"Игра - как средство коммуникативного развития детей дошкольного возраста"
материал (старшая группа) на тему

Роль игры в развитии детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Подготовила воспитатель

МБДОУ МО г. Краснодар

«Центр – детский сад № 233»

И.Н.Салацкая

В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников введен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников.

Новый документ (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования») ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника.

Содержание психолого-педагогической работы основной образовательной программы дошкольного воспитания осуществляется в рамках 5 направлений развития и образования детей. Одним из наиболее приоритетных является «Коммуникативное», компонентом которой является – игровая деятельность. Безусловно, игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к активной деятельности и важно не дать ему этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. В игровой деятельности происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как произвольность поведения, способность к самоконтролю, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе. Доказано, что обучение малышей наиболее успешно осуществляется в игре, поэтому игра является основной формой и содержанием непосредственной образовательной деятельности.

Игра сопровождает малышей в течение всего времени пребывания в детском саду. Веселые хороводные и имитационные игры, игры с сюжетными и заводными игрушками в утренние часы поднимают настроение, сближают детей, помогают забыть минуты расставания с родителями.

Игровые моменты во время умывания, приема пищи, сборов на прогулку повышают интерес малышей к выполнению режимных процессов, способствуют развитию активности и самостоятельности.

На прогулке игры с песком, снегом и водой, с предметами и игрушками обогащают представления детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира, об их назначении, использовании, пробуждают познавательную активность и интерес к экспериментированию. Например, «Печенье для кукол», «Цветные льдинки», «Гараж для машин» и пр. Сюжетные игры вместе с воспитателем и самостоятельные игры помогают детям понять логику простых жизненных ситуаций: готовим мишке обед, купаем куклу, лечим зайчика, принимаем гостей.

Разнообразные имитационные игры, связанные с игровой передачей различных образов веселых котят, птиц, бабочек, легких снежинок, – способствуют развитию воображения и творчества, так же, как и игры с элементами ряженья, театра.

Существует прямая связь между эмоциональным состоянием малыша и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти. Если в игре ребенок, действуя предметами, активно манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если рука ребенка бездействует. Поэтому особенно полезны игры, в которых дети действуют: разбирают, собирают, сортируют, соединяют, разъединяют детали и т.п.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактическая игра является формой обучения, наиболее характерной для маленьких детей.

Настольные игры, разнообразные игры-пособия типа картинок, предметного лото, домино; тематические игры («Где что растет», «Когда это бывает», «Кому это нужно» и др.); игры, требующие двигательной активности, сноровки и т.д. («Летающие колпачки», «Попади в цель», «Гусёк» и др.); игры типа мозаики.

Настольно-печатные игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода.

Малышам нужны игры с доступным содержанием. На карточках лото, парных картинках, книжках-ширмах изображаются игрушки, предметы обихода, виды транспорта, овощи, фрукты. Подбор картинок парами, соответствующих картинок к основной карте, название изображённого предмета, того или иного качества содействует развитию словаря, краткой поясняющей речи (яблоко красное, морковка оранжевая, растет на грядке).

Особую группу составляют игры-забавы. В них ярко выражен элемент необычного, неожиданного, смешного, содержится шутка, безобидный юмор. Основное их предназначение - повеселить, позабавить детей, порадовать их. К играм-забавам относятся такие известные, как «Поймай зайчика», «Жмурки с колокольчиком» (определение направления по звуку), «Кто скорее соберёт картинку» (на координацию движений) и др.

Для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей большое значение имеют дыхательные упражнения, которые используются в подвижных играх, например игры: «Пузырь», «Поезд», «Машина». Развертывая игровое действие «Поезд» – дети изображают гудок паровоза («у-у-у»), раздувают «пузырь» произнося звук «ф-ф-ф», надувая колеса у машины, имитируют действие насоса «ш-ш-ш, с-с-с». Необходимо помнить, что дети, плохо произносящие звуки речи, часто бывают замкнутыми и не принимают участия в коллективных играх. Игровая ситуация помогает вызвать детей на разговор и ввести новые слова в их активный словарь. Например, название игрушек закрепляем в дидактических играх с разнообразным содержанием. То дети достают игрушки из «Чудесного мешочка», то разыскивают их по комнате в игре «Найди игрушку», то отгадывают на ощупь в играх «Угадай, что в руке», «Угадай, что спрятано», то загадывают о них загадки и в других играх.

В ряде дидактических игр для дошкольного возраста решаются задачи развития связной речи. Играя, ребенок называет предмет и рассказывает о его основных признаках (цвет, форма, величина). Рассказывает, где живет животное, нарисованное на картинке, что делают с игрушкой-куклой.

Задача активизации бытового словаря успешно разрешается в играх с дидактической куклой. В игре «Купание куклы» дети уточняют и закрепляют названия одежды, белья, предметов, необходимых для мытья (мыло, полотенце и т.д.). Укладывая куклу в игре «Уложим куклу спать», дети называют постельные принадлежности.

В игре дети, называя постельные принадлежности (простыня, одеяло, подушка, наволочка и т.д.), осмысливают значение слов, связанных с действием «постелить», «накрыть», «уложить». Также используем в своей работе игры с природным материалом: камешками, листьями, шишками и др. Например «Составь узор», «Считалочка», «Разложи по парам». Игра как одна из форм обучения проводится во время, которое отводится в режиме на непосредственную образовательную деятельность. Важно установить правильное соотношение между этими двумя формами обучения, определить их взаимосвязь и место в едином педагогическом процессе. Игры иногда предшествуют непосредственной образовательной деятельности; в таких случаях целью их является привлечение интереса детей к тому, что будет содержанием занятия. Игра может чередоваться с занятиями, когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать применение усвоенного материала в игровой деятельности, подвести итог, обобщить изученный материал.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Деркунская В.А., Ошкина А.А. Игровая образовательная деятельность дошкольников: учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013. – 368 с.

2. Невская В.П. Речевые игры и упражнения. – М.:ТЦ Сфера, 2013. – 64 с.

3. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст). – Вып. 2. – М.: ЧП С.С. Лакоценин, 2007. – 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"!Коммуникативные игры как средство социального развития детей дошкольного возраста"

В данном материале сформулированы цели, задачи, значение, виды коммуникативных игр как средства социального развития детей. В приложении представлены несколько популярных коммуникативных игр для детей...

Статья "Коммуникативные музыкальные танцы - игры как средство социального развития детей дошкольного возраста".

Коммуникативные музыкальные танцы - игры помогают сформировать у ребенка творческое восприятие музыки, способность получать наслаждение от контакта с музыкой, игрой, совместных действий сверстников, в...

«Коммуникативные игры как средство социального развития детей дошкольного возраста»

Данный материал поможет музыкальному руководителю в работе с воспитателями...

«Сказка на ладошке» пальчиковый театр как средство коммуникативного развития детей дошкольного возраста

Статья на тему:«Сказка на ладошке»пальчиковый театр как средство коммуникативного развития детей дошкольного возраста    Ранний возраст - период быстрого формирования в...

Театрализованная деятельность как средство коммуникативного развития детей дошкольного возраста

В современном быстроменяющемся мире большую роль играет взаимодействие людей между собой, и важность общения встаёт на первое место. Люди не могут жить в обществе без коммуникации, не могут полноценно...

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В презентации представлен опыт работы с детьми старших групп по социально-коммуникативному развитию в игре, их виды, значение и задачи....

Доклад на тему: «Коммуникативные игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста».

- создает условия для развития психических процессов и социально значимых качеств личности;- развивает социальные навыки: освоение различных способов решения конфликтных ситуаций;- воспитывает положит...