Готов ли ваш ребенок к школе?
статья (подготовительная группа) на тему
До 1 сентября еще далеко, но над этим вопросом надо задуматься уже сейчас, потому что причины многих возможных школьных сложностей и трудностей нередко кроются именно в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotov_li_vash_rebenok_k_shkole_v_pechat.docx | 14.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Ирина Самойлова, педагог-психолог,
МАДОУ ДС КВ «Огонек», г. Новый Уренгой
Готов ли ваш ребенок к школе?
До 1 сентября еще далеко, но над этим вопросом надо задуматься уже сейчас, потому что причины многих возможных школьных сложностей и трудностей нередко кроются именно в дошкольном возрасте. К обучению в школе готов тот ребёнок, для которого школьные нагрузки не будут слишком напряженными ни в психологическом, ни в умственном плане и не ухудшат его здоровье. Ребёнок должен понимать и принимать роль ученика, подчиняться общим школьным требованиям и требованиям учителя. Это значит, что он готов будет принять в качестве обучающей деятельности не игру, а учебу. Нужно будет уметь сосредоточиться на продолжительное время, не отвлекаться, слушать учителя, высидеть целый урок, находить общий язык с одноклассниками. Выдающийся детский психолог профессор Л.А. Венгер говорил: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Общей для всех детей "подготовки к школе" не существует. Совсем не лишней будет консультация психолога. Необходимо провести всесторонний анализ развития ребенка, чтобы выделить зоны риска и определить стратегию подготовительных занятий. Программа подготовки должна строиться с учётом его сильных и слабых сторон.
Готовность ребенка к школе определяется наличием нескольких составляющих. Прежде всего, необходима мотивационная готовность к школе, т.е. наличие у детей желания учиться. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу, потому что: все его сверстники туда пойдут; потому, что он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки – детей привлекает всё новое. Но ребёнок также может стремиться в школу, чтобы узнавать что-то новое, иметь определенные права. Пусть он ещё полностью не осознает, что для того, чтобы приготовить урок ему придется пожертвовать игрой или прогулкой, но, в принципе, он знает и принимает тот факт, что уроки нужно делать. Кроме мотивационной готовности требуется наличие и интеллектуальной готовности Вашего ребёнка к школьному обучению. И это не просто наличие определенного запаса знаний об окружающем мире (умение считать хотя бы в пределах десяти; знание букв, а то и навыки чтения; знание своего имени и фамилии, дня рождения, адреса, а также названия родного города, страны). Это определённая зрелость структур головного мозга и развитость познавательной сферы (логическое мышление, логическое запоминание, речь, концентрация и распределение внимания и т.д.).
Наконец, немаловажную роль играет и личностная готовность к школе. Сюда входит и адекватность самооценки малыша и отношения со сверстниками, с учителем. Отдельное место в структуре психологической готовности к школе отводится произвольности. Это умение действовать в ритме всего класса, подчиняться правилам и требованиям учебной деятельности, умение выполнять зрительно представленное задание самостоятельно. Есть такая важная составляющая подготовки к школе, о которой не всегда помнят. Это бытовая самостоятельность и навыки самообслуживания. Не надо забывать, что школа - это не только обучение, это ещё и пребывание в ней. Уметь одеваться и раздеваться, не теряя шарфы и перчатки, учитывая пуговицы и шнурки; переодеваться на уроках физкультуры; знать назначение носового платка, пользоваться общественным туалетом; завтракать и убирать за собой; сложить рюкзак, быстро достать из рюкзака необходимое и т.д. Эта категория умений и навыков на первых порах пребывания в школе представляется не менее значимой, чем всё то, о чём уже было сказано. И этому не обучают на специальных занятиях – этому учатся только в семье.