Формирование единой речевой среды для развития речи дошкольников.
консультация (старшая группа) на тему

Родионова Ирина Юрьевна

Консультация для педагогов и родителей из опыта работы воспитателя  логопедической  группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon edinstvo_predmetno_razvivayushchey_sredy.doc337 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование единой речевой среды для развития  речи дошкольников.

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…

- заметила в своё время Е. И. Тихеева.

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, при планировании и обсуждении рисунка, наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его приятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Речевое  развитие ребенка дошкольного возраста успешно формируется в условиях предметно-развивающей среды, которая обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка.

Для создания условий познавательно-речевого развития дошкольников в соответствии с нормативным документом, в нашей группе мы соблюдаем следующие принципы:

– информативность, предусматривающая разнообразие тематики материалов и оборудования для активизации воспитанников во взаимодействии с предметным окружением. В соответствии с зонированием, в группе выделена зона для познавательно-речевого развития детей. Она обозначена эмблемой, которая дает детям информацию о видах деятельности в данной зоне. Рядом с зоной «Книжный уголок» расположена зона «Изодеятельности», которая способствует тому, что дети могут выразить свои впечатления от общения с книгой в практической деятельности. Театрализованный уголок играет важную роль в овладении детьми навыками разговорной диалогической речи. Зона настольных игр, экологическая зона, зоны конструирования, сюжетно-ролевых игр расширяют возможности детей взаимодействовать в различных видах детской деятельности, основной их которых является игра.

– вариативность, которая определяется общеразвивающим видом образовательного учреждения, в нашем случае, приоритетным художественно-эстетическим направлением в развитии дошкольников, региональными особенностями, культурными традициями. В соответствии с приоритетным направлением деятельности дошкольного учреждения, педагоги уделяют большое внимание эстетическому оформлению помещений приемной и группы, привлекая к этой деятельности детей и родителей. Регулярно в приемной группы оформляются выставки с творческими семейными работами воспитанников, в которых отражается тематика нашего региона. Региональные особенности также учитываются в оформлении группы, в игровых и иллюстративных материалах, которые способствуют развитию познавательно-речевых навыков дошкольников.

– полифункциональность, предусматривающая обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды. Данный принцип реализуется благодаря комплексно-тематическому планированию и интеграции образовательных областей. Предметно-развивающая среда преобразуется в соответствии с темой недели – оформляются уголки, детям предоставляется игровой материал, который послужит развитию и закреплению определенных познавательно-речевых способностей.

– педагогическая целесообразность, которая позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить самовыражение воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка. В виду ограниченности пространства в группе, педагоги следят за тем, чтобы не перегружать зоны чрезмерным количеством информации, игровых материалов. Вместо этого вдумчивое наполнение игровых зон позволяет повысить эффективность их использования и получить более качественный результат.

– трансформируемость, обеспечивающая возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющая, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Трансформируемость предметно-развивающей среды нашей группы происходит в основном за счет рационального размещения столов, использования мольбертов. Если воспитатель планирует индивидуальную работу, закрепление навыков организованности, то столы стоят рядами. Если планируется совместная деятельность, которая требует терпения и настойчивости, мебель располагают в виде полукруга, или квадрата. Часто воспитатели обходятся и вовсе без столов: во время беседы, дидактических игр, дети садятся прямо на ковер. Планируем использовать переносные легкие ширмы и домик-перегородку для разделения пространства группы, что в свою очередь повысит заинтересованность детей и предоставит возможность развить коммуникативные умения.

Таким образом, соблюдение принципов организации предметно-развивающей среды группы способствует развитию познавательно-речевых навыков детей.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.

Мы  особое внимание стараемся уделять предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей.

Занятия в уголке речевого развития воспитатель проводит во второй половине дня по заданию учителя-логопеда. С детьми отрабатывается артикуляция звуков, автоматизация в словах на предметных картинках, составляются предложения и небольшие рассказы с этими словами. Работа с детьми  в этом уголке способствует развитию всех сторон речевой системы: это обогащение словарного запаса, дети учатся правильно строить высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы.

В свободной игровой деятельности дети самостоятельно занимаются в уголке: делают гимнастику для языка, играют в игры на развитие воздушной струи, берут обводки, шнуровки, мозаики, пазлы, называют картинки в звуковых альбомах, играют в логопеда.

Книжный уголок

Здесь представлены любимые детские сказки и рассказы по лексическим темам, а также иллюстративный материал, фотографии детских писателей. Вместе с детьми мы систематически организовываем выставки произведений того или иного автора (например, к юбилейным датам), проводим литературные викторины и конкурсы.

Наряду с художественной литературой в книжном уголке представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников, кроссворды, ребусы в соответствии с возрастом детей. Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу, картинки, иллюстрации по своему желанию.

Можно работать над интонационной выразительностью речи. Также дети делают первые шаги в чтении, знакомятся с пословицами и поговорками, крылатыми фразами, учатся объяснять их и применять в самостоятельной речи. Отрабатывается как диалогическая форма речи, так и монологическая. 

Музыкально-театральный уголок  представлен набором детских музыкальных инструментов, звучащих игрушек, игр, направленных на ознакомление с различными музыкальными жанрами, портреты известных композиторов. Есть также аудиотехника, фонотека. Играя с музыкальными инструментами, дети учатся слышать различные звуки, отличать их по высоте, силе, что может способствовать развитию не только музыкального слуха, но и фонематического (а это важно при подготовке к обучению грамоте).

Также здесь расположились сказочные персонажи, выполненные из различных материалов. Дети с удовольствием с ними играют. Учатся правильно выстраивать фразы при инсценировке, перевоплощаются в различных героев, меняя при этом интонацию, голос. Театрализованные игры развивают уверенность в себе, коммуникабельность.

В группе находится разнообразный строительный материал, который находится в свободном доступе для детей. Для построек имеются образцы моделей, схемы, фотографии, рисунки. Дети с большим удовольствием строят. Здесь удобно проводить игры, в процессе которых дети учатся понимать значения предлогов и употреблять их в речи.

Уголок  экспериментирования.  В данном уголоке  размещен разнообразный материал для экспериментирования, дидактические игры, модели, детские работы из природного материала, разные виды коллекций. В процессе выполнения опытов и исследований дети учатся составлять предложения по демонстрируемым действиям, составлять небольшие рассказы, размышлять, рассуждать и доказывать.

Материал для сенсорного развития детей представляет собой : звучащие игрушки, игрушки-заместители, клубочки, катушки, шнуровки и многое другое, способствующее развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, развитию психических процессов.

Уголку  «Художественная мастерская» отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей мелки, акварель, гуашь,
дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон и т. д. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла. Работа в этом уголке способствует развитию мелкой моторики, развивает речевое творчество детей.

Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки — транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жилет и жезл регулировщика, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит настольный коврик с разметкой улиц и дорог.

Уголок занимательной математики — удобное рабочее место, где ребята играют в дидактические и настольные игры. Для выполнения индивидуальных и подгрупповых упражнений используются магнитная доска, фланелеграф. Занимаясь математикой, можно работать над грамматическим строем речи, пространственно-временными представлениями, связной речью.

Наиболее успешно мы используем такие формы как игры – занятия, индивидуальные занятия. К каждому занятию подходим творчески, тщательно его подготавливаем, используем много наглядного материала, используем много игр и игровых упражнений. Использование элементов двигательной активности, драматизации делает занятия более живым, интересным, результативным.

В группу приобретен телевизор, вследствие чего на занятиях мы широко используем  информационные коммуникативные технологии.

В уголке для родителей выставляется материал с рекомендациями по речевому развитию детей в семье, указывается перечень игр по познавательно-речевому развитию в соответствии с лексическими темами, заучиванию стихов, пословиц, поговорок, чистоговорок. Запланированы консультации «Познавательно-речевое развитие детей» с рекомендациями по созданию развивающей среды дома, «Роль игрушки в познавательно-речевом развитии ребенка».

Огромную помощь в работе с родителями оказывают совместная проектная деятельность и родительские собрания. Каждое родительское собрание стараемся провести в нетрадиционной форме, с показом фрагментов занятий, презентаций. Вместе с родителями обновляем предметно-развивающую среду группы приобретаем игры и пособия, готовим костюмы к театрализованным праздникам, посещаем музеи. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием познавательно-речевого развития ребенка.

Список литературы:

1. Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду [Текст] : /Т.Анохина //Дошкольное воспитание. - 1999. - №5. – С.32 – 34.

2. Железнова С.В. К вопросу об организации развивающей предметной среды в дошкольном учреждении / Дошк. образоват. учрежд. № 122 “Солнышко” г. Тольятти [Текст] : /С.В.Железнова, Т.А.Фалькова. - Ульяновск, 2001. - 72 с.

3. Новоселова С. Развивающая предметная среда [Текст] : Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах /С.Новоселова. – М.: Просвещение, 2001. – 89 с.

4. Родионова О.Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук /О.Р. Родионова. - М., 2000. - 18 с.

5. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст] : /Н.А.Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2004. -174 с.