ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ».
календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему

План по самообразованию поможет воспитателям, работающим с детьми с нарушенным слухом составить работу по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ».

                                                                                            ВОСПИТАТЕЛЬ:

                                                                                             ЕГОРОВА И.М.

                                        Г.НИЖНЕВАРТОВСК

                                        2013-2014 учебный год

ТЕМА: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ».

ЦЕЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ:

Повышение своего теоретического мастерства и компетентности.

ЗАДАЧИ: изучение необходимой литературы, посещение МО, пед.советов, дополнительная работа с детьми: наблюдения, исследования, диагностика знаний дошкольников по обозначенной теме.

АКТУАЛЬНОСТЬ: экологическое воспитание детей с нарушенным слухом – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

ПЛАН РАБОТЫ:

Первый этап- подготовительный: определение основных целей, сбор необходимой информации;

Второй этап- организационный: планирование предстоящей работы. Привлечение родителей к предстоящей творческой работе;

Третий этап- практический: взаимопосещения занятий, оснащение уголка природы;

Четвёртый этап- заключительный: определения результата деятельности, выводы, представление презентации.

Ожидаемые результаты:

для детей:

- сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту;

-ответственное отношение детей к окружающей среде.

для педагога:

- повышение теоретического уровня и профессионализма.

Младший дошкольный возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире.

Взяв детей младшей группы в 2013 году (сентябре месяце) я поставила перед собой задачу – заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Даю ребятам понятия о том, что растения и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная ёлка плачет и просит о помощи. Дети с нарушенным слухом понимают всё буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают всё то, что говорит и делает воспитатель.

Воспитание не станет экологическим, если уже в младшем дошкольном возрасте дети не поймут, что комнатным растениям нужна вода, птицам нужны зёрна.

Занятия строю по принципу отражения конкретной темы и образа. В центре внимания этих занятий – нравственное поведение ребёнка: полюби, порадуйся, не обижай, помоги, не трогай.

Отправляясь в путешествие «в лес», стараюсь настроить детей на улыбку, на уважительное отношение ко всем, с кем мы повстречаемся. Так приятно, когда видишь, как у ребёнка загораются глаза добрым блеском! Такие сознания создают предпосылки для раскрытия эмоционального потенциала детей с нарушением слуха, воспитания элементарного экологического сознания.

Камни, песок, вода всегда присутствуют в группе. Вместе с детьми изучаем их свойства, дети играют с ними, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику.

Малыши играют с водой и песком: пересыпают его из ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и откапывают их, строят горки, дорожки и др.; проводят простые эксперименты: льют, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки. Видят и уже понимают, какие предметы не тонут в воде; из какого песка можно лепить и строить, а из какого – нет (использую таблички при работе с глухими детьми).

Опыты и наблюдения повторяются, усложняются, из группы переносятся в природную среду и наоборот. Проводимые занятия дают возможность обобщить материал, а также оставляют яркий след в душе ребёнка.

Воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать её красоту – одна из важных задач. В этой работе первыми помощниками детей должны стать родители.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера а поведении взрослых. Поэтому значительное внимание уделяю работе с родителями. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые.

Заметное влияние на воспитание детей с нарушенным слухом оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Наши дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это. Именно потому, прежде чем начать экологическую работу с детьми я стала привлекать родителей к данной проблеме.

Также эффективность решения задач экологического воспитания зависит от многократного их использования. Они способствуют формированию у глухих дошкольников отчётливых знаний об окружающем мире.

Так постепенно в процессе работы стараюсь воспитывать у детей доброту, отзывчивость, любознательность, любовь к родной природе, желание заботиться о ней.

В конце хочется сказать:

Природа – великий учитель,

Она преподносит нам уроки мудрости, учит справедливости,

Труду, терпению, скромности, чистоте.

План занятий в группе 1 года обучения по теме: «Знакомство с неживой природой: песком, камнями, водой».

         сентябрь

          октябрь

          ноябрь

1.Занятие «Домик из песка для черепашки».

Цель:  знакомство с песком и его свойствами: сухой-сыплется; мокрый-лепится.

2.Занятие «Солнышко для черепашки».

Цель: знакомство с камнями и со свойствами камней: твёрдые, тяжелее песка. Каждый ребёнок «рисует» камешками солнышко для черепашки.

1.Занятие «Дорожка для змейки».

Цель: закрепить знания о песке и его свойствах: сухой песок – сыплется, а на мокром песке остаются следы от змейки.

2.Игра «Что как плавает».

Цель: закрепление свойств камней. Сравниваем камень с деревянной палочкой: что легче, что тяжелее, что тонет, что плавает.

1.Игра «Достань камешек».

Цель: закрепление свойств камней по форме, развитие внимания.

2.Наблюдение за водой (в тазике).

Цель: знакомство со свойствами воды: водой моем руки, лицо, чтобы были чистыми.

         декабрь

           январь

           февраль

1.Занятие «Печём печенье».

Цель: закреплять умение манипулировать сухим и влажным песком; стимулирование работы воображения, проявление творческих возможностей; обучение использования камней для украшения печенья.

2.Игра «Горячий – холодный».

Цель: закрепление свойств воды: горячая холодная.

1.Прогулка «Волшебный снежный ком».

Цель: закрепление знаний свойств песка: он лепится; из него можно скатать комок.

2.Игры простые опыты с водой.

Цель: показать, что вода чистая, но её можно сделать грязной.

1.Занятие «Дом для рыбок».

Цель: ознакомление с устройством аквариума: дно засыпано песком; камни тонут (большие и маленькие); вода чистая.

2.Игра – опыт «Зачем комнатным растениям вода?»

Цель: формирование представления о том, что без воды растения засыхают; всё живое любит чистую воду.

           март

           апрель

                май

1.Игра «Найди шарик».

Цель: закрепление знаний о свойствах песка.

2.Наблюдение- как веточки пьют воду.

Цель: объяснение детям, что веточка живая, пьёт водичку, на ней распускаются листочки.

1.Наблюдение за водой в природе.

Цель: дать возможность детям убедиться в том, что вода в природе бывает в разных состояниях: лужа – это вода, сосулька – тоже вода.

Наблюдаем за сосульками.

Они тают на солнышке.

Если подержать сосульку в руке – она тоже растает, получится тоже вода.

2.Занятие «Волшебная сосулька».

Цель: закрепление знаний свойств льда (сосулька): холодная, в тепле лёд тает и получается вода.

1.Игры в песочнице с пасочками.

Цель: закрепление свойств песка.

2.Занятие «Всё о воде».

Цель: закрепление свойств воды: чистая, горячая, холодная; ещё раз повторить вопрос о том, кому нужна вода.

Игра «Достань камешек».

Цель: закрепление свойств камней. Различать камни по форме и величине.

Развитие внимания, координации движений.

Словарь: камень. Какой по форме? Круглый, овальный. Какой по     величине?

Содержание: На дно ёмкости с водой педагог выкладывает несколько камешков. Затем предлагает ребёнку достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень, рассматривает его с детьми. Затем камешек опускается на дно, и ребёнок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек. Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому педагог может немнго помчь ребёнку.

Игра «Тёплый – холодный».

Цель: закрепление знаний свойств воды: чистая, тёплая, холодная.

Словарь: Что это? Вода. Какая вода? Чистая, тёплая, холодная. Мяч, утка, рыба, кораблик.

Содержание: Необходимы игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого, желательно резиновые и пластмассовые (например, мячики небольшие – жёлтые и красные, синие и зелёные, утята и рыбки, кораблики и т.д.).

Педагог наполняет одну ёмкость тёплой водой, другую- холодной. Говорит ребёнку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки в тёплой. Давай их искупаем».

Малыш опускает утят в ёмкость с холодной водой, а рыбок – в ёмкость с тёплой водой. После проводим работу с табличками.

Игра «Найди шарик».

Цель: закрепление знаний о свойствах песка; знакомство с качествами предметов- размером, формой.

Словарь: Что это? Шарик, кубик. Какой формы? Круглой, квадратной. Большой, маленький.

Содержание: Педагог закапывает в песок небольшой шарик и просит ребёнка найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах у ребёнка, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого. Постепенно усложняя задачу, педагог закапывает два предмета, например шарик и кубик, а затем просит найти кубик. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.

Игра «Что как плавает».

Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов.

Словарь: камень, палочка, ложка, ткань, кораблик. Плывёт.

Содержание: Для игры – экспериментирования нужен набор предметов из разных материалов (скорлупка из грецкого ореха, деревянная палочка, камешек, ложка, лоскуток ткани и др.)

Педагог предлагает ребёнку постепенно опускать все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Будет плавать. Отпусти в воду. Плывёт. У нас ещё есть предметы. Они тоже хотят плавать. Отпусти их. Во время игры педагог обязательно просит ребёнка назвать предмет (найти нужную табличку) и помогает комментировать действия.

НОД по ознакомлению с окружающим миром в группе 1 года обучения.

Тема: «Волшебная сосулька».

Программное содержание:

Закрепить знание свойств льда: холодный, в тепле тает и получается вода; знание свойств воды: холодная, тёплая.

Учить детей рисовать сосульку, упражнять в изображении треугольной формы.

Предварительная работа:

Наблюдение за сосульками на прогулке; рассматривание сосулек, иллюстраций о весне.

Материал:

Сосулька, пустая тарелочка, гуашь, кисточки, стаканчики с водой, листы бумаги синего цвета.

Словарь:

Что это? Сосулька. Какая? Холодная. Краска, кисточка, вода, бумага.

В тепле сосулька тает.

Вода холодная.

Вода тёплая.

Какой формы сосулька? Треугольной. Будем рисовать. Делайте как я. Молодцы!

Ход непосредственной образовательной деятельности :

В гости приходит мишка и приносит детям сосульку, которая лежит на тарелочке под салфеткой.

Что там? Что это? (мишка показывает детям сосульку).

Дети с мишкой рассматривают сосульку.

Ребята! Какая сосулька? Холодная. Посмотрите! Я подержала сосульку в руке, что с ней происходит? Верно, сосулька тает. Рука тёплая, а она холодная.

Алёша! Возьми сосульку. Твоя рука тёплая и сосулька тает. Получается вода.

Никита! Что получается? Вода.

Ребята! Посмотрите на сосульку. Какой формы сосулька?

Герман!  Какой формы? Треугольной. Молодец!

А сейчас сядьте за столы. Будем рисовать. Давайте нарисуем сосульку. Делайте как я. Молодцы! Что мы делали? Мы рисовали.

Смотрите! Пока мы рисовали сосульку, она растаяла и получилась вода.

Дети! Мишка мне сказал, чтобы вы потрогали эту водичку.

Какая она? Холодная или тёплая? Молодцы!

Мишка с нами прощается. Пока. Мне у вас очень понравилось. Скоро ещё приду.