Повышение квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений в контексте требований ФГОС: проблемы и решения
статья на тему

Фролова Екатерина Андреевна

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и особенности повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений в соответствии с требованиями ФГОС. Обозначена нормативно-правовая база и формы организации такой деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx34.49 КБ

Предварительный просмотр:

 Г. Ф. Глебова, Е. А. Фролова

Г. Смоленск

УДК 37.018.48: 373.2.011.3-051

Повышение квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений в контексте требований ФГОС: проблемы и решения

Ключевые слова: дошкольное образование, ФГОС, педагоги дошкольных образовательных учреждений, повышение профессиональной квалификации.

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и особенности повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений в соответствии с требованиями ФГОС. Обозначена нормативно-правовая база и формы организации такой деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» – определяет права, свободы, обязанности и ответственность педагогических работников [1; 17]. Важнейшая задача, стоящая перед обществом – привести качество педагогической деятельности воспитателя в соответствие со стандартами качества дошкольного образования.  Повышение квалификации педагогов дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), подготовка квалифицированных специалистов-практиков, способных осваивать и применять в своей деятельности современные технологии воспитания и развития детей дошкольного возраста рассматриваются как необходимые условия достижения этой цели. [14, с. 173]

 Однако, во многом, решение этой проблемы затрудняется несогласованностью требований, предъявляемых стандартами Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» к подготовке воспитателей со стандартами дошкольного образования.  

Цель статьи – в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования обозначить содержание и формы повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Система образования формирует новые образовательные потребности педагогов. Одной из главных задач системы образования считается повышение качества образования. Педагог как индивид образовательного процесса представляется основной действующей личностью разнообразных преобразований. В взаимосвязи с данным важным обстоятельством повышения качества образования преобразовывается в освоение педагогами новейших целевых ориентиров процесса образования, формирование и развитие профессиональной компетентности педагогических работников [8].

Значимость выдвигаемой нами проблемы по повышению педагогической квалификации установлена преобразованиями в сущности образования, в задачах обучения и воспитания, в строении учебных предметов, в требованиях к работе, в методиках обучения, в технологиях процесса, в общих принципах обучения и воспитания и т. д. [15]. Иными словами, современная деятельность педагога и повышение педагогической квалификации считаются взаимозависимыми, взаимовлияющими и взаимно проникающими процессами, предполагающими возможность с целью улучшения профессионально-педагогической деятельности [15].

В согласовании с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «педагогические работники должны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, использовать педагогически аргументированные и обеспечивающие значительное качество образования формы, методы обучения и воспитания, систематически повышать свой профессиональный уровень» [1; 17].

Таким образом, главные целеполагающие повышения квалификации педагогических работников считаются:

–        развитие их профессиональной компетентности;

–        формирование устойчивых навыков системной рефлексии педагогического процесса и его результатов;

–        формирование структурной целостности педагогической деятельности каждого работника [4].

Все цели без исключения обеспечивают реализацию требований по достижению современного качества образования.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (приказ Минобрнауки от 17.10.2013г. № 1155), в приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» и в письме «Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (Минобрнауки России от 06.02.2014г. № 09- 148) [2].

В содержании этих документов указаны условия к уровню педагогической компетенции и профессионализму педагогов, которые оцениваются при прохождении аттестации педагогических работников [2].

Дает возможность сделать умозаключение, в котором будет говориться о том, что квалифицированный педагог должен не только лишь обладать знаниями, умениями, навыками в области своих профессиональных интересов, однако и иметь обширным кругозор интересов, обладать активной жизненной позицией, необходимость в овладении самообразовании, эмоциональное стремление к принятию сложных заключений в непростых производственных моментах, а также являться коммуникабельным. Профессиональную компетентность определяют, как готовность к исполнению педагогической деятельности (знания, умения, опыт) [18].

Как известно, абсолютно во всех дошкольных образовательных организациях выполняется работа по образовательной программе дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования») [10]. Этот документ регулирует организацию и помогает в реализации образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам. Его содержание осуществляется образовательной программой дошкольного образования. Названная программа самостоятельно выбирается и ратифицируется образовательными организациями. При этом требования к структуре, объему, условиям осуществления и итогам изучения программы создаются соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом, в котором установлены требования к профессионализму педагогических работников, в частности готовность работать по современным общеобразовательным программам в рамках ФГОС [5; 12; 13].

Действительно, ФГОС ДО (впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 году Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» разработан и введён в действие с 1 января 2014 года Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) считается руководством к построению методической работы с кадрами т. к. в нем четко установлены требования к кадрам и условия, требуемые для успешной работы [10].

Таким образом, приступая к реализации Стандарта прежде всего необходимо создать условия для профессиональной переподготовки, курсов повышения квалификации и межкурсового обучения по проблемам внедрения ФГОС ДО и привести квалификацию педагогов в соответствие с требованиями Единого квалификационного справочника, рассмотрим их подробнее [5; 12; 13].

На самом деле, профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. №544н). Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [2]. Поэтому данный стандарт устанавливает требования к образованию [3].

Изучение нормативно-методического обеспечения образовательных организаций позволяет сделать вывод о том, что локальные акты весьма разнообразны. Они представляют собой документы, регламентирующие как традиционные формы организации методической работы, так и оригинальные, современные способы повышения квалификации педагогических работников.

Формы повышения квалификации педагогов имеют свои особенности. Рассмотрим по подробнее некоторые из них. Согласно ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Однако при этом в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности [4; 7].

С другой стороны, статья 197 ТК определяет право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации [4].

По мнению авторов, профессиональная переподготовка - это специальная форма получения новых знаний и практических навыков в выбранной сфере. Компетенция, приобретенная во время обучения, позволит повысить профессиональный уровень, получить новую профессию или специализацию. Воспользоваться переподготовкой могут лица с любым профессиональным образованием, а также студенты вузов, техникумов и колледжей.

Отмечается, что профессиональная переподготовка сегодня — это недорогой, быстрый и очень удобный способ изучения профильных дисциплин и освоения новой специальности. В зависимости от предпочтений учащиеся могут выбрать наиболее удобный формат обучения — очный, вечерний, дистанционный или заочный. Некоторые учебные заведения предлагают индивидуальные формы занятий [9; 11, 17].

Считают, что одной из эффективных форм повышения квалификации педагогов является курсы по повышению квалификации. Они проводятся в образовательных учреждениях (детских садах, колледжах, институтах и т.д.). После прослушивания курса лекций и самостоятельной работы, одной из итоговой работы может быть подготовка и защита педагогом выпускной работы. К сожалению не маловажный минус этой формы повышения квалификации в том, что тут никак не устанавливаются проблемы согласно развитию единства цельной точки зрения педагога, главенствующим находят подход, при присутствии которого, в большинстве, знания носят более просветительный характер, что в собственную очередь, никак не значит их использования на практике. Поэтому необходимо глубокое изучение проблемы приспособления научно-теоретических знаний с целесообразностью формирования на основе дошкольного образовательного учреждения комплекса условий, способствующих перестройке педагогического сознания педагогов, то что приводит, в свою очередь, к изучению новейших личностно профессиональных позиций.

Однако педагогические советы предполагают коллективное обсуждение актуальных вопросов педагогики в дошкольном учреждении. Их можно проводить на определенную тему или содержать в себе анализ различных проблем. Таким образом, в процессе педагогического совета возможно не только лишь выслушать вопрос и обговорить его, однако еще и осуществить тренинг, научиться и перенять позитивный педагогический опыт, совершенствовать навыки и умения анализировать деятельность других педагогов.

Таким образом, имеет и такая форма повышения квалификации, как педагогический тренинг. Он ориентирован не только на саморазвитие, но и на самоанализ. Привлекая к совместной работе опытного педагога или психолога, возможно совершенствовать разнообразные педагогические способности, осваивать навыки работы с детьми, учить новейшим педагогическим методикам.

Так как мы говорим о дошкольном воспитании, никак не можем не отметить о такой форме повышения квалификации, как открытые занятия. Они представляют не маловажную роль, так как, педагог, который осуществляет занятие, старается показать собственные наработки, а те педагоги, которые пришли для просмотра, забирают положительный педагогический опыт и обучаются анализу.

Однако не следует выпускать из вида такие традиционные формы повышения квалификации, как консультация и обучающий семинар. Организатором такой формы повышения квалификации, как консультация считается старший воспитатель детского сада или методист. Он заранее составляет план осуществление консультаций, на которых педагоги имеют все шансы выяснить о новинках методической литературы, нормативной документации, современных подходах к обучению и воспитанию. К проведению консультаций могут привлекаться специалисты, такие как психологи, логопеды, музыкальные руководители и т.д. Обучающий семинар тоже ориентирован на повышение теоретического уровня подготовки педагогов. В процессе семинара необходимо взаимодействие с присутствующими педагогами, предлагая им различные задания, тренирующие педагогические способности [9; 11; 14; 17].

Со временем появилась одна из новых и результативных форм по повышению квалификации педагогов – самообразование. Данный термин дает возможность предположить его значение, как самостоятельное систематическое обучение. Совершая умозаключение, возможно отметить, что педагог, который уважает себя, должен стремится быть компетентной, профессиональной личностью, интересной как детям, так и родителям. С целью того, чтобы быть подобным педагогом необходимо побеспокоиться о развитии своих интеллектуальных и педагогических способностей, другими словами заниматься самообразованием. Педагог должен стремиться к переменам и порождать их, осуществлять самостоятельные решения и нести ответственность, для того чтобы, повышая свой профессиональный уровень, иметь ввиду: обучение – это процесс, продолжающийся и развивающей личность всю его жизнь. Повышение квалификации педагогов сопряжено никак не только с формированием, расширением, углублением знаний и умений, приобретенных раннее, однако и с пересмотром прежде освоенных фактов, понятий, закономерностей, предопределенных развитием науки, возникновением новейших научных концепций. Во время повышения квалификации совершается осознание своего педагогического опыта и формирование своей педагогической концепции [6; 9].

В соответствии с приказом Минобрнауки №276 от 07.04.2014.  аттестацию рассматривать основой в управлении образованием, таким образом она считается процессом стимулирования педагогов к результативной профессиональной деятельности; управленческим инструментом оценивания; устройством внутреннего контроля за итогами профессиональной деятельности.

Аттестация – это совокупность мероприятий, нацеленных на установление соответствия работника заданным квалификационным требованиям или на соответствие занимаемой должности [13, с. 199].

Целью выполнения аттестации считается: установление квалификационной категории педагогическому работнику или подтверждение соответствия занимаемой должности. На нынешней ступени развития образования воспитателю необходимо: понимать содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования; обладать способностью создавать рабочую программу; понимать специфику работы по организации деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья; реализовывать деятельность по организации инклюзивного образовательного процесса на основе созданных индивидуальных образовательных программ; обладать способностью к сотрудничеству с семьями воспитанников и привлекать родителей в педагогическую деятельность, оказывая помощь в позитивной социализации дошкольников и многое другое. Для того чтобы знания и умения педагогов отвечали новым требованиям необходимо повышать уровень профессиональной компетенции.

Практически каждый сотрудник сферы образования понимает, что ему положено один раз за пять лет проходить переаттестацию. Она нужна с целью того, чтобы воспитатель или педагог подтвердили свои профессиональные знания и навыки, а также соответствие занимаемой должности.

Так же возможна добровольная переаттестация для сотрудников образования, которые хотят повысить собственную квалификационную категорию [17, с. 66].

Однако с наступлением 2017 года в силу вступили следующие изменения в аттестации воспитателей. Теперь проверка будет разделена на два этапа:

Получение категории, соответствующей профессии. Для сдачи аттестации на категорию, воспитатель уже должен иметь какую-то из них.

Подтверждение навыков, соответствующих занимаемой должности. На данном этапе испытываются проверкой методики общения с детьми, а также проверяются профессиональные качества воспитателя [13, с. 200].

Таким образом, аттестация побуждает воспитателей к поиску инновационных технологий, содействует повышению квалификации и мастерства. Следует на достаточном уровне обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к аттестации по средству формирование системы непрерывного профессионального образования. Педагогам не мало важно приходить на методические объединения, семинары, семинары-практикумы, педагогические советы, конференции, консультации, смотры-конкурсы, принимать участие в деловых играх, в семинарах, работать над своим самообразованием, так как все перечисленные мероприятия содействуют увеличению роста профессиональных компетенций педагогов [13].

Анализ перечисленных аспектов дает возможность установить профессиональную компетентность педагога как способность результативно осуществлять профессиональную деятельность благодаря его профессионально-содержательным, профессионально-деятельным и профессионально-личностным характеристикам. Диапазон и изменчивость этих характеристик изменяется с появлением новых документов, что устанавливает потребность в постоянном непрерывном повышении квалификации работника образования. В данной ситуации немаловажно установить трудности и противоречия, какие сопутствуют процессу повышения уровня профессиональной компетентности педагога [7; 8].

Исходя из этого системность и комплексность повышения квалификации гарантируется структурой ее организации, что отображена в соответствующем плане работы детского сада.

Однако в нынешней системе повышения квалификации недостаточно используются возможности теории и практики в нахождении содержания и принципов развития профессиональной позиции воспитателя.

Данная вопрос в аспекте улучшения содержания и форм повышения квалификации специалистов дошкольного образования соответствует осознанию того, что в систему дополнительного профессионального образования предположительно должны быть «включены» дошкольные учреждения. Образовательная среда ДОУ, как нельзя лучше, осуществляет переход приобретенных знаний в область практических действий, позволяет взаимодействовать личностному и профессиональному компоненту, то что содействует развитию целой профессиональной точки зрения как системообразующего фактора процесса повышения квалификации [17, с. 78].

Подготовка педагогов в условиях ДОУ дает возможность результативно преобразовать педагогическую деятельность, с позиции выработанной специалистом. Образовательная деятельность – процесс целесообразной, планомерной и систематической познавательной активности педагога, позволяющий решить задачи воспитания и развития личности в согласовании с современными требованиями в той или иной области.

Таким образом образовательная деятельность в условиях перехода ДОУ к выполнению новейших образовательных стандартов обязана являться ориентированной на развитие следующих педагогических умений, а именно:

Исследовательских: способность дать оценку мероприятия воспитательного характера с мировоззрения определенных условий новых стандартов (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др.); исследовать индивидуальные психологические особенности личности ребенка; осуществлять исследование результативности воспитательно-образовательного процесса, методической работы и др. согласно результатам всего года либо согласно единственному направлению; способность осуществить самостоятельный анализ работы с позиции требований новых образовательных стандартов;

Проектировочных: способность создать план выполнения воспитательного мероприятия и др. в согласовании с существующими трудностями, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях перехода и осуществления новых образовательных стандартов; создать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей;

Организаторских: способность использовать в педагогической практике современные образовательные технологии; инновационные подходы к воспитательно-образовательной деятельности; способность ввести детей в различные виды деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям;

Коммуникативных: способность создавать и регулировать коммуникативными взаимодействиями;

Конструктивных: способность выбирать подходящие формы, методы и приемы воспитательной работы; придерживаться принципам (деятельностного подхода) реализации образовательного процесса [12, с. 72].

Делая заключение из выше перечисленного следует выделить, что повышение квалификации - это процесс образования педагогов, который необходимо проводить систематически.

Таким образом, педагогу следует стремиться к переменам, формировать их, реализовывать независимые решения и быть ответственными за них. Повышение квалификации педагогов связано с пересмотром прежде исследованных фактов, понятий, закономерностей, обусловленных развитием науки, возникновением новых научных концепций. Во время повышения квалификации совершается понимание своего педагогического опыта и формируется своя собственная педагогическая концепция [8].

Список использованных источников:

1.        Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» – определяет права, свободы, обязанности и ответственность педагогических работников.

2.        Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

3.        Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

4.        Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 31.12.2017).

5. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. – 25.11.2013. – № 6241 (265).

6.Асроров Р. Педагогическое самообразование в системе непрерывного повышения квалификации учителей: автореф. дис. канд. пед. наук. Душанбе, 2015. –23 с.

7. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления. Монография - Красноярск: 2013. - 204 с.

8. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития. — М.: Академия, 2009. — 240с.

9. Кисляков, А.В. Педагогическое проектирование курсов повышения квалификации, обеспечивающих достижение современного качества дополнительного образования на основе использование механизма государственно-общественного управления/ А.В. Кисляков, А.В. Щербаков // Научное обеспечение системы повышения кадров: научно-теоретический журнал. – 2014. - № 4 (21). – Челябинск. – С. 67-76

10. Новикова, Г. П. Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в русле реализации ФГТ и ФГОС нового поколения [Электронный ресурс]: сайт / Г. П. Новикова. – URL: http://tc-sfera.ru/download/files/Novikova%20autoref. pdf. (дата обращения: 14.10.2018).

11. Никитин Э.М. Реформа российского образования и повышение квалификации педагогов // Вопросы образования.  2005.  № 4.  С. 164-173.

12. Овечкина Н.Р. Методическое сопровождение создания условий для профессионального развития педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.  М., 2017.

13. Огородник С.И., Ситдикова О.И. Особенности профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО // Молодой ученый.  2017.  №48.  С. 199-200.

14. Онушкин В.Г., Кулюткин Ю.Н. Непрерывное образование – приоритетное направление науки // Сов. педагогика. 2014.– № 2. – С. 89-96.

15. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике. — М.: Высш.шк., 2004. —512 с., 512 с.

16. Просвиркин, В. Н. Технология преемственности в системе непрерывного образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / В. Н. Просвиркин. – М., 2008.  – 39 с.

17. Цыремпилова Н.Х. Повышение квалификации педагогов в условиях многоуровневого обучения: дис. … канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2011.  183 с.

18. Шушарина, Г.С. К проблеме совершенствования профессиональной компетенции педагогов в контексте концепции развития дополнительного образования / Г.С. Шушарина, А.А. Мельникова // Современные концепции научных исследований часть 10. – 2014. № 9. – М. - С. 76-79

19. Юкина Н.А., Ишалина И.В. К вопросу об оценке качества образования // Современные проблемы технического образования: материалы Всероссийской научно-метод. конф.  Йошкар-Ола: ПГТУ, 2015.  С. 141-143.

G. F. Glebova, E. A. Frolova

Professional development of teachers of preschool educational institutions in the context of the requirements of the GEF: problems and solutions

Key words: preschool education, FSES, teachers of preschool educational institutions, professional development.

Annotation. The article deals with the problems and features of professional development of teachers of preschool educational institutions in accordance with the requirements of the GEF. The regulatory framework and forms of organization of such activities are indicated.