Активная деятельность детей как средство социально-нравственного воспитания в процессе познавательной деятельности.
консультация на тему

Мурашова Елена Анатольевна

Активная деятельность детей как средство социально-нравственного воспитания в процессе познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sots-nrav_vosp_cherez_poznanie.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться на первых порах к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности.

ПОЗНАНИЕ – ПРОЦЕСС ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО АКТИВНОГО ОТОБРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА. В ХОДЕ ПОЗНАНИЯ ИССЛЕДУЮТСЯ ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СТОРОНА И СУЩНОСТЬ ВЕЩЕЙ, ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, А ТАК ЖЕ САМ СУБЪЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ЧЕЛОВЕК.

В познавательной сфере можно выделить три компонента:

1. Познавательные (психические) процессы – восприятие, внимание, память, воображение, мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое, мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение…)

2. Информация – опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира, источники информации.

3. Отношение – чувственно – эмоциональный опыт человека, который складывается из отдельных эмоциональных реакций на отдельные объекты или предметы, события нашего мира.

Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой, они дополняют и определяют друг друга. Так, уровень сформированности познавательных процессов определяет возможности ребенка в познании, т.е способы получения информации, которые использует ребенок, пути переработки информации, степень осознания и усвоения информации. С получением информации у человека всегда складывается определенное отношение к этим сведениям и событиям.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и т.д.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. (по ФГОС)

Содержание образовательной области "Познание" направлено на достижение цели:

 формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно-важных проблем.

Через решение следующих задач:

сенсорное развитие;

развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

формирование элементарных математических представлений;

формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Задачи познавательного развития можно решить следующими путями:

1. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ, ПОБУЖДАЮЩИХ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ: прогулки по прилегающим к детскому саду местам; наблюдения за окружающими явлениями и объектами; экскурсии по дет саду и за его пределами; создание и пополнении развивающей среды.

2. ПРЯМОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ: организованная совместная активная деятельность педагога с детьми (занятия по познавательному развитию); групповые праздники; комментирование и разбор путаниц, ребусов; решение проблемных ситуаций.

Основные направления познавательного развития:

1.Обогащать сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о мире, готовит его к элементарному осмыслению некоторых понятий (время, знак, символ, знаковые системы).

2. Систематизировать накопленную и получаемую информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).

3.Продолжать формирование у детей бережного, созидательного отношения к миру.

Основная цель образовательной области «Познание» - формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно-важных проблем.

Содержание образовательной области «Познание» направлено на развитие совокупности интегративных качеств. Образовательная область «Познание» тесно связана с другими образовательными областями в программе «Мир открытий».

СОЦИАЛИЗАЦИЯ - ПРОЦЕСС ВХОЖДЕНИЯ В СОЦИАЛЬНУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ И ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА.

Основная цель образовательной области «Социализация» освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений.

Основные направления образовательной области СОЦИАЛИЗАЦИЯ:

1.Развитие игровой деятельности ребенка;

2. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

3. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы в рамках образовательных областей «Познание» и «Социализация»:

1. Сенсорное развитие:

  • развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации в настольно-печатных и сюжетно-ролевых играх и продуктивной деятельности;
  • умение выделять несколько качеств предметов, сравнивать их по форме, величине, строению, положению в пространстве в игровой деятельности;
  • умение выделять красивые сочетания цветов и оттенков.

2. Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности:

  • Знакомство с элементами профессиональной деятельности посредством наблюдений и экспериментов в формировании гендерной и гражданской принадлежности;
  • начальные представления об элементах экономики в части формирования семейной принадлежности, приобщении к общепринятым нормам и правилам;
  • представления о себе, семье, обществе, государстве, мире в формировании гражданской и семейной принадлежности.
  • Умение планировать процесс и сооружение постройки (конструкции) в игровой деятельности и продуктивной;
  • Умение распределять обязанности и навык коллективной работы в игровой деятельности, во взаимоотношениях со сверстниками.

3. Формирование элементарных математических представлений:

  • Умение ориентироваться во времени в приобщении к общепринятым нормам и правилам;
  • Умение регулировать свою деятельность в соответствии со временем и формирование представлений о безопасности собственной жизнедеятельности;
  • Осмысление таких понятий как знак, символ, знаковые системы в приобщении к общепринятым нормам и правилам, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

4. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:

  • Знакомство с местом человека в природном и социальном мире, происхождением и биологической обоснованностью в формировании гендерной принадлежности, в приобщении к общепринятым правилам и нормам;
  • Представление о безопасности жизнедеятельности в приобщении к общепринятым правилам и нормам;
  • Ориентация в сферах человеческой деятельности, их значимости в жизни ребенка, его семьи и общества в целом в формировании семейной и гражданской принадлежности;
  • Знакомство с культурными объектами и ценностями, элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства во взаимоотношениях с окружающими, в формировании гражданской принадлежности.

Рассмотрим одно направление образовательной области «Познания» - формирование элементарных математических представлений. Одной из отличительных особенностей программы «Мир открытий» является то, что в основу организации образовательного процесса положена технология деятельностного метода Л.Г.Петерсон. 

Технология «Ситуация» и методические средства, предложенные в программе «Мир открытий», обеспечивают условия, при которых дети имеют возможность «прожить» как отдельные шаги метода рефлексивной самоорганизации, так и весь путь преодоления затруднения – фиксации того, что пока не получается, анализа, исследования, понимания причин, применения правил, проектирования, переработки информации, осмысления полученных сведений и их практического применения в жизни.

Педагог не просто объясняет новое знание, а создает ситуацию, когда дети сами «откроют» его для себя или приобретут опыт самостоятельного выполнения отдельных шагов открытия – в зависимости от тех дидактических целей, которые ставит воспитатель.

Целостная структура технологии «Ситуация» включает в себя шесть последовательных этапов:

  1. Введение в ситуацию;
  2. Актуализация;
  3. Затруднение в ситуации;
  4. Открытие детьми нового знания      (способа действия);
  5. Включение нового знания (способа    действия) в систему знаний и умений ребёнка;
  6. Осмысление (итог).

Организация разнообразных ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций – одно из актуальнейших средств социально-личностного развития детей.

Ситуации конструируются педагогом как игровые, имитационные, ситуации реального положительного опыта и условные ситуации вербального плана.

Необходимо, чтобы их смысл был понятен каждому ребёнку, близок его личному опыту, вызывал эмоциональный отклик и побуждал к проявлению активных действий.

Организуемые ситуации накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер, т.е. всегда заключают в себе близкую ребёнку жизненную задачу, в разрешении которой он принимает непосредственное участие.

Алгоритм:

1.        Заинтересовать детей проблемой, требующей решения, эмоционально представить её, ввести детей в ситуацию: Что происходит? Что случилось? Какая возникла проблема? Почему возникло затруднение?

2.        Вызвать активное сопереживание участникам ситуаций и понимание их трудностей: Какие чувства они испытали? Какое у них настроение? Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы тогда испытали?

3.        Побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуации: Что может произойти? Как помочь? Как поступил бы ты на месте того или иного участника? Обсудить все предложения и найти общее решение, как нам поступить и добиться успеха.

4.        Включить детей в конкретное практическое действие: проявить заботу, утешить, выразить сочувствие, помочь разрешить конфликт и т.д.

И очень важно: помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешённой проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников, и порадоваться вместе с ними.

В образовательной ситуации открытия нового знания не обязательно, чтобы дети сразу узнали все, что можно об объекте, чтобы они запомнили максимально много.

Главное, чтобы они не были разочарованы, чтобы с узнаванием нового были связаны приятные переживания, чтобы им хотелось с этим новым познакомиться еще лучше!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Сказка как средство социально – нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Проект разработан для детей 2 младшей группы.  Позволяет исользовать возможности сказок в социально-нравственном развитии дошкольников 4-го года жизни....

Музейная педагогика как средство социально - нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия, миром людей, п...

Мастер – класс для педагогов ДОУ. «Деятельность как средство социально- нравственного воспитания дошкольников»

  Цель мастер - класса:·        Освоение и последующее активное применение технологии в практической деятельности воспитателя.·...

Ознакомление с семейными традициями и обычаями — эффективное средство социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве к...

Театрализованная игра как средство социально- нравственного воспитания детей с нарушением интеллекта

В статье описывается о коррекционно-воспитательной работе средствами театрализованной деятельности социально-нравственного воспитания детей с ООП....