Из опыта работы. Народно-прикладное искусство.
материал на тему

Портнова Надежда Ивановна

Самоанализ работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из  опыта  работы  воспитателя

Портнова  Надежда  Ивановна

Тема:  Народно – прикладное  искусство.

“ ПРИГЛАШЕНИЕ   К   ТВОРЧЕСТВУ  “

В одно мгновенье видеть вечность,

Огромный мир в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность

И небо – в чашечке цветка.

   /  Уильям Блейк /

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине. Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

В. А. Сухомлинский

В нравственном воспитании детей весьма важную роль играет их приобщение к отечественной культуре через знакомство с русской литературой, живописью, музыкой; изучение народных обычаев, промыслов, традиций.

Работу по ознакомлению с народно-прикладным искусством я начала пять лет назад. Начиная работать с малышами, учила рисовать в игровой форме, так, чтобы им было интересно, подводила детей в процессе работы к пробуждению эмоциональной отзывчивости к родной природе, игрушкам, картинкам, иллюстрациям, так как интерес к окружающему миру у детей 2-4 лет очень велик. Ребёнка в этом возрасте привлекают звуки и краски природы. Они очень любят игрушки и книжки с картинками; поэтому я постепенно открывала детям глаза на этот мир, старалась вселить в их душу радость от увиденного нового открытого ими мира; воспитывала любовь к природе и восторг перед её красотой.

“Мы отражение природы,

Мы часть её, мы – красота,

В нас сила, разум, доброта”.

/ С.Светлинский/

На эту тему провела собрание с родителями «Как прекрасен этот мир!» (доклад прикладывается ) провела анкетирование.

Самое благодатное время для детей это конечно лето. Цветы, травы, насекомые - всё привлекает детей. Я постепенно обращала их внимание на всё это, направляла взгляд ребёнка на Красоту, помогала увидеть её, услышать необыкновенную палитру красок, оттенков, разнообразие форм, линий, их сочетание и взаимодействие, разнообразие запахов; старалась развивать в ребёнке чувство красоты в природе не только глазами, но и сердцем. Восхищение красотой делает человека лучше, добрее.

На своём участке мы наблюдали весной за одуванчиками, читали о них стихи, плели венки, отмечали, как они к полудню раскрывались, а на ночь закрывались; объясняла название цветка. Дети сдували «паралитики», нюхали цветы, радовались их полёту, ловили. С детьми средней группы прикладывали к щёчке листья мать-и-мачехи. Наблюдали за насекомыми, читали стихи о бабочках, божьих коровках. Объясняла детям, что их трогать нельзя, они маленькие, беззащитные, нас больших - боятся. Летом наблюдали за ягодами рябины, плодами яблони, за берёзкой. Водили вокруг неё хороводы, отмечали её красоту, обращали внимание на её ствол, нежные зелёные листья. Радовались с детьми тёплым лучам солнца.

Осенью вновь наблюдали за деревьями, отмечали как они изменились. Любовались красными ягодами рябины, спелыми яблоками яблони, жёлто- оранжевыми листочками клёна, радовались солнцу, дождю, туману, ветру. Вместе с детьми ловили солнечных зайчиков, любовались росой. Дети наблюдали, как кружатся листья в воздухе, и сами кружились как листочки; ходили по ним и слушали как они шуршат; ощущали влажную прохладу опавших листьев; радовались первому снегу. На занятиях по рисованию и аппликации отражали в рисунках увиденное (рисовали листочки, снежинки, божьих коровок).

Зимой жалели деревья - одевали их снегом, чтобы было тепло, трогали шероховатость ствола; ходили по снегу, рассматривали свои следы, слушали скрип снега, рассматривали таяние снега на тёплой ладошке, ловили снежинок, радовались.

Так через природу воспитывала в детях чувство красоты, желание к творчеству.

Ребёнок выражает свои впечатления в изобразительной деятельности через игру. Через игру я и давала детям приёмы рисования, направляла на формирование у детей изобразительных умений и навыков в рисовании, лепке и аппликации. Это дало хорошие результаты. Например, перед рисованием травки я предлагала детям потрогать её, ощутить шелковистость, сравнивала высоту, определяла цвет, т. е. вводила сенсорный опыт.

Большое значение для детей имеет игрушка, которая постоянно присутствует в играх детей. Они очень любят играть с изделиями народных промыслов: матрёшками, богородской игрушкой, филимоновской. Они привлекают их своей занимательностью: куры клюют, забавно стуча носами; зайцы бойко барабанят; медведь и мужик стучат молоточками; свистят. Самое главное то, что воспитатель должен сам удивляться и радоваться, т. к. эмоциональный отклик взрослого «Как красиво!» выводит сознание ребёнка за пределы обыденного и включает в эстетическое отношение (игрушку жалели, брали на прогулку). Ребёнок радовался и воспринимал её уже по-другому. Для этого на занятия по изо деятельности я беру игрушки. Например, угостим куклу пряником, или обогреем зайку солнышком. После этого рисовали штрихами: травку, дождик, иголки на ёлке, иголки у ёжика; рисовали и лепили округлые формы, баранки, клубок ниток, яблоко, солнышко. Вследствии этих занятий давала понять ребёнку, что он трудится не напрасно, а что это кому-то необходимо: зайке, мишке, кукле, Чебурашке и т. д.

Объединяя богатый и разнообразный мир игры с обучением мы приобретаем возможность сделать осмысленным и интересным выполнение любых бесполезных, с точки зрения ребёнка, учебных заданий. Введение в процесс обучения игры позволяет вызывать у детей желание овладеть предлагаемым учебным содержанием; создавать мотивацию учебной деятельности; осуществлять в игровой форме руководство их работой и её оценку; доставлять ребёнку удовольствие от полученного результата, а также от возможности использовать его в игре по окончании занятия.

Особую роль в развитии восприятия у детей играет знакомство с книжкой-иллюстрацией, так как картинки в книгах являются первыми произведениями, которые изображают искусство. Я старалась выбрать иллюстрацию, содержание которой было бы понятно и интересно детям (не брала иллюстрации с уродливыми формами, аляповатыми красками). Определяла с детьми настроение героев: весёлый, грустный, добрый, злой, удивлённый. Например, в иллюстрации к потешке В.М.Васнецова «Ходит кок по лавочке» вызывала у детей радость, обращала внимание на декоративное оформление: красивые цветы, расписные узоры; вызывала интерес к рисунку; восхищалась мастерством художника; поясняла содержание потешки. Аналогично рассматривала и другие его иллюстрации, например, «Сорока-белобока». В старших группах рассматривали иллюстрации И.И.Шишкина и В.М.васнецова. На досуге читали сказки, рассматривали и обсуждали героев, уточняли их настроение, охарактеризовывали пейзажи, композицию рисунка. Дети рассуждали, вели оживлённые беседы. Музыкальный руководитель проигрывал нам музыкальные произведения («Снегурочка» - Н.А.Римский-Корсаков). Дети внимательно слушали и это очень радовало меня, что через иллюстрации В.М.Васнецова прививалась любовь к музыке, искусству. Рассматривали иллюстрации «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Царевна лягушка», «Три богатыря», «Алёнушка», «Иван-царевич и серый волк», «Елена-Премудрая». Дети рисовали после прослушивания музыки цветы для снегурочки и Алёнушки. По картине «Три богатыря» знакомила детей с тем, как жили люди в древние времена, как они защищали Отечество; обращала внимание на доспехи, оружие, настроение богатырей. Провела занятие «Дружим со сказкой». Во время знакомства с художниками объясняла кто такой художник, давала о нём более точные знания.

В рисовании я не делала конкретных замечаний, а обращала внимание самих детей к неудачным рисункам (например, если малыш нарисовал домик без окон, говорила ребёнку: «Бедный зайчик будет сидеть в темноте»). Дети очень чувствительны к критической оценке и я старалась оценивать работы детей по ходу занятия, а не в конце его. Замечания исходят не от меня, а от игрушки, для которой ребёнок рисует, лепит, делает аппликацию.

В своей работе я часто использую народный фольклор: «Травушка-муравушка в поле поднялась» или «Солнышко нарядись, красное покажись». Художественное слово активизирует моторику - ритмичные движения рук. Во время рисования дети повторяют за мной слова стихов. В старших группах дети вместе со мной пели песни «Оранжевое небо» или вовремя лепки «Кукла и клоун». Дети очень любят эти песни. На занятиях по изо мы слушаем музыку.

«Музыкальные произведения всегда выражают определённые мысли и чувства, рассказывают о многих событиях, явлениях. Яркость и впечатляющая сила музыкального звучания хорошо углубляют, усиливают то конкретное содержание, которое передано в литературном тексте песни...»

На занятиях использовала металлофон (капли дождя, журчание ручейков). Слушание этих произведений обогащает сенсорный опыт детей и помогает ритмам мазков, штрихов и т. д. Мелодия песни вызывает у детей радостные эмоции, активизирует не только восприятие, но и процесс рисования, лепки, аппликации.

Через сказки дети учились понимать нравы, видеть добро и зло, отличать правду и вымысел: «Нет сказки без правды» - говорит пословица. Через сказки, художественные произведения художников старалась зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России. Знакомила с бытом русских крестьян; с домашней утварью: ухватом, чугунком, кочергой, люлькой; читала былины, беседовала о героях былин; играла в русские народные игры; соотносила уважение к природе с народными приметами. Работала по программе «Весточка» из журнала «Дошкольное воспитание» №4 - 2001г. Очень удобная программа. Начала с самого, близкого дорогого детям, с их семьи и близких родственников; объясняла откуда произошло название нашей Родины - Русь (русые), мы русские. Предлагала родителям организовать экскурсию в библиотеку, которая находится в с. Рогачёво. Многие родители ходили с детьми и после дети рассказывали о увиденном. Говорили о предметах домашней утвари: утюге, скалке, плуге, сохе...

Знакомила детей с историей народного костюма и его элементами. Детям было очень интересно, особенно когда они видели в мазке каплю дождя, травку; в круге - солнышко; в волнистых линиях - волны; в дуге - прорастающие почки, зёрна, в квадрате с решёткой и точками - засеянное поле и т.д. При рассматривании костюмов знакомились с названиями отдельных частей: зипун, понева, душегрея, сарафан, рубаха; картуз, кокошник, повязка. Мастера сами шили наряды, а затем украшали бисером, бусами, блёстками, тесьмой, пуговицами. На эту тему провела занятие «Русские красавицы».

Рассказывала детям о русских праздниках и традициях. Покров - в октябре; Рождество - в январе (разучивали колядки, игры-забавы); Масленица - в феврале; Благовещенье - в этот праздник из бумаги изготавливали птиц и пускали по ветру. Рассказывала о Вербном воскресенье, об обычаях, приметах этого дня. На Пасху лепили подставки для яиц, после расписывали их и яйца. На Троицу (прощание с весной - встреча лета) рассказывала о народных гуляниях, о главной героине праздника - берёзе, о любимом дереве на Руси. Рисовали берёзу, конструировали лукошки из бересты.

Много говорила с детьми о прялках, о том почему их так называют. Рисовали узоры на вырезанных из картона прялках. По ходу занятия объясняла детям какое место они занимали в жизни женщин. Встреча с красочной птицей, изображённой на прялке может явиться для детей благодатным материалом, развивающим их фантазию и воображение.

Далее знакомила детей с древнерусской архитектурой. Вместе с детьми рассматривали иллюстрации городских и деревенских построек, дворцов и храмов. На кружке по изо деятельности мастерили храм. Детям очень нравилось принимать в этом участие, когда смастерили храм, любовались им; показывали и рассказывали о нём родителям. В описательных рассказах об архитектурных сооружениях (по иллюстрации) обращала внимание на разнообразие украшений: шпили, башни, арки, решётки, наличники, купола, резные ворота. Собрали коллекцию иллюстраций памятников архитектуры (помогали родители).

С младшего возраста ребёнок рисует не задумываясь, как бы «раскрепощаясь», а уже в старшем возрасте, особенно в подготовительной группе, появляется боязнь не справиться с работой, более нерешительны. Я старалась не навязывать определённый образец и цвет (трава - зелёная, небо - синее); старалась чтобы ребёнок с помощью своих фантазий сам рисовал рисунок; развивала эстетическое восприятие. Рисовали пластилином; выполняли аппликацию из ткани, бусинок, бисера, перьев, соломы, соли, яичной скорлупы, засушенных листьев, цветов, кусочков кружев, обоев. Лепили из глины, муки. Рисовали тычками, пробками, пальцами, примаки- ванием. Именно то, что ближе и понятнее ребёнку должно помочь ему в изобразительной деятельности. Я стремилась к тому, чтобы ребёнок творил, свободно выражал свои мысли, передавал свои ощущения, чувства, переживания.

В старшей подготовительной группе знакомила детей с художником- пейзажистом И.И.Шишкиным, И.Левитаном, И.Айвазовским, А.Саврасовым, В.М.Васнецовым. Рассматривали их картины, беседовали по ним. Дети рисовали свой пейзаж, пейзаж своего села (выполняли домашнее задание). По ходу занятий объясняла, что такое пейзаж и натюрморт. Рисовали портрет своего друга и себя по отражению в зеркале. Всё это пригодилось для рисования росписей народно прикладного искусства. В ходе бесед дети узнавали, как создавались глиняные и деревянные игрушки мастеров и сёл Дымково, Филимонова, Богородское, как возникает резной узор на пряничной доске или бересте, как нарядна роспись жостовских подносов.

В работе по творчеству народно-прикладного искусства я подходила постепенно от группы к группе. В средней группе мы знакомились с волшебной силой чёрной краски, рисовали на чёрном фоне ягодки, яблоки, морковку. Начинала знакомить детей с жостовской росписью; учила рисовать круг, штрихи, мазки для дымковской игрушки; смешивали цвета для городецкой росписи и приступала к новым заданиям лишь только тогда, как дети усвоят эти темы.

В старшей группе знакомила детей с дымковской, городецкой, жостовской росписями; павло-посадскими платками и матрёшками. Рассказывала детям о богородской, каргопольской, филимоновской игрушке, об их выразительных образах. На каждую отдельную роспись отводила 4-5 занятий. В начале знакомила детей с данной росписью, с мастерами-художниками, рассматривали изделия, расписанные ими; уточняли, где сделали ту или иную игрушку, из чего. Рассматривали приёмы, учились рисовать их. Мастера говорили: «Игрушка должна родиться три раза. Первый - лепят коричневую как шоколад; второй - обжигают, чтобы была крепкая; третий - расписывают несложными узорами». С младшей группы дети учатся рисовать точки, кружочки, кольца. Рассматривали иллюстрации Ю.Васнецова; рисовали эти элементы штампиками изготовленными из ваты и поролона. В средней группе рисовали кистью: квадраты, широкие линии, большие пятна, овалы, точки, тонкие закруглённые линии, прямые и пересекающиеся линии, волнистые линии. В старшей группе дети уже легко справлялись с работой. Лепили самостоятельно барышень, козликов, баранов, лошадок и т. д. Расписывали их с удовольствием, имея навык работы кистью. Составляли хоровод из барышень, расписывали козликов пасущихся на лугу.

Аналогично проходило знакомство с городецкой росписью. Проводила занятия по смешиванию красок, учила рисовать концом кисти и плашмя, уточняли розовый и голубой цвет, тёплый и холодный тон. Рисовали цветы после рассматривания открыток, учила рисовать листья, что очень трудно детям даётся. Проводила беседы, рассматривали узоры на городецких изделиях, разрешала потрогать отдельные элементы пальцем - «обрисовывали» их на изделиях, держали в руках. Вначале проводила занятия по аппликации, уточняла, что каждый цвет любит свой оттенок и. Объясняла, что цветок мастер рисует от пятна. Продолжала учить рисовать детей элементы городецкой росписи и называть их. Напоминала, что рисовать надо цветы в определённой последовательности: вначале круги быстрым движением кисти, затем листья (пока сохнут круги). Учила составлять оттенки: розовый, голубой, оранжевый, зелёный. Уточняла названия цветов - «розан», «купавка», «бутон». При составлении узора запоминали правила построения композиции: цветы расположены гирляндой; могут быть одинаковыми; цветы и бутоны могут чередоваться; цветы расположены на веточке; первый цветок большой, следующие меньше, заканчивается веточка бутонами; в середине композиции располагается большой цветок, по бокам - поменьше, они как будто прижимаются друг к другу; могут быть одного цвета, но по-разному украшены; листья расположены симметрично или вокруг цветов (как будто водят хоровод). Объясняла детям, что городецкие мастера рисуют не только цветы и листья, но и гордых, важных птиц: петухов, индюков. И мы тоже рисовали городецких птиц, коней на фантике для конфет. На каждом занятии дети проявляли творчество в выборе цвета, количество цветов и бутонов, формы листа. Им предлагалось представить себя в роли мастеров и им надо украсить разделочные доски, шкатулки, миски, панно. С помощью этих росписей дети украшали зал к празднику 8 Марта, делали мамам подарки (рамку для фотографии).

Знакомила детей с богородской игрушкой, с промыслом богородских мастеров; учила видеть средства выразительности, характер образа, присущие данному промыслу; воспитывала любовь к народной игрушке и скульптуре. Рассказывала детям, что деревянные игрушки вырезаются из деревьев мягких пород: липы, осины, ольхи. Для изготовления игрушек мастера пользовались острыми, короткими ножами, насаженными на деревянную ручку, топорами, полукруглой стамеской. Игрушки получаются весёлые, сказочные, смешные и интересные. Большую часть игрушек мастера не раскрашивают, сохраняя естественный светлый цвет древесины. Лепили с детьми медведя из пластилина и глины, делая «порезы» стекой.

Также знакомила детей с историей и технологией создания павловопо- садских платков; продолжала воспитывать любовь к искусству русских художников и мастеров. Рассказывала детям, что платок традиционный головной убор русских женщин. Эти платки ещё называют «шалью» и носят на плечах. После беседы рисовали платки.

Начиная с младшей и заканчивая подготовительной группой мы много внимания уделяли матрёшке: играли с ней, расписывали её различными росписями (Загорская, Калининская, Семёновская и Полхов-Майданская).

С такими знаниями и умениями перешли в подготовительную группу, и работа по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством продолжалась. До Нового года мы вспоминали те росписи, с которыми были знакомы ещё в старшей группе, а после праздников познакомились с новой росписью - сине-голубой Гжелью. В начале я сама изучила этот промысел, познакомилась с особенностями украшения изделий, формой, материалом, из которого они изготавливаются. Сделала зарисовки простых орнаментов для себя и для детей. Подобрала альбомы, фотографии, иллюстрации с росписью кувшинов, чайников, кружек, квасников, игрушек, небольших скульптур, на которых изображены васильки, колокольчики, ромашки, розы, одуванчики. Беседовала с детьми при рассматривании изделий о приёмах их узорного оформления, композиции украшения, техники росписи; учила детей приёмам вырезания из бумаги наиболее распространённых изделий: вазы, кружки, блюдца, подноса и т. д. Учила способам кистевой росписи синими и голубыми красками по белому фону. Дети лепили чайную посуду из глины и после её расписывали. Мы смастерили поднос, собрали всё вместе и получился чайный сервиз. Рисование чередовали с аппликацией. Дети гордились своей работой и приглашали родителей посмотреть выставку Гжели. На занятиях у детей развивались такие навыки как: лёгкость движений руки, неотрывность, направленность движений. Вырабатывалось движение правильно делать остановку, изменять нажим, что позволяло ребёнку передавать в рисунках наиболее выразительные образы.

После того, как дети усвоили все виды росписи - перешли к самой сложной росписи Хохломе. У детей уже были наработаны навыки и приёмы тех росписей, которые они знают; появилась лёгкость руки и смелее выводились на бумаге завитки и веточки. Также как и с другими росписями проводила беседы об истории Хохломы и то, что она началась с иконописи, писалась золотом. Много говорили о фоне, о цветах, используемых в росписи; рассматривали иллюстрации: посуду, панно, разделочные доски. С хохломской росписью начинала знакомить детей со средней группы. Не давая названия росписи, мы рассматривали изделия расписанные хохломс- кими мастерами, обращала внимание на чёрный, красный, жёлтый цвет. В подготовительной группе дети отражали в рисунках травушку-муравушку, лазоревые цветочки, багряные и золотые листья, гроздья ягод. Проявляли свою фантазию, воплощали мечты о сказочной красоте.

Аналогично проводила занятия по жостовской росписи.

Знакомясь с предметами народного творчества дети лепили посуду для игр с куклами, выполняли декоративные плитки по мотивам народных произведений. В младшей и средней группах лепили в подарок мамам бусы, в старшей и подготовительной - кулоны и броши. В старшей группе дети лепили птиц по филимоновской игрушке,после расписывали их для выставки. Лепили дымковских барышень. Белые фигурки под действием кисти и красок оживали, делались яркими, весёлыми. Дети радовались своим работам и интересной композиции. В подготовительной группе расписывали плитки - это занятие оказалось для детей очень интересным и увлекательным. Применяли два способа: способ налепки и способ выбирания глины.

Организовывали праздники по изо деятельности в старшей и подготовительной группах, на которых дети проявляли свои знания и умения, показывали театр из дымковских игрушек. Была собрана коллекция открыток по народным промыслам: альбом «Цветы», ателье, русские костюмы. Дети и родители помогали собирать пособия. В группе был создан уголок творчества, для того, чтобы дети в свободное от занятий время могли самостоятельно рисовать, лепить, вырезать. Дети играли в игру «Магазин», «Музей», где выставлены детские работы, которые после обыгрывались. Для того, чтобы ребёнок много знал об искусстве не достаточно просто рассказать, показать. Важно то, чтобы ребёнок всё это воспринимал через игру. В ходе игр происходит целенаправленное восприятие народного искусства, умение высказывать своё мнение, прислушиваться к другим. Поэтому на ряду с сюжетными играми предлагала дидактические игры - игровой метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство развития личности ребёнка.

Я пользовалась таким методом, как от простого к сложному, постепенность в освоении технических приёмов и навыков в работе. Старалась применять поговорки, пословицы.

В прошлом году у нас в группе проводилось занятие по народно-прикладному искусству, которое проводила Дубинина Е.В. Я активно помогала детям в усвоении программы. Вместе с детьми активно готовили выставку работ. Они отнеслись к этому очень серьёзно и работы получились удачные.

Умелое осуществление взаимосвязи разных видов работы по изобразительной деятельности - важное средство активизации художественного творчества детей. Овладение техникой изображения народных орнаментов расширяет кругозор ребят, у них появляются возможности для более разностороннего применения полученных знаний и умений в разных видах деятельности.

В любом случае успехи достигаются лишь тогда, когда работают с увлечением. Увлечённость и творчество, заинтересованность в искусстве очень важны. Роспись бересты, выкладывание из мазайки сказочных птиц, превращение обычной глины в какой-либо образ увлекает детей, развивает их фантазию, воображение, активизирует творчество. Народное искусство всё более активно влияет на художественное развитие и творчество дошкольников, приобщая их к миру прекрасного.

Так с самого малого мы учим детей любить свою Родину, свой народ, уважать труд русского умельца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФОРМЫ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ ПО НАРОДНО – ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ»

Народно – прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры.Народно – прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит дет...

Опыт работы по теме :«Использование народно – прикладного искусства на занятиях по декоративному рисованию»

Описывается работа по ознакомлению народной игрушки, знакомство с декоративными росписями народов России (Гжель, Хохлома, Городец,Дымка)....

Статья "Народно – прикладное декоративное искусство, как часть патриотического воспитания."

Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Ознакомление с произведениям...

Консультация для родителей «Народно-прикладное декоративное искусство в жизни детей»

Материал для ознакомления родителей как помочь детям в домашних условиях пополнить и углубить знания о народных промыслах....

Памятка «Народно прикладное декаротивное искусство»

Богато искусство современных русских народных промыслов. А традиции мастеров-ремесленников уходят далеко вглубь веков. У разнообразных художественных промыслов и ремесел богатая предыстория, что свиде...

Презентация из опыта работы «Использование народного искусства с детьми раннего возраста»

laquo;Подлинную историю своего народа нельзя знать, не зная устного народного творчества»                            ...