РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Бычкова Ольга Михайловна

Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка –детский сад №17 «Светлячок» Хасанского муниципального района пгт Славянка Приморского края

Принята                                                                                                          Утверждаю:

На педагогическом совете                                                      Заведующий МКДОУ «Светлячок»                                                                         __________ Кулешова О.Н.

№____ от _________20        г                                     «____  »  _________20        г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  ГРУППЫ   №7  

 НА 2014-2015        УЧЕБНЫЙ ГОД

разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования  «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» . / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, основной общеобразовательной программы Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка – детский сад №17 «Светлячок» пгт Славянка Хасанского муниципального района Приморского края,

Воспитатели : Бычкова О.М.

                                                                            Борухина Е.В.

Славянка 2014г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования  «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» . / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, основной общеобразовательной программы Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка – детский сад №17 «Светлячок» пгт Славянка Хасанского муниципального района Приморского края, для создания благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства , формирования основ базовой культуры личности , всестороннего развитие психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовки ребенка к жизни в современном обществе.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности:          образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

Самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей  программы.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:

1.        Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;

2.        Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

3.        Максимальное использование разнообразных видов деятельности; их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса;

4.        Креативность (творческая организация) процессов воспитания и обучения;

5.        Вариативность использования образовательного материала, позволяющее развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка;

6.        Уважительное отношение к результатам детского творчества;

7.        Обеспечение развития ребёнка в целях воспитания и обучения;

8.        Координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;

9.        Соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающее умственные и физические перезагрузки в содержании образования ребёнка дошкольного возраста.

Решения обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребёнка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребёнок, и степень приобретённых им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьёй должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребёнка.

Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

                                       

            Возрастные особенности детей 6-7 лет.

В сюжетно- ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей , отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т.д.

      Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл. Игровое пространство усложняется . В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем , в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится.

      Образцы из окружающей жизни и литературных произведений передаваемые  детьми в изобразительной деятельности , становятся сложнее.  Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и.д. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д.

     Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, подбородок. Одежда украшена различными деталями.

    При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно- творческие способности в изобразительной деятельности.

     К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала . Различают детали , определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными .

    В этом возрасте дети уже могут осваивать сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные. Данный вид деятельности важен для углубления их пространственных представлений.

    Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения , включать фигуры людей и животных.

    У детей продолжается развиваться восприятие , однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.  

    Развивается образное мышление , однако воспроизведение метрических отношений затруднено.

   Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения , но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

   Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой . Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

     Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным . В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

     У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона , грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений , формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные , синонимы, антонимы, прилагательные.

     В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

    В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры ; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

    К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Организация жизни и воспитания детей .

   Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в детском саду.

    При осуществлении режимных моментов учитываются также индивидуальные особенности ребенка.

    В представленном режиме дня выделено специальное время для чтения детям.  Для детей 6-7 лет длительность чтения с обсуждением прочитанного составляет 20-25 минут.

Прием, осмотр, игры, утренняя гимнастика, дежурство

7.00-8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30-8.50

Игры

8.50-9.00

Организованная образовательная деятельность

9.00-10.50

Игры, прогулка

10.50-12.35

Возвращение с прогулки, игры

12.35-12.45

Подготовка к обеду, обед

12.45-13.15

Подготовка ко сну, дневной сон

13.15-15.00

Постепенный подъем, закаливающие процедуры

15.00-15.25

Подготовка к полднику , полдник

15.25-15.40

Игры, самостоятельная и организованная деятельность детей

15.40-16.20

Чтение художественной литературы

16.20-16.40

Подготовка к прогулке, прогулка

16.40-18.00

Возвращение с прогулки, игры

18.00-18.20

Подготовка к ужину, ужин

18.20-18.45

Игры, уход детей домой

18.45-19.00

 Перечень основных видов организованной образовательной деятельности.

    Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку.

   По действующему СанПин 2.4.1.2660-10 максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей седьмого года жизни составляет 8 часов 30 минут. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности – не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в подготовительной группе не превышает 1,5часа. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности- не менее 10 минут.

    Непосредственно образовательная деятельность с детьми 6-7 лет может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутки.

    Занятия по дополнительному образованию (кружки, секции) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. С детьми седьмого года жизни их проводят не чаще 3 раза в неделю продолжительностью не более 30 минут.

Базовая образовательная область

периодичность

Физическая культура

2 раза в неделю в помещении

1 раз на прогулке

Познавательное развитие

4  раза  в неделю

Развитие речи

2 раза в неделю

Рисование

2  раза в неделю

Лепка

1 раз в  две недели

Аппликация

1 раз в две недели

Музыка

2 раза в неделю

Тематическое планирование образовательного комплекса для детей 6-7 лет.

Сентябрь

Здравствуй детский сад. День знаний.

Край родной на век любимый.

Права и обязанности маленького гражданина.

Россия Родина моя.

Октябрь

Золотая осень.

Поздняя осень.

Солнце , воздух и вода нам без них никак нельзя.

Человек трудился всегда.(профессии)

Ноябрь

Хлеб всему голова.

Дом в котором я живу.

День матери.

Явления природы.

Декабрь

Здравствуй гостья-зима.

В гости к лесу.

Новый год к нам идет.

Эволюция предметов. Одежда.

Январь

Искусство детям.

Путешествие в картинную галерею.

Легенды и мифы.

Вода волшебница.

Февраль

Юный экспериментатор.

Путешествие в прошлое предмета.

Мы путешественники.

Есть такая профессия Родину защищать.

Март

Школа экономических наук.

Женский праздник.

В мире животных.

У бабушки в деревне.

Апрель

Неделя безопасности «Зеленый огонек»

Дошкольная астрономия.

Земля -наш общий дом.

Весенние звуки.

Май

Разноцветный мир. Теплые страны.

Разноцветный мир. Насекомые.

Разноцветный мир. Растения.

Разноцветный мир. Лекарственные растения.

        

II.  Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей.

Содержание психолого-педагогической работы

2.1.Образовательная область «Познавательное развитие»

Приобщение к социокультурным ценностям

       Расширение и уточнение представлений детей о предметном мире.  Формирование представлений о предметах, облегчающих труд людей на производстве.

       Углубление представлений о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов.

      Обогащение представлений о видах транспорта( наземный, подземный, воздушный, водный).

     Продолжение знакомства с библиотеками, музеями.

     Углубление представлений детей о дальнейшем обучении, формирование элементарных знаний о специфике школы, колледжа, вуза.

      Расширение осведомленности детей в сферах человеческой деятельности ( наука, искусство, производство, сельское хозяйство), представление об их значимости для жизни  ребенка , его семьи, детского сада и общества в целом.

    Через экспериментирование и практическую деятельность представление детям возможности познакомиться с элементами профессиональной деятельности в каждой из перечисленных областей .

    Расширение представлений об элементах экономики ( деньги их история , значение для общества, бюджет семьи , разные уровни обеспеченности людей, необходимость помощи  менее обеспеченным людям, благотворительность).

    Формирование элементарных представлений  об эволюции Земли (возникновение Земли, эволюция растительного и животного мира), месте человека в природном социальном мире, происхождении и биологической обоснованности различных рас.

    Формирование элементарных представлений об истории человечества через знакомство с произведениями искусства( живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), игру и продуктивные виды деятельности.

Рассказывать детям о том, что Земля – наш дом, на Земле много разных стран; о том, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.

Расширять представления о своей принадлежности к человеческому сообществу, о детстве ребят в других странах, о правах детей в мире (Декларации прав ребенка), об отечественных и международных организациях, занимающихся соблюдением прав ребенка (Органы опеки, ЮНЕСКО и др.). Формировать элементарные представления о свободе личности как достижения человечества.

Ознакомление с миром природы

Расширение и уточнение представлений детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса.

   Конкретизация представлений детей об условиях жизни комнатных растений. Знакомство со способами их размножения (черенками, листьями, усами). Формирование умения устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Знакомство с лекарственными растениями.

    Расширение и систематизация знаний о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы. Продолжение знакомства с дикими животными. Расширение знаний о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Расширение представлений о насекомых. Закрепление умения различать по внешнему виду ; сравнивать по способу передвижения.

   Воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих).

   Закрепление умения обобщать представления о временах года.

   Формирование представлений о переходе веществ из твердого состояния в жидкое, и наоборот.

    Формирование представлений о том, что в природе все взаимосвязано. Закрепление умения устанавливать причинно- следственные связи между природными явлениями .

   Подведение детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека. Закрепление умения правильно вести себя в природе.

   Оформление с детьми альбомов о временах года.

              Примерное комплексное тематическое планирование

месяц

Образовательная область

Приобщение к социокультурным ценностям

сентябрь

Познавательное развитие, развитие речи,  физическая культура,  художественно- эстетическое развитие, социально – коммуникативное.

1.  День Знаний . Знакомство с профессией учителя. Экскурсия в школу  (1 сентября).

2. Беседа на тему «Мой дом, моя семья». «Моя родословная».

3. Права и обязанности дошкольника. Я и сверстники.

4. Государственный флаг и герб России. Чтение Воронько «Лучше нет родного края».

октябрь

1.Дары осени.  Золотая осень. Вкусные дары щедрой осени.  Загадывание загадок.

2. Где зимуют лягушки. Земноводные.

3.Листопад, листопад- листья желтые летят…

4. Экскурсия на кухню детского сада.  Посуда.

ноябрь

1.Хлеб всему голова. «От зернышка до булочки».

2. Для чего нужны дома. Свойство бетона.

3.Бабушкин сундук. Путешествие в прошлое предмета.

4. Улетают журавли. Поздняя осень. Как звери готовятся к зиме.

декабрь

1.Встреча зимы.

2.Кто охраняет окружающую среду . Юный эколог.

3. Откуда елка в гости пришла.

4.Швейная фабрика. Одежда.

январь

1.Книга лучший друг.

2.Путешествие в музей и картинную галерею.

3.Живопись и скульптура.

4.Как вода в дом пришла. Берегите воду.

февраль

1.Инженеры и изобретатели.

2.Путешествие в прошлое. Счетное устройство.

3.Экскурсия на южный и северный полюс.  Животный мир полярных районов.

4Наша армия родная.

март

1.Ознакомление детей с основами правовой культуры.

2.Труд  мам.

3.Ферма.

4..Мой друг компьютер.

апрель

1.Знакомство с дорожными знаками.

2.Планета земля –наш дом.

3.Хочу быть космонавтом.

4.Подземные богатства зели.        

май

1.Животный мир теплых стран. Австралия.

2. Маленькие друзья насекомые.

3.Цветочная мозаика (растения)

4.Зеленая аптека (лекарственные растения).

Познавательно- исследовательская деятельность

Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире; о простейших связях между предметами ближайшего окружения (свойствах  и качествах различных материалов). Применять разнообразные способы обследования  предметов (наложение, приложение, сравнение …). Развивать познавательно- исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, фокусы; привлекать к простейшим экспериментам и наблюдениям.

    Развивать зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, сенсомоторные способности.

Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться).

Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме,  величине, строению, цвету).

Закреплять знания о хроматических и ахроматических цветах.

Развивать проектную деятельность всех типов ( исследовательскую, творческую, нормативную). В исследовательской проектной деятельности формировать умение уделять внимание анализу эффективности источников информации. Содействовать творческой проектной деятельности индивидуального и группового характера.

Примерное комплексно- тематическое планирование

месяц

Тема

Сентябрь

1.Сравнение летних и осенних листьев.

2. Почему дерево не падает?

3.Части тела и лица.

4. Дифференциация овощей и фруктов.

Октябрь

1.Почему осенью много луж?

2.Сколько лет дереву?

3.Как человек заставил работать мыльные пузыри?

4. Почему воду пьют?

Ноябрь

1.Почему тесто поднимается?

2.Можно ли в решете воду носить?

3. Конструирование из бумаги.

4.Экспериментирование с наждачной бумагой. Инструменты.

Декабрь

1.Куда летят перелетные птицы, где находится юг?

2. Зима.

3. Зачем нужна панама? Головные уборы.

4. Почему обувь не делают из металла?

Январь

1.Ножницы, катушки – это не игрушки.

2.Ручной труд с ниткой и иголкой.

3.Опано ли быть неряхой?

4.Ручной труд пришиваем пуговицы.

Февраль

1.Поплотнее кран закрой- осторожен будь с водой.

2.Ни ночью ни днем не балуйся с водой.

3.Запомните, детки таблетки- не конфетки.

4.Конструирование.

Март

1.Ящик с инструментами. Забиваем гвозди.

2.Безопасное общение с домашними животными.

3.Сможет ли бегемот выжить на севере?

4.Электричество- где оно прячется?

Апрель

1.Что помогает людям передвигаться на дальние расстояния?

2.Бывают ли стены из воздуха.

3.Почему ракета летает в космос?

4.Почему бумажный кораблик не доплывет до моря?

Май

1.Как ластик стирает след карандаша?

2.Является ли паук насекомым?

3.Умеют ли пить цветы?

4.Почему летом редко бывают лужи?

Формирование элементарных математических представлений

Развивать общие представления о множество: умение формировать множество по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.

Упражнять в объединении, дополнений множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а так же целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками.

Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами.

Знакомить с числами второго десятка.

Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда ( 7 больше 6 на 1,  а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).

Учить называть числа в прямом и обратном порядке ( устный счет ), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.

Знакомить с составом чисел в пределах 10.

Учить раскладывать число на 2 меньших и составлять из двух меньших большее ( в пределах 10, на наглядной основе).

Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет).

Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение  (к большему прибавляем меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действиями: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).

Величина . Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.

Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также использовать условную мерку; правильно обозначать части целого и целое по известным частям.

Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).

Учить детей измерять объем жидких и сыпучих веществ  с помощью условной меры.

Дать представления о весе предметов и способах его измерения.

Сравнивать вес предметов ( тяжелее- легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.

Развивать представление о том, что результат измерения ( длины, веса, объемов предметов) зависит от величины условной меры.

Форма. Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.

Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника) о прямом линии, отрезке прямой.

Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.

Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов-один большой прямоугольник; из частей круга-круг,  из четырех отрезков-четырехугольник, из двух коротких отрезков-один длинный и т.д; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.

Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей по контурным образцам, по описанию, представлению.

Ориентировка в пространстве. Учить детей ориентироваться на ограниченной территории. Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы. Учить читать простейшую графическую информацию.

Ориентировка во времени. Дать детям элементарные представления о времени. Учить пользоваться в речи понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже… Развивать чувство времени, умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов. Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.

(комплексно- тематическое планирование см.  Новикова В.П. Математика в детском саду 6-7 лет)

2.2. Образовательная область «Речевое развитие»

Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

-развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

-развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;

-практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Развивающая речевая среда.

Приучать детей – будущих школьников – проявлять инициативу с целью получения новых знаний.

Совершенствовать речь как средство общения.

Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т.п.

Опираясь на опыт детей учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками.

Уточнять высказывания детей, помогать им более точного характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие вывод, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Продолжать формировать и отстаивать свою точку зрения.

Помогать осваивать формы речевого этикета.

Помогать содержательно, эмоционально рассказывать детям об т фатах и событиях.

Приучать детей к самостоятельности суждений.

Формирование словаря. Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.

Побуждать детей интересоваться смыслом слова.

Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Помогать детям осваивать выразительные средства языка.

Звуковая культура речи. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

Совершенствовать умение образовывать ( по образцу ) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Помогать правильного строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей ( чтобы, когда, потому что, если, если бы и т.п.)

Связная речь. Продолжать совершенствовать диалектическую и монологическую формы речи.

Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательным и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.

Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.

Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.

Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.

Подготовка к обучению грамоте. Дать представления о предложении ( без грамматического определения).

Упражнять в составлении предложений, членение простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.

Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за)на части.

Учить составлять слова из слогов (устно)

Учить выделять последовательность звуков в простых словах.

Примерное комплексно-тематическое планирование

месяц

Образовательная область

Развитие речи . Обучение грамоте.

сентябрь

Познавательное развитие, развитие речи,  физическая культура,  художественно- эстетическое развитие, социально – коммуникативное.

1.Рассказывание по картине в школу.

Заучивание стихотворения Барто «В школу»

2.»Скоро в школу» составление рассказа по памяти «Что я видел в школе»\

3. Природа и человек. Составление рассказа из личного опыта «Как я отдыхал летом»

4.Моя малая Родина.

5.Пересказ сказки Ушинского «Четыре желания»

6.Я выбираю сам.

7.Беседа «Наша планета»

8 Наша Родина. Как жили люди на Руси.

октябрь

1.Эмоциональное состояние людей.

2.Дорога к доброму здоровью.

3.Заучивание стихотворения Пушкина «Октябрь», Путешествие в осенний лес.

4. Рассказывание по картине –пейзаж «Поздняя осень»

5.Рассказывание по предметным картинкам «Явления природы»

6.Природа и мы. Придумывание сказки о грибах.

7. Составление описательного рассказа «Моя картина» . Профессии.

8.Человек трудился всегда.

ноябрь

1.Беседа «Кто хлеб печет»

2.Пересказ Пришвин «Золотой луг»

3. Речевая игра «Из чего что сделано»

 4.Пересказ сказки «Как аукнется так и откликнется»

5. Составление рассказа «Мама на работе», разучивание стихотворения «Мать» Речевая игра «Из чего что сделано»

6. День матери.

7. Пришла осень , привела погод восемь. Заучивание стихотворения.

8.Коллективное рассказывание «Зайчонок»

декабрь

1.Сравнительно -описательный рассказ «Зимний вечер» по картине Крымова

2.Пересказ рассказа Носова «Нагорке».

3.Лес и человек.

4.Кто главный в лесу.

5.Рассматривание картины «Дети севера»

6.Подбор антонимов и синонимов.

7.Придумывание рассказа «Как Миша варежку потерял»

8.Предметный мир-обувь. Придумывание загадок об обуви.

январь

1.Я посещаю библиотеку.

2.Выдающиеся люди-художники.

3.Рассказывание по картине «Если бы мы были художниками»

4.Знакомство с маринистами . Рассматривание и беседа по картинам Айвазовского.

5. Дид.игра «Когда это бывает», родственные слова.

6.Обучение рассказыванию Скребицкий Г. «Четыре художника зимы»

7.Почему льдинка исчезла.

8.Пересказ рассказа «Речка замерзла»

февраль

1.Разучивание стихотворений о зиме.

2.Беседа, проблемная ситуация. Чтение стихотворения Маршака» Откуда стол пришел».

3.

4.

5.Рассказывание по картине «Дети севера»

6.Составление описательного рассказа о животных севера-юга.

7.Чтение Асеева И. «Папин праздник», заучивание наизусть О.Зыкова «День Российской Армии».

8.Есть такая профессия-Родину защищать.

март

1.Кругосветное плавание на волнах экономики.

2.Моя безопасность.

3.Рассказывание по картине «Подарки маме к «марта». Рассказывание на тему из личного опыта.

4.Рассказывание на тему «Моя любимая игрушка»

5.Сюжетный рассказ по картине «Лиса с лисятами».

6. Пересказ сказки Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку».

7.Кто как голос подает. Заучивание скороговорок.

8.Сравнение и описание предметов.

апрель

1.Кто чем управляет. Рассматривание иллюстраций, классификация транспорта.

2.Школа пешеходных наук.

3.Космонавтом быть хочу.

4.Путешествие по планетам.

5.

6.

7.Весна в городе. Скороговора.

8.Рассматривание картины И.Левитана «Весна. Большая вода»

Май

1.Обучение рассказыванию «Герой нашей страны».

2.( мая. Этих дней не смолкнет слава.

3.Дидактическая игра (проблемные ситуации.

4.Чтение стихотворений Бианки «Муравьишка».

5.Заучивание Благинина «Черемуха».

6.Чтение А.Коробова « История капи».

7.Обучение рассказыванию «Ягодознания» Н.Сладков.

8.Путешествие в лето.

2.3. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Формирование основ безопасности

Безопасное поведение в природе.  Формировать основы экологической культуры.

Продолжать знакомить с правилами поведения на природе.

Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенные в нее.

Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром,  молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведения человека в этих условиях.

Безопасность на дорогах. Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».

Продолжать знакомить с дорожными знаками-предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.

Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дородного движения.

Расширять представления детей о работе ГИБДД.

Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.

Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности.

Безопасность собственной жизнедеятельности. Формировать у детей представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды (электроприборы, газовая плита, инструменты и бытовые предметы). Закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами.

Закреплять правила безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, катание на самках, лыжах и др.)

Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности.

Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Потерялся», «Заблудился». Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.

Расширять знание детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи. Уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослых звонят по телефонам «01», «02», «03».

Закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

Развитие игровой деятельности

Продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.

Развивать инициативу, организаторские способности.

Воспитывать чувство коллективизма.

Сюжетно –ролевые игры. Продолжать учить детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительный материал.

Побуждать детей по-своему обустраивать собственную игру, самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы (билеты для игры в театр, деньги для покупок.)

Способствовать творческому использованию и в играх представлений об окружающей жизни, впечатлений о произведениях литературы, мультфильмах.

Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; продолжать формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.

Формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника; умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.

Подвижные игры.  Учить детей использовать в самостоятельной деятельности разнообразные по содержанию подвижные игры. Проводить игры с элементами соревнования, способствующие развитию физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости), координации движений, умения ориентироваться в пространстве.

Учить справедливо оценивать результаты игр.

Развивать интерес к спортивным (Бадминтон, баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол) и народным играм.

Театрализованные игры. Развивать самостоятельность детей о организации театрализованных игр.

Совершать умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки; готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля; распределять между собой обязанности, роли.

Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передачи образа; артистические навыки. Учить использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения).

Воспитывать любовь к театру. Широко использовать в театрализованной деятельности детей разные виды театра (бибабо, пальчиковый, баночный, театр картинок, перчаточный, кукольный и др.)

Воспитывать навыки театральной культуры, приобщать к театральному искусству через просмотр театральных постановок, видеоматериалов.

Рассказывать детям о театре, театральных профессиях.

Учить постигать художественные образы, созданные средствами театральной выразительности (свет, грим, музыка, слово, хореография, декорации и др.)

Дидактические игры. Продолжать учить детей играть в различные дидактические игры (лото, мозаика, бирюльки и др.). Развивать умение организовывать игры, исполнять роль ведущего.

Учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

Привлекать детей к созданию некоторых дидактических игр («Шумелки», «Шуршалки№ и тд.). Развивать и закреплять сенсорные способности содействовать проявлению и развитию в игре необходимых для подготовке к школе качеств: произвольного поведения, ассоциативного-образного и логического мышления, воображения, познавательной активности.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов программы

    Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в сентябре и мае). В проведении мониторинга участвуют педагоги. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

     При организации мониторинга учитывается положение Л.С. Выгодского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента:

     - мониторинг образовательного процесса;

     - мониторинг детского развития.

     Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.

     С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе.

     Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.

  Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами, психологом дошкольного учреждения и медицинским работником. Основная задача этого вида мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

   Мониторинг детского развития включает в себя оценку познавательного развития ребенка, состояние его здоровья, а также развития общих способностей: умственных, коммуникативных и регуляторных. Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, анализа продуктов детской деятельности…

  Промежуточная оценка проводится один раз в год.  

Результаты мониторинга отражаются в листе оценки промежуточных  результатов  освоения  Программы .

 Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее – мониторинг) обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов и позволяет осуществить оценку динамики достижений детей .  результатов программы.

Взаимодействие детского сада с семьей

Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.

Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают: специально организуемая социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования, сочинений; посещение педагогами семей воспитанников; организации дней открытых дверей в детском саду; разнообразные собрания встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон.

Необходимо, чтобы воспитывающие взрослые постоянно сообщали друг другу о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого ребенка (его самочувствии, настроении), о развитии детско-взрослых (в том числе детско-родительских) отношений.

Такое информирование происходит при непосредственном общении ( в ходе бесед, консультаций, на собраниях, конференциях) либо опосредованно, при получении информации из различных источников: стендов, газет, журналов (рукописных, электронных), семейных календарей, разнообразных буклетов, интернет-сайтов (детского сада, органов управления образованием), а также переписки ( в том числе электронной).

Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги-родители-дети» является удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребенка, но и стремление и потребление родителей и педагогов.

Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть организована в разнообразных традиционных и инновационных формах (акции, ассамблеи, вчера музыки и поэзии, посещения семьями программных мероприятий семейного абонемента, организованных учреждениями культуры и искусства, по запросу детского сада; семейные гостиные, фестивали, семейные клубы, вечера вопросов и ответов, салоны, студии, праздники (в том числе семейные), прогулки, экскурсии, семейный театр).

В этих формах совместной деятельности заложены возможности коррекции поведения родителей и педагогов, предпочитающих авторитарный стиль общения с ребенком; воспитания у них бережного отношения  к детскому творчеству.

Семейные художественные студии.  Семейные художественные студии – это своего рода художественные мастерские, объединяющие семьи воспитанников для занятий творчеством в сопровождении педагога: художника, хореографа, актера.

Семейные праздники.  Посвящается знаменательным событиям в жизни страны.

Семейные театр. Творческое объединение нескольких семей и педагогов.

Семейные абонемент.  Встреча с искусством. Это комплексные так и предметные виды искусства «Здравствуй, музыка!», «Чудо по имени театр», «В гостях у художника»

Проектная деятельность. Направление на улучшение отношений педагогов , детей и родителей.

Семейный календарь. Планирование своей деятельности и нахождение время для взаимодействия и общения с ребенком

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Веракса Е.Н. «От рождения до школы».
  2. М.С. Коган. «Правила дорожные знать каждому положено».
  3. Н.В. Рыжова «Не просто сказки».
  4. Е.М. Масткова «Логопедия».
  5. С.С. Бычкова «Формирование умения общения со сверстниками».
  6. З.В. Лиштван «Конструирование»
  7. М. Ильин «100000 почему».
  8. Н.Н. Гусарова «Беседы по картине».
  9. Т.И. Бабаева «У школьного порога».
  10. Т.С. Комарова «Занятия по изо».
  11. С.И. Семенака «Уроки добра».
  12. О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с 4-7 лет».
  13. О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи в детском саду».
  14. Д.Н. Колдина «Рисование».
  15. Н.В. Новотворцева «Учимся читать».
  16. Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте».
  17. М.Ю. Кортушина «Конспекты логоритмических занятий».
  18. В.И. Руденко «С детьми играем- речь развиваем».
  19. Г.А. Ковалева «Воспитываем маленького гражданина».
  20. В.П. Новикова «Математика в детском саду».
  21. Т.А. Третьякова «Комплексные занятия для детей 6-7 лет».
  22. Л.М. Граб «Творческое рассказывание».
  23. Т.А. Шорыгина «Безопасные сказки».
  24. И.В. Кравченко «Прогулки в детском саду».
  25. О.С. Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников».
  26. Л.П. Молодова  «Игровые экологические занятия».
  27. Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов».
  28. Т.Е. Харченко «Утренняя гимнастика в детском саду».
  29. Г.С. Швайко «Занятия по изо».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...