Мастер – класс для педагогов ДОУ. «Деятельность как средство социально- нравственного воспитания дошкольников»
методическая разработка на тему
Цель мастер - класса:
· Освоение и последующее активное применение технологии в практической деятельности воспитателя.
· Построение модели образовательной деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с народными сказками.
Оборудование: мультимедийный проектор, ручки, листы бумаги, презентация.
Раздаточный материал: Пиктограммы «Эмоции», яблоки со словами, конверты -5 шт., текст со сказкой, листы с заданиями, ручки.
Ход мастера класса
I. Орг. момент.
Встреча педагогов, раздаю яблочки со словами мудрость, доброта, честность, трудолюбие, вежливость (Приложение 2)
Мастер: Уважаемые, коллеги, я прошу Вас сесть группами в зависимости от порядкового номера на обороте яблочка. Мудрость – 1; Доброта– 2 Трудолюбие – 3; Вежливость;– 4; Честность – 5.
Мастер: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Начать нашу встречу нам поможет игра «Круг радости». Инициация.
Цель: приветствие, настрой на работу.
- Какое сегодня чудесное утро. Я приглашаю вас в наш «Круг радости» для того, чтобы поприветствовать друг друга. Мы будем касаться друг друга ладонями, здороваться и называть свое имя ласково. Замечательно.
1-ый этап. Выступление мастера
Мастер: Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного социального развития. В социальном развитии ребенка ведущее место занимает присвоение нравственных ценностей своего народа и позднее познание и присвоение общечеловеческих нравственных ценностей. Тесно связано с социальным развитием нравственное воспитание дошкольников. Опыт нравственного поведения дошкольников складывается в процессе общения со взрослыми и закрепляется в общении со сверстниками в различных совместных видах деятельности и взаимоотношений. На современном этапе в соответствии с ФГТ свою работу выстраивала через интеграцию образовательных областей.
Перед собой я поставила (слайд 1)
Цель:
Создание условий для развития деятельности детей дошкольного возраста на основе народных сказок.
Задачи по образовательным областям: (слайд 2)
Мастер:
Современное социально - нравственное образование формируется на основе традиционных подходов, базирующихся на тесном контакте детей с природой, наблюдений, экскурсий. А также народных традиций – фольклора, народных примет, игр, сказок разных народов.
Сказка занимает детей, увлекает в мир фантазий и воображения. Но сказка ещё и ненавязчего воспитывает ребенка, вот чем хороши сказки. В своей деятельности по социально – нравственному воспитанию, я использую сказки. Учу своих воспитанников сочинять сказки, придумывать окончания к ним.
Малыш приходит в детский сад с большим творческим потенциалом, а реализовать этот потенциал ему должны помочь мы – педагоги. Ведь сказки помогают развивать фантазию ребенка. В своей работе я использую все виды сказок – волшебные, бытовые, о животных (предметах). При формировании нравственных ценностей личности дошкольников используются следующие методы:
· Чтение и беседа по сказке или художественному произведению(слайд 3)
· Проигрывание проблемных ситуаций.
· Тренинг эмоций.
· Установление и обсуждение правил поведения.
· Элементы психогимнастики.
· Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них.
· Проигрывание своего эмоционального состояния в прорисовывании,
драматизации, играх, лепке, конструировании и др.
Свою работу организовала в трёх направлениях в соответствии с ФГТ: НОД, ООД, самостоятельная деятельность детей.
2-ой этап Вопросы и задания участникам мастер – класса.
Тема: « Сказка мудростью богата»
Мастер: Сейчас я постараюсь вам показать, как при помощи сказки доступным образом можно дать детям представление о добре и честности.
Сегодня день у нас особый,
Я приглашаю вас друзья
А вы со мной идти готовы?
В чудесный мир зову вас я!
Сегодня мы отправляемся в сказочное путешествие «Сказка мудростью богата» (слайд 4)
II. Работа в группах.
Мастер: Наши группы получили творческое задание (Приложение 1). Вы должны ответить на свой вопрос. А потом в конце мы прочитаем, что же у Вас получилось. (5 минут)
III. Работа с текстом для чтения.
1. Составляем сказки по ключевым словам (слайд 5).
- Попробуйте придумать и рассказать сказку только по ключевым словам: названию и иллюстрации.
- Сколько героев действует в сказке?
Составление сказки в творческих группах
- Давайте поразмышляем…
Чему учат сказки?
- Мы прочитаем сказку, сравним ее с нашей, построим Древо.
(Рассказывают сказку собственного сочинения)
2. Чтение заглавия сказки и ответы на вопросы
- Что можно узнаем из заглавия? (Главный герой мальчик. Он честный.)
- Чему учит сказка? (Честности, слайд 5)
- Повесим яблочко на древо со словом честность.
- Кого называют честным? (Человек искрений, прямой.
- Кто автор сказки? (Корейский народ)
3. Рассматривание иллюстрации
- Что необычного видите на иллюстрации? (Одежда)
- Какие отношения между героями сказки? (Добрые)
- Как догадались? (Добрый взгляд, улыбка старика.)
- Какое яблочко отправим на древо? (Доброта) (слайд 6)
IV. Чтение сказки «Честный мальчик» (Приложение 3).
4. Проблемный вопрос (слайд 7)
- Прослушав сказку, найдите на него ответ.
- Вспомните сказку В,Ф.Одоевского “Мороз Иванович” и сказ Бажова “Серебряное Копытце”. Сказка “Честный мальчик” чем-то схожа с ними.
- Чем?
V. Работа с текстом во время чтения.
- Почему старичок отдал все три топора мальчику? (Чтобы мать мальчика не работала больше на чужих людей)
- Найдите слова, которые доказывают, что мальчик был не только честным, но и вежливым и добрым. (Взял мальчик топоры и поблагодарил старика 100 и 1000 раз)
- Какое яблочко повесим? (Вежливость) (слайд 8)
VI. Формирование основной мысли сказки (слайд 9).
- Найдите наиболее точную формулировку (ответ: в). За что наградил старичок мальчика?
- Какое яблоко повесим? (Трудолюбие) (слайд 10)
VII. Ответ на проблемный вопрос.
Похожа ли корейская сказка и та, что мы придумали по ключевым словам? (Да, учат честности. ( слайд 11)
VIII. Беседа о жанре произведения
- К какой группе сказок ее можно отнести? (Волшебная)
- Есть ли отрицательные герои? (Нет)
- Зачем эту сказку взрослые рассказывают детям? (Учат честности)
IX. Итог НОД (слайд 12).
Цель: обобщить приобретённый опыт, связать его с уже имеющимся.
- Кто носитель мудрости в сказке? (Старик)
- Мы вырастили “Древо”. И хотя греки говорят, что яблоко является символом раздора, а у нас яблоко символ чего?
Наш мастер-класс называется “Сказка мудростью богата”. А яблоко символ мудрости.
- А теперь проверим творческие задания наших групп. Наше дерево учило корейского мальчика. А чему мы научились.
Выдержки из творческих работ
(зачитывают участники творческих групп)
- Я надеюсь, что каждый уйдет сегодня чуточку мудрее.
Мастер: Добрым быть совсем не просто
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет
Доброта от холода согреет,
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Я думаю, вы будете добрыми, отзывчивыми, чуткими, дружелюбными людьми и рядом с вами всем будет уютно и тепло.
Мастер: Прошу вас выполнить рефлексию по методике «Эмоциональное письмо». Для этого предлагаю вам выбрать из предложенных эмоций пиктограмму, соответствующую вашему настроению на нашем мастер – классе. (Предлагаются пиктограммы: веселая, грустная, удивленная и т. д. присутствующие выбирают пиктограмму и отправляют ее в конверт).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_mudrost_bogata.zip | 2.93 МБ |
Подписи к слайдам:
Задачи по образовательным областям: 1. «Социализация»Воспитание любви к родному краю, знакомство и приобщение детей к истокам народной культуры и духовности.Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за свой край.2. «Познание»Расширение знаний детей о культуре и быте народов.3. «Коммуникация»Формирование умения пересказывать сказки с помощью моделирования, драматизировать, выступая в роли актера и рассказчика.4. «Художественное творчество»Развитие художественно-творческих способностей, использование знакомых сказок в самостоятельной театрализованной деятельности.5. «Чтение художественной литературы»Знание характерных особенностей жанра народных сказок.6. «Музыка»Создание художественно-эстетического пространства для самостоятельной театрализованной деятельности.9. «Безопасность»Формирование основ безопасности окружающего мира природы (формирование представлений о некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуаций, приобщение к правилам безопасного для окружающего мира природы поведения; формирование осторожного и осмотрительного отношения к окружающему миру природы) как предпосылки экологического сознания. Проигрывание проблемных ситуаций
Чтение и беседа по сказке или художественному произведению «Честный мальчик»мальчик дровагорное озеро топор упал в озеростаричокзолотой топорсеребряный топоржелезный топорнаграда за честность
Честность
Честность
Доброта
Вспомните сказку В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» и сказ Бажова «Серебряное Копытце». Сказка «Честный мальчик» чем-то схожа с ними.Чем?
Вежливость
Доброта
Честность
За что наградил старичок мальчика? Назови наиболее точную формулировку:а)Старичок наградил мальчика за трудолюбие.б)Старичок наградил мальчика за честность и почтительность.в)Старичок наградил мальчика за честность и трудолюбие.
Вежливость
Трудолюбие
Доброта
Честность
Чем похожи сказки Одоевского «Мороз Иванович», «Честный мальчик» и сказ Бажова «Серебряное Копытце»?
Вежливость
Трудолюбие
Доброта
Честность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-драматизация как средство социально-нравственного воспитания дошкольника
Таким образом, игру-драматизацию надо рассматривать как особый вид игровой деятельности, имеющей свою специфику. Дети наивно вживаются в данные обстоятельства, искренне верят в то, что говорят и делаю...
Консультация для воспитателей "Сказка как средство социально-нравственного воспитания дошкольников"
Систематизированная информация о влиянии сказки на социально-нравственное воспитание детей дошкольног возраста, а также методика работы по данной теме....
Проектная деятельность "Сказка как средство социально- нравственного воспитания дошкольников"
Проектная деятельность в средней группе...
Мастер-класс для педагогов «Танцевальная деятельность как средство художественно – эстетического развития дошкольников»
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в ходе активного педагогического общения....
Мастер – класс для педагогов «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
Мастер – класс для педагогов «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»...
Мастер-класс для педагогов «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»
Развитие творческих способностей ребенка – это составная часть социально – экономических и духовных направлений общественного устройства.Театрализованная деятельность является системообраз...