Семинар-практикум для воспитателей Как сохранить положительное эмоциональное самочувствие.
методическая разработка на тему

Приймак Наталья Николаевна

Семинар посвящен тому, как возникает стрессовая ситуация не только в жизни взрослого человека, но и ребенка. И какие существуют пути выхода из стрессовой ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_sokhranit_polozhitelnoe_emotsionalnoe_samochuvstvie.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ  (для воспитателей)

Как сохранить положительное эмоциональное самочувствие

I. Беседа.

Что такое стресс?

Стресс (англ.) – «Нажим, давление, напряжение».

А. «Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животного и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров)».

Б. «Это все то, что ведет к старению организма или вызывает болезни».

Какие эмоции, чувства, состояния свойственны человеку при стрессе?

(волнение, беспокойство, угнетение, раздражение, подавленность, апатия, беспомощность, безнадежность, тревога, смятение, злость, страх, усталость, повышенная возбудимость, потеря аппетита).

Приятно ли находиться в таком состоянии?

Стресс иногда бывает необходим. Он позволяет приспособиться к новым условиям, оказывает положительное влияние на работоспособность и творчество. Но стрессовое состояние также является сигналом, оповещением, что следует остановиться, снять напряжение и избавиться от негативных переживаний.

Каковы пути преодоления стресса? (активность)

  1. Спорт.
  2. Хобби: музыка, занятия в саду, коллекционирование.
  3. Релаксационные упражнения.
  4. Дыхательные упражнения.
  5. Общение с друзьями.
  6. Смена обстановки.
  7. Юмор.

II. Практическая часть.

Игра «Корзина фруктов»

Игра «Амстердамский клоун»

Упражнения для снятия эмоционального стресса.

- сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимать кулак с усилием. Затем, ослабить усилие сжатия кулака, сделать вдох. Повторить упражнение 5 раз. Закрытые глаза удваивают эффект. Упражнение выполнять двумя руками одновременно.

- выполнять грецкими орехами круговые движения между ладонями.

- слегка помассировать кончик мизинца.

- поместить орех на кисть руки со стороны мизинца (на ладони) и ладонью другой руки слегка нажать и сделать орехом круговые движения (3 мин.)

- если все проделанные упражнения не принесли облегчения, то сделать несколько физических упражнений (10 прыжков, 10 приседаний).

Психический и физический покой, достигаемый в результате этих упражнений, восстанавливает силы детей, у них возникает приятное расслабление.

III. Работа с детьми.

Могут ли дети испытывать стрессовое состояние? В результате чего?

Заполнение таблицы.

Поведение взрослого

Эмоциональная реакция ребенка

Физические наказания

Эмоциональное отвержение (безразличие, отталкивание)

Неуравновешенность взрослого (то спокойный, то возбужденный)

Неровное отношение (за одно и то же действие его то хвалят, то наказывают)

Противоречивые требования (разные подходы к ребенку со стороны взрослых)

Высмеивание

Неадекватные требования

Характер влияния педагога на воспитанников в зависимости от свойств и качеств личности.

Особенности личности педагога

Возможные негативные

последствия у детей

Неадекватная самооценка, уровень притязаний

Неблагоприятное эмоциональное самочувствие

Высокая конфликтность

Низкий уровень эмпатии

Высокий уровень личностной тревожности, невротичность

Авторитарный стиль общения

Эмоциональная нестабильность

Приветливый, доброжелательный, спокойный тон общения с ребенком не создает почвы для тревожности и страхов. И, наоборот, если ребенок растет в атмосфере ссор, тревожности, напряженности, то начинает испытывать психоэмоциональные проблемы.

Если дети возбуждены, тревожны, чего-то боятся, устали, то необходимо выполнять упражнения по снятию психоэмоционального напряжения.

Этюды – тренировка (напряжение и расслабление) отдельных групп мышц.

На особенности поведения детей влияет тип нервной системы.

Сангвиники активны, у них богата мимика и движения, эмоционально впечатлительны. Такой ребенок легко сходится с людьми, хотя он не отличается постоянством в своих привязанностях.

Холерики энергичны, резки в движениях, у них ярко выражены эмоции. При неблагоприятных условиях дети - холерики становятся вспыльчивыми, неспособными к самоконтролю, раздражительны и агрессивны.

Флегматики характеризуются низкой активностью, медлительностью, спокойствием, постоянством привязанностей. Трудно сходятся с людьми, затрудняются в проявлении своих чувств.

Меланхолики характеризуются низкой активностью, сдержанностью, приглушенностью речи, слабым выражением чувств. На этом фоне может развиваться эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, тревожность и неуверенность в себе. Таких детей пугает новая обстановка и незнакомые люди.

Каждый ребенок в группе занимает определенное положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Степень популярности, которой пользуется ребенок зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими людьми, внешности и пр.

Снятию психоэмоционального напряжения способствуют игры, а также способствуют сплочению, объединению детей, принятию друг друга.

Игры: «Путанка», «Почта», «Клубок», «Сказка по кругу», «Цветик-семицветик», «Сборщики», «Улиточка», «Ладонь в ладонь», «Веселый мячик», «Комплименты», «Игрушки», «Через стекло», «Пошли письмо», «Иголочка и ниточка», «Дракон кусает свой хвост», «Паровозик».

Подготовила педагог-психолог

«МБДОУ «ЦРР – детский сад № 42»

Приймак Наталья Николаевна


КОНСУЛЬТАЦИЯ

(для воспитателей)

Как сохранить психику ребенка здоровой?

Подготовила педагог-психолог

«МДОУ «ЦРР – детский сад № 42»

Приймак Наталья Николаевна


1. Упражнение «Молекулы» - психогимнастика на групповое взаимодействие, создание позитивного эмоционального состояния, благоприятного психологического климата, доверия и принятия друг друга.

2. Беседа

Что такое психика?

Психика – это совокупность ощущений, представлений, чувств, мыслей как отражение в сознании объективной действительности; душевный склад человека.

Важной задачей в воспитании является гармоничное развитие личности. Для этого необходимо, чтобы воспитанник был здоров.

Что такое здоровье?

 (см. приложение 1).

Почему важно сохранять психологическое здоровье?

(см. Приложение 2).

В результате чего (какого отношения) у ребенка нарушается психологическое здоровье? (наказания).

Рисование ребенка, которого наказывают.

Нетерпимое отношение взрослого к ребенку чаще возникает тогда, когда ребенок по тем или иным причинам не соответствует предъявляемым к нему требованиям и в результате начинает раздражать взрослого.

Поступок

Раздражение

Наказание

Взрослым не хватает терпимости, при наличии которой он спокойно реагирует на внешний вид и поведение детей, способен не только принять их качества, в том числе негативные, поведение таким, какие они есть, но и понять, что стоит изменять, а что не стоит; при этом, если он принимает решение об изменении, то делать это постепенно, ненасильственно, не причиняя ущерба личности.

Известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Каждый ребенок очень впечатлителен и опыт взаимодействия получает от взрослых. Следовательно, если педагоги и родители сохраняют свое психическое здоровье, то создать психологический комфорт для детей не составит особого труда.

Варианты создания психологического комфорта в группах детского сада.

3. Упражнение «Зоопарк» - направлено на концентрацию внимания, на координацию движений.

Литература:

  1. Дружинин В.Е. Психическое здоровье детей.
  2. Клепцова Е. Типология терпимого, толерантного и нетерпимого отношения педагогов к детям. /ж. Дошкольное воспитание, 2007, № 4.
  3. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе.
  4. Шавлыгина Ж.А. Создание психологического комфорта в группах детского сада. /ж. Психолог в д/с, 2006. № 2.

Приложение 1

 


Приложение 2



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка"

Очень часто родители не задумываются над тем, как их отношения между собой влияют на развитие и эмоциональное состояние ребёнка....

Семинар-практикум для родителей "Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка"

Семья – это не просто сумма всех ее членов, а сложная система «невидимых» связей и взаимоотношений. Семья – это взаимозависимость одних членов от других: детей от родителей, родителей от бабушек и дед...

Семинар-практикум для родителей "Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка"

Семинар-практикум для родителей "Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка"...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Семинар- практикум для родителей «Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка»

Цель. Привлечь родителей к анализу существующей в собственной семье   эмоциональной атмосферы отношений и тому, как она может влиять на   эмоциональное самочувствие ребенка, настро...

Семинар - практикум для родителей: "Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка"

Жестокое обращение - любые действия или бездействия по отношению к ребенку со стороны родителей или лиц их замещающих, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или условия, ме...