Дидактические игры
элективный курс на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz_master-klass.docx | 15.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Триз- это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности . В ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) существует много приемов работы для активизации творческих способностей: и в речевой, и познавательной, интеллектуальной и художественной деятельности детей. ЦельТРИЗ– не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.
Игра «Четвертый лишний»
Цель: научить видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение.
Ход:На доске – изображение четырех предметов. Объяснить детям, что «лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно.
Например: - Вот помидор. Он будет лишним среди банана, яблока, апельсина. ПОЧЕМУ? (помидор – овощ, а все остальные фрукты).
А теперь лишний – банан. ПОЧЕМУ? ( банан – продолговатый, а остальные круглые). Лишний – апельсин. ПОЧЕМУ? (его можно разделить на дольки без ножа). Лишнее – яблоко. ПОЧЕМУ? (яблоко хрустит, когда его откусывают).
Примечание: сравнение по цвету, весу, размеру, вкусу, где растет, количеству букв и т.д.
Игра " Знатоки"
Цель: развивать внимательность, умение сравнивать, умение определять признак объекта.
Ход: Детям показывают картинки с изображением домашних и диких животных. Картинки очень похожи, но при внимательном рассмотрении можно найти отличительные признаки. По каждой картинке ребенок должен дать правильный ответ о принадлежности к домашним животным или другим видам.
Например: Свинья- кабан, собака- волк, кошка- тигр (пума), индюк- павлин, коза- горный козел и др.
• Игра «Превращения»
Цель: развивать воображение, мышление.
Содержание: Взрослый даёт задание назвать то, во что может превратиться кружка без ручки (в стакан), кепка без козырька (в шапку), кувшин без горлышка и ручки (в вазу), диван без спинки (в кровать), стул без спинки (в табурет), кресло без подлокотников (стул).
«На что похоже»
Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него.
Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.
Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.
Воспитатель: На что похожа колючка ежика?
Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т.д.
- Игра «Исправь ошибку»
Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета (объекта). Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая».
Примерный речевой материал:
ü внучка маленькая, а бабушка старенькая;
ü Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый;
ü Лиса хитрая, а Колобок жёлтый;
ü Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая;
ü Заяц серый, а петушок смелый;
ü Винни Пух любит мёд, а Пятачок розовый;
ü Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая;
ü У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т.п.