Дидактические игры для дошкольников
статья (старшая группа) на тему

Эти игры помогут воспитателю в своей работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл дидактические игры19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

начальная школа – детский сад № 687

Центрального района Санкт-Петербурга

« Центр реабилитации ребенка»

                             

         

                                   

               РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ
       ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И РЕЧИ ДЕТЕЙ

                       СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА                                       

   

                       

                                     

                                   

                                                  Воспитатель: Афанасьева С.Н

                                                               

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

Значение дидактической игры следует рассматривать как средство осуществления сенсорного воспитания, развития познавательных способностей, комплексное решение задач развития речи.

Дидактическая игра как форма обучения содержит два начала:1. учебное (познавательное); 2. игровое (занимательное).Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные, словесные.

 Игра,  используемая для обучения, должна иметь обучающую задачу, обязательные правила. Для выбора дидактической игры нужно знать уровень знаний детей, т. к. в игре он опирается на имеющиеся знания, умения и навыки. В каждой дидактической игре есть своя дидактическая задача, игровое действие, игровые правила, результат игры.

Дидактические игры можно проводить на занятиях со всей группой, с подгруппой и индивидуально с каждым ребенком.

Игры планируются заранее. Определяется программная задача, продумывается оборудование игры (раздаточный материал). Продумывается словарная работа (напоминается, уточняется, закрепляется). Также продумывается организация проведения игры (за столом, на ковре, на улице, в зависимости от того какой материал используется). Кого с кем из детей посадить (сильный со слабым).

Дидактическая игра – это обучающая игра, в ней обязательно будут образовательные задачи, но она должна оставаться игрой. Необходимо использовать в игре правильную интонацию, продумать, как заинтересовать игрой детей, можно использовать песни, хороводы. В конце игры итог не подводится, но для себя воспитатель записывает полученные результаты. В старших группах игра проводится как часть занятия, в младших группах может проводиться как целое занятие. В начале игры необходимо заинтересовать детей, далее идет объяснение, а затем идет выполнение необходимых действий детьми. Воспитатель должен контролировать, чтобы в игре выполнялись поставленные задачи.
Перед воспитателем стоят следующие задачи:
1. Использовать познавательно-исследовательскую деятельность как стержне образующую для познавательного развития ребенка (в сочетании с другими видами деятельности).
2. Обеспечить освоение основополагающих культурных форм упорядочения опыта (причинно-следственные, родо-видовые, пространственные и временные отношения).
3. Обеспечивать переход от предметно -практического действия к образно -символическому (схематизация).
4. Развивать познавательную инициативу, стимулировать поиск сходства и различия вещей и явлений, словесный анализ - рассуждения.
5. Расширять кругозор.

Воспитывая ребенка, нужно не забывайте мудрый совет В.А. Сухомлинского: “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал”.
Необходимо побуждать ребенка к дальнейшим наблюдениям и рассуждениям, к самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос.

 

                        ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеева М.М; В.И.Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников». – М., 1997.

  1. Богуславская З.М., Е.О. Смирнова « Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»  М. – 1991.

  1. Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду». М., 1977.

  1. Бородич А.М. «Методика развития речи детей». – М.. 1974.

  1. Лебедева Н.И. «Занимающие игры для детей». – М. 2004.

  1. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду». – М., 1982.г

  1. Усова А.П. «Игра и организация жизни детей» (Методические указания). – М,. 1962.