Программа дополнительного образования детей "Твоя безопасность"
материал (средняя группа) на тему

Образовательная модифицированная программадля детей дошкольного возраста (4-5лет)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

образовательная модифицированная программа

для детей дошкольного возраста (4-5лет)

Составил: воспитатель первой квалификационной категории

                                                                              Елена Александровна Глибошина

Пояснительная записка

          Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.

           Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье граждан.

        Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам безопасного поведения.

Период дошкольного детства у детей характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь  с  повышенной  любопытностью, стремлением к самостоятельности. Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности детей. Именно игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности. Игра  отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания мира. В игре дошкольники обогащают свой жизненный и чувственный опыт, вступают в определенные  отношения  со сверстниками и взрослыми.

Создавая условия для воспитания культуры безопасного поведения у дошкольников, необходимо содействовать овладению каждым ребёнком навыками безопасного поведения в процессе бытовой, игровой, двигательной, коммуникативной и других видов деятельности. Не менее важно психологически подготовить ребенка к появлению в его жизни  данной ситуации, что позволит ему в нужный момент сконцентрироваться и принять правильное решение.

Содержание программы распределено по 5 блокам:

  • «Дорожная азбука»
  • «Один дома»
  • «Ребенок и природа»
  • «Береги здоровье»
  • «Ребенок и другие люди»                                                                                           1

Цель программы: формировать культуру безопасного поведения дошкольников

                                        в окружающем мире.

Задачи:

  • формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;
  • формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
  • расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
  • закрепить у детей знания о правилах поведения на улице.
  • развить основы экологической культуры ребенка  и становление у него ценного и бережного отношения к природе;
  • способствовать  эмоциональному развитию дошкольника;

Ожидаемый результат:  

  • у детей сформированы знания  о здоровом образе жизни, они осознают понятие «здоровый образ жизни»;
  • дети сознательно и ответственно относятся к личной безопасности и безопасности окружающих;
  • имеют знания о правилах поведения на улице, дороге, в транспорте, правила дорожного движения;
  • имеют основы экологической культуры  и бережного отношения к природе;
  • имеют элементарные знания о правильном поведении при контактах с незнакомыми

людьми.

                                                                                                                                                           2

Работа по программе осуществляется на основе следующих принципов:

Принцип системности: работа должна проводиться ежедневно в течение всего учебного года.

Принцип интеграции: содержание тематических разделов программы может естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.

Принцип сезонности: следует учитывать местные условия, время года, особенности учреждения.

Принцип адресного подхода: учет индивидуальных особенностей группы.

Принцип доступности: материал, представленный детям должен соответствовать их возрастным особенностям.

Принцип координаций деятельности педагога: деятельность педагога должна быть скоординирована таким образом, чтобы избегать повторов и последовательно излагать материал.

Принцип преемственности: взаимодействие с ребенком в условиях детского сада и семьи. Основной материал программы должен стать достоянием родителей, которые могут самостоятельно выступать активными участниками педагогического процесса.

Возраст детей: программа рассчитана на детей 4-5лет.

Срок реализации программы: 1 год.

Формы  организации детей:

Занятия по формированию основ безопасности не проводятся. Реализация содержания программы «Твоя безопасность» представлена в наиболее приемлемых формах работы с детьми среднего дошкольного возраста:

  • прогулки
  • экскурсии
  • познавательные беседы
  • чтение художественной литературы
  • дидактические игры
  • подвижные игры
  • игры-инсценировки
  • сюжетно-ролевые игры
  • игры-тренинги
  • развлечения, праздники

  3

Мониторинг образовательного процесса

Программа обеспечена мониторингом формирования  основ безопасного поведения дошкольников, определены критерии для отслеживания динамики уровня развития детей. 

Критерии оценки уровня усвоения программного материала  детьми:

1.Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду.

2.Соблюдает элементарные правила взаимодействия  с растениями.

3.Имеет элементарные представления о ПДД.

4. Имеет элементарные знания о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.

Критерии оценки:

Достаточный  +

Близкий к достаточному  + - 

Недостаточный  -

                                

Ф.И.ребенка

Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду, дома

Соблюдает элементарные правила взаимодействия  с растениями и животными

Имеет элементарные представления о ПДД

Имеет элементарные знания о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Итого:

Достаточный:

Близкий к достаточному:

Недостаточный:

4

Диагностический инструментарий

1.Уровень сформированности представлений о правилах безопасности дорожного движения:

а) дидактическая игра «Помоги Незнайке перейти улицу»

материал: сюжетная картинка с изображением улицы, дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка автобуса», игрушка Незнайка.

Задание:

Воспитатель просит ребенка объяснить Незнайке элементарные правила поведения на улице:

- Что обозначают знаки светофора? На какой сигнал можно переходить дорогу?

- Объясни, что это за знак?

- Покажи на картинке проезжую часть, тротуар, пешеходный переход «Зебру», перекресток, остановку автобуса.

- Как правильно переходить улицу? (переходить улицу можно только со взрослым, в строго отведенных местах…).

б) дидактическая игра «Специальные машины»

материал: игрушки или картинки – «Скорая помощь», пожарная машина, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус.

Задание:

- Объясни, как называется этот транспорт и для чего он нужен?

2.Уровень сформированности предпосылок экологического сознания:

а) подвижная игра «Съедобное – несъедобное»  (с подгруппой детей)

материал: мяч.

Задание:

Воспитатель называет растения, в том числе ядовитые, и бросает мяч одному из детей. Ребенок должен поймать мяч и сказать съедобное это или несъедобное (например: яблоко, морковка, арбуз, поганка, мухомор, волчья ягода).

Критерии оценки:

3 балла – ребенок самостоятельно, правильно и быстро выполняет все задания.

2 балла – ребенок правильно и быстро выполняет все задания с небольшой словесной подсказкой взрослого.

1 балл – некоторые задания у ребенка вызывают затруднения, но с помощью взрослого он справляется; ребенок не справляется с большинством заданий даже после конкретной помощи взрослого.

3.Уровень сформированности основ безопасности собственной жизнедеятельности (в ходе наблюдений):

5                                                                                                                 

- Соблюдение правил безопасного поведения в подвижных играх и при пользовании спортивным инвентарем.

- Соблюдение правил безопасности при использовании ножниц.

- Соблюдение правил безопасности передвижения в помещении и на улице.

Критерии оценки:

3 балла – все правила выполняет самостоятельно, без напоминания.

2 балла – ребенок выполняет правила со словесной  помощью воспитателя.

1 балл – ребенок выполняет все правила в общей с взрослым деятельности (моторная помощь); ребенок не выполняет большинство правил безопасности.

4.Уровень сформированности  основ безопасности при контактах с незнакомыми

людьми.

а) дидактическая игра «Общение с незнакомцем»

материал: сюжетная картинка с изображением «незнакомца», кукла Маша

Задание:

Воспитатель просит ребенка помочь кукле Маше в общение с незнакомцем

- Как нужно себя вести, если к тебе подошел незнакомец?

- Если незнакомец пригласит тебя в гости, что ты будешь делать?

- Если незнакомец пригласит тебя смотреть щенка, что будешь делать?

-Если незнакомец предлагает тебе конфету и зовет в машину, что ты будешь делать?

б) дидактическая игра «К тебе в дверь позвонили»

материал: сюжетная картинка с изображением «незнакомца», дома, двери.

Задание:

- Что нужно спросить, если в дверь звонят?

-  Ты откроешь дверь незнакомцу?

Критерии оценки:

3 балла – все правила выполняет самостоятельно, без напоминания.

2 балла – ребенок выполняет правила со словесной  помощью воспитателя.

1 балл – ребенок выполняет все правила в общей с взрослым деятельности (моторная помощь); ребенок не выполняет большинство правил безопасности.

6

Литература

1.Л.А. Парамонова «Истоки» - примерная общеобразовательная программа  - Москва, 2011г.

2.Н.Н. Авдеева, Р.Н. Стеркина «Безопасность» - учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей - Санкт-Петербург, 2002г.

3.З.С.Дмитриенко «Основы безопасности жизнедеятельности для детей дошкольного возраста» - Санкт-Петербург, 2010г.

4.Т.П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников»  - Санкт-Петербург, 2010г.

5.Н.В.Коломеец «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет» - Волгоград, 2009г.

6.Т.Ф. Саулина  «Три сигнала светофора» - Москва, 1989 г.

7.Э.Я. Степаненко, М.Ф. Филенко «Дошкольникам – о правилах дорожного движения» - Москва, 1975г.

   7