сообщение из опыта работы: "Построение развивающего образования через организацию видов деятельности, способствующих развитию логического мышления"
материал (старшая группа) по теме

Бутенко Наталья Валерьевна

Опыт своей работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx30.42 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Кетовский детский сад №2»

                       сообщение из опыта работы

воспитателя Бутенко  Натальи Валерьевны

ТЕМА: «Построение развивающего образования через организацию видов деятельности способствующих развитию логического мышления»

2014 год

Содержание

1.Вступление

2. Теоретические основы вопроса

3. Содержание развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью логических игр и упражнений

4. Технология развития мышления детей в разных возрастных группах

5. Взаимодействие с семьёй в целях развития мышления детей

6. Диагностика. Заключительные выводы.

7. Приложения:

Уровни достижения планируемых результатов (Приложение №1)

План работы по проведению логических игр (Приложение №2)

 Перспективное планирование  игр планируемых циклограммой на год (Приложение №3).

1.

         Развития  мышления у детей с помощью логических игр, является актуальной темой  для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, поскольку обществу нужны творческие, неординарно мыслящие личности, а закладка «фундамента» происходит в дошкольном возрасте. Для дошкольников  огромное значение имеет игра: игра - это учеба, игра - это труд, игра - это серьезная форма воспитания. В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».   В игре ребёнок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определённых образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, обучения и развития, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности  ребёнка: на чувства, на сознание, на волю, на развитие психических процессов и на поведение в целом.

         Развивать мышление  необходимо с дошкольного возраста? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».

 Отсюда следует, что учиться будет  легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.  

2.

       Работая в старшей  группе детского сада и имея положительный опыт работы по развитию внимания на интегрированных занятиях у старших дошкольников, я сочла возможным начать работу по  развитию мышления с помощью логических  игр и упражнений у детей своей группы.

Основывала я свой выбор по нескольким причинам.

1. Группа детей, с которыми я работаю второй год, показала свою контрастность в плане общего развития. Одни дети не справляются с  простыми на первый взгляд логическими задачами.  Другие,  значительно опережают своих сверстников. Они любопытны, пытливы, проявляют большой интерес к новому, неизвестному, при этом обладая неплохим запасом знаний. Это дети, которым дома уделяется большое внимание со стороны взрослых.

Такие ребята, придя в детский сад, должны подниматься на более высокую ступень, тренируя свой интеллект в игровой деятельности.

Для этого педагогу необходимо создать хорошую развивающую среду, максимально отвечающую потребностям ребенка.

2. Программа «Радуга» Т.Н. Дороновой, являющаяся основой моей педагогической деятельности, подтверждает своим содержанием востребованость опыта. И одной из главных задач ставит перед собой развитие психических процессов у ребенка, что подразумевает развитие определенного уровня мышления, памяти, внимания и др. процессов. Однако, на мой взгляд, недостаточность занятий по математическому развитию (1 раз в неделю), на которых в большей мере присутствуют элементы развития мышления,   должна компенсироваться в повседневной игровой деятельности.

3. Учитывая психологические особенности детей, я уделила игре большую роль – роль сближения детей в работе парами, группами. Итогом должно стать получение совместных результатов деятельности, ощущение радости за себя и своих сверстников.

 Этапы  работы.

         Исходя из всего вышеизложенного, я наметила для себя следующие ЭТАПЫ  РАБОТЫ:

1.     Провести анализ деятельности, форм и методов работы с детьми старшего дошкольного возраста.

2.     Изучить научную литературу, характеризующую психические особенности развития детей пятого  года жизни.

3. Провести диагностическое обследование детей вместе с психологом.

4. Подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей.

5.Конкретно обозначить виды игр, посредством которых будет проводится целенаправленная работа педагога (игры, активизирующие мышление ребенка, способствующие усвоению им отдельных логических операций).

6.Составить перспективный план игр на развития мышления в совместной и самостоятельной деятельности, в соответствии с циклограммой.

7.В течение всего временного промежутка (учебный 2012 – 2013 учебный год) наблюдать за особенностями формирования навыков логического мышления у каждого конкретного ребенка.

 Изучив научную литературу, подобрала следующие методики для проведения диагностики, с помощью которой были выявлены  уровни  развития мышления детей моей группы это:

Методика Р.С. Немова;

Методика Н.А. Бернштейна;

Методика «Четвертый лишний».

Диагностика по методике Р.С. Немова  включила в себя одно задание «Что здесь лишнее», диагностика Н.А. Бернштейна включила задание «Последовательность событий», методика «Четвертый лишний» включила одно задание- нахождение лишнего слова

     Уровни достижения планируемых результатов (Приложение №1)

Анализ результатов диагностики показал:

-не все дети самостоятельно находят лишние предметы  на картинке  или затрудняются ответить на вопрос: почему?

- некоторые не понимают цели задания или справляются с задание за длительный промежуток времени

-были затруднения в расположении последовательности событий

-не все дети умели точно и последовательно построить рассказ

-слабо развито слуховое восприятие    

Результаты  диагностики были таковы:

-высокий уровень: - 8%  

-средний уровень: - 52%

- низкий уровень: - 40%      

Такие результаты и послужили основанием для выбора темы: «Логические игры и упражнения основа развития мышления у старших дошкольников».

 Под целью проводимой мною работы, я вижу, прежде всего, создать условия для овладения  детьми,  приемами логического мышления.

        В соответствии цели определила  задачи:

    1. Обучение детей операциям:

-  анализа – синтеза

-   сравнения

-   упорядоченности действий

    2. Развитие у детей:

-   речи (умение рассуждать, доказывать)

-  познавательных интересов

-   творческого воображения

    3. Воспитание:

-   коммуникативных навыков

-   стремления к преодолению трудностей

-    уверенности в себе

-   желание вовремя придти на помощь сверстникам

Ожидаемый результат:

-дети должны уметь  адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях

-научиться  мыслить ясно и чётко,

-уметь  всегда сконцентрироваться на сути проблемы

-уметь  анализировать и выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения

- быть коммуникабельными, внимательными

- уметь убедить других в своей правоте.

- самостоятельно трудиться над развитием интеллекта, культурного уровня.

Перечисленные выше качества личности дошкольника не формируются сами собой. Необходимо регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые воспитанники осознавали бы необходимость воспитания их у себя.

         Ребенок попросту не поймет объяснений взрослого, не извлечет никаких уроков из собственного опыта, если не сумеет выполнить мыслительные действия, направленные на выделение тех связей и отношений, на которые ему указывают взрослые и от которых зависит успех его деятельности. Когда новое знание усвоено, оно включается в дальнейшее развитие мышления и используется в мыслительных процессах ребенка для решения последующих задач.

 Большое внимание я уделяю логическим играм и упражнениям. Кроме развития мышления, в логических  играх, осуществляется познавательное развитие, так как такие игры способствуют расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию  внимания, памяти, а так же развитию речи.

           Опираясь на циклограмму, развития мышления с помощью логических игр и упражнений я могу осуществлять в следующие отрезки времени: (Приложение №2)

          Составила перспективное планирование всех игр планируемых циклограммой на год (Приложение №3). Игры, указанные в перспективном планировании, еженедельно прослеживаются в календарном плане, обязательно отражается в комплексно-тематическом  планировании (Приложение №4), а так же в коррекционной работе с ребёнком низкого уровня

Ищу и нахожу  разнообразные методы и формы работы. Ведущими методами работы являются методы творческо-поискового характера: решение проблемных ситуаций. Неоценимой находкой для меня   стало 99 способов сказать ребёнку «Хорошо», а так- же создание ситуации успеха доверия и поддержки.

При организации работы с детьми по развитию  мышления необходимо предъявлять к себе следующие требования:

-собственным примером демонстрировать интерес, увлечённость, настойчивость в деятельности, в том числе –  интеллектуальной;

-проявлять интерес к каждому проявлению ребёнком любознательности;

-создавать спокойный доброжелательный характер деятельности путём неторопливого темпа, голоса, одобрения, похвалы, прикосновения;

-не допускать статичную позу детей более 5 – 7 минут;

-постоянно поддерживать обратную связь с ребёнком, чтобы знать, что не понятно, кому нужна помощь;

-не сравнивать детей друг с другом, находить в каждом особенное;

-обеспечить возможность каждому ребёнку работать в свойственном ему темпе;

-давать возможность ребёнку самостоятельно прийти к решению проблемы, не спешить подсказать и указать на ошибки;

-хвалить детей за преодоление своих ошибок;

-предлагать творческие задания, проблемные ситуации.

Всю работу строю в тесном содружестве  с педагогом-психологом, родителями.

5 Как средство достижения поставленной цели и задач я подобрала и оформила в картотеку логические  игры и упражнения на развитие мышления.

Разделила их следующим образом:

-настольно – печатные логические игры – разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, пазлы

        Задача этого вида игр – учить логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок. Для старших детей на картинке изображается сюжет из знакомых детям сказок, художественных произведений. Основное требование заключается в том, чтобы предметы на картинках были знакомы детям.

 - игры, на классификацию предметов

Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде)?» или «Дары природы» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Или игра «А что было потом?»: дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действий, «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом» и др.

развивающие логические игры (имеющие несколько уровней сложности) «Логические блоки Дьенеша», «Счетные палочки Кюизенера», «Сложи квадрат» , «Танграмм»и др.          

словесные логические  игры – логические упражнения  и загадки  

        -логические упражнения

 В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться  логическое мышление, словесные игры чаще используют в целях формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти игры развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

       Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в две  основных группы. В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Магазин», «Радио», «Да - нет» и др.

       Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?», «Это правда  или нет» и др.

-загадки

Найти приемы отгадывания и воспользоваться ими – значит понять логический механизм загадки и овладеть им.

Чтобы отгадать загадку, нужно провести следующие операции в такой последовательности:

-  выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. произвести анализ;

-   сопоставить и объединить эти признаки, чтобы  выявить возможные связи между ними, т.е. произвести синтез;

-  на основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод (умозаключение), т.е. отгадать загадку.

         Для успешного усвоения детьми логических операций необходима работа в системе, как на занятиях, так и вне их.

С этой целью разработала цикл занятий, объединенных общей идеей - решение логических задач. Наиболее типичные задачи: определение  закономерностей, сравнение, выделение общих признаков, определение понятий, классификация по одному, двум, трем признакам. Для активизации  мыслительной   деятельности  ежедневно, на всех  занятиях, ввожу  логические задачи, загадки, упражнение логического характера, или игры. Использование на занятиях небылиц, нелепиц помогают развить у детей аналитическое мышление, устанавливать логические связи между объектами окружающего мира - людьми, животными, природой; учат аргументировать свои ответы. Это  дает возможность проверять качество знаний детей.

Содержательные игры на занятиях способствуют развитию у детей:

-интереса к решению познавательных творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

-образного и логического мышления, умений воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять.

-способности к установлению связей, закономерностей, порядка следования.

-стремление к творческому процессу познания и выполнения строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.

Ежедневное включаю  в занятия и в повседневную жизнь логические задачи, загадки, упражнения, игры -  являются необходимым приемом, который способствует развитию у детей аналитического мышления, его активности, самостоятельности и творчества, сообразительности и находчивости.

Развитие логического мышления детей – процесс длительный и весьма трудоемкий; прежде всего для самих детей – уровень мышления каждого очень специфичен.

         По результатам диагностики  я распределяю детей на три группы: 

         Такое разделение помогает ориентироваться в подборе занимательного материала и задач, предупреждает возможные перегрузки «слабых» детей, потерю интереса (ввиду отсутствия усложнений) – у «сильных».

         Детям, справляющимся с логическими задачами на среднем уровне, я предлагаю варианты соответствующих задач, а так же подключаю к играм соревновательного характера.

         Особый подход необходим к «слабым» детям. Учитывая их психические  и физические особенности, я стараюсь внушить им уверенность в себе, подвести к самостоятельному решению простых задач. В случае быстрого утомления, вид деятельности сменяется.

        «Сильные» дети: отлично справившись с конкретной задачей , по моей просьбе (или самостоятельно) «подключаются» к тем, кто испытывает серьезные трудности. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом!

        Такая форма взаимодействия педагога и воспитанников очень эффективна. Она помогает сплотить коллектив, дает возможность самоутвердиться успевающим детям и почувствовать уверенность в своих силах – более слабым 

6.Вся работа по развитию у детей мышления проходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы.

С помощью родителей, создала развивающую среду:

- совместный выбор и приобретение развивающих игр для группы

- подбор специальной литературы, направленной на развитие логического мышления

-изготовили мнемосхемы для определения правильной последовательности событий

Составила перспективный план работы с родителями, используя различные формы:

-анкетирование родителей

-консультации  о подборе развивающих игр для ребенка

-игротека логических игр

-индивидуальные беседы  с рекомендациями по каждому конкретному ребенку

-  собрания с показом занятия (цель – обратить внимание родителей на коммуникативную, речевую и мыслительную стороны развития их ребенка).

 -семинар – практикум

- педагогические гостинные

 В конце средней группы и середине старшей была проведена диагностика развития мышления детей. Результаты таковы:

    Высокий уровень – 12 %, средний – 60%, низкий уровень – 28%

Пожалуй, еще сложно судить об изменении уровня психического развития детей в процессе планомерной педагогической деятельности. Временной промежуток  достаточно мал.

         Однако, наблюдая за ростом мыслительной и речевой деятельности, которая очевидна при многоразовом использовании логических операций, можно смело утверждать, что:

а) Все дети  знакомы с приемом сравнения, анализа, синтеза, классификации. Им понятно применение частицы отрицания «не». Они, в большинстве случаев, могут установить определенную последовательность некоторых событий (семя- росток - цветок и др.)

б)  Примерно ⅓ детей испытывает устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.

в) Дети делают  шаги по высказыванию суждения, доказательства. Это достаточно сложная речевая деятельность, но она очень необходима. (Ребенок должен уметь объяснять свою позицию, выразить свое мнение и не стесняться этого).

Выводы.

         Таким образом, работа с дошкольниками по данной проблеме позволяет:

- создать психологический комфорт  в группе;

-новое знание ввести не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми;

-обеспечить возможность разноуровневневого обучения детей, продвижение каждого ребенка своим темпом;

-ориентировать процесс обучения на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

-создать каждому дошкольнику условия для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и  способностей.

    … Наиболее близкие и естественные для ребенка виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками.     Именно в этих видах деятельности происходит интеллектуальное, эмоционально – личностное развитие. Дети обретают уверенность в себе, учатся излагать свои мысли, чувства. Все это будет хорошим подспорьем при их подготовке к школе.