Формирование культурно – гигиенических навыков.
методическая разработка (младшая группа) на тему

Перспективное планирование по формированию культурно – гигиенических навыкову детей младшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_kulturno.docx16.53 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание культурно – гигиенических навыков.

Воспитание навыков  самообслуживания – довольно длительный процесс, поэтому планировать работу целесообразно поквартально.  Процесс формирования почти всех навыков осуществляется в течение всего  года.

Среди приёмов, способствующих формированию культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста, на первом месте стоит прямое обучение – показ, указание,  напоминание, совместная деятельность с ребёнком.  Используются  игровые приёмы, дидактические игры, перечень художественных произведений, которые помогут привлечь  внимание детей  к последовательности действий,  будут способствовать поддержанию самостоятельности в самообслуживании.

Режимные

процессы

Содержание

навыков

Методические

приёмы

Первый квартал

Питание

Показывать, как держать ложку в правой руке, брать пищу губами, есть с помощью взрослых

Игровые ситуации: «Как мама показала мишке правильно кушать». Чтение потешек: «Ладушки, ладушки», «Умница, Катенька», «Гойда, гойда».

Одевание - раздевание

Показать, как доставать из шкафчика уличную  обувь, рейтузы, побуждать надевать носки. Рейтузы, кофту, свитер, куртку. Шапку. Показать, как снимать колготки с верхней части туловища. Приучать  словесно выражать просьбу о помощи,  рассказать, как спокойно вести себя в раздевальной комнате.

Дидактические игры: «Оденем куклу на прогулку», «Разденем куклу после  прогулки».  Дидактические упражнения:

«Туфельки поссорились – подружились», «Сделаем из носочка гармошку», «Покажем кукле (мишке, зайчику),  где лежат наши вещи». Чтение: потешка «Наша Маша маленькая», З.Александрова «Катя в яслях»

Умывание

Показать, как брать мыло из мыльницы, с помощью взрослых намыливать руки, класть мыло на место, тереть ладошки друг о друга, смывать мыло, знать местонахождение своего полотенца, с помощью взрослого вытирать руки. Приучать пользоваться носовым платком

Дидактические упражнение «Как мы  ладошки и отжимаем ручки». Рассматривание и беседа по картинам:»Дети моют руки», «Мама моет дочку». Чтение: потешки «Водичка –водичка, умой моё личико», «Гуси –лебеди летели»

Второй квартал.

Питание

Закреплять умение держать ложку в правой руке, брать пищу губами, откусывать её небольшими кусочками, жевать коренными, а не передними зубами

Чтение потешек: «Идёт коза рогатая», «Пошёл котик на торжок», «Кисонька – мурысонька», З.Александрова «Вкусная каша»

Одевание - раздевание

Показать, как расстегивать застёжки на липучках, упражнять в использовании других видов застёжек.  Показать, как  надевать обувь, рейтузы, с помощью  взрослого застёгивать пальто, вешать в шкаф одежду. При раздевании ко сну побуждать снимать платье или рубашку, затем обувь. Правильно снимать колготки. Вешать одежду на стульчик. Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке

  Игровая ситуация «Как петушок разбудил утром детей».  «Дидактическая игра «Уложим куклу спать». Чтение: З.Александрова «Мой мишка», Н.Павлова «Чьи башмачки»

Умывание

Продолжать показывать намыливать руки и мыть их  прямыми движениями. Закреплять умение вытирать руки своим полотенцем вешать его на место

Рассматривание иллюстрации «Дети моют руки» и беседа по ней. Дидактическое упражнение «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки». Чтение потешки  «Водичка, водичка…»

Третий квартал.

Питание

Совершенствовать умение есть самостоятельно, доедать пищу до конца,  проглатывать пищу, не оставляя её за щекой. Формировать навыки аккуратности, пользоваться салфеткой.

Игровая ситуация «Как мишка учился кушать вилкой». Дидактическое упражнение «Поможем зверюшкам накрыть стол к обеду». Чтение потешки  «Уж я  Танюшечке пирог испеку», Е. Благина «Алёнушка».

Одевание - раздевание

Продолжать показывать застёгивать пуговицы,  надевать гольфы, носки, начиная  с носка. При  раздевании перед сном побуждать вешать платье или рубашку на спинку стула, шорты, колготки класть на  сиденье.. Вежливо выражать просьбу о помощи.

Игровая ситуация «Как мы помогли кукле собраться в гости к мишке». Дидактическое упражнение «Поучим зверюшек застёгивать пуговицы»

Умывание

Напоминать,как засучивать рукава перед умыванием, закреплять умение мыть руки, мыть лицо, не разбрызгивать воду. Закреплять умение пользоваться носовым платком

Дидактические упражнения: «Научим Мишку (зайку, куклу) правильно умываться». «Покажем Винни – Пуху. Как вытирать руки и лицо полотенцем». Чтение: К.Чуковский «Мойдодыр», Е.Благинина «Алёнушка».

Четвёртый квартал.

Питание

Напоминать, как  держать ложку тремя пальцами, съедая бульон первого блюда вместе с  заправкой, основное блюдо и гарнир. Закреплять умение есть аккуратно, совершенствовать навыки культуры еды.

Игровая ситуация «Мишка пригласил в гости зайку иёжика». Дидактическое упражнение  «Расскажем Хрюшке, как надо  правильно кушать». Чтение: С.Капутикян «Кто скорее допьёт», «Маша обедает»

Одевание - раздевание

Закреплять умение правильно одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослых, развешивать свои вещи в шкафу, складывать и развешивать одежду на стеле перед сном. Продолжать  напоминать пользоваться разными видами застёжек.

Дидактические упражнения: «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном», «Научим мишку складывать вещи в раздевальном шкафчике». Чтение: И.Муравейка «Я сама», Н.Павлова «Чьи башмачки?»

Умывание

Закреплять навыки мытья рук и лица,  во время умывания не мочить одежду. Побуждать детей расчёсывать короткие волосы.

Рассматривание картинок: «Девочка  чумазая», «Девочка аккуратная». Чтение: с.Капутикян  «Хлюп – хлюп», Г. Лаздынь   «Лапки».