, экономическими, энергетическими и экономическими) проблемами.

Основной проблемой является отсутствие мотивации самих педагогов, считающих курсы повышения квалификации бесполезной тратой времени и денег. Вторая, не менее глобальная, проблема - качество самих курсов повышения квалификации.

В настоящее время можно использовать следующие формы и методы в обучении взрослых: лекции в форме диалога, проблемные лекции, семинарские занятия по типу «малых групп», семинар-интервью, творческие семинары, семинар – пресс - конференция, игровое моделирование  (деловая и ролевая игра), решение проблемных ситуаций, групповая дискуссия («мозговая атака», тренинги, научно - практические конференции, самообразование и.т.д. По нашему мнению, основные задачи профессионального совершенствования (повышения квалификации) должны решатся на базе детского сада, несмотря на различные формы повышения квалификации в других структурах. Так как успех любой деятельности, в частности управленческой, находится в адекватной зависимости от своевременности и качества повышения квалификации кадров.

В результате аттестации педагогов и детского сада узнаем «какой уровень требований к компетентности педагога отсутствуют или слабо выражен», а это позволяет определить содержание методической и научно-методической работы. Кроме того, выносим рекомендации «по поводу отсутствия или слабой выраженности определенного уровня требований к профессиональной деятельности», т.е. управляем качеством профессиональной компетентности.

Методическая работа в детском саду – составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.

Методическую работу внутри детского сада нельзя назвать новым направлением деятельности. Однако сегодня приходится говорить о серьезной модификации её задач, содержания, методов, всей её системы, преодолевать ограниченные подходы к самому пониманию её сущности .

Методическая работа в области повышения квалификации должна обеспечивать с одной стороны, личностно-ориентированную стратегию, индивидуально-дифференцированный подход к каждому педагогу в зависимости от уровня его профессиональной компетентности, с другой -  выявление, систематизацию и распространение передового педагогического опыта.

Результативность методической работы в повышении  квалификации педагогов просматривается, с одной стороны через аттестацию педагогов, с другой -  через продуктивность методической деятельности (описание обобщенного опыта работы, методические разработки и рекомендации, пособия и оборудование педагогического процесса и др.)

По результатам проведенного исследования, можно с уверенностью сказать, что в системе дошкольного образования ДОУ, потребность в повышении квалификации педагогов сохранилась, и она прекрасно осознается как самими педагогами, так и администрацией ДОУ. Одна из основных форм повышения профессиональной компетентности педагогов – их периодическая учеба на курсах повышения квалификации, посещение различных тренингов и семинаров повышения квалификации – используется достаточно активно.

Результаты опроса свидетельствуют о том, что педагоги ДОУ не забывают и о самообразовании. Это проявляется в чтении дополнительной литературы, поиске необходимой информации в Интернете и обмене опыте с коллегами. Стремление повысить свой профессиональный уровень вызвано не только растущим объемом информации, но и поиском новых способов работы с детьми, любовью к профессии, к детям, желанием сохранить, укрепить свой авторитет педагога.

У педагогов ДОУ существует потребность в повышении своих профессиональных знаний. И подавляющее большинство ощущают такую потребность лично. Следовательно, педагоги мотивированы на повышение квалификации, прежде всего, внутренними потребностями. Внешние побудители к повышению квалификации не являются основополагающими. В то же время при прогнозировании потребности в различных видах переподготовки следует учесть, что в первую очередь, педагоги ДОУ предпочитают повысить свои знания в области их основной подготовки. Что касается форм обучения, то две наиболее предпочтительные формы повышения уровня своих знаний: это вечерняя и заочные формы без отрыва от работы.

Также стоит отметить, что в связи с быстрым обновлением самих форм педагогической деятельности, знаний, информации, содержания предметов преподавания, а также социально-культурных контекстов, потребность в получении новых знаний и способность развивать свои компетенции становится необходимой характеристикой современного педагога ДОУ. Повышение квалификации педагогов – комплексный творческий процесс, предполагающий ознакомление воспитателей с технологиями обучения и воспитания детей дошкольного возраста, работы с родителями, а также с нетрадиционными подходами к разработке и оформлению педагогической документации.

Чтобы педагогически целесообразно организовать повышение квалификации, необходим научно-методический центр (в детском саду – это методический кабинет), в котором педагоги могут познакомиться с новыми методиками, технологиями и программами дошкольного обучения и воспитания и т.п. В детском саду существуют различные формы методической работы для повышения квалификации педагогов, каждая из которых имеет свои специфические особенности:

•        Педагогические Советы

•        Обучающие семинары и деловые игры

•        Индивидуальные и групповые консультации

•        Открытые просмотры

•        Психологические тренинги

•        ППО

•        Научная среда

•        Педагогические часы и др.

Педагоги активно познают неизвестное, каким бы ни был их индивидуальный стиль познания, и обучение взрослых эффективно в том случае, когда:

        оно отвечает их текущим нуждам и глубоко мотивировано;

        связано с их прошлым и настоящим опытом;

        участники активно вовлечены в процесс обучения, и сами им управляют;

        создана атмосфера взаимного уважения;

        есть возможность сразу применить полученные знания в реальной жизни и добиться успеха.

Значительная роль в расширении профессиональной компетентности педагогов отводится самообразованию, которое рассматривается как:

•        форма, в которой осуществляется познавательная деятельность;

•        компонент системы непрерывного образования;

•        индивидуально-личностный процесс целенаправленного совершенствования;

•        объективно-необходимый процесс, связанный с развитием творческого потенциала личности.

В современных условиях, когда увеличивается количество детей, имеющих проблемы в психическом развитии, когда сам образовательный процесс нередко становится фактором риска, способствуя нарушению психического здоровья детей, когда целью воспитания является формирование человека, способного принимать ответственные решения, творчески ставить цели и их достигать, особые требования предъявляются к личности воспитателя, его профессиональной компетентности и уровню профессионального мастерства.

Очень важно, чтобы педагоги стремились к переменам и порождали их, принимали самостоятельные решения и несли за них ответственность, чтобы, повышая свой профессиональный уровень, помнили: обучение – это процесс, продолжающийся всю жизнь.