Интегрированное занятие в старшей группе "День полного снятия блокады Ленинграда"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Божок Галина Валентиновна

Цель: расширение знаний детей об истории родного города.

Задачи:

1.познавательные:

-расширять знания детей о героизме людей в годы Великой Отечественной войны и людей, переживших блокаду Ленинграда;

- обогащать словарный запас детей;

- совершенствовать интонационную выразительность речи;

- учить оформлять праздничные открытки.

2. развивающие:

- поощрять интерес детей к событиям, происходящим в родном городе;

- развивать память, зрительное внимание и восприятие, мышление, самоконтроль за речью;

-развитие музыкального восприятия событий.

3. воспитательные:

- продолжать формирование патриотических чувств, чувства городости за родной город;

- воспитывать чувство уважения к защитникам нашей Родины;

- воспитывать положительные качества личности: доброта, эмоциональное сопереживание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно совместной образовательной деятельности воспитателя  и детей.

Образовательная область: «Познание»

Тема: «День полного снятия блокады Ленинграда».

Возрастная группа: старшая.

Цель: расширять знания детей об истории родного города.

Задачи:

  1. образовательные: уточнять и углублять представления об истории родного города; поощрять интерес к событиям, происходящим в нем; углублять знания о защитниках  родного города в дни войны; формировать у детей понятие исторической важности событий своей страны; обогащать словарь детей: блокада, маскировочные чехлы, эвакуация, Родина-мать, дорога жизни.

  1. развивающие: продолжать совершенствовать художественно- речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений; продолжать обогащать музыкальные впечатления, развивать умение эмоционально воспринимать музыку героического характера; формировать умение общаться, поощрять попытки делиться своими впечатлениями, уточняя источник знаний; совершенствовать умение передавать свои впечатления с помощью творчества, развивать чувство ритма в танце; развивать зрительное и слуховое внимание.

 

  1. воспитательные: воспитывать патриотические чувства к родному городу, чувство гордости за него;

      воспитывать уважительное отношение к защитникам Отечества, к ветеранам, к памяти павших бойцов;

воспитывать гражданина и патриота своей страны.

Предварительная работа:

 с воспитателем – беседы – обсуждения; разучивание стихотворений к знаменательному событию, разучивание танца с девочками, разучивание песни; прослушивание музыкальных произведений, созданных во время блокады города Ленинграда; изготовление праздничных поздравительных открыток ветеранам войны и детям блокадного Ленинграда; украшение музыкального зала; изготовление схематичной карты «Блокада Ленинграда».

с родителями  - экскурсия на выставку «Улица блокадного Ленинграда».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка».

Оборудование: мультимедийная установка, видеопрезентация «Детям о блокадном Ленинграде», карта – схема «Блокада Ленинграда», иллюстрация «Цветок жизни», аудиоаппаратура, подбор музыкальных произведений по теме.

Воспитатель: В самый тяжелый период блокады нормы выдачи хлеба были очень маленькими. Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день. И больше ничего – только вода, за которой ходили на Неву. Город погрузился в тишину, темноту, голод и холод. Блокадная пайка хлеба составляла всего 125 граммов в день на человека. Да и в этом крошечном кусочке хлеба, кроме ржаной муки, были примеси соломы, травы-лебеды, древесных опилок. И все же блокадная пайка хлеба – та единственная ниточка, которая соединяла ленинградцев с жизнью!

          Пайка блокадного хлеба

Мама! Хлебушка дай-ка!

В глазах страданье и страх,

Хлеба блокадного пайка

В худеньких детских руках.

Пайка блокадного хлеба-

С жизнью тончайшая нить.

Пайку блокадного хлеба

Нам никогда не забыть!

Показывается слайд «Музы блокадного города».

Дети: В блокадные дни под обстрелом, в снегу

           Не сдался, не сдался наш город врагу.

           Здесь гордые, смелые люди живут

            И славится всюду их доблестный труд.

   Воспитатель: И даже тогда работали заводы, с Кировского завода на фронт уходили танки. Работало радио: передавали новости  фронта, читали стихи   и исполняли песни. Дмитрием Шостаковичем в блокадном нашем городе была написана и исполнена Симфония № 7, ленинградская поэтесса Ольга Бергольц написала много стихов о блокаде.

Показывается слайд «Дети в осажденном Ленинграде».

Воспитатель: Дети блокадного Ленинграда – сейчас бабушки и дедушки. Они никогда не забудут тех страшных и героических дней. В подвалах – бомбоубежищах дети вынуждены были сидеть часами, спасаясь от фашистских бомб, снарядов. Иногда они там рисовали. На их рисунках наши солдаты, летчики, танкисты, моряки побеждали врагов на суше, в воздухе и на море. Малыши-дошкольники приходили в госпитали к раненым солдатам, читали им стихи, пели песни. Ребята поднимали боевой дух воинов Красной Армии, чтобы они выздоравливали и сражались с фашистами до полной победы.

       

Дети: Я расскажу вам, как когда-то

           Уж семь десятков лет назад

            Была и кончилась блокада,

            Что сковывала Ленинград.

             Все начиналось в сорок первом:

             Три месяца, как шла война,

             Страна жила единым нервом,

             Беда была на всех одна.

             И днем, и ночью шла бомбежка,

             И днем, и ночью шел обстрел.

             На клумбах не цветы, картошка

             Защитник очень есть хотел.

            120 грамм простого хлеба –

            Вот весь был детский рацион.

            Никто два года сытым не был,

            Но много кто был погребен.

Воспитатель: А что же произошло с девочкой Таней, о которой мы говорили в самом начале? До наших дней чудом сохранился ее дневник. В обычной тоненькой школьной тетрадке она писала: «Сегодня умер дедушка». На следующей странице: «Сегодня умерла мама»…День за днем умирали Танины родные. На последней странице дневника детской рукой выведено: «Умерли все. Осталась одна Таня».

       Светлый день встречайте, люди! Люди, вслушайтесь в дневник.

        Он звучит сильней орудий, тот безмолвный детский крик:

        «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться. За 900 дней погибло 800 тыс. человек.

А далеко, за кольцом блокады, есть продовольствие – мука, мясо, масло. Но как их доставить? Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землей. Шла она по воде, а с наступлением холодов – по тонкому, неокрепшему льду  Ладожского озера. Эта дорога спасла от голода много ленинградцев.

Показывается слайд «Ладога – дорога жизни».

Дети: Рвутся на Ладоге мины, с треском рушится лед.

            Все же идет машина. Хлеб в Ленинград везет.

            Хлеба кусочек малый ребенка от смерти спас.

           Дорогою жизни стала эта дорога для нас!

Воспитатель:  По Ладожскому озеру была проложена дорога – названная ленинградцами «Дорога жизни». По ней под огнем противника перевозили хлеб в город, а обратно эвакуировали стариков, детей, раненых. Эвакуировали и Танечку, потому что от голода и холода умерли все ее родственники, и она осталась одна.

Хоть вражеская авиация и обстреливала машины – дорога существовала. Когда сошел лед, хлеб стали возить на баржах.

Показывается слайд «Прорыв».

Воспитатель: В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. И 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден от блокады.

Показывается слайд «Мемориалы».

Воспитатель: На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм наш горд получил звание «Города – героя».

Показ иллюстрации «Цветок жизни».

Воспитатель: По дороге к Ладоге у станции Ржевка неожиданно вырастает на придорожном холме белая ромашка – «Цветок жизни». Это памятник детям блокадного Ленинграда. Более 15 тыс. мальчиков и девочек были награждены медалью «За оборону Ленинграда». Памятник стоит высоко над дорогой, над речкой и полем, где и поныне врыты в землю противотанковые надолбы – здесь проходила дорога жизни, по которой в осажденный город везли хлеб. В числе создателей памятника было более 5 тыс. детей. Возводили они «Цветок жизни» вместе со строителями и теми людьми, детские годы которых связаны с блокадным городом. На каменных лепестках цветка – заветные слова: «Пусть всегда будет солнце!»

Девочки исполняют танец «Не отнимайте солнце у детей!»

Дети: За залпом залп гремит салют. Ракеты в воздухе горячем

           Цветами пестрыми цветут, а ленинградцы тихо плачут.

           Ни успокаивать пока, ни утешать людей не надо.

           Их радость слишком велика – гремит салют над Ленинградом.

Он встал как страж на сумрачном заливе,

Вонзая шпили в огненный рассвет.

Есть города богаче и красивей,

Есть и спокойней, но прекрасней …нет!

Воспитатель: В нашем городе есть мемориал памяти погибшим жителям блокадного Ленинграда. Он находится на Пискаревском кладбище, где захоронено тысячи ленинградцев. Скорбно возвышается фигура Матери – Родины, за ней гранитная стена со словами ленинградской поэтессы Ольги Бергольц, прожившей в Ленинграде все 900 блокадных дней:

            « Здесь лежат ленинградцы.

             Здесь горожане – мужчины, женщины, дети…

              Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем.

              Так их много под вечной охраной гранита.

              Но знай, внимающий этим камням,

               Никто не забыт и ничто не забыто.

Я предлагаю вам встать, помолчать, почтить героев Ленинграда.

Тех, чьи жизни унесла в суровый час блокада.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ.

Воспитатель: Нашу сегодняшнюю встречу мы закончим песней, посвященной нашим ветеранам.

Исполняется песня «Мой прадедушка».

Дети под музыку уходят из музыкального зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое занятие для старшего возраста ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА

ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДАТематическое занятие для старшего возрастаВремя проведения - 27 январяЦЕЛИ И ЗАДАЧИ- обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города – блокаде,- формиров...

Конспект интегрированного тематического занятия для детей подготовительной к школе группы посвященного 69 годовщине полного снятия блокады Ленинграда Тема: «Наш любимый Петербург»

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей ст...

тематическое занятие для старшего возраста. "День снятия блокады Ленинграда."

В занятии предлагается детям информационный, исторический материал; воспоминания о жизни жителей блокадного города....

Презентация к занятию "27 января - день полного снятия блокады Ленинграда"

Презентация представляет собой план беседы по теме "27 января - день полного снятия блокады Денинграда". Можно использовать на занятиях для дошкольников среднего и старшего возраста. В зависимости от ...

Методическая разработка "День полного снятия блокады Ленинграда от фашистской блокады"

Методическа разработка для детей старшей и подготовительной групп...

Мероприятия ко Дню полного снятия Блокады Ленинграда «ЧТОБЫ ПОМНИЛИ» для детей старшего дошкольного возраста.

Сценарий мероприятия ко Дню полного снятия Блокады Ленинграда «ЧТОБЫ ПОМНИЛИ» для детей старшего дошкольного возраста....

Сценарий мероприятия "День полного снятия блокады Ленинграда" в старшей группе дошкольного возраста

День полного снятия блокады Ленинграда.Голос Родины, голос РоссииБыли годы горя и утрат,Был в кольце блокады Ленинград…Голос Родины, голос РоссииНад землею гремел, как набат.Я слышал твой голос...