Консультация - практикум "Стресс и его последствия"
консультация на тему

Тур Ольга Валерьевна

Консультация – практикум для воспитателей ДОУ

Тема: «Стресс и его последствия»

Цель: психологическая профилактика негативных эмоциональных состояний у педагогов

Задачи:

·         познакомить педагогов с понятием «стресс», с его симптомами и фазами;

·         познакомить участников консультации-практикума со здоровьесберегающими технологиями по сохранению психического здоровья как основы формирования профессионального долголетия;

·         отработать приёмы снятия мышечного напряжения;

·         снять эмоциональное напряжение у педагогов.

Тезисы консультации-практикума:

Стресс – это состояние сильного напряжения, вызванное неприятными переживаниями, это реакция организма на внешние раздражители.

Что происходит с человеком во время стресса?

Информация о тревоге через органы чувств поступает в мозг, где имеется «ретрансляционная станция» - гипоталамус, откуда в течение долей секунды она через нервные окончания передаётся в надпочечники. Получив сигнал SOS, они моментально выбрасывают в кровь огромное количество «боевых гормонов» – адреналина и норадреналина, которые разносятся по всему организму. Происходит перераспределение крови: она перемещается туда, где более всего необходима для ответных действий, главным образом в мышцы. Так нарастает психическое напряжение. Пульс и дыхание учащаются, повышается кровяное давление, что может привести к сердечнососудистым и психическим заболеваниям.

Признаки и симптомы стресса.

Поведение человека становится активным, проявляется беспокойство, агрессия, стремление к бегству. Поведение может быть и пассивным, наблюдается оцепенение, напряжение всей мускулатуры, торможение. Появляются боли в области сердца, желудка. Стресс может сопровождаться повышенным аппетитом или полной его потерей, а также бессонницей, что связано с постоянным обдумыванием стрессовой ситуацией.

Фазы стресса.

Существуют три фазы стресса:

1. Тревога

2. Приспособление к трудной ситуации.

3. Истощение. Именно эта фаза приводит к заболеваниям и в некоторых случаях и к смерти.

Стрессом нужно и можно управлять, для этого надо:

·         выявить симптомы;

·         определить причины стресса;

·         принять меры по устранению симптомов, а затем причин.

Средства самопомощи.

1. Естественные средства самопомощи: длительный сон, вкусная еда, общение с природой (прогулки) и животными,  музыка, пение (караоке) и многое другое.

2. Физическая нагрузка (спорт,  движение, танцы,  т.д.)

3. Привести в порядок нервы помогает вода – плавание, водные процедуры, баня.

4. Надо иметь хобби – это могут быть и хождение по магазинам, и общение с подругами и друзьями.

5. Можно сделать себе подарок или что-то приятное для себя.

6. Необходимо общаться со спокойными, оптимистически настроенными людьми.

7. Сон, массаж, иглотерапия, медитация, ароматерапия, цветотерапия – прекрасные помощники при стрессовых ситуациях.

Следует знать и практические упражнения для снятия стресса.

 

  • Расслабление рук через напряжение

 

  • Расслабление лица и шеи через напряжение

 

  • Потягивание
  • Рисуйте. Нарисуйте абстрактный сюжет, выбирайте цвета в соответствии с вашими переживаниями. На обратной стороне листа напишите несколько слов, отражающих ваше настроение. Разорвите лист и выбросите его.
  • Релаксации  надо проводить  в спокойной обстановке, удобной позе, с закрытыми глазами. Воображайте те образы, которые вам приятны.

      - Лежите спокойно примерно 2 минуты, глаза закрыты. Сначала   попробуйте мысленно обойти всю комнату (вдоль стен), а затем проделайте путь по всему периметру тела – от головы до пяток и обратно.

-  Внимательно следите за своим дыханием. Сосредоточьтесь на своем дыхании в течение 1- 2 минут. Постарайтесь не думать ни о чем другом.

- Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле.  При выдохе расслабьтесь. Повторите 3 раза. Затем полежите несколько минут, расслабившись и сосредоточившись на ощущении тяжести своего тела.

Концентрация - неумение сосредоточиться. Фактор, тесно связанный со стрессом.

·        Постарайтесь, чтобы в помещении, где вы предполагаете заниматься, не было зрителей.

·        Сядьте на табуретку. Сядьте как можно удобнее, чтобы вы могли находиться неподвижно в течение определенного времени.

·        Руки свободно положите на колени, глаза закройте (они должны быть закрыты до окончания упражнения).

·        Дышите через нос спокойно, не напряженно (дышите глубже если взволнованны).

Ауторегуляция дыхания. Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении.

- Дышите глубже, если вы взволнованы.

- С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения.

- Способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного замедления и углубления.

- Увеличение продолжительности выхода способствуют успокоению и полной релаксации.

- Ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику.

Визуализация. Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминание и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить.

Основной вывод, можно сформулировать таким образом, стресс – это неизбежность, о которой мы должны знать и всегда помнить. Именно  от нас зависит, каким будет на образ жизни – здоровым, активным или же нездоровым, пассивным. Если нам удастся положительно повлиять на свои основные жизненные принципы, то мы станем уравновешеннее и будем более спокойно реагировать на стрессогенные факторы.

  • Используйте самоприказ: «Молчать!», «Разговаривай спокойно», Это поможет сдержать эмоции.
  • Самопрограммируйтесь: «Именно сегодня у меня всё получится!»

А сейчас сядьте удобно, расслабьтесь. Цвет и музыка – наши помощники в борьбе со стрессом. Приятного просмотра.

(презентация  «Цветотерапия в борьбе со стрессом»)

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.     Апчел В.Я., Цыган В.Н. стресс и стрессоустойчивость человека – СПб.: ВМА, 2005. – 395с.

2.     Педаяс М.И. эмоциональность как фактор взаимодействия // Вззаимодействие коллектива и личности. – Таллин, 1999.

3.     Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Владос, 1992. – 318с.

4.     Семенова Е.М. тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Учебное пособие. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2008. – 224с.