Театрализованная деятельность как средство коммуникативного развития детей дошкольного возраста
статья по развитию речи (старшая группа)

Модестова Елена Геннадьевна

В современном быстроменяющемся мире большую роль играет взаимодействие людей между собой, и важность общения встаёт на первое место. Люди не могут жить в обществе без коммуникации, не могут полноценно развиваться и творить. Дети не рождаются с этими навыками, их необходимо развивать и совершенствовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.59 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность как средство коммуникативного развития детей дошкольного возраста

В современном быстроменяющемся мире большую роль играет взаимодействие людей между собой, и важность общения встаёт на первое место. Люди не могут жить в обществе без коммуникации, не могут полноценно развиваться и творить. Дети не рождаются с этими навыками, их необходимо развивать и совершенствовать.

Процесс коммуникации изначально происходит в семье ребёнка, там он общается с родителями, близкими родственниками, но это общение носит узконаправленный характер. Попадая в общество, в частности в детский сад, ребёнку необходим уже более обширный словарный запас и более развитое владение речью. Развить и обогатить речь ребёнка наряду с другими занятиями, помогает театрализованная деятельность. Театрализация имеет большое значение в развитии коммуникационных навыков, она способствует совершенствованию диалогической речи, обогащает её интонациями. Обыгрывание всевозможных ситуаций ставит перед ребёнком задачу ясно и понятно изъяснятся, чтобы способствует улучшению звукового произношения.

В процессе работы над театральной композицией дети невольно знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии, учатся думать, анализировать, учатся правильно выстраивать свои реплики. У детей постепенно улучшается грамматический строй речи, она становится более грамотной и красивой.

 В период дошкольного возраста активно идёт процесс всестороннего развития ребёнка, в этот период закладывается основные качества личности, поэтому так важно, чтобы у детей в этом возрасте было как можно больше положительных эмоций. Постановка спектакля, выбор роли и последующие выступления помогает ребёнку получить эти эмоции. Причём ребёнку важно не только само представление, но и подготовка к нему: подбор костюмов и декораций, создание и обсуждение сценария и т.д.

Для развития коммуникативных навыков педагог может использовать любой вид театра: даже простой театр игрушек уже воздействует на маленьких зрителей благотворно: это и художественные образы, и музыка и оформление. Театрализация всегда раскрепощает ребёнка, даёт возможность развить его воображение, фантазию, создать свою собственную игру.

Так как для ребёнка игра является главной в его деятельности, то через театрализованную игру можно научить его брать на себя роль и действовать, вместе с тем, помогая ему приобретать жизненный опыт.

Театральная деятельность способствует развить чувства сопереживания, эмоционально обогатить ребёнка, даёт возможность выразить своё отношение к героям, к их поступкам, преодолеть трудности в общении, неуверенность в себе. Всевозможные театрализованные игры создают полноценную среду развития, расширяют круг общения детей, помогает каждому ребёнку найти своё особенное место, стать полноценным членом общества. Именно в общей постановке ребёнок естественно и непринуждённо усваивает опыт взрослых, подражая их поведению. Здесь педагог может и лучше узнать особенности характера каждого ребёнка, выстроить с ним более доверительные отношения. Для формирования коммуникативных качеств и социальных навыков способствует такая театральная деятельность, где каждый ребёнок может попробовать себя в той или иной роли, причём роли могут меняться. Поэтому театрализация является основным помощником в развитии коммуникативных навыков.

Театральные постановки требуют от детей целый комплекс умений: это и средства выразительности речи, внимательно слушать, запоминать текст, последовательность событий, представлять образы героев.

Также театрализованные занятия могут включать в себя и разыгрывание небольших сюжетов, диалогов, сценок, взятые из жизни самих детей (смешные случаи, важные события). Театрализация настолько универсальный инструмент, что ее элементы можно включать в разных видах деятельности детей: обучение грамоте, математика, художественно-эстетическое развитие, развитие речи.

От педагога требуется самому уметь выразительно, эмоционально уметь читать или рассказывать что-либо, необходимо быть постоянно готовым к любому превращению. Одно из главных условий успешной театрализации отношения к нему самого взрослого. Необходимо не только артистичность, но неподдельные эмоции и искреннее отношение.

При наличии определённых условий, планомерной, точной работе, включении в театрализованную деятельность, дети расширяют свой коммуникативный опыт и пробуют его в других видах деятельности. Через различные виды театрализации, дети учатся уважать чужое мнение, быть терпимым к разным людям, к их точкам зрения, преобразовать окружающий мир, используя свою фантазию, учатся общению с окружающими.  Пройдя через дошкольный возраст, ребёнок который был активно включён в процесс театрализации, будет готов взаимодействовать с окружающим его миром, будет открыт к общению и приобретению новых навыков, будет готов успешно адаптироваться в новых для него условиях школьной жизни.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВАЖНОСТЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Публикация  для 11 выпуска сборника статей  "Актуальные проблемы педагогики и психологии" - Орёл: ООО "Горизонт", 2015. - 252с....

консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность, как средство коммуникативного развития детей раннего возраста»

laquo;Театрализованная деятельность, как средство коммуникативного развития детей раннего возраста»...

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность, как средства коммуникативного развития детей раннего возраста»

Консультация для воспитателей«Театрализованная деятельность, как средства коммуникативного развития детей раннего возраста»...

Театрализованная деятельность, как средства коммуникативного развития детей раннего возраста

Малыши уже в раннем возрасте склонны к творческой деятельности, через которую они познают окружающий мир, познавая через мир сказки, через мир театра, что такое добро и зло, они учатся по-доброму отно...

Театрализованная деятельность, как средства коммуникативного развития детей раннего возраста»

Актуальность темы:Малыши уже в раннем возрасте склонны к творческой деятельности, через которую они познают окружающий мир, познавая через мир сказки, через мир театра, что такое добро и зло, они учат...

«Театрализованная деятельность, как средства коммуникативного развития детей раннего возраста»

  Театр для ребенка - это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит отражение стихийно, потому что связана с игрой...

«Театрализованная деятельность, как средства коммуникативного развития детей раннего возраста»

С помощью театрализованной деятельности малыши учатся внимательно слушать, понимать, запоминать, действовать с предметами-игрушками, узнавать их свойства, осваивают мимику, учатся сочувствовать, отлич...