Лекция для воспитателей на тему:«Растим гражданина»
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Чекунова Екатерина Владимировна

Лекция для воспитателей по патриотическому воспитанию. Воспитание патриотов России предусматривает формирование особо значимых ценностных установок дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsiya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида второй категории № 316 Октябрьского района города Ростова – на -  Дону

Лекция для воспитателей на тему:

«Растим гражданина»

Ковалева Е.В.

воспитатель МДОУ № 316

Растим гражданина.

Сколько всего поменялось в жизни страны! А патриотизм? Может ли он стать иным? По данным многих педагогов, психологов, социологов, проблемы детства в наше время стоят очень остро. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением  становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Быть патриотом – значит ощущать себя  неотъемлемой частью Отечества. Это сложное  чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма. В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру.

Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

Дети младшего возраста должны знать: название своей улицы, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта, магазин, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется: это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому в отдельности, независимо от цвета и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и  педагогов.

Жизнь детей в дошкольном учреждении должна обеспечить им эмоциональный комфорт. Детский сад должен стать домом, в котором ребенок  хорошо бы себя чувствовал. Для того, что бы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся.

В нравственно – патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых и особенно – близких людей. Чувство Родины…Воспитание его начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушкам, дедушкам. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в  его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

С младенчества ребенок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, трудолюбие, взаимопомощь. «Это – первые и блестящие попытки русской народной педагогики,- писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто – нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского  дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила, то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова.

Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлений о людях родной страны, тех людях, которые прославили нашу Родину:  художников, композиторов, изобретателей, ученых, путешественников, врачей и т.д. Также надо на конкретных примерах, через конкретных людей познакомить детей с «характером» российского народа: творческие способности, умелость, песенность, гостеприимство, отзывчивость, умение защищать свою Родину. Рассматривание иллюстраций, слушание художественных произведений, беседы, а также рисование, экскурсии, игры путешествия – все это помогает решить поставленную задачу.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: в новых социально – исторических условиях от гражданской активности и грамотности населения и народа зависит его судьба. Поэтому именно гражданское воспитание становится чрезвычайно важным. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях.