Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада
материал (подготовительная группа) на тему

Демидова Елена Александровна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vovlechenie_roditeley_v_zhizn_gruppy.docx16.5 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время, помимо финансовых и прочих материальных отношений, участие родителей в жизни группы во многом остается декларативным. Проблема не только в занятости или пассивности мам и пап, но и в самих педагогах. Мы, педагоги, не готовы и не умеем использовать их присутствие во благо детям, себе и самим родителям. Строить взаимоотношения с семьями нужно на основе индивидуализации, признание за семьей права выбора характера и степени своего участия в совместной с педагогами деятельности.

Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Где мы используем такие приемы, которые активизируют внимание родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создаем особый настрой на доброжелательный разговор.

Проводим анонимное анкетирование родителей, чтобы выявить, какие вопросы воспитания и развития детей их интересует, консультации каких специалистов ДОУ они хотели бы получить. Опыт показывает, что при анонимном анкетировании родители задают разнообразные вопросы, о которых не желают говорить вслух.

Так же в начале года проводим индивидуальные беседы с родителями для выявления индивидуальных особенностей детей. Поддерживая контакт с семьей мы узнаем особенности и привычки своего воспитанника и учитываем их при работе. Что в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

Предлагаем творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие наладить доверительные отношения с ребенком и одновременно поучаствовать в образовательном процессе. Призываем родителей к участию методических мероприятиях: изготовление костюмов, игрового материала.

Акцентируем внимание на проблемах организации индивидуальных и групповых консультаций. Мы считаем необходимым рассказывать родителям, что важно не только грамотно заниматься с ребенком, но и добиваться результата. Рассказываем родителям о ежедневных успехах воспитанников так, чтобы менялись представления родителей о их собственной роли и их взгляды на опыт, который приобретают дети в ДОУ.

Мы постоянно привлекаем родителей  к активному участию в проведение праздников, развлечений и досугов. Провели праздник, посвященный дню матери. Наши родители были активными помощниками в этом празднике. Она участвовали в акции «Пусть всегда будет мама!», где дети вместе с родителями составляли рассказ о маме. Оформили фотогазету «Пусть всегда будет мама!» , где родители принимали активное участие.

Наши родители и дети активно участвуют в творческих конкурсах. Активность родителей в создании выставок и фотогазет говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Удивляет неиссикаемая фантазия родителей и детей, разнообразие, неповторимость каждой поделки. Пусть основной труд по изготовлению таких поделок лежит на старших членах семьи, но дети с каждой последующей поделкой вносит больше своего личного трудового участия и очень гордится результатом совместного с родителями творчества. Радует, что дети с уважением рассматривают работы сделанные другими семьями.

Наши дети и родители принимают активное участие в районных конкурсах :»Страна БезОпасности», «Электробезопасность  глазами детей», «Бесстрашная профессия», где  1,2, 3 места.

Хотелось бы отметить один важный момент в работе с родителями. Каждый человек, сделавший какую либо работу нуждается в положительной оценке своего труда. Поэтому не следует забывать постоянно хвалить родителей. Мы делаем это при любом удобном случае, во время индивидуальных бесед, во время проведения родительских собраний, активным родителям вручаем благодарственные письма от администрации ДОУ.

Мы с родителями стараемся использовать все возможные методы и формы педагогического просвещения родителей. Ежемесячно в родительском уголке размещаем консультации специалистов: логопеда, муз. работника, и инструктора по физ. воспитанию.

Проводим информационные беседы о детях или запланированные встречи с родителями, помогаем обсудить успехи и конкретные проблемы. Чтобы увидеть родителям как занимается их ребенок проводим «Недели открытых дверей для родителей».

Эффективность работы с родителями во многом зависит и от психологического настроя, который возникает в процессе повседневных контактов между воспитателем и родителем. Этот настрой определяется индивидуальном подходом к самим родителям.

Алгоритм взаимодействия с семьей

1-я стадия

Поиск контактов при первой встрече. Воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.

2-я стадия

Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша.

З-я стадия

Установление общих требований к воспитанию ребенка. Педагог побуждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.

4-я стадия

Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.

5-я стадия

Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе и на перевоспитание ребенка.

6-я стадия

Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. Инициатором контакта является педагог.

Мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна общая цель – добиться успешного результата во всестороннем развитии и воспитании наших детей.