Особенности развития словаря детей дошкольного возраста
статья по теме

ВАСИЛЬЕВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА

В дошкольном возрасте начинается развитие понятий, в следствии чего примерно к подростковому возрасту у детей полностью оформляется словесно-логическое, понятийное или абстрактное мышление (его иногда называют теоретическим). Как же идет этот специфический процесс?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития словаря детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте начинается развитие понятий, в итоге чего примерно к подростковому возрасту у детей полностью оформляется словесно-логическое, понятийное или абстрактное мышление (его иногда называют теоретическим). Как же идет этот специфический процесс?

Развитие понятий идет параллельно с развитием процессов мышления и речи и стимулируется тогда, когда они начинают соединяться друг с другом. Для того чтобы лучше понять динамику развития понятий, наряду со знанием развития мышления необходимо иметь представление о соответствующей линии самостоятельного речевого развития

Проблема формирования словаря имеет много аспектов, но хотелось бы остановиться на главных. Психологи установили, что на третьем году жизни узнавание отдельных групп предметов детьми (фрукты, овощи и др.) в 1,5 раза безошибочное, чем их название. Еще в большей мере это относиться к словам, обозначающим отношения, в частности пространственные. В результате целенаправленных наблюдений, психологи сделали вывод, что в процессе различных видов деятельности к трем годам знакомые ребенку предметы «обрастают» признаками, качествами, действиями, связями с другими объектами. Поэтому разница в понимании и назывании распространяется и на предметные ситуации, т.е. объединяются проблемы формирования словаря и грамматического строя речи. Высказывания ребенка по поводу наблюдаемых им предметов носят характер простого перечисления. Это доказывает то, что младший дошкольник в первую очередь узнает и называет предметы, причем в центре восприятия оказывается человек. Установить отношения между ними, проанализировать ситуацию, ему значительно сложнее.

Четырехлетний ребенок может использовать слова, которые мы, взрослые, анализируя смысловую структуру языка и речи, называем понятиями. Однако использует он их иначе, чем взрослый, зачастую не полностью понимая их значение. Ребенок пользуется ими как ярлыками, заменяющими действие или предмет. Ж. Пиаже назвал эту стадию речемыслительного развития детей, ограничив ее 2-7 годами, дооперациональной по той причине, что здесь ребенок еще фактически не знает и практически не применяет прямых и обратных операций, которые, в свою очередь, функционально связаны с  пользованием понятиями в их начальной конкретной форме.

 В дошкольном детстве (3-7 лет) речь ребенка становится более связной и приобретает форму диалога. Ситуативность речи, характерная для детей раннего возраста, здесь уступает место контекстной речи, понимание которой, слушающим, не требует соотнесения высказывания с ситуацией. У дошкольника по сравнению с ребенком раннего возраста появляется и развивается более сложная, самостоятельная форма речи - развернутое монологическое высказывание. В дошкольном возрасте отмечается развитие речи "про себя" и внутренней речи. Особый интерес для понимания того, как идет процесс развития внутренней речи - именно она является "носителем" понятий, - представляет анализ появления, динамики преобразования и исчезновения так называемой эгоцентрической речи. Поначалу эта речь, обслуживающая автономную деятельность ребенка по решению практических задач в наглядно-действенном или наглядно-образном плане, органически вплетена в процесс деятельности на всем его протяжении. Эта речь во внешней, словесной форме фиксирует результат деятельности, способствует сосредоточению и сохранению внимания ребенка на отдельных ее моментах и служит средством управления кратковременной и оперативной памятью. Затем постепенно эгоцентрические речевые высказывания ребенка переносятся на начало деятельности и приобретают функцию планирования. Когда же этап планирования становится внутренним (это обычно происходит к концу дошкольного детства), эгоцентрическая речь постепенно исчезает и замещается внутренней речью. Пользуясь речью и зная многие слова, ребенок еще долгое время не осознает слова как слова, что-то обозначающие, но существующие отдельно как системы символов. С понятием "слово" дети нередко идентифицируют целое предложение, что, по-видимому, свидетельствует о том, что слово для них - целая мысль. Если иметь в виду, что для многих детей раннего и дошкольного возраста в одном слове действительно часто выражено то, что взрослый человек с развитой речью обычно передает в целом предложении, а иногда и при помощи нескольких связанных предложений, то становится понятной такая особенность суждений детей данного возраста. Предметом изучения психологов и педагогов является также состав активного словаря детей дошкольного возраста. Для этого возрастного периода характерно освоение ребенком предлогов, союзов, вопросительных слов, что создает основу для совершенствования и усложнения синтаксиса детской речи. На активизацию словаря в значительной мере оказывает влияние обогащение детской деятельности. Словарная работа предполагает также уточнение названий частей и деталей знакомых ребенку предметов, действий с ними, а также качеств и состояний предметов. Это обогащает практическую и умственную деятельность детей, помогает им освоить способы группировки или различения сходных предметов. Следует вводить в словарь детей некоторые родовые понятия, иначе группировку предметов они осуществляют, ориентируясь на случайные, а не существенные признаки. Словарная работа тесно связана с работой по совершенствованию грамматического строя речи – освоение словообразования, словоизменения. В возрасте около 4-5 лет язык становится для самого ребенка предметом анализа, он пытается понять его, говорить о нем. Дети старшего дошкольного возраста отличают настоящие слова, имеющиеся в языке, от придуманных, искусственно созданных слов. В современном обществе дети одного и того же возраста по сравнению с их сверстниками в прошлом представляются более развитыми в речевом и интеллектуальном отношении. Более того, эти различия заметны уже при сравнении между собой нынешних детей и их сверстников в начале XX века. Исследователями в этой области установлено, что в 20-е годы текущего столетия средний активный словарный запас у детей нашей страны составлял около 400-600 слов, в то время как сейчас он равняется 1200 словам, т.е. увеличился почти в три раза. После всего выше сказанного, следует  отметить важность разнообразия поводов  и форм общения детей  с окружающими, для обеспечения всестороннего развития речи.