"Восприятие цвета детьми раннего возраста через систему дидактических игр"
статья по теме

Магамедкеримова Гюлханум Кудратовна

Окружающий мир порожает цветовым многообразием и изменчивостью цвета, предметов и явлений. Цвета имеют свойства по разному воздействовать на людей, вызывать самые разнообразные эмоции. У каждого человека, и у ребёнка, есть свои любимые цвета, которые его радуют, создают хорошее настроение. Чтобы дети могли ориентироваться в цветовом богатстве, необходимо систематично и последовательно знакомить детей с цветом предметов и явлений окружающей среды, формировать у них умение создавать нужные цвета и оттенки ( ведь готовая краска часто не соответствует цвету предмета или задуманному детьми), ребёнку нужно развивать чувство цвета, умение видеть красоту цветов, их сочетаний.

Одним из ярких и часто определяющих признаков предметов и явлений является цвет.

Дошкольный возраст - ответственный период в развитии детей. Это время активного формирования представлений об окружающем мире, в котором цвету отводится большое значение , как важному признаку предметов и явлений.

Конечно, сформировать у детей чувство цвета в полной мере в период дошкольного возраста невозможно, но заложить основы (развить цветоразличие, понимая красивых и непривлекательных сочетаний цветов и др.) необходимо и можно.

Богатейшие возможности сенсорного развития таит в себе вид деятельности, как игровая. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребёнка наиболее подходящей формой обучения цвету.

Игровая форма обучения - ведущая на ступени раннего детства. Многие теоретически считают,что игра для ребёнка - это его работа. В раннем возрасте игра - это познание, а познание - это игра, эти два процесса нельзя разделить.

Малыши познают мир на ощупь и им обязательно нужны разные в этом плане игрушки, которые развивают знакомство с понятием "цвет", понятием "такой же", "не такой", "одинаковый", " разный", "мягкий", "большой", "поменьше", "много", "мало", "один".

Цвет нужно обязательно увидеть, то есть при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой. Например, игры с крышками: "Сухой аквариум", "Ёлка", "Жук" и тд. Крышки можно сравнить с интересными игрушками, обращая внимание ребёнка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения. Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.

                                                         

                                                                Игры с крышками.

Игра : "Сухой аквариум".

 Сухой аквариум - набор цветных крышек в пластмассовой коробке. Это пособие можно предложить ребёнку и тогда, когда у него плохое настроение и когда наоборот, он слишком возбуждён, и когда ему просто  нечем заняться. Главная ценность сухого аквариума, пожалуй в том, что ребёнок не боится сломать его  или потерять какую - либо деталь. Аквариум можно заполнять разными по цвету крышками, и бассейн  может быть любой ёмкости, разного цвета.

 Цель: снять напряжение, усталость, расслабить мышцы спины, плечевого пояса; развивать: восприятие, внимание, память, воображение, творческие способности, мелкую моторику рук; знакомство с понятием    "цвет"; развитие начальных навыков счёта. 

Вариант 1. Купание рук в сухом аквариуме, погружение в крышке кистей, рук по локоть, по плечи, шуршание крышками.

Вариант 2. Рассыпьте с малышами по полу, по столу и тд. И рассмотрите игру вместе с малышом. Показывайте и называйте ребёнку цвета крышек. Спросите у малыша, какого цвета та или инная крышка (если он плохо говорит, предложите просто показать, где крышка такого же цвета или другого). Крышки можно сравнивать с интересными игрушками - машинками, жучками и тд. Обратите внимание ребёнка на то ,  что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.

Вариант 3.

Детям предложить рассыпать крышки и собрать, снова рассыпать крышки и собрать, снова рассапать и собрать и так несколько раз.

Вариант 4. "Чьи бусы длиннее".

Для этого нанизывают крышки разных цветов на верёвку (верёвки могут быть разных цветов).

Вариант 5. "Прятки"

В сухой аквариум можно спрятать любую игрушку, предмет любой формы и цвета, любого назначения ( расчёска, карандаш, колечко, катушка и тд.).

                  

Игра: "Елочка"

Материал: картонная елочка зелёного цвета украшается разноцветными гирляндами; гирлянды представляют собой цепочку кругов (красного, синего, желтого, белого цветов) и цепочку из кругов  с черодованием цветов крышек в "аквариуме" белого, синего, красного, жёлтого цветов.  

Цель: закрепить понятие слова "елка" , научить отгадывать загадку: " Зимой и летом одним цветом", знакомства с понятием " цвет", одинаковыми "такой же", "не такой", развивать: восприятие, память, мышление, воображение, творческие способности, мелкую моторику рук, развитие умений действовать по заданию, по образцу.

Ход игры: Рассмотрите  елочку вместе с детьми. Загадайте загадку: "Зимой и летом одним цветом". Спросите у ребёнка: " Какого цвета ёлочка? Есть ли в нашем аквариуме такого же цвета крышечки?". Обратите внимание ребёнка, что елка наряжена красивыми бусами. Взлослый показывает элементы красного, желтого, синего цветов. Таким способом дети наряжают елку. Взрослый называет "цвет" гирлянды, обращая внимание на красивую елку. Если ребёнок затрудняется, то другие дети помогают ему.