Готов ли ваш ребенок к школе?
статья (подготовительная группа) на тему

Самойлова Ирина Викторовна

До 1 сентября  еще далеко, но над этим вопросом надо задуматься уже сейчас, потому  что  причины   многих  возможных  школьных  сложностей  и  трудностей  нередко  кроются  именно в  дошкольном  возрасте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotov_li_vash_rebenok_k_shkole_v_pechat.docx14.03 КБ

Предварительный просмотр:

Ирина Самойлова, педагог-психолог,

МАДОУ ДС КВ «Огонек», г. Новый Уренгой

Готов ли ваш ребенок к школе?

        До 1 сентября  еще далеко, но над этим вопросом надо задуматься уже сейчас, потому  что  причины   многих  возможных  школьных  сложностей  и  трудностей  нередко  кроются  именно в  дошкольном  возрасте.  К обучению в школе  готов  тот ребёнок,  для  которого школьные  нагрузки не будут слишком  напряженными  ни в психологическом, ни  в умственном плане и не ухудшат его здоровье. Ребёнок  должен  понимать  и  принимать роль ученика, подчиняться общим  школьным  требованиям  и  требованиям учителя. Это значит, что он готов будет принять в качестве обучающей  деятельности  не  игру, а учебу.  Нужно будет  уметь  сосредоточиться  на продолжительное  время,  не отвлекаться, слушать учителя, высидеть целый урок,  находить общий язык с одноклассниками. Выдающийся детский психолог профессор  Л.А. Венгер говорил: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

     Общей для всех детей "подготовки к школе" не существует.  Совсем не лишней будет консультация психолога.  Необходимо провести всесторонний анализ развития ребенка, чтобы выделить зоны риска и определить стратегию подготовительных занятий.  Программа подготовки должна строиться с учётом его сильных и слабых сторон.   

      Готовность ребенка к школе определяется наличием нескольких составляющих. Прежде всего, необходима  мотивационная готовность к школе, т.е. наличие у детей желания учиться. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу, потому что: все его сверстники туда пойдут;   потому, что он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки – детей привлекает всё новое. Но ребёнок  также может стремиться в школу, чтобы узнавать что-то новое, иметь определенные права. Пусть он ещё  полностью  не осознает, что для того, чтобы приготовить урок ему придется пожертвовать игрой или прогулкой, но, в принципе, он знает и принимает тот факт, что уроки нужно делать. Кроме мотивационной готовности требуется наличие и интеллектуальной готовности Вашего ребёнка к школьному обучению. И это не просто наличие определенного запаса знаний об окружающем мире (умение считать хотя бы в пределах десяти; знание букв, а то и навыки чтения; знание своего имени и фамилии, дня рождения, адреса, а также названия родного города, страны). Это определённая зрелость структур головного мозга и  развитость  познавательной сферы (логическое мышление, логическое запоминание, речь, концентрация и распределение внимания и т.д.).                                                              

     Наконец, немаловажную роль играет и личностная готовность к школе. Сюда входит и адекватность самооценки малыша и отношения со сверстниками, с учителем. Отдельное место в структуре психологической готовности к школе отводится произвольности. Это умение действовать в ритме всего класса, подчиняться правилам и требованиям учебной деятельности, умение выполнять зрительно представленное задание самостоятельно. Есть такая важная составляющая подготовки к школе, о которой не всегда помнят. Это бытовая самостоятельность и навыки самообслуживания. Не надо забывать, что школа - это не только обучение, это ещё и пребывание в ней.  Уметь одеваться и  раздеваться, не теряя шарфы и перчатки, учитывая пуговицы и шнурки; переодеваться на уроках физкультуры; знать назначение носового платка, пользоваться общественным туалетом; завтракать и убирать за собой; сложить рюкзак, быстро достать из рюкзака необходимое и т.д. Эта категория умений и навыков на первых порах пребывания в школе представляется не менее значимой, чем всё то, о чём уже было сказано. И этому не обучают на специальных занятиях – этому учатся только в семье.