Музыкальная предметно-развивающая среда как средство эмоционального развития дошкольников.
статья на тему

Барышева Лариса Викторовна

В соответствии с ФГОС вопрос создания предметно-развивающей среды в ДОУ является важным и актуальным. Музыкальная предметно-развивающая среда может рассматриваться как средство развития эмоциональности дошкольников, определяющей особенности восприятия детьми окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnaya_prdm._razv_sreda.docx19.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

        Вопрос создания предметно – развивающей среды  в ДОУ в настоящее время является важным и актуальным.  В соответствии со  вступившим в силу Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, она выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную и  коммуникативную функции. Но не следует забывать, о том, что развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний  -- его эмоциональным развитием. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, а с другой -- сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания и особенности восприятия окружающего мира. Но как мы можем наблюдать, на сегодняшний день развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его познавательного развития. Однако, как справедливо указывали педагоги Л.С. Выготский и А.В.Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем  может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. 

Что же такое эмоциональное развитие дошкольников? Это  целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей. К средствам эмоционального развития детей следует отнести развивающую среду, игру, детское художественное творчество, художественную литературу.

Но одним из  действенных средств развития эмоциональной сферы дошкольников является музыка  --- искусство, которое представляет собой неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта. Исследователями в области педагогики, психологии, музыкознания Б.В. Асафьевым, Л.С. Выготским  доказана взаимосвязь и взаимозависимость прогрессивных изменений личности и музыкально - эмоционального развития.  А необходимость приобщения дошкольников к миру музыкальной культуры и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку подчеркивается в трудах Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского.

Музыка наиболее глубоко захватывает человека и организует его эмоциональное существо, в общении с ней ребенок легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе. Именно эмоциональная активность дает ребёнку возможность реализовывать свои способности и становится средством эмоционального общения.

Организованная музыкальная деятельность в дошкольном учреждении предполагает создание музыкальной предметно-развивающей среды, условно  состоящую из двух компонентов: музыкального и предметного.

Музыкальный компонент представлен музыкальной информацией, т. е. непосредственно музыкой, независимо от её источника. Всё остальное, в том числе музыкальные инструменты и средства извлечения музыки (магнитофон, музыкальный центр и т.д. ), музыкальные игрушки, наглядные пособия, атрибуты  и оборудование ,  музыкально-дидактический материал, фонотека (кассеты, диски) с детскими песнями, современной, народной и классической музыкой    относятся к предметному компоненту.

              Специфика занятий музыкального искусства заключается в том, что в искусстве нет пройденных тем, так же как и пройденных произведений. Каждая новая встреча со знакомым произведением обогащается новыми впечатлениями: живое звучание музыки, аудиозаписи, привлечение произведений изобразительного искусства, видеофрагменты музыкальных спектаклей, фрагменты концертов ведущих исполнителей, пение героев полюбившихся кино- и мультипликационных фильмов, игрушки, атрибуты и костюмы и др.

 Еще одной особенностью музыкального воспитания дошкольников является организация разных форм  музыкальной деятельности: НОД, ИОД, досуговой деятельности, самостоятельной музыкальной деятельности, развлечений, праздников и др. Для этого требуется особый подход к подбору специализированного оборудования и оформлению интерьера музыкального зала и  музыкальных уголков каждой группы.   Наличие слайдов, репродукций картин, видеоклипов обеспечивает синтез музыкального искусства с другими видами искусства: литературой, театром, живописью, скульптурой и архитектурой.  А привлечение современных технических средств обучения способствует повышению качества музыкального образования, развитию интереса и любви к музыке и музыкальным занятиям, созданию ярких эмоциональных впечатлений.

Следует отметить, что в музыкальной среде кроме указанных двух компонентов  присутствует и еще один не менее важный: социальный.  Поскольку в любой среде происходят социальные взаимодействия ребёнка, влияющие на его развитие. Окружающие ребёнка сверстники и взрослые составляют его среду обитания, а взрослые, кроме этого, являются организаторами педагогического процесса. Музыкальная среда раскрывает свои возможности в процессе общения детей со взрослыми в этой среде. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей деятельности.      Разнообразная музыкальная предметно-развивающая среда в ДОУ, творческий подход и заинтересованность педагогов помогают детям окунуться в мир музыки и расширить представление о ней, развить воображение, активизировать  мышление, речь  и эмоциональную сферу.

 К сожалению, в последние годы наблюдается тенденция к снижению значимости музыкального воспитания дошкольников. Но мы, с вами, конечно же, считаем, что музыка имеет большое значение для формирования духовного мира ребенка, становления нравственных основ личности, развития эмоционально-чувственной сферы.

             Применение новых технологий в музыкальном воспитании дошкольников возможно лишь при наличии материально-технического, методического оснащения, отвечающего современным требованиям. Т. о.,  рассматривая музыкальное воспитание как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре, можно говорить о музыкальной предметно-развивающей среде как о средстве эмоционального развития дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Музыкальная предметно-развивающая среда как средство эмоционального развития ребенка"

   Из опыта работы музыкального руководителя. Развитие эмоциональной сферы особенно важно в период дошкольного возраста. Музыка, слово, развивают духовные силы, создают основу для раз...

Музыкальная предметно - развивающая среда как средство эмоционального развития ребенка в ДОУ

Правильно созданная и применённая музыкальная предметно-пространственная среда  позволяет каждому малышу поверить в  свои силы и способности, развивать такие качества, как любознатель...

Музыкальная предметно - пространственная среда как средство эмоционального развития ребенка

Презентация на тему: "Музыкальная предметно - пространственная среда как средство эмоционального развития ребенка"...

Предметно- развивающая среда как средство речевого развития дошкольников

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окру...

«Организация предметно-развивающей среды как средство всестороннего развития дошкольника»

laquo;Организация предметно-развивающей среды как средство всестороннего развития дошкольника»...

Консультация для педагогов «Музыкальная предметно-развивающая среда как средство эмоционального развития ребенка в ДОУ»

Консультация для педагогов «Музыкальная предметно-развивающая среда как средство эмоционального развития ребенка в ДОУ»...