"Удивительные фокусы магнита"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Осипенко Нелли Николаевна
Конспект образовательной деятельности по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udivitelnye_fokusy_magnita.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

по организации опытно-экспериментальной деятельности

с детьми среднего дошкольного возраста

«Удивительные фокусы магнита»

Задачи:

Образовательные:

  • дать представление  о магните и его свойстве притягивать  металлические предметы;
  • формировать умение приобретать знания посредством проведения практических опытов, побуждать детей делать выводы.

Развивающие:

  • развивать у детей наблюдательность, изобретательность, познавательную активность в процессе экспериментирования;
  • обогащать словарь детей существительными (магнит), прилагательными (холодный, твердый, железный, тяжелый), глаголами (притягивает, примагничивает) по теме образовательной деятельности;

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность при работе с водой, осторожность при работе с гвоздиками.

 Материалы:

фартук с карманом;

  • металлические предметы: ложка, ножницы, пинцет, большой гвоздь, отвертка и т.п.
  • магниты разной формы и величины;  
  • коробка с магнетическими и немагнетическими предметами (скрепки, шурупы, монеты, бумага, резиновое кольцо, пуговицы, деревянные палочки, крышки ит.п.)
  • герои: Мышонок и Лягушонок;
  • деревянный конструктор «Домик»;
  • игрушечный молоток;
  • сундучок с гвоздями (кончик гвоздика тупой);
  • искусственная травка;
  • деревянный каркас (имитация деревянного пола и щели в нем);
  • металлический ключ;
  • ёмкость с подкрашенной гуашью (мутной) водой;
  • копеечные монетки (несколько штук);
  • деревянная палочка и веревочка для изготовления удочки;
  • готовые удочки по количеству детей;
  • поднос с салфеткой;

Для продуктивной деятельности детей: картонные полоски с нарисованными фломастером дорожками, магниты по количеству детей, трафареты божьих коровок, бумажные листы, черный и красный карандаши, ножницы, металлические пластинки с приклеенным заранее скотчем.

Ход занятия:

      Дети обращают внимание на одежду воспитателя: фартук с карманом и металлическими предметами не внутри, а снаружи. Удивляются этому «фокусу», высказывают свои предположения. Воспитатель открепляет все предметы и достает из кармана магниты. Предлагает детям рассмотреть их.

Воспитатель: Кто знает, что это такое?

Ответы детей.

Воспитатель: А какой он на ощупь?

Ответы детей:  холодный, твердый, железный, тяжёлый.

Воспитатель:  Магниты – это куски железа разной формы и размера, которые обладают волшебной силой – могут притягивать предметы, примагничивать их. Давайте проверим?

Дети подходят к столу, на котором стоит коробка с предметами из разных материалов. Каждый ребенок берет магнит. Дети собирают предметы, которые притягивает магнит. Затем все дети рассматривают эти предметы, делают вывод, что магнит притягивает только металлические предметы.

Во время игры воспитатель занимает позицию зрителя, предлагая детям самостоятельно сделать выводы, что магнит притягивает только некоторые предметы. В заключении  дополняет и корректирует ответы детей.

Физкультминутка:

Прямо встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на коврик  побежали.

Воспитатель:  А хотите, я расскажу вам сказку?

  Дети садятся на подушечки вокруг воспитателя. Педагог рассказывает им сказку, импровизируя.

Жили-поживали два друга - Мышонок и Лягушонок. Решили они построить себе домик, чтобы жить вместе. Купили строительный материал: доски, гвозди и инструменты. И начали строить. Домик получался красивый, но когда очередь дошла до крыши, не хватило гвоздей. «Мышонок! Неси гвозди», - крикнул Лягушонок, вскарабкиваясь на крышу. Мышонок быстро схватил ящик и заторопился к своему другу. Но нечаянно споткнулся, уронил  ящик с гвоздями, и они все рассыпались по траве. Мышонок стал собирать гвозди, но большая их часть затерялась в траве.

Педагог моделирует данную ситуацию перед детьми: разбрасывает гвозди на искусственной травке.

Воспитатель: Дети, а как мы можем помочь друзьям собрать гвозди?

Воспитатель выслушивает ответы детей и все вместе принимают решение.  Дети собирают гвозди магнитиками.

Воспитатель: Посмотрите, наши друзья даже запрыгали от радости, потому что вы помогли им достроить дом. И помог в этом – магнит.

Только хотели наши друзья зайти в дом.  Да вот незадача! Мышонок не плотно прикрутил порог. И когда стал отпирать дверь, ключик выскользнул из лап и попал в щель.

Педагог моделирует ситуацию перед детьми:  ставится деревянный каркас (имитация деревянного пола и щели в нем). Далее педагог в щель опускает ключик.

 Воспитатель:  А как же нам помочь друзьям быстро достать ключик из щели?

  Педагог выслушивает предложения детей, предлагает наглядно их решить, используя предложенные детьми предметы (палочки, бумажки, небольшой магнит и т.д.). Все решения принимаются как верные.

Воспитатель:  Правильно, ключик можно достать из щели быстро с помощью магнита. Как магнит может помочь для решения  данной ситуации?

Ответы детей: Нужно поднести его к щели, ключик притянется к магниту.

Воспитатель:  Как хорошо все складывается, пора и новоселье праздновать. А какое новоселье без угощения? Побежал Лягушонок в конфетную лавку, да опять споткнулся, упал, и все денежки уронил в лужу. А вода в луже холодная, да еще и грязная. «Ой, что же делать?», - заплакал Лягушонок. «Ребятки, помогите!».

Дети подходят к контейнеру с небольшим количеством мутной воды, педагог раскидывает в него монетки.

Воспитатель:  Давайте подумаем, как выловить все монетки,  не замочив рук?

Воспитатель выслушивает предложения детей, они обсуждают и обосновывают непрактичные варианты, постепенно подходя к рациональному решению проблемы – сделать удочку с магнитом на конце.

 Воспитатель:   Подумайте, как можно сделать удочку?

Дети: Привязать магнит к веревке, другой конец веревки привязать к палочке.

 Педагог под руководством детей делает одну удочку. А детям раздает,  сделанные заранее. Дети вылавливают  монетки со дна тазика и выкладывают их на поднос с салфеткой.

Воспитатель: А интересно, хватит ли друзьям денежек на леденцы? Как узнать сколько их?

Дети: Посчитать.

Пересчитывают монетки, удерживая конечный результат. Отдают их героям сказки.

Воспитатель: У сказки всегда есть конец. Приключения Мышонка и Лягушонка закончились хорошо. А вы им в этом помогли.

 Как у вас получилось собрать гвоздики, достать ключик и выловить монетки?

Дети: С помощью магнита.

Воспитатель: Что может  делать магнит?

Дети: Примагничивать, прилеплять, притягивать, приклеивать.

Воспитатель: На какие предметы способен  действовать магнит?

Дети: Металлические и железные.

Воспитатель: Люди используют магниты и даже придумали делать игры и игрушки для детей. У нас в группе тоже есть такие игрушки. 

     Воспитатель обращает внимание детей на выставку магнитных игр, подготовленную заранее. (Некоторые дети захотят перейти к свободной деятельности с магнитными играми).

Воспитатель: Одну игру я предлагаю сделать вам самим.

Показ игры и действия с ней:

Педагог показывает детям, как по полоске картона при помощи магнита может двигаться зайчонок.

Детям выдаются готовые полоски картона с нарисованной дорожкой «зигзаг» и предлагается сделать зайчат: обрисовать по шаблону, раскрасить, вырезать и приклеить металлическую пластинку к обратной стороне зайчонка.

Игра готова.

Воспитатель: Магнит еще раз доказал нам свою силу. Он может оказывать свое волшебное действие даже через картон.

Переход детей в свободную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Удивительные свойства магнита

Комплексное занятие по экспериментальной деятельности...

Опытно-экспериментальная деятельность "Удивительные свойства магнита"

Программное содержание:- помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими, через какие материал...

"Удивительные свойства магнита"

Конкурсная работа исследовательской деятельности...

Конспект занятия НОД в подготовительной группе «Звездочка» по теме «Удивительные свойства магнита»

Конспект занятия НОД в подготовительной группе «Звездочка» по теме «Удивительные свойства магнита»02.04.2014г...

Конспект занятия «Удивительный мир магнитов» в подготовительной группе.

Задачи: 1) формировать у детей представление о магните и его свойствах, выяснить, через какие материалы воздействует магнит,2) развивать умение устанавливать связь между свойствами предмета и его прим...

Презентация "Удивительные фокусы клоуна Тимоши"

Презентация "Удивительные фокусы клоуна Тимоши"...

Методическая разработка «Удивительные фокусы клоуна Тимоши» представлена в рамках авторской программы «Маленький исследователь» и содержит цикл совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по экспериментированию

Методическая разработка «Удивительные фокусы клоуна Тимоши» представлена в рамках авторской программы «Маленький исследователь» и содержит цикл совместной образовательной деяте...