Рабочая программа учителя-логопеда «Формирование звуковой стороны речи у детей 5-7 лет в условиях дошкольного учреждения»
рабочая программа (старшая группа) на тему

Кулакова Лариса Леонтьевна

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ,  законом Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае» от 07.10.2013 N 64-ЗС, «Международной конвенция о правах ребёнка»,  Типовым положением  о дошкольном образовательном учреждении от  27 октября 2011г, письмом Министерства РФ «О подготовке детей к школе» от 22.06.97 №990/14-15 , письмом министерства общего и профессионального образования «О практике проведения диагностики развития ребёнка в системе дошкольного образования»  от 7 января 1999 г. n 70/23-16 ,  «Образовательной  программы МБДОУ». ,  Уставом  МБДОУ « Детский сад №____».

     В основе создания этой программы   использован  опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими  программами  Министерства Образования РФ и требованиями САНПиНа, в частности  Полозовой Н.В. Основные требования к охране труда и санитарному  обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов и  рекомендаций.  – М.: АРКТИ, 2005, а также программамой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного  возраста  с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_na_logopunkte.doc243 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №_____»

         Рабочая программа учителя-логопеда «Формирование звуковой стороны речи у детей 5-7 лет в условиях дошкольного учреждения»

[Введите подзаголовок документа]

                                                                                                                                  Учитель-логопед Кулакова Л.Л.

[Выберите дату]

                                                                                                  г.Барнаул,2014


                                                           Содержание

  1. Раздел : Целевой…………………………………………………………………….3

  1. Пояснительная записка……………………………………………………….3
  2. Планируемые результаты освоения программы……………………………8

  1. Раздел: Содержательный……………………………………………………………9

  1.   Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием,

          и ОНР III-IV уровнем речевого развития…………………………………9

  1. Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению

ФН и ФФН, ОНР-III-IV ур.р. у детей  6-го года жизни………………….13

  1. Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению

                   ФН, ФФН, ОНР-III-IV ур.р.  у детей  7-го года жизни………………….17

  1. Раздел: Организационный…………………………………………………………21

        

  1. Обеспечение методическими материалами и средствами………………..21

  1.  Приложения………………………………………………………………………..22

  1. Литература………………………………………………………………………….40

       


                                    1. Раздел:  Целевой

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ,  законом Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае» от 07.10.2013 N 64-ЗС, «Международной конвенция о правах ребёнка»,  Типовым положением  о дошкольном образовательном учреждении от  27 октября 2011г, письмом Министерства РФ «О подготовке детей к школе» от 22.06.97 №990/14-15 , письмом министерства общего и профессионального образования «О практике проведения диагностики развития ребёнка в системе дошкольного образования»  от 7 января 1999 г. n 70/23-16 ,  «Образовательной  программы МБДОУ». ,  Уставом  МБДОУ « Детский сад №____».

          В основе создания этой программы   использован  опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими  программами  Министерства Образования РФ и требованиями САНПиНа, в частности  Полозовой Н.В. Основные требования к охране труда и санитарному  обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов и  рекомендаций.  – М.: АРКТИ, 2005, а также программамой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного  возраста  с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.

         Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в ДОУ . Основной  задачей дошкольного  учреждения  является создание условий к  подготовке   ребенка  к  школе,  в  том  числе  к  усвоению  письменной  речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.

        Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.

        Предлагаемая  программа – система работы в группе компенсирующего вида, на логопункте ДОУ,  позволяющая осуществлять логопедическую помощь детям старшего и подготовительного возраста. Это дает возможность ранней диагностики речевого дефекта, коррекции нарушений устной речи на каждом возрастном этапе, учитывая единство требований, подходов и методов обучения и воспитания дошкольников.  

           Анализ организационной и содержательной сторон деятельности логопункта выявляет, что она в определённой степени синтезирует элементы работы логопеда детской поликлиники и дошкольной группы для детей с нарушениями речи, имеет при этом определённую специфику работы. Логопедический пункт при чёткой организации обладает высокой эффективностью коррекционного воздействия, разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе.

           Данная модель организации органично вписывается в систему ДОУ любого типа и результативна .

            Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые СанПином (п.2.12.7)

В соответствии СанПином продолжительность занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут. Поэтому оптимальное время, выбранное для логопедической  работы с детьми составляет 20 минут.

           Цель программы – создать условия для  формирования полноценной фонетической системы языка, развития фонематического восприятия и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизирования слухопроизносительных  умений и навыков в различных ситуациях, развития  звукопроизносительной стороны речи.

 В процессе коррекционного процесса  решаются следующие задачи:

  •  раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
  • преодоление недостатков в речевом развитии;
  • воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
  • развитие звукопроизношения;

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:

  1. принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия - с другой;
  2. принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
  3. принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
  4. принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
  5. принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
  6. принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
  7. принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.  

Порядок изучения звуков, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.

2-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФН, ОНР-III-IV ур.р.

 6-го года жизни,  разделено на 3 периода обучения

I период  – октябрь – ноябрь, 2 занятия в неделю,

II период – декабрь – февраль 2 занятия в неделю,

III период – март – май 2 занятия в неделю

В месяц – 8занятий, в год – 64 занятия.

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФН , ОНР-III-IV ур.р.

7 года жизни разделено на 2 периода обучения

I период – октябрь – декабрь, 2 занятия в неделю,

II период – январь–май, 2 занятия в неделю

В месяц – 8занятий, в год – 64 занятия.

           Форма организации обучения –  индивидуальная. Периодичность занятий – 2 раза в неделю, 20 минут для детей подготовительного возраста, 20 минут для детей старшего возраста.

Продолжительность занятий с детьми: ФН – от 3 до 6 месяцев    

ФФН и ФН (полиморфная дислалия) – 1 год, ОНР-III-IV ур.р. – 1-2 года.                                                                

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.


Индивидуальные занятия.

   Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 20 минут.

   ФН – 2  раза в неделю;

   ФФН – 2   раза в неделю;

   ОНР-III-IV ур.р – 2 раза в неделю.


  1. Планируемые результаты освоения программы

Данная программа доступна к применению на дошкольном логопедическом пункте. С её помощью  дошкольник научится:

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных  позициях;
  • чётко дифференцировать все изученные звуки;
  • овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.


2 Раздел: Содержательный

2.1.  Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием,

и ОНР III-IV уровнем речевого развития

Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР)

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребёнка различным образом:

  • заменой звуков более простыми по артикуляции;
  • трудностями различения звуков;
  • особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

Характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР)

Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение в её звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.

Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики.

Различают следующие нарушения звуков:

- искаженное произношение звука;

- отсутствие звука в речи;

- замена одного звука другим, близким по своему артикуляционному укладу.

           Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи. Основной контингент старших дошкольников имеет третий уровень речевого  развития.

Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложений. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

Дети с ОНР отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок. Многие дети с ОНР имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.

Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.

   Направления коррекционно-развивающей работы:

  • формирование полноценных произносительных навыков;
  • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
  • развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
  • обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
  • воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной  речи;
  • развитие звуковой стороны речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;

   Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.

На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры.

 


2.2. Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению

ФН и ФФН, ОНР-III-IV ур.р. у детей  6-го года жизни.

Основное содержание работы

Произношение

Фонематическое восприятие

Выработка дифференци-

рованных  движений  органов артикуляционно-го аппарата.

Развитие речевого дыхания.

Закрепление навыка пра-

вильного произношения звуков (гласных,  соглас-

ных), имеющихся в речи детей.

Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуля-

ционные признаки, на наглядно-графическую символику.

Постановка отсутствую-

щих в речи звуков

(в соответствии с индиви-

дуальными особенностя-

ми речи детей).

Автоматизация поставлен-

ных звуков в составе сло-

гов, слов, предложений, тексов.

Воспитание правильной ритмико-интонационной и мелодической окраски речи.

Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.

Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса.

Дифференциация речевых

и неречевых звуков.

Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.

Различение слогов, состоящих из правильно

произносимых звуков.

Преобразование слогов за счёт одного звука.

Различение односложных

и многосложных слов.

Выделение изучаемого звука из ряда других звуков.

Продолжение работы над развитием подвижности артикуляционного аппара-

та.

Развитие умения анализи-

ровать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонети-

ческого оформления.

Постановка отсутствую-

щих звуков.

Автоматизация произно-

шения ранее поставлен-

ных звуков в предложени-

ях и коротких  текстах.

Автоматизация произно-

шения вновь поставлен-

ных звуков.

Дифференциация на слух сохранных звуков (с про-

говариванием), различаю-

щихся:

  • по твёрдости – мягкости ([п] – [пь],

[т] – [ть] и т.д.);

  • по глухости – звонкости  ([п] – [б],

[к] – [г] и т.д.);

  • в обратных слогах;
  • в слогах со стечени-

ем двух согласных;

  • в словах и фразах.

Определение наличия изучаемого звука в слове.

Распределение картинок, названия, которых включает:

  • дифференцируемые звуки;
  • определённый заданный звук.

Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны про-

изношения в чужой и собственной речи.

Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания), различающихся:

  • по твёрдости – мягкости ([п] – пь]

[т] – [ть] и т. д.);

  • по глухости – звонкости  ([п] – [б], [к] – [г] и т. д.);
  • в обратных слогах;
  • в слогах со стечени-

ем двух согласных;

  • в словах и фразах;
  • составление предло- жения с опредлённым словом

Автоматизация поставлен-

ных звуков в речи.

Дифференциация звуков по месту образования:

  • [с] – [ш], [з] – [ж];

     [р] – [л];

  • в прямых и обрат-

     ных слогах;

  • в слогах со стечении-

     ем трёх согласных;

  • в словах и фразах;
  • в коротких текстах и стихах;
  • закрепление умений, полученных  ранее, на новом речевом материале.

Закрепление правильного произношения звуков.

Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппара-та.

Совершенствование дик-ции.

Совершенствование инто-

национной выразительнос-

ти  речи.

Преобразование слов за счёт замены одного звука или слога.

Определение звуков, стоящих перед или после определённого звука.

Составление слов из заданной последователь-ности скоррегированных звуков.


Планируемые результаты логопедической работы:

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
  • дифференцировать все изученные звуки;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихотворений.


2.3. Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению

ФН, ФФН, ОНР-III-IV ур.р.  у детей  7-го года жизни.

Звуковая сторона речи

Основное содержание работы

Произношение

Фонематическое восприятие

Постановка отсутствую-

щих звуков.

Закрепление правильно произносимых звуков.

Выработка дифференци-

рованных  движений  органов артикуляционно-

го аппарата.

Развитие речевого

дыхания.

Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоя-

щих из правильно произ-

носимых звуков.

Формирование граммати-

чески правильной речи.

Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности в связи с закреплением правильного произноше-

ния звуков.

Усвоение доступных рит-

мических моделей слов:

`та – та, та – `та,  `та – та – та, та – `та – та.

Определение ритмических моделей слов:

вата –`тата,

вода – та`та  т. д

Соотнесение слова с заданной ритмической моделью:

`вата – `тата,

во`да – та`та.

Различение звуков на слух:

  • по твёрдости –            мягкости;
  • по глухости – звонкости;
  • по месту образования  

Анализ и синтез звуко-слогового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры.

Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуля-

ционные признаки.

Преобразование слогов.

Называния порядка следования звуков

в слове.

Умение давать качественную характеристику звуку.

Формирование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами.

Исправление недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

Закрепление правильного произношения всех ранее пройденных звуков.

Усвоение слов сложного слогового состава (трату-

ар, экскаватор, перекрёс-

ток и др.) в связи с зак-

реплением правильного произношения.

Усвоение многосложных слов (учительница, часов-

щик, электрический и др.)

Развитие точности произ-

вольных движений артику-

ляционного аппарата.

Различение на слух:

[ч] – [ть] – [сь] – [щ],

[ц] – [ть] – [сь], [щ] – [ч] – [сь] – [ш] и их дифферен-

циация.

Усвоение многосложных слов в связи с закрепле-

нием правильного произ-

ношения.

Анализ и синтез звуко-слогового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры.

Совершенствование дик-

ции и  интонационной выразительности  речи.

Развитие умения нахо-

дить в слове ударный гласный.

Деление слов на слоги.

Формирование умения выполнять различные задания по дополнению предложений недостаю-

щими словами, исправ-

лять деформированное предложение.


Планируемые результаты логопедической работы:

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных  позициях;
  • чётко дифференцировать все изученные звуки;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • находить в предложении слова с заданным ,называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.


3 Раздел: Организационный

3.1. Методическое обеспечение

    Необходимым условием реализации программы является наличие в дошкольном учреждении магнитофона, компьютера, также возможность педагога использовать технические средства обучения.  


4. ПРИЛОЖЕНИЯ

к рабочей программе логопеда

Приложение № 1

Речевая карта  

к рабочей программе логопеда на дошкольном логопункте

      Фамилия, имя ребенка__________________________________________________

Дата рождения_______________________________________________________

Домашний адрес________________________________________________________

Откуда прибыл________________________________________________________

Дата начала занятий_____________________________________________________

Заключение психоневролога______________________________________________

Заключение отоларинголога_________________________________________________

Первичный речевой диагноз______________________________________________

Решение медико-педагогической комиссии:

Сведения о семье:

Речь родителей_______________________________________________________

Наследственные заболевания_____________________________________________

Анамнез: от какой беременности_________________________________________

Как протекала беременность (токсикоз, хрон.заболевания,инфекции,гипертония, гипотония)____________________________________________________________

Роды (стремительные, затяжные, преждевременные, запоздалые, обезвоженные, стимуляция, асфиксия, резус)_____________________________________________

Вес при рождении, когда принесли кормить_______________________________

Раннее физическое развитие (заболевания до года, инфекции, ушибы, травмы головного мозга, судороги)____________________________________________

Речевое развитие (лепет, первые слова, появление фразы, прерываемость речи, когда и как длительно)________________________________________________

Занятия у логопеда____________________________________________________

Логопедическое обследование:

  1. Анатомическое строение речевого аппарата:
  • Губы (толстые, укороченные, расщепление, плотность смыкания)
  • Небо (высокое, узкое, плоское, укороченное, расщелина)
  • Строение челюсти (прогнатия, прогения, норма)
  • Зубы (вне челюсти, дуги, редкие, кариозные)
  • Прикус (открытый, закрытый, боковой, норма)
  • Язык (большой, мясистый, длинный, узкий, норма)

Обследование общей и речевой моторики:

  1. Мимическая моторика_______________________________________________
  2. Речевая моторика____________________________________________________
  • Движения языка вперед,назад, вверх,вниз,вправо, влево, распластывание, жалом___________________________________________________________

Отметить:

  • Сила_____________________________________________________________
  • Точность__________________________________________________________
  • Объем___________________________________________________________
  • Переключаемость_________________________________________________
  • Длительность удержания позы_______________________________________

Состояние мягкого неба:

  1. Статическая координация______________________________________________
  2. Динамическая координация___________________________________________

Выводы:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Понимание речи:

  1. Ед. и мн.ч. существительных

Где кубик?

Где кубики?

  1. Понимание рода и числа прилагательных

Покажи красное красную красный красные

  1. Понимание глагола прош.времени мужского и женского рода

Покажи: Где Валя ехал? Где Валя ехала?

  1. Понимание глаголов совершенного и несовершенного времени

Мыла- вымыла

Пила – выпила

  1. Понимание глаголов настоящего времени ед.и мн.числа

Где девочка пьет компот? Где девочки пьют компот?

  1. Понимание глаголов с разными приставками (бежит, перебегает, убегает)
  2. Выполнение инструкций
  3. Понимание падежных окончаний
  4. Понимание фразы: Скажи, что было сначала? Витя сломал машину, которую купил папа.

Вывод________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словарь

  1. Название предметов и их частей по темам
  2. Умение обобщать
  3. Узнай предмет по описанию
  4. Называние действий предметов

Что делает? (змея, птица, собака)

Что делают? (ртом, ручкой, ножом, глазами)

  1. Подбор определений к слову: небо (какое?), стол (какой?), сок (какой?)
  2. Подбор антонимов: широкая, горячий, высокий, толстый

Грамматический срой

  1. Изменение существительных по падежам:

Кого ловит кошка? Чем рубят дрова? Где купаются дети?

  1. Образование форм сущ-х ед. и мн. Числа

Чего нет? Шар книга окно мяч дома деревья

  1. Преобразование существительных

Столы-.., коза-…,картина-…,ухо-…

  1. Согласование существительных с прилагательными

Мяч

Яблоко красный

Книга

  1. Согласование существительных с числительными

Счет до 5 (шар, елка, ведро, нога)

Словообразование

  1. Уменьшительная форма существительных

Кукла заяц кольцо

  1. Образование прилагательных от существительных

Стол из дерева-.., стакан из стекла-.., баба из снега-…, шуба из меха-…

  1. Употребление глагола с приставками:

(при)лететь, (у)лететь, (до)лететь, (вы)лететь, (пере)лететь

Выводы_________________________________________________________________________________________________________________________________________

Связная речь

  1. Пересказать знакомую сказку________________________________________
  2. Пересказать: Жила в лесу лисица. Не было от нее зайцам покоя. «Вот что братцы,»-сказал старый заяц. «Нас много, а лисица одна. Давайте ее напугаем!» Спрятались зайсы в кустах. Закричали хором: «Уходи отсюда!» Испугалась лисица: «Ох, конец мне пришел! Там в кустах страшный зверь сидит! Вон у него какой голос громкий!»
  3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок, данных в последовательности.
  4. Составление рассказа по одной сюжетной картинке.

Вывод____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Звуковая культура речи

Общее звучание речи:

  • Голос
  • Темп
  • Дыхание
  • Разборчивость
  • Интонационная выразительность

Звукопроизношение

звуки

изолированно

В словах

В речи

гласные

С з ц сь зь

Ш ж

Щ ч

Л ль

Р рь

К кь г гь

Отсутствует, искажает, заменяет

Структура слова и предложения

Повтори:

Часы белка свекла звонок дождик радуга капуста карандаш сковорода космонавт велосипед понедельник

Дети слепили снеговика

Водопроводчик чинит водопровод

Выводы________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фонематическое восприятие

  1. Повторение слогов

Па-ва ба-па та-тя

  1. Выделение определенного звука на слух:
  • Гласных
  • Согласных
  1. Определение наличия звука в слове:
  • Правильно произносимый звук
  • Дефектно произносимый звук
  • Отбор картинок на определенный звук
  • Придумывание слов с заданным звуком

Выводы________________________________________________________________

Звуковой анализ

  1. Выделение первого звука в слове
  2. Определение последовательности звуков в слове

Фонематический слух

  1. Различие слов-паронимов (крыса-крыша, мышка-миска, бочка-почка, дачка-тачка, суп-зуб)

Выводы________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности мышления

  1. Составление целого из частей:
  • Пирамида
  • Матрешка
  • Разрезные картинки
  1. ВыделенAие четвертого лишнего
  2. Пространственно-временное понятие:
  • Левая рука-правая рука
  • Далеко-близко
  • Части суток
  • Дни недели
  • Времена года
  • Вверх-вниз
  1. Восприятие света , геометрические формы
  2. Счетные операции
  • Прямой счет
  • Обратный счет
  • Сколько глаз у собаки?
  • Сколько колес у машины?
  • Сколько лап у двух куриц?
  • Возьми столько же палочек, сколько у меня
  1. Работоспособность

Выводы__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уточненный речевой диагноз______________________________________________

______________________________________________________________________

Перспективный план работы

Учет работы за год

Куда и когда выбыл ребенок______________________________________________

Состояние речи при выписке______________________________________________

Рекомендации__________________________________________________________

 


Приложение № 2

                

Список детей, зачисленных на логопедический пункт МДОУ «Детский сад №__

п/п

Ф.И.О. ребёнка

Дата

рождения

Дом.

адрес

Логопедич.

заключение

Примечание

Дата

Подпись логопеда МДОУ                                                  

Подпись заведующего МДОУ

 

 


Приложение № 3

Список детей, выпущенных из логопедического пункта МБДОУ«Детский сад №___»

п/п

Ф.И.О. ребёнка

Дата

рождения

Логопедическое заключение

при зачислении

Логопедическое

заключение

при выпуске

Примечание

 

Дата

Подпись логопеда МДОУ                                                  

Подпись заведующего МДОУ

 

 


Приложение № 4

Отчет логопеда о работе логопедического пункта

Всего

ОНР III

НВ

ОНР

ФФН

ФН

Прочие

Всего

Выпущено с нормальной речью

С улучшением

Продолжают занятия


Приложение № 5

ПЛАН  ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ  РАБОТЫ

ПО  ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ на ____________учебный год

  1. Подготовительный этап                                                                                                       

Задача:                                                                                                                                                         Создание условий для подготовки  ребенка к длительной коррекционной работе, а именно:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

в) формирование    и    развитие    артикуляционной    моторики    до    уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

в) в    процессе    систематических    тренировок    овладение     комплексом пальчиковой гимнастики;

г)         укрепление    физического    здоровья    (консультации врачей -  узких  специалистов   при   необходимости медикаментозное   лечение,   массаж)

  1. Формирование произносительных умений и навыков

              Задачи:

а) устранение дефектного звукопроизношения;

б) развитие умений и навыков дифференцировать  звуки,     сходные артикуляционно  и акустически;

               в) формирование практических умений и навыков пользования

              исправленной (фонетически чистой, лексически развитой,  

              грамматически  правильной) речью.

               Виды коррекционной работы на данном этапе:                                  

  • Постановка звуков в такой последовательности:

                свистящие С, 3, Ц, С’, 3'

                 шипящий  Ш

сонор Л

шипящий  Ж

соноры  Р,  Р'

шипящие Ч, Щ
                                           
Способ постановки:

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):

для   свистящих:   «Улыбка»,   «Заборчик»,   «Лопатка»,

                                  «Желобок», «Щеточка», «Футбол»,  

                                 «Фокус»;

для шипящих:  «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка»,

                                             «Грибок», «Погреем руки»;

для Р, Р': «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка»,    

                                               «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;

                  для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык». Работа

              по постановке звуков проводится только  индивидуально.            

  • Автоматизация каждого исправленного звука в слогах:

По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе:

                     а)  3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых

                                      слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах

                                     со стечением  согласных;

       б)  Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем

             в прямых и со стечением согласных;

      в)  Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога

           и параллельно вырабатывать вибрацию.

  • Автоматизация каждого исправленного звука в словах:                                                                                                                           Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же  последовательности.                                                                                    

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

  • . Автоматизация звуков в предложениях:

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихотворения с данным словом.

  • .Дифференциация звуков:  

                              С – З,   СЬ – Ц,   С – Ш;  

                               Ж – З,   Ж – Ш;  

                               Ч – ТЬ,   Ч – СЬ,    Ч – Щ;

                              Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;

                              Р – Л,   Р – РЬ,   РЬ – ЛЬ,   РЬ – Й,    ЛЬ – Л

  • Автоматизация в спонтанной речи:                                            

(в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).

3. Совершенствование фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза слов параллельно  с коррекцией звукопроизношения

4. Систематические упражнения на развитие внимания, мышления на отработанном материале.

5. Развитие связной выразительной речи  на базе правильно произносимых звуков. Лексические и грамматические упражнения.                                                                                                                Нормализация просодической стороны речи. Обучение рассказыванию.


Приложение №6

План индивидуальной работы

Основные аспекты работы над звуком

звук

слог

слово

словосочетание

предложение

текст

Артикуляционная гимнастика, массаж языка, пальчиковая гимнастика

Твердый согласный с гласными а-о-у-ы-э

Слова с 1,2,3 слогами

Со словами много, нет

С  2, 3, 4 словами

Описательный рассказ

Физиологический образ

Мягкий согласный с гласными я-е-ё-ю-и

Слово - предмет

Род со словами МОЙ, МОЯ, МОЁ

Предлог («маленькое слово»)

Скороговорки, стихи, загадки

Мягкий, твердый

Стечение согласных

Слово-признак

Число со словом МОИ

Распространение словами-признаками, наречиями

Глухой, звонкий

Ритмический рисунок и ударение

Слово-действие

Падеж

Громкость, длительность

Уменьшительно-ласкательное

Спряжение со словами Я, ТЫ, ОН, ОНА, ОНО

Слова-родственники

Слово-признак + существительное

Сложное слово

Звук в начале, середине, конце


Приложение №7

Годовой план работы логопеда на логопункте.

Работа с детьми

№ п/п

Название мероприятия

Время проведения

мероприятия

1 полугодие

2 полугодие

1

Обследование речи детей старшей и подготовительной к школе групп

Сентябрь

Апрель

2

Зачисление детей на логопункт

Сентябрь

3

Заполнение индивидуальных речевых карт

Сентябрь

4

 Подписание договоров с родителями детей, зачисленных на логопункт

Сентябрь

5

Сдача списков зачисленных на логопункт заведующему  ДОУ

Сентябрь

6

Комплектование подгрупп, составление расписания и планов логопедических занятий

Сентябрь

Май

7

Составление графика посещения занятий по развитию речи в старшей и подготовительной группах

Сентябрь

8

Ознакомление воспитателей со списками детей, зачисленных на логопункт и графиком проведения занятий

Сентябрь

Январь

9

Проведение коррекционно-развивающих логопедических занятий с детьми старшей и подготовительной групп

Октябрь — январь

Февраль — май

10

Участие в родительских собраниях и индивидуальных консультаций для родителей детей старших и подготовительных к школе групп

Октябрь — январь

Февраль — май

11

Экспресс-обследование речи детей старших и подготовительных к школе групп

Январь

Май

12

Составление статистических отчетов о состоянии звукопроизношения детей ДОУ

Январь

Май

Работа с родителями.

мероприятия

сроки

Проведение консультации для родителей старшей группы на тему: «Роль артикуляционной гимнастики в формировании правильного произношения»

По плану ДОУ

Проведение консультации для родителей старшей группы на тему «Пальчиковые игры с дошкольниками»

   По плану ДОУ

Проведение консультации в подготовительной группе на тему «Речевая готовность ребенка к школе»

По плану ДОУ

Проведение консультации для родителей в подготовительной группе на тему «Как заниматься с ребенком дома»

 По плану ДОУ

Проведение консультаций для родителей детей старших и подготовительных к школе групп

      В течение года


Приложение № 8

Список рекомендуемого оборудования и  мебели

логопедического кабинета

  • Настенное зеркало для логопедических занятий;
  • Зеркала для индивидуальной работы;
  • Дополнительное освещение у зеркала.
  • Логопедические зонды, шпатели, влажные салфетки;
  • Учебно-методические пособия, настольные игры, игрушки, конструкторы, технические средства, компьютерное оборудование (при необходимости);
  • Классная доска;
  • Шкафы для пособий;
  • Письменный стол для работы учителя-логопеда;
  • Столы для занятий с детьми;
  • Стулья детские.


Литература

1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий. (для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников) – СПб.: «Детство-пресс», 2004

2. Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

3. Волкова Г.А. Методика психолго-логпедического обследования детей

    с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. –  СПб., 2005.

4. Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ – М.: ТЦ  

    Сфера, 2008.

5. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом        в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002

6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия

    в  старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс,

    1999.

7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия

    в подготовительной группе  для детей с фонетико-фонематическим

    недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1998.

8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

9. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ

    Сфера, 2007.

10. Полозова Н.В. Основные требования к охране труда и санитарному

    обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов и

    рекомендаций.  – М.: АРКТИ, 2005.

11. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном

    образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

12.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного

    возраста  с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и

    методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения

    компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.

13.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи

    //Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего

   вида  для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.

Литература для родителей

  1. Агранович З.Е. В помощь  логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для  преодоления фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб.:Детство – ПРЕСС, 2007.

2.  Баскакина И.В. Лынская М.И. Логопедические игры. М.: АЙРИС ПРЕСС,

     2008.

  1. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников.

     М., 1999.

4.  Жукова Н.С. Букварь М.: ЭКСМО, 2008.

5.  Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5лет.

     М.: Ювента, 2007.

6.  Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет.

     М.: Ювента, 2008.

7.  Колесникова Е.В. Тесты для детей 5 лет. М.: Ювента, 2001.

8.  Колесникова Е.В. Готов ли ваш ребёнок к школе? Тесты. М.: Ювента, 2007.

     9.  Скворцова И.В. Логопедические игры. М.: ОЛМА, 2008.

  1. Ткаченко Т.А. Звуковой анализ и синтез. М.: Книголюб, 2007.
  2. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. М.: Книголюб, 2000.

12.Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. М.: Книголюб,

     2005.

13.Теремкова Н.Э. Домашние логопедические задания для детей с ОНР.  М.: Гном, 2007.