Методическая разработка проекта "Что за чудо эта сказка"
методическая разработка (старшая группа) на тему

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Что за чудо эта сказка».

Тип проекта: творческий.

Участники: дети старшей группы, их родители, педагоги группы.

Продолжительность проекта: 3 недели ( краткосрочный ).                                

 

1.                     Аналитико-прогностическое обоснование проекта.

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе .Снижающийся уровень бытовой культуры ,широкое распространение бульварной литературы ,бедное ,безграмотное «говорение» с экранов телевизоров , агрессивно -примитивая речь – все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем  экологическая .Поэтому показатели речи должны быть в центре внимания взрослых. А сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста ,имеющим нарушения речи. Однажды сидя с детьми в темное время суток, дети с тревожностью спросили меня  : « Баба-яга существует?». « Она злая?», « А как узнать где она живет?». Так началось обсуждение возможных путей решения проблемы ( дети предлагали сходить в библиотеку , прочитать с родителями сказки ,посмотреть мультфильмы .нарисовать бабу-ягу…)

2.                     Концепция проекта

Так был разработан и реализован творческий проект «Что за чудо эта сказка».

Цель проекта – развитие высших эмоций у детей дошкольного возраста посредством создания новых форм сотворчества.

                                                             Задачи:

-         Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку..

 

-         Развивать интерес детей к художественной литературе.

-         Продолжать  воспитывать чуткость к художественному слову.

-         Углублять представление детей об окружающей действительности.

-         Поощрять посильное участие детей в подготовке мини-спектакля « Бабка Ёжка ».

-       Формирование информационные умения и навыки, выявлять проблему, самостоятельно искать нужное решение и анализировать полученные результаты.

-       Поддерживать инициативу в организации и планировании совместных познавательных действий  со сверстниками в ходе работы над проектом.

-       Предоставлять детям возможность обмениваться информацией, передавать и представлять результаты поиска информации.

-       Создание условий для детского творчества.

 

Условия реализации проекта:

¾                   Использование в проектной деятельности приемов интеграции разных видов детской деятельности.

¾                   Организация включения в систему работы всех участников образовательного процесса – педагог, дети, родители.

 

Основные направления деятельности ДОУ в период реализации проекта:

Внедрение проекта «Что за чудо эта сказка» проходило в несколько этапов. Первым этапом стал подготовительно – проектировочный этап:

¾                   Консультация, семинар для педагогов;

¾                   Подбор методической литературы, наглядного оформления;

¾                   Разработка занятий, подбор пособий.

 

Второй этап информационно – просветительский этап проекта -  обеспечивает введение участников образовательной деятельности в проблему:

¾                   Ознакомление детей и родителей с проблемой, постановка цели и задач;

¾                   Анкетирование (опрос) родителей;

¾                   Консультация, беседы;

¾                   Наглядная информация.

 

Третий этап – основной:

¾                   Работа с родителями.

¾                   Организация самостоятельной деятельности с детьми;

¾                   Игры и развлечения ;творческие работы в виде рисунков.

 

Заключительный этап состоял из двух компонентов:

¾                   Постановка мини-спектакля «Бабки Ёжки  ».

¾                   Проведение спортивного досуга «День рождение Бабы-Яги».

Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы развития высших эмоций у детей дошкольного возраста посредством создания новых форм сотворчества. Основными формами работы  являются непосредственная образовательная деятельность, игры. Дети  через игры узнают , что такое докучные сказки, какие бывают потешки , дразнилки , .

Средствами формирования высших эмоций у дошкольников являются дидактические и сюжетно-ролевые игры, художественная литература, продуктивная и творческая деятельность.

Любой проект невозможен без поддержки и помощи родителей. С целью привлечения родителей были использованы самые разные методы и приемы как традиционные родительские собрания, беседы, выставки детских работ.. Родители стали активными участниками проекта «Что за чудо эта сказка.». Проект предполагает формировать интерес к сказкам. вместе с ребенком участвовать  в изготовлении костюмов для персонажей ,атрибутов для праздника(фонарей). С этой целью целесообразно проведение ряд бесед с родителями, в которых им дадутся рекомендации о том, как правильно отвечать на детские вопросы, на какие темы можно поговорить с детьми  во время возвращения из детского сада и прогулок.

3.                Стратегия и тактика проектных действий

Этапы

Задачи этапа

Совместная деятельность взрослого и детей

Временной отрезок

Подготовительно – проектировочный этап

1.Определить содержание, формы работы с детьми, с родителями.

2.Изучить состояние проблемы отношений ребенка и  родителей  в научно-методической литературе.

3.Подобрать и разработать конспекты образовательной деятельности, бесед, игр для работы с детьми.

 

Работа с педагогами

-  Проведение консультации на тему «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка».

-  Проведение семинара «Воспитание сказкой».

-  Анализ методического обеспечения, подбор и составление картотеки методической литературы.

-  Проблема: «Существует ли Баба Яга?». «Баба Яга злая или добрая?» «А как мы сможем узнать, где живет Баба Яга?».

 

1-3 день

проекта

Информационно – просветительский этап

1.Изучить состояние знаний родителей о необходимости формирования эмоционального отношения к литературным произведениям .

2. Выявить  знают ли дети сказки.

3.Создать условия для творческой деятельности детей.

4.Способствовать возникновению желания у детей больше узнать о сказках.

5.Помочь родителям осознать значимость взаимодействия с ребенком дошкольного возраста каждого из родителей.

6.Расширить знания родителей о том . как важно прививать интерес к чтению.

-Использование « Звездочки- подсказки». Поиск информации в интернете, спросить у родителей, сходить в библиотеку, посмотреть мультик. прочитать в книге.вездочказка

-  Интервью родителей  на тему: « Читаете ли вы сказки детям?» Создание словарика « маленьких сказочных человечков» Знакомство с докучными сказками о Бабе-Яге. Разучивание  потешек, дразнилок.

-   Сочинение сказок ,  составление авторских книг(сказка маленького человечка).

-  Консультация для родителей «Путешествие в мир сказок».

Знакомство с техникой теневого театра.

- Разучивание пальчиковых игр.

2 неделя.

Основной этап

1.Обогащать и расширять знания детей о сказках .

2. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу, коммуникативные навыки.

3. Формировать умения детей отражать свои знания, впечатления в продуктивных видах деятельности.

4. Обогащать детско-родительские отношения опытом ведения совместной поисковой и творческой деятельности.

 

-  Организация цикла бесед: «О добре и зле», «Хорошие и плохие поступки»

 .

.

-  Ситуации общения «Полезные советы» по теме: «Сказка ложь да в ней намек…»

.

-  Творческие сочинения детей на тему «Если бы я увидел Бабу Ягу».

-  Домашнее задание «Придумай новый конец знакомой сказки » (совместно с родителями).

-  Художественное творчество:

* Рисование «Портрет Бабы Яги».

*Рисование по прочитанным сказкам.

*Лепка «Полюбившиеся сказочные герои».

*Аппликация «Избушка на курьих ножках.».

-  Чтение художественной литературы: серия сказок о гномах «Красные колпачки», «Белоснежка и семь гномов», «Первая сказка». отгадывание загадок.

-  Чтение сказок о Бабе Яге..

__-Показ теневого театра « Колобок - ледяной бок»________

Игры на развитие творческого воображения ,фантазии «.Встречи героев», «Новые сказки», « Звукорежисёры »,

-  Сбор материала, подготовка, оформление мини – спектакля  «Бабки Ёжки ».

Сюжетно-ролевая игра «Баба Яга»

Совместное изготовление атрибутов для праздника (фонарей) с родителями.

3

неделя

Заключительный этап

1.Закрепить знания детей о сказках..

2. Сформировать знания детей об окружающей действительности.

3.Совершенствовать двигательные навыки, способствовать возникновению желания заботиться о своем здоровье и участвовать в спортивных мероприятиях.

Показ мини-спектакля «Бабка – Ёжка »

Спортивный досуг: «День рождения Бабы Яги».

.

последний день проекта

 

4.                Ожидаемые результаты проекта:

для детей:

Дети стали эмоциональнее и активнее воспринимать сказку.

Развился интерес к художественной литературе.

Дети проявляли  чуткость к художественному слову.

Сформировалось  представление об окружающей действительности.

Дети с удовольствием принимали участие в подготовке мини-спектакля «Бабка Ёжка».

У детей сформировались информационные умения и навыки .умение выявлять проблему .самостоятельно искать нужное решение и анализировать полученный результат.

Дети проявляли инициативу в организации и планировании совместных познавательных действий со сверстниками в ходе работы над проектом.

Дети обменивались информацией в ходе работы над проектом.

Были созданы все условия для детского творчества.

.

для родителей:

Родители принимали активное участие в подготовке мини-спектакля : «Баба Яга».

- для педагогов:

ü      Повысился  уровень профессиональной компетенции  педагогов в вопросах детско – родительских отношений.

-Использовались   активные  формы взаимодействия  с семьей.

5.   Ресурсная база проекта:

        Материально-технические ресурсы..

·     энциклопедии, справочники, иллюстрации и другую информационная литература;

·     материалы для оформления результатов (карандаши, фломастеры, листы бумаги, ручки, фотоаппарат,  звездочка-подсказка, костюм Бабы Яги , сказки о Бабе Яге).

Программно-методические ресурсы:

1.Гуровичь Л.М. «Ребенок и книга» - СПБ; Издательство «Акцент».1996г.

2.Гриценко.З.А. «Ты детям сказку расскажи…»Методика приобщения детей к чтению .-М ; Линка-пресс.2003г.

3.Программа воспитания и обучения в .детском саду .под редакцией М.А.Васильевой .В.В.Гербовой ,Т.С.Комаровой .-М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника..2004.-208с.

6.     Возможные риски и способы их преодоления

Риск:  слабое взаимодействие всех участников педогогического процесса в развитии высших эмоции у детей дошкольного возраста.

Способ преодоления: внедрить новые традиции проведения праздников в детском саду.

Риск: низкая активность родителей в проектной деятельности.

Способ преодоления:  участие в изготовлении костюмов для персонажей,  атрибутов для праздника (фонарей).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_chto_za_chudo_eta_skazaka1.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Что за чудо эта сказка».

Тип проекта: творческий.

Участники: дети старшей группы, их родители, педагоги группы.

Продолжительность проекта: 3 недели ( краткосрочный ).        

  1. Аналитико-прогностическое обоснование проекта.

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе .Снижающийся уровень бытовой культуры ,широкое распространение бульварной литературы ,бедное ,безграмотное «говорение» с экранов телевизоров , агрессивно -примитивая речь – все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем  экологическая .Поэтому показатели речи должны быть в центре внимания взрослых. А сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста ,имеющим нарушения речи. Однажды сидя с детьми в темное время суток, дети с тревожностью спросили меня  : « Баба-яга существует?». « Она злая?», « А как узнать где она живет?». Так началось обсуждение возможных путей решения проблемы ( дети предлагали сходить в библиотеку , прочитать с родителями сказки ,посмотреть мультфильмы .нарисовать бабу-ягу…)

  1. Концепция проекта

Так был разработан и реализован творческий проект «Что за чудо эта сказка». 

Цель проекта – развитие высших эмоций у детей дошкольного возраста посредством создания новых форм сотворчества.

                                                             Задачи:

  • Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку..

  • Развивать интерес детей к художественной литературе.
  • Продолжать  воспитывать чуткость к художественному слову.
  • Углублять представление детей об окружающей действительности.
  • Поощрять посильное участие детей в подготовке мини-спектакля « Бабка Ёжка ».
  • Формирование информационные умения и навыки, выявлять проблему, самостоятельно искать нужное решение и анализировать полученные результаты.
  • Поддерживать инициативу в организации и планировании совместных познавательных действий  со сверстниками в ходе работы над проектом.
  • Предоставлять детям возможность обмениваться информацией, передавать и представлять результаты поиска информации.
  • Создание условий для детского творчества.

Условия реализации проекта:

  • Использование в проектной деятельности приемов интеграции разных видов детской деятельности.
  • Организация включения в систему работы всех участников образовательного процесса – педагог, дети, родители.

Основные направления деятельности ДОУ в период реализации проекта:

Внедрение проекта «Что за чудо эта сказка» проходило в несколько этапов. Первым этапом стал подготовительно – проектировочный этап:

  • Консультация, семинар для педагогов;
  • Подбор методической литературы, наглядного оформления;
  • Разработка занятий, подбор пособий.

Второй этап информационно – просветительский этап проекта -  обеспечивает введение участников образовательной деятельности в проблему:

  • Ознакомление детей и родителей с проблемой, постановка цели и задач;
  • Анкетирование (опрос) родителей;
  • Консультация, беседы;
  • Наглядная информация.

Третий этап – основной:

  • Работа с родителями.
  • Организация самостоятельной деятельности с детьми;
  • Игры и развлечения ;творческие работы в виде рисунков.

Заключительный этап состоял из двух компонентов:

  • Постановка мини-спектакля «Бабки Ёжки  ».
  • Проведение спортивного досуга «День рождение Бабы-Яги».

Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы развития высших эмоций у детей дошкольного возраста посредством создания новых форм сотворчества. Основными формами работы  являются непосредственная образовательная деятельность, игры. Дети  через игры узнают , что такое докучные сказки, какие бывают потешки , дразнилки , .

Средствами формирования высших эмоций у дошкольников являются дидактические и сюжетно-ролевые игры, художественная литература, продуктивная и творческая деятельность.

Любой проект невозможен без поддержки и помощи родителей. С целью привлечения родителей были использованы самые разные методы и приемы как традиционные родительские собрания, беседы, выставки детских работ.. Родители стали активными участниками проекта «Что за чудо эта сказка.». Проект предполагает формировать интерес к сказкам. вместе с ребенком участвовать  в изготовлении костюмов для персонажей ,атрибутов для праздника(фонарей). С этой целью целесообразно проведение ряд бесед с родителями, в которых им дадутся рекомендации о том, как правильно отвечать на детские вопросы, на какие темы можно поговорить с детьми  во время возвращения из детского сада и прогулок.

  1. Стратегия и тактика проектных действий

Этапы

Задачи этапа

Совместная деятельность взрослого и детей

Временной отрезок

Подготовительно – проектировочный этап

1.Определить содержание, формы работы с детьми, с родителями.

2.Изучить состояние проблемы отношений ребенка и  родителей  в научно-методической литературе.

3.Подобрать и разработать конспекты образовательной деятельности, бесед, игр для работы с детьми.

Работа с педагогами

  • Проведение консультации на тему «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка».
  • Проведение семинара «Воспитание сказкой».
  • Анализ методического обеспечения, подбор и составление картотеки методической литературы.
  • Проблема: «Существует ли Баба Яга?». «Баба Яга злая или добрая?» «А как мы сможем узнать, где живет Баба Яга?».

1-3 день

проекта

Информационно – просветительский этап

1.Изучить состояние знаний родителей о необходимости формирования эмоционального отношения к литературным произведениям .

2. Выявить  знают ли дети сказки.

3.Создать условия для творческой деятельности детей.

4.Способствовать возникновению желания у детей больше узнать о сказках.

5.Помочь родителям осознать значимость взаимодействия с ребенком дошкольного возраста каждого из родителей.

6.Расширить знания родителей о том . как важно прививать интерес к чтению.

-Использование « Звездочки- подсказки». Поиск информации в интернете, спросить у родителей, сходить в библиотеку, посмотреть мультик. прочитать в книге.

  • Интервью родителей  на тему: « Читаете ли вы сказки детям?» Создание словарика « маленьких сказочных человечков» Знакомство с докучными сказками о Бабе-Яге. Разучивание  потешек, дразнилок.
  •  Сочинение сказок ,  составление авторских книг(сказка маленького человечка).
  • Консультация для родителей «Путешествие в мир сказок».

Знакомство с техникой теневого театра.

- Разучивание пальчиковых игр.

2 неделя.

Основной этап

1.Обогащать и расширять знания детей о сказках . 

2. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу, коммуникативные навыки.

3. Формировать умения детей отражать свои знания, впечатления в продуктивных видах деятельности.

4. Обогащать детско-родительские отношения опытом ведения совместной поисковой и творческой деятельности.

  • Организация цикла бесед: «О добре и зле», «Хорошие и плохие поступки»

 .

.

  • Ситуации общения «Полезные советы» по теме: «Сказка ложь да в ней намек…»

.

  • Творческие сочинения детей на тему «Если бы я увидел Бабу Ягу».
  • Домашнее задание «Придумай новый конец знакомой сказки » (совместно с родителями).
  • Художественное творчество:

* Рисование «Портрет Бабы Яги».

*Рисование по прочитанным сказкам.

*Лепка «Полюбившиеся сказочные герои».

*Аппликация «Избушка на курьих ножках.».

  • Чтение художественной литературы: серия сказок о гномах «Красные колпачки», «Белоснежка и семь гномов», «Первая сказка». отгадывание загадок.
  • Чтение сказок о Бабе Яге..

__-Показ теневого театра « Колобок - ледяной бок»________

Игры на развитие творческого воображения ,фантазии «.Встречи героев», «Новые сказки», « Звукорежисёры »,

  • Сбор материала, подготовка, оформление мини – спектакля  «Бабки Ёжки ».

Сюжетно-ролевая игра «Баба Яга»

Совместное изготовление атрибутов для праздника (фонарей) с родителями.

3

неделя

Заключительный этап

1.Закрепить знания детей о сказках..

2. Сформировать знания детей об окружающей действительности.

3.Совершенствовать двигательные навыки, способствовать возникновению желания заботиться о своем здоровье и участвовать в спортивных мероприятиях.

Показ мини-спектакля «Бабка – Ёжка »

Спортивный досуг: «День рождения Бабы Яги».

.

последний день проекта

  1. Ожидаемые результаты проекта:

для детей:

Дети стали эмоциональнее и активнее воспринимать сказку.

Развился интерес к художественной литературе.

Дети проявляли  чуткость к художественному слову.

Сформировалось  представление об окружающей действительности.

Дети с удовольствием принимали участие в подготовке мини-спектакля «Бабка Ёжка».

У детей сформировались информационные умения и навыки .умение выявлять проблему .самостоятельно искать нужное решение и анализировать полученный результат.

Дети проявляли инициативу в организации и планировании совместных познавательных действий со сверстниками в ходе работы над проектом.

Дети обменивались информацией в ходе работы над проектом.

Были созданы все условия для детского творчества.

.

для родителей:

Родители принимали активное участие в подготовке мини-спектакля : «Баба Яга».

- для педагогов:

  • Повысился  уровень профессиональной компетенции  педагогов в вопросах детско – родительских отношений.

-Использовались   активные  формы взаимодействия  с семьей.

  1. Ресурсная база проекта:

        Материально-технические ресурсы..

  • энциклопедии, справочники, иллюстрации и другую информационная литература;
  • материалы для оформления результатов (карандаши, фломастеры, листы бумаги, ручки, фотоаппарат,  звездочка-подсказка, костюм Бабы Яги , сказки о Бабе Яге).

Программно-методические ресурсы:

1.Гуровичь Л.М. «Ребенок и книга» - СПБ; Издательство «Акцент».1996г.

2.Гриценко.З.А. «Ты детям сказку расскажи…»Методика приобщения детей к чтению .-М ; Линка-пресс.2003г.

3.Программа воспитания и обучения в .детском саду .под редакцией М.А.Васильевой .В.В.Гербовой ,Т.С.Комаровой .-М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника..2004.-208с.

  1. Возможные риски и способы их преодоления

Риск:  слабое взаимодействие всех участников педогогического процесса в развитии высших эмоции у детей дошкольного возраста.

Способ преодоления: внедрить новые традиции проведения праздников в детском саду.

Риск: низкая активность родителей в проектной деятельности.

Способ преодоления:  участие в изготовлении костюмов для персонажей,  атрибутов для праздника (фонарей).