Мастер – класс для педагогов ДОУ. «Деятельность как средство социально- нравственного воспитания дошкольников»
методическая разработка на тему

Зеленкова Галина Ивановна

    Цель мастер - класса:

·        Освоение и последующее активное применение технологии в практической деятельности воспитателя.

·        Построение модели образовательной деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с народными сказками.

         Оборудование: мультимедийный проектор, ручки, листы бумаги, презентация.

       Раздаточный материал: Пиктограммы «Эмоции», яблоки со словами, конверты -5 шт., текст со сказкой, листы с заданиями, ручки.

Ход мастера класса

I. Орг. момент.

        Встреча педагогов, раздаю яблочки со словами мудрость, доброта, честность, трудолюбие, вежливость (Приложение 2)

Мастер: Уважаемые, коллеги, я прошу Вас сесть группами в зависимости от порядкового номера на обороте яблочка. Мудрость – 1; Доброта– 2 Трудолюбие – 3; Вежливость;– 4; Честность – 5.

Мастер: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Начать нашу встречу нам поможет игра «Круг радости». Инициация.

      Цель: приветствие, настрой на работу.

 - Какое сегодня чудесное утро. Я приглашаю вас в наш «Круг радости» для того, чтобы поприветствовать друг друга. Мы будем касаться друг друга ладонями, здороваться и называть свое имя ласково. Замечательно.

1-ый этап. Выступление мастера

Мастер: Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного социального развития. В социальном развитии ребенка ведущее место занимает присвоение нравственных ценностей своего народа и позднее познание и присвоение общечеловеческих нравственных ценностей. Тесно связано с социальным развитием нравственное воспитание дошкольников. Опыт нравственного поведения дошкольников складывается в процессе общения со взрослыми и закрепляется в общении со сверстниками в различных совместных видах деятельности и взаимоотношений. На современном этапе в соответствии с ФГТ свою работу выстраивала через интеграцию образовательных областей.

Перед собой я поставила (слайд 1)

Цель:

 Создание условий для развития деятельности  детей дошкольного возраста на основе народных сказок.

Задачи по образовательным областям: (слайд 2)

 

Мастер:

    Современное социально - нравственное образование формируется на основе традиционных подходов, базирующихся на тесном контакте детей с природой, наблюдений, экскурсий. А также народных традиций – фольклора, народных примет, игр, сказок разных народов.

  Сказка занимает детей, увлекает в мир фантазий и воображения. Но сказка ещё и ненавязчего воспитывает ребенка, вот чем хороши сказки.  В  своей деятельности  по социально – нравственному воспитанию, я использую сказки. Учу своих воспитанников сочинять сказки, придумывать окончания к ним.

     Малыш приходит в детский сад с большим творческим потенциалом, а реализовать этот потенциал ему должны помочь мы – педагоги. Ведь сказки помогают развивать фантазию ребенка. В своей работе я использую все виды сказок – волшебные, бытовые, о животных (предметах). При формировании нравственных ценностей личности дошкольников используются следующие методы:

·        Чтение и беседа по  сказке или художественному произведению(слайд 3)

·        Проигрывание проблемных ситуаций.

·        Тренинг эмоций.

·        Установление и обсуждение правил поведения.

·        Элементы психогимнастики.

·        Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них.

·        Проигрывание своего эмоционального состояния в прорисовывании,

          драматизации, играх, лепке, конструировании и др.

Свою работу организовала в трёх направлениях в соответствии с ФГТ: НОД,  ООД, самостоятельная деятельность детей.

      

2-ой этап Вопросы и задания участникам мастер – класса.

Тема: « Сказка мудростью богата»

Мастер: Сейчас я постараюсь вам показать, как при помощи  сказки доступным образом можно дать детям представление  о добре и честности.

               Сегодня день у нас особый,

                Я приглашаю вас друзья

                 А вы со мной идти готовы?

                В чудесный мир зову вас я!

Сегодня мы отправляемся в сказочное путешествие «Сказка мудростью богата»                                                                                                (слайд 4)

II. Работа в группах.

 Мастер: Наши группы получили творческое задание (Приложение 1). Вы должны ответить на свой вопрос. А потом в конце мы прочитаем, что же у Вас получилось. (5 минут)

III. Работа с текстом для чтения.

1. Составляем сказки по ключевым словам                                 (слайд 5).

- Попробуйте придумать и рассказать сказку только по ключевым словам: названию и иллюстрации.

- Сколько героев действует в сказке?

Составление сказки в творческих группах

- Давайте поразмышляем…

Чему учат сказки?

- Мы прочитаем сказку, сравним ее с нашей, построим Древо.

              (Рассказывают сказку собственного сочинения)

2. Чтение заглавия сказки и ответы на вопросы                         

- Что можно узнаем из заглавия? (Главный герой мальчик. Он честный.)

- Чему учит сказка? (Честности,                                                      слайд 5)

- Повесим яблочко на древо со словом честность.

- Кого называют честным? (Человек искрений, прямой.                 

- Кто автор сказки? (Корейский народ)

3. Рассматривание иллюстрации

- Что необычного видите на иллюстрации? (Одежда)

- Какие отношения между героями сказки? (Добрые)

- Как догадались? (Добрый взгляд, улыбка старика.)

- Какое яблочко отправим на древо? (Доброта)                               (слайд 6)

IV. Чтение сказки «Честный мальчик»  (Приложение 3).

4. Проблемный вопрос                                                                          (слайд 7)

- Прослушав сказку, найдите на него ответ.

- Вспомните сказку В,Ф.Одоевского “Мороз Иванович” и сказ Бажова “Серебряное Копытце”. Сказка “Честный мальчик” чем-то схожа с ними.

- Чем?

V. Работа с текстом во время чтения.

- Почему старичок отдал все три топора мальчику? (Чтобы мать мальчика не работала больше на чужих людей)

- Найдите  слова, которые доказывают, что мальчик был не только честным, но и вежливым и добрым. (Взял мальчик топоры и поблагодарил старика 100 и 1000 раз)

- Какое яблочко повесим? (Вежливость)                                              (слайд 8)

VI. Формирование основной мысли сказки                                        (слайд 9).

- Найдите наиболее точную формулировку (ответ: в). За что наградил старичок мальчика?

- Какое яблоко повесим? (Трудолюбие)                                               (слайд 10)

VII. Ответ на проблемный вопрос.

Похожа ли корейская сказка и та, что мы придумали по ключевым словам? (Да, учат честности.                                                                                        ( слайд 11)

VIII. Беседа о жанре произведения

- К какой группе сказок ее можно отнести? (Волшебная)

- Есть ли отрицательные герои? (Нет)

- Зачем эту сказку взрослые рассказывают детям? (Учат честности)

IX. Итог НОД                                                                                      (слайд 12).

Цель: обобщить приобретённый опыт, связать его с уже имеющимся.

- Кто носитель мудрости в сказке? (Старик)

- Мы вырастили “Древо”. И хотя греки говорят, что яблоко является символом раздора, а у нас яблоко символ чего?

Наш мастер-класс называется “Сказка мудростью богата”. А яблоко символ мудрости.

- А теперь проверим творческие задания наших групп. Наше дерево учило корейского мальчика. А чему мы научились.

Выдержки из творческих работ

 (зачитывают участники творческих групп)                                                                                                 

- Я надеюсь, что каждый уйдет сегодня  чуточку мудрее.

Мастер:  Добрым быть совсем не просто

                 Не зависит доброта от роста,

                  Не зависит доброта от цвета.

Доброта не пряник, не конфета.

Доброта с годами не стареет

Доброта от холода согреет,

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Я думаю, вы будете добрыми, отзывчивыми, чуткими, дружелюбными людьми и рядом с вами всем будет уютно и тепло.

Мастер: Прошу вас выполнить рефлексию по методике «Эмоциональное письмо». Для этого предлагаю вам выбрать из предложенных эмоций пиктограмму, соответствующую вашему настроению на нашем мастер – классе. (Предлагаются пиктограммы: веселая, грустная, удивленная и т. д.  присутствующие выбирают пиктограмму и отправляют ее в конверт).

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon skazka_mudrost_bogata.zip2.93 МБ

Подписи к слайдам:

Зеленкова Галина Ивановна воспитатель первой категории МБДОУ Детский сад «Солнышко»
Задачи по образовательным областям: 1. «Социализация»Воспитание любви к родному краю, знакомство и приобщение детей к истокам народной культуры и духовности.Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за свой край.2. «Познание»Расширение знаний детей о культуре и быте народов.3. «Коммуникация»Формирование умения пересказывать сказки с помощью моделирования, драматизировать, выступая в роли актера и рассказчика.4. «Художественное творчество»Развитие худо­жественно-твор­ческих способно­стей, использование знакомых сказок в самостоятель­ной театрализо­ванной деятель­ности.5. «Чтение художественной литературы»Знание характерных особенностей жанра народных сказок.6. «Музыка»Создание художественно-эстетического пространства для самостоятельной театрализованной деятельности.9. «Безопасность»Формирование основ безопасности окружающего мира природы (формирование представлений о некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуаций, приобщение к правилам безопасного для окружающего мира природы поведения; формирование осторожного и осмотрительного отношения к окружающему миру природы) как предпосылки экологического сознания. Проигрывание проблемных ситуаций
Чтение и беседа по сказке или художественному произведению «Честный мальчик»мальчик дровагорное озеро топор упал в озеростаричокзолотой топорсеребряный топоржелезный топорнаграда за честность
Честность
Честность
Доброта
Вспомните сказку В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» и сказ Бажова «Серебряное Копытце». Сказка «Честный мальчик» чем-то схожа с ними.Чем?
Вежливость
Доброта
Честность
За что наградил старичок мальчика? Назови наиболее точную формулировку:а)Старичок наградил мальчика за трудолюбие.б)Старичок наградил мальчика за честность и почтительность.в)Старичок наградил мальчика за честность и трудолюбие.
Вежливость
Трудолюбие
Доброта
Честность
Чем похожи сказки Одоевского «Мороз Иванович», «Честный мальчик» и сказ Бажова «Серебряное Копытце»?
Вежливость
Трудолюбие
Доброта
Честность

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-драматизация как средство социально-нравственного воспитания дошкольника

Таким образом, игру-драматизацию надо рассматривать как особый вид игровой деятельности, имеющей свою специфику. Дети наивно вживаются в данные обстоятельства, искренне верят в то, что говорят и делаю...

Консультация для воспитателей "Сказка как средство социально-нравственного воспитания дошкольников"

Систематизированная информация о влиянии сказки на социально-нравственное воспитание детей дошкольног возраста, а также методика работы по данной теме....

Мастер-класс для педагогов «Танцевальная деятельность как средство художественно – эстетического развития дошкольников»

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в ходе активного педагогического общения....

Мастер – класс для педагогов «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Мастер – класс для педагогов «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»...

Мастер-класс для педагогов «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»

Развитие творческих способностей ребенка – это составная часть социально – экономических и духовных направлений общественного устройства.Театрализованная деятельность является системообраз...