Консультации для педагогов
консультация на тему

Дронина Наталья Александровна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 27 «Филиппок»

Консультация для педагогов

«ГРАММАТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Воспитатель: Дронина Н.А.

г. Нижневартовск

Формирование грамматического строя языка протекает в общем русле речевого развития, и формы и методы педагогического руководства должны учитывать поэтапный характер общего речевого развития, прежде всего этапы формирования форм речи (диалога и монолога), переход от дословестной смысло-семантической системы к ситуативной фразовой речи (из которой в последующем развивается как диалог, так и монолог), к освоению диалогической формы речи со сверстниками как сферы речевой самодеятельности детей.

Шестой и седьмой год жизни – этап овладения способами грамматически правильного построения развёрнутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоение способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука. В старшем дошкольном возрасте происходит также становление скоординированного диалога со сверстниками, развитие субъективности и инициативности в диалоге со взрослыми.

Управление грамматическим развитием должно осуществляться прежде всего через организацию специальной совместной со взрослыми деятельности, через общение ребёнка с педагогом и другими детьми. Такое общение может разворачиваться в форме речевого взаимодействия двоих собеседников (диалог), но может принимать и групповые формы (полилог). В зависимости формы организации общения меняются.

Занятия со старшими дошкольниками также широко используются дидактические игры и упражнения, строятся на коммуникативной и игровой мотивации, имеют элементы занимательности, включают пластические упражнения (физкультминутки). Но в них явно применяются обучающие приёмы, особенно при присвоении средств и способов построения связного высказывания.

Дошкольные годы – особый период, имеющий не приходящее значение для развития коммуникативного и языкового творчества детей, и наиболее продуктивный путь лежит через диалог умного понимающего взрослого с ребёнком и детей друг с другом.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 27 «Филиппок»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАМАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ»

ВОСПИТАТЕЛЬ: Дронина Н.А.

г. Нижневартовск

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребёнка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Но само общение полуфункционально. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен интеллектуальной информацией, воздействие на эмоциональную сферу и поведение партнёра, так и само сообщение и используемые языковые средства.

                                                                                   (Р. О. Якобсон)

Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребёнка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению форм речи – диалога и монолога. Диалог выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается монолог. Диалог может разворачиваться как элементарное повторение в бытовом разговоре и может достигать высот философско – мировоззренческой беседы.

Выделяются две основные сферы общения дошкольника – со взрослыми и со сверстниками. Первоначальной недифференцированной формой общения матери с ребёнком является «дуэт» (Н. И. Лепская) – особое явление нескоординированного речевого взаимодействия, в котором проявляются черты и монолога, и диалога. Качество скоординированности диалога на начальных этапах обеспечивается матерью, которая «чинит» диалог, заполняя паузы, подсказывая ребёнку возможные варианты поддержания и развития темы. Особое значение имеет появление инициативности речи у ребёнка, превращающей диалог в равноправных партнёров по общению. Диалог со сверстником также зарождается в виде несогласованной речевой активности находящихся рядом детей. Ж. Пиаже назвал эту форму «коллективным монологом» и усматривал в ней проявление свойственного детям эгоцентризма, неспособности вставать на позицию партнёра.

Как показывают наблюдения, нескоординированные речевые высказывания, «коллективные монологи» характерны для всех детей. Особенно это часто проявляется на занятиях по изобразительной деятельностью, а также в процессе игр с мелкими игрушками, конструирования, занятий с мозаикой, когда дети  находясь рядом, каждый занимается своим делом. В такой форме удовлетворяется фундаментальная потребность в установлении социального контакта, эмоциональной связи со сверстниками.

Дети четырёх-пяти лет испытывают большую потребность делиться своими впечатлениями на темы из личного опыта, охотно откликаются на предложение рассказать о своих встречах в природе, о четвероногих друзьях, любимых игрушках, маме, сестрёнке, братишке. У них не хватает терпения выслушать собеседника, все начинают говорить одновременно. И хотя такой «полилог» выглядит неорганизованным и хаотичным, он является свидетельством определённого прогресса в познавательном, личностном и речевом развитии детей.

Очень важно, чтобы ребёнок достиг взаимопонимания, используя доступные ему средства: и речевые, и невербальные – неречевые.

Таким образом, диалогическая форма общения не дана ребёнку изначально. Её становление проходит стадию преддиалога («дуэта», «коллективного монолога»).

Овладение диалогом – это прежде всего формирование диалогической композиции, активного вопрошающего и ответного отношения к партнёру, умение слышать и  понимать товарища, привлечь его внимание к себе и своей деятельности, интересоваться собеседником и быть интересным ему.

Образцы ведения диалога ребёнок получает в общения с взрослым. Именно в общении с взрослым дошкольник рано учится говорить о предметах, не находящихся в поле зрения, в наличной ситуации, обучается внеситуативному общению. А. Г. Рузская, Э. А. Рейнстейн доказали, что в общении  со взрослым речь ребёнка более свёрнута, ситуативна, чем в общении со сверстником. В общении со сверстниками дети учатся применять речь для  целей общения в разнообразных коммуникативных ситуациях. Связность диалога обеспечивается за счёт использования интонации и языковых средств связи – повторение слов и отдельных реплик, использование местоимений, однокоренных слов, неполных предложений. Как уже отмечалось, диалог опирается на невербальную коммуникацию. Ведя диалог, ребёнок одновременно ориентируется на контекст, на ситуацию общения, на партнёра (его мотивы), а также на сообщение, на язык.

Исходя из таких представлений о диалоге, составлена предлагаемая программа развития диалогического общения для старших дошкольников, которая охватывает весь спектр задач: задачи освоения языка как средства общения и формирования на язык; задачи установления детьми социальных контактов друг с другом с использованием всех доступных – речевых и неречевых средств; задачи овладения средствами и способами построения развёрнутого текста в условиях продуктивной творческой речи; задачи установления интерактивного взаимодействия (умение слушать и слышать собеседника, инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение и т. п.).

Принципиально важно подчеркнуть необходимость целостного подхода к формированию диалогической речи и недопустимость сведения задач обучения диалогу только к освоению вопросно-ответной формы. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, без формирования инициативной и активно ответной позиции, партнёрских отношений; и такие диалогические отношения должны пронизывать как общение ребёнка со взрослым, так и взаимодействие со сверстниками как сферы подлинной детской коммуникативной самодеятельности. С другой стороны, овладение диалогом невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации, без воспитания культуры речи (чистого звукопроизношения, чёткой дикции, интонационной выразительности, лексической точности, грамматической правильности).

Задача формирования диалогического общения, таким образом, выступает как приоритетная, определяющая постановку задач языкового развития, отбор познавательного содержания, методов и форм организации обучения родной речи, а также стиль общения педагога с детьми.

Обучение диалогическому общению осуществляется в форме сеансов (уроков) активизирующего общения. Сценарий общения между детьми может включать разговор воспитателя с детьми, дидактические, подвижные, народные  игры, инсценировки, игры -  драматизации, занятия изобразительной деятельностью, конструированием, имитационные упражнения, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин) – такие виды деятельности, в которых речь выступает во всех своих многообразных функциях, несёт основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.

Обучение диалогическому общению осуществляется в основном во внеурочных формах, при применении косвенных методов обучения, имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию. Педагог – это старший партнёр, он более взрослый, более сильный, более умный. Это человек, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребёнка на инициативу, его желание говорить на интересующие его темы, уходить от неприятных ситуаций (не отвечать на непонятные и неинтересные вопросы, не повторять за воспитателем то, что все уже слышали, не выходить к доске и т.п.).

Задачи традиционные для методики развития речи: обогащение и развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического языка ребёнка, развитие связной речи.

Новые идеи методики: Ф. А. Сохина, О.С. Ушаковой.

Подбирается конкретный языковой материал, игровые задания, проблемные ситуации таким образом, чтобы активизировать речевое общение между детьми, их инициативные высказывания, вопросы, рассказы из личного опыта, непроизвольную ситуативную речь, использование невербальных средств общения.

Игра - драматизация важна для развития диалогического общения. В ней, принимая на себя роль, ребёнок встаёт в позицию сказочного персонажа и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. На это обратил внимание А. В. Запорожец.

Наибольшую ценность представляет игра – импровизация по мотивам сказки. Дети заимствуют из текста сказки отдельные эпизоды, свободно строят слова роли, диалоги. Один и тот же текст может быть импровизирован разнообразными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через собственные выразительные движения и речь. Более доступны детям игры с мелкими игрушками и фигурами настольного театра. Такие инсценировки дают возможность действовать самостоятельно рядом со сверстником, не принимая на себя определённой роли. Игры – инсценировки готовят основу для драматизаций, в которых дети принимают на себя определённую роль и вынуждены координировать игровые действия с партнёрами.

Если у детей недостаточный игровой опыт, следует начинать с совместных инсценировок, когда взрослый рассказывает сказку, демонстрируя игрушки и предоставляя возможность детям произвести с ними действия. Основу таких инсценировок составляют короткие народные сказки, потешки, стихотворения («Лиса и рак», «Ёж и лиса», «Соломинка, уголёк  и боб»). Затем нужно увлечь детей так, чтобы у них появилось желание самим поучаствовать в разыгрывании отдельных эпизодов сказки, в разнообразных упражнениях имитационного характера. И лишь затем можно развернуть драматизацию существенного произведения.

Детям нравиться многократно возвращаться к одним и тем же текстам, особенно если появляются новые элементы костюма, декорации, игрушки.

Приближены к диалогической форме и задания на рассказывание. Это рассказы из личного опыта и сочинение по набору игрушек. Педагог побуждает детей к высказываниям, задавая разнообразные вопросы: «Кто встречался в лесу с зайцем?», «У кого дома жил ёжик?». Рассказывание на темы из личного опыта удовлетворяют потребность ребёнка в самовыражении, самоутверждении, во внимании сверстников.

Очень желанны для детей совместные со взрослыми сочинения по набору игрушек. И рассказы из личного опыта, и сочинения по набору игрушек традиционно воспринимаются педагогами как монологическая речь. В старшей группе поначалу совместно педагог и дети, в дальнейшем – несколько детей. Детям очень нравится сочинять истории по типу народных сказок, где главный персонаж (сказочный предмет) по очереди встречает разных зверей и разговаривает с ними. Здесь возникают повторяющиеся диалоги персонажей, которые помогают детям импровизировать на заданную тему.

Особый тип сценариев составляют беседы на темы из личного опыта, в которых специально ставится задачи развития диалогической речи: умение слушать партнёра, инициативно высказываться, реагировать на высказывания сверстника, соблюдать в беседе очерёдность, быть доброжелательным, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста. Цель такой работы – пробудить речевую активность каждого ребёнка, его умение вступить в разговор, поддержать беседу, делиться своими переживаниями.

Чтобы научить диалогу со сверстниками, ребёнок должен приобрести положительный опыт взаимодействия хотя бы с одним партнёром. Такие умения приобретаются постепенно в процессе игр, в которых сами правила игры прямо нацеливают детей действовать совместно, следить за высказываниями и действиями партнёра, дополнять или корректировать их. В этих дидактических играх дети учатся речевому взаимодействию. Возникновение диалога – основная задача дидактической игры.

     Таким образом, процесс обучения строится во взаимосвязи грамматической работы с формированием связной речи (диалогической и монологической). Используются такие формы речевой работы, как: сюжетно - дидактические игры; игры – драматизации; литературные викторины; вечера загадок; ведение альбомов детского творчества.          

     

   



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 27 «Филиппок»

Консультация для педагогов

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ

И МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ»

Воспитатель: Дронина Н.А.

г.Нижневартовск

В первые годы жизни речь развивается стремительными темпами, и уже к пяти годам заканчивается её естественное становление.

Это значит, что ребёнок правильно произносит все звуки родного языка, имеет значительный словарный запас, освоил основы грамматического строя речи, владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими ему свободно общаться.

Однако в последние годы наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей, что так или иначе сказывается на их развитии.

Педагогические технологии начинают отставать насущих проблем речевого развития современного дошкольника. Педагоги традиционно ориентируются только на возрастную норму речевого развития и не учитывают индивидуальных особенностей каждого ребёнка, что снижает результативность работы.

Серьёзным препятствием для нормального речевого развития детей является увлечённость родителей, а нередко и педагогов, ранним обучением грамоте. При этом письменная речь ложится на неподготовленную речевую почву, что в дальнейшем часто приводит к нарушению механизмов чтения и письма (дислексии и дисграфии).

Хорошо подготовить ребёнка к школе, заложить прочный фундамент обучения грамоте можно только в процессе серьёзной работы по развитию устной речи.

Особенности методики:

  1. Эффективность и результативность работы педагогов по развитию речи складывается из достижений конкретных детей группы. Поэтому в методику включена работа по выявлению исходного уровня речевого развития каждого ребёнка и группы в целом. На основании полученных данных определяются перспективы развития речи каждого ребёнка и группы в целом на текущий учебный год.
  2. Работа проводится в системе, охватывающей все стороны развития речи (произносительную, словарный состав, грамматический строй, связную речь).
  3. Развитие каждой стороны имеет собственную  динамику и широкий круг задач. Полноценная проработка такого материала требует больших усилий и временных затрат. Однако этого можно избежать, если установить взаимосвязь с другими видами деятельности дошкольников. Тем самым экономится время, а речевая деятельность занимает естественное место в жизни детей.
  4. Однако не весь объём учебного содержания развития речи можно «пристроить» к другим видам деятельности. Есть «собственно речевые» задачи, которые требуют систематической, специальной проработки. К ним относятся, например, развитие речевого слуха, работа со звуками, обучение связной монологической речи.
  5. Центральным звеном в системе развития речи детей 4-7лет является речевой слух. Чем лучше он развит, тем совершеннее речь. Речевой слух представляет собой сочетание фонематического слуха (способность различать звуки речи) и фонетического.

На базе фонематического слуха у ребёнка формируется способность слежения за непрерывным потоком слогов, то есть фонетический слух. Дети старшего дошкольного возраста овладевают умением делить слова на части (слоги), определять их количество, выделять ударный слог. Все эти навыки составляют основу по обучению грамоте и являются важнейшими показателями речевой готовности ребёнка к школе.

  1. Предлагаемая методика развития ребёнка предполагает углубленную работу со звуками, причём со всеми звуками русского языка, а не только с теми, при произнесении которых дети испытывают естественные возрастные трудности. В каждом возрастном периоде звуки отрабатываются на новом качественном уровне.
  2. Подготовка к обучению грамоте рассматривается не как отдельная, самостоятельная методика. Это – составная часть системы развития речи, определёный этап речевого развития. Поэтому подготовка к чтению и письму ограниченно сочетается с другими сторонами развития речи дошкольника.

Помимо известных, проверенных на практике игровых упражнений и заданий, в методике предлагаются новые приёмы, игры, речевые задания, разработанные авторами в процессе многолетней практической и экспериментальной работы с детьми.

Итак, предлагаемая методика включает в себя:

  1. Ежегодное изучение состояния речи ребёнка в каждой возрастной группе.
  2. Систему занятий по развитию речи детей 4-7 лет.
  3. Руководство развитием речи вне занятий.
  4. Дополнительный материал для работы педагога (упражнения артикуляционные и на развитие мелкой моторики рук).

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Комплексное развитие устной речи:

  • произносительной стороны;
  • словарного состава;
  • грамматического строя;
  • связной речи.

В начале учебного года проводить работу по выявлению исходного уровня речевого развития каждого ребёнка и группы в целом. При повторных обследованиях (в течение двух-трёх недель в сентябре) выявить динамику речевого развития и вносить коррективы в планы. На основании полученных данных определять перспективы развития речи каждого ребёнка и группы в целом на текущий учебный год.

Способствовать развитию связной речи.

Развивать диалогическую речь детей.

Создавать условия, способствующие активному использованию диалогической речи (игровые и проблемные ситуации, экскурсии, групповые и семейные традиции, театрально-игровая деятельность).

Обьяснить и закрепить представления о том, что насыщение диалога (какие слова и выражения употребляешь, с какой интонацией произносишь слова и реплики) зависит от того, с кем и по какому поводу происходит общение.

Учить осмысленно пользоваться речевым материалом в зависимости от ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание).

Демонстрировать детям культуру ведения диалога.

Готовить к обучению связной монологической речи.

Посредством игровых упражнений и разных форм пересказа учить составлять характеристики предметов и объектов (для описания); востанавливать последовательность событий в повествовании.

СОЗДАВАТЬ УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ.

Рассматривая с детьми их работы по изобразительной деятельности, побуждать к рассказу о созданных образах, предметах и явлениях окружающего мира.

В процессе различных видов деятельности (познавательной, изобразительной, театрально-игровой и т.п.) побуждать детей к высказываниям  разного  типа.

Создавать для ребёнка культурную и богатую речевую среду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....